ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-1131/2021 от 14.12.2021 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-1131/2021

14 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  14декабря 2021 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) – Сурма Н.А. (доверенность от 15.12.2020), от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Югнефтехимтранзит» (ОГРН 1062352015483 ИНН 2352038786) – Гербель Д.О. и Фролова С.Ю. (доверенности от 11.01.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Югнефтехимтранзит» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу № А53-1131/2021, установил следующее.

ОАО «РЖД» (далее – истец, железная дорога) обратилось в арбитражный суд
с иском к ООО «Югнефтехимтранзит» (далее –  ответчик, общество) о взыскании
167 428 рублей 80 копеек платы за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, 6467 рублей 28 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 26.02.2020 по 10.12.2020 и процентов
за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 11.12.2020 по день фактической оплаты долга.

Решением от 16.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.09.2021, иск удовлетворен в полном объеме.

В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, поскольку  суды не сослались на первичные документы (памятки приемосдатчика), которыми подтверждено нарушение обществом технологических норм выгрузки вагонов, на каких путях необщего пользования ответчика происходило данное нарушение, влияние нарушения на работу станции в виде невозможности подачи партий вагонов под разгрузку и угрозу заполнения станции назначения адресованными ответчику вагонами, что блокировало бы нормальную работу станции Кавказ. Выводы судов о способности  актов общей формы свидетельствовать  о наличии затора в подаче и уборке вагонов в момент бросания спорного состава 02.02.2020 на промежуточной станции ошибочны. Железная дорога не доказала, что причиной  задержки вагонов  в пути следования являлась занятость всего  фронта выгрузки ответчика  по причинам нарушения технологического оборота вагонов. Суд апелляционной инстанции исследовал наличие нарушений технологических норм на 2-х путях необщего пользования из 6возможных, в частности исследованы только пути необщего пользования № 2 и 14. Суды не исследовали грузооборот станции Кавказ, на которую поступают составы для общества, не проверили  доводы ответчика о наличии свободных путей необщего пользования, на которых в силу договора должно разгружаться топливо дизельное, не обосновали, каким образом нарушение технологических норм выгрузки на одном пути может влиять на невозможность подачи спорных вагонов на другие пути необщего пользования; не оценили доводы общества об отставлении вагонов от движения на 2 суток раньше составленных актов общей формы, которые стали основанием для задержки вагонов на промежуточной станции; не проверили доводы о наличии временных интервалов, когда вагоны на выгрузку топлива дизельного не подавались перевозчиком либо подавались в значительно меньшем количестве, чем согласованная вместимость путей.

В отзыве на кассационную жалобу железная дорога отклонила доводы общества.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, правоотношения железной дороги (перевозчик)
и общества (владелец) урегулированы договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования (пути № 11, 13, 14) при станции Кавказ Северо-Кавказской железной дороги от 20.11.2014 № 344/2.

Дополнительным соглашением от 27.04.2017 к договору стороны согласовали следующие технологические нормы на выгрузку грузов: нефть сырая – 2,5 часа – путь 13; темные нефтепродукты – 4 часа – путь 13; нефть сырая – 2,5 часа – путь 14; темные нефтепродукты – 4 часа – путь 14; светлые нефтепродукты – 2 часа – путь 14, способ выгрузки – механизированный.

Согласно пункту 16.5 договора за время задержки в пути следования  не принадлежащих перевозчику вагонов, в том числе на промежуточных станциях, из-за не приема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50% от плат, приведенных в таблице № 9 Тарифного руководства № 2 (далее – Тарифное руководство) с учетом коэффициентов индексации. В случае невозможности слива цистерн по причинам, зависящим от владельца, он обязан в письменной форме уведомить об этом перевозчика.

Правоотношения сторон по организации расчетов урегулированы Соглашением
на организацию расчётов от 15.03.2019 № 145с/03.19. Согласно пункту 1.4 Соглашения права и обязанности сторон, порядок расчетов, ответственность сторон и иные условия
по исполнению соглашения указаны в Положении от 05.08.2013 № 1685р о порядке взаимодействия между железной дорогой и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся железной дороге платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и /или порожних вагонов (далее – положение), которое опубликовано на официальном сайте железной дороги, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

Железная дорога 02.02.2020 задержала на железнодорожной станции Фонталовская СКЖД поезд, следовавший в адрес общества, указав на невозможность принятия вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования. Факт задержки вагонов на промежуточной станции зафиксирован в актах общей формы (АОФ). Обществу направлены соответствующие уведомления.

За время нахождения задержанных вагонов на путях общего пользования железная дорога начислила обществу плату в размере 167 428 рублей 80 копеек по ставкам Тарифного руководства.

Отказ ответчика от внесения названной платы явился основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.

Суды при разрешении спора обоснованно применили положения статей 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 39, 119 Федерального закона
от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав).

 В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее – плата за предоставление ж/д путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:

– ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;

– нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;

– задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных
на железнодорожной станции отправления (далее – расчетный срок доставки)
в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;

– задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.

Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение
на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей
в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.

По смыслу названных норм для начисления платы за время нахождения вагонов
на путях общего пользования в составах поездов, остановленных в пути следования
на промежуточных станциях, необходимо наличие одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.

В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом
и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).

По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов,
не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной
части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам
и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм
и нарушение срока доставки.

В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26 (далее – Правила № 26), предусмотрено, что
в случае задержки вагонов в пути следования на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим
от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, перевозчик на станции назначения на факт задержки вагонов составляет АОФ, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала
и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.

Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45 (далее – Правила № 45), при перевозках грузов АОФ составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема
от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.

В АОФ должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В АОФ, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания  платы за пользование вагонами, контейнерами указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала
и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. АОФ должен быть подписан перевозчиком, лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления в количестве не  менее двух (
пункты 3.4 и 3.5 Правил № 45).

Удовлетворяя иск, проанализировав составленные железной дорогой АОФ, памятки приемосдатчика, ведомости подачи-уборки вагонов, оформленные в спорный период, суды пришли к выводу о том, что плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в заявленном размере начислена железной дорогой обоснованно.

Суды установили, что следующие в адрес ответчика вагоны простаивали на путях общего пользования по причине, зависящей от общества. Общество нарушило технологические сроки оборота вагонов, поэтому  отсутствовала возможность подачи вагонов на пути необщего пользования. Факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушением сроков доставки и факт невыполнения (нарушения) норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтвержден материалами дела. В АОФ указаны вагоны, задержанные на станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки.

Доказательства, опровергающие эти выводы судов, общество не представило.

Суды не установили вины дороги в нахождении вагонов на железнодорожных путях общего пользования.

При таких установленных судами обстоятельствах основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.

Доводы кассационной жалобы о неисследованности судами обстоятельств занятости всех путей необщего пользования, исчерпания пропускной способности станции назначения, возможности принятия вагонов на иные пути не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат доказыванию  ответчиком, суды в силу принципа состязательности исследуют доказательства, представленные сторонами,  негативные последствия совершения или несовершения процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.

 Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу № А53-1131/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченно ответственностью «Югнефтехимтранзит» (ОГРН 10624352015483, ИНН 2352038786) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

                                               Л.А. Трифонова

Судьи

М.Н. Малыхина   

                                                                                                                                А.Х. Ташу