ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-11449/20 от 16.12.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-11449/2020

22 декабря 2020 года 15АП-18434/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,

при участии:

от ИП ФИО1: ФИО1, паспорт;

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области: представитель ФИО2, по доверенности от 26.02.2020, удостоверение;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 17.09.2020 по делу № А53-11449/2020

по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

(ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

при участии третьего лица: Администрации Азовского района Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании гранта,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1, предприниматель) 1 485 000 рублей, полученных в качестве гранта на поддержку начинающих фермеров.

Определением от 07.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация Азовского района Ростовской области.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2020 с
ИП ФИО1 1 485 000 рублей, полученных в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, из них:

в счет возмещение средств федерального бюджета - 1 391 455 рублей; в счет возмещения средств областного бюджета - 93 555 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИП ФИО1 обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что исковые требования министерства основаны на информации, содержащейся в акте мониторинга сохранности имущества, приобретенного с использованием средств гранта, и анализа деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства ИП главы КФХ ФИО1 от 30.11.2017. Предприниматель указывает, что средства грантовой поддержки использованы им по целевому назначению, нарушений ответчиком условий предоставления государственной поддержки и оснований для их возврата не имеется. Не достижение значений показателей результативности использования гранта, установленных Соглашением, не предусмотрено Правилами в качестве основания для возврата гранта.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании ИП ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Администрация Азовского района Ростовской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в июле 2015 года индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - Министерство, истец) с заявлением на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1 485 000 рублей (л.д. 12-14).

В целях получения гранта на поддержку начинающих фермеров ФИО1 в составе заявки на получение гранта в числе прочих необходимых документов представил в Министерство бизнес-план по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства «Разведение крупного рогатого скота молочного направления продуктивности, выращивание зерновых и кормовых культур» от 09.07.2015 (далее - бизнес-план, л.д. 15¬46).

Подразделом 5.7 «Производственные затраты» раздела 5 «Производственный план» бизнес-плана были предусмотрены затраты предпринимателя на создание и содержание 3 рабочих мест.

Подразделом 5.8 «Объемы производства и реализации продукции» раздела 5 «Производственный план» бизнес-плана (в ред. от 09.11.2016) установлены производственные показатели в 2016-2020 гг.: по производству мяса - 3 000 кг (3 тонны) ежегодно, по производству пшеницы - 200 тонн (ежегодно).

По результатам рассмотрения представленных документов и проведения конкурсного отбора конкурсной комиссией Министерства было принято решение о предоставлении ФИО1 средств гранта на поддержку начинающих фермеров в общей сумме 1 485 000 рублей.

24.07.2015 между ФИО1, Министерством и Администрацией Азовского района Ростовской области заключено трехстороннее соглашение № 54 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - соглашение).

В соответствии с подпунктами 2.3.10 - 2.3.13 пункта 2.3 соглашения
ФИО1 обязался:

- исполнить в полном объеме мероприятия по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства, определенные бизнес-планом, при соблюдении ветеринарных, санитарно-защитных, градостроительных норм и правил фитосанитарных (карантинных) мероприятий, правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения Ростовской области;

- все активы, приобретенные за счет гранта, зарегистрировать в установленном законодательством порядке на территории Ростовской области и использовать только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;

- страховать приобретаемое имущество: сельскохозяйственную технику и оборудование, автотранспорт - в течение 2 месяцев с даты их приобретения, сельскохозяйственных животных - не позднее 2 месяцев с даты их приобретения (воспроизводства) в течение 5 лет, посевы сельскохозяйственных культур - в установленные законодательством сроки в течение 5 лет;

- создать в соответствии с действующим законодательством в течение 18 месяцев с даты поступления средств гранта и единовременной помощи 3 постоянных рабочих места согласно бизнес-плану со среднемесячной заработное платой работников не ниже 1,2 величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Ростовской области.

Вышеназванным соглашением был утвержден план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства ИП главы КФХ ФИО1

Согласно плану расходов общий объем денежных средств, необходимых на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, составил 1 650 000 рублей (без НДС), из которых 165 000 рублей - собственные средства ФИО1, 1 485 000 рублей - средства гранта.

В соответствии с подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 соглашения (в ред. дополнительного соглашения от 30.06.2017 № 54/2) в случае нарушения получателем условий, установленных при предоставлении гранта, выявленных по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения письменно уведомляет получателя об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата гранта в областной бюджет в полном объеме.

Получатель обязан в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления перечислить необоснованно полученный и (или) израсходованный грант в областной бюджет.

В случае не перечисления получателем необоснованно полученной и (или) использованной суммы гранта в областной бюджет в объеме и в срок, установленные подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 соглашения, указанные средства взыскиваются министерством в судебном порядке.

Во исполнение соглашения о предоставлении гранта от 24.07.2015 № 54 Министерство перечислило ФИО1 на его расчетный счет
№ 40802810107070000189, открытый в РРФ ОАО «Россельхозбанк», денежные средства в размере 1 485 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 31.07.201 № 596 на сумму 93 555 руб., № 648 на сумму 1 391 445 рублей (л.д. 58-59).

В целях развития крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 приобретены, в том числе за счет средств гранта на условиях софинансирования: сельскохозяйственные животные (крупный рогатый скот) - коровы (5 голов) и нетели (5 голов), трактор МТЗ-82.1, грабли-ворошилки, косилка роторная, пресс-подборщик, доильный аппарат. Данные приобретения предусмотрены бизнес-планом. Факт приобретения ответчиком данного имущества истцом не оспаривается.

30.11.2017 истцом был осуществлен выезд в крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 с целью проведения мониторинга исполнения индивидуальным предпринимателем условий соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства 24.07.2015 № 54.

По результатам выезда был составлен акт мониторинга сохранности имущества, приобретенного с использованием средств гранта, и анализа деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства ИП главы КФХ ФИО1 от 30.11.2017.

Согласно акту ответчиком не исполнены обязательства:

- по страхованию имущества, приобретенного с использованием средств гранта (подпункт 2.3.12 пункта 2.3 соглашения);

- по созданию рабочих мест (подпункт 2.3.13 пункта 2.3 соглашения);

- по выполнению производственных показателей в части мясной продукции (подпункт 2.3.10 пункта 2.3 соглашения).

Кроме того, на основании представленных ФИО1 отчетных документов о расходовании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи (в ред. дополнительного соглашения от 30.06.2017 № 54/2 к соглашению) установлены следующие нарушения.

Согласно отчетам о выполнении показателей эффективности крестьянским (фермерским) хозяйством (приложение № 3 к соглашению):

- за 2017 отчетный год ответчиком не выполнены показатели по созданию постоянных рабочих мест (план - 3, факт — 0), страхованию имущества, приобретенного за средства гранта, производству мяса крупного рогатого скота (план — 3 тонны, факт — 0 тонн) и производству пшеницы (план — 200 тонн, факт - 0 тонн);

- за 2018 отчетный год ответчиком не выполнены показатели по созданию постоянных рабочих мест (план - 3, факт - 0), производству мяса крупного рогатого скота (план - 3 тонны, факт - 0 тонн) и производству пшеницы (план - 200 тонн, факт - 0);

- за 2019 отчетный год ответчиком не выполнены показатели по производству мяса крупного рогатого скота (план - 3 тонны, факт — 0 тонн), по производству пшеницы (план - 200 тонн, факт - 196 тонн).

Вышеуказанные факты являются существенным нарушением условий соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства 24.07.2015 № 54.

По факту выявленных нарушения в порядке п.п. 4.1.2. п. 4.2 соглашения о предоставлении гранта Министерство в адрес ФИО1 направило претензию от 01.08.2019 № 34.6/1144, в которой потребовало возвратить средства гранта в сумме 1 485 000 рублей в течение 20 рабочих дней с даты получения. Указанная претензия получена ответчиком 07.08.2019.

В связи с тем, что денежные средства в установленный срок ответчиком возвращены не были, министерство письмом от 14.10.2019 № 34.7/1599 уведомило ФИО1 о том, что в отношении него как получателя средств государственной поддержки, не исполнившего условия её представления, будет организована работа по возврату денежных средств в судебном порядке. Письмо было вручено ответчику 22.10.2019.

На момент подачи настоящего искового заявления средства гранта в размере 1 485 000 рублей ответчиком не возвращены, что явилось основанием для истребования средств в размере предоставленного гранта в судебном порядке.

Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.

Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Поскольку соглашение о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров предполагает расходование бюджетных средств на предоставление гранта, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства.

В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Кодекса).

Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Апелляционной коллегией не принимается довод предпринимателя о том, что средства грантовой поддержки использованы им по целевому назначению, нарушений ответчиком условий предоставления государственной поддержки и оснований для их возврата не имеется.

ФИО1 не выполнил обязательства:

- по созданию постоянных рабочих мест (план - 3, факт - 0), страхованию имущества, приобретенного за средства гранта, производству мяса крупного рогатого скота (план - 3 тонны, факт - 0 тонн) и производству пшеницы (план - 200 тонн, факт - 0 тонн) - за 2017 отчетный год,

- по созданию постоянных рабочих мест (план - 3, факт - 0), производству мяса крупного рогатого скота (план - 3 тонны, факт - 0 тонн) и производству пшеницы (план -200 тонн, факт - 0) - за 2018 отчетный год,

- по производству мяса крупного рогатого скота (план - 3 тонны, факт - 0 тонн), по производству пшеницы (план - 200 тонн, факт - 196 тонн) за 2019 отчетный год, чем нарушил подпункт 2.3.12 пункта 2.3 соглашения, подпункт 2.3.10 пункта 2.3 соглашения, подпункт 2.3.13 пункта 2.3 соглашения.

В соответствии с подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 соглашения (в ред. дополнительного соглашения от 30.06.2017 № 54/2) в случае нарушения получателем условий, установленных при предоставлении гранта, выявленных по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения письменно уведомляет получателя об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата гранта в областной бюджет в полном объеме.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что полученная ФИО1 сумма гранта подлежит возврату, в связи с чем, исковые требования о взыскании с ответчика денежных средств в сумме 1 485 000 рублей, полученных в качестве гранта (в счет возмещения средств федерального бюджета - 1 391 455 рублей, в счет возмещения средств областного бюджета - 93 555 рублей), были удовлетворены в полном объеме.

Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией не были предоставлены своевременно земельные участки, что послужило причиной несвоевременности выполнения производственных показателей. В качестве доказательств того, что предпринимались меры по получению в аренду земельных участков, предприниматель ссылается на решение Азовского районного суда от 16.11.2020 о признании незаконным бездействия комитета имущественных отношений Азовского района.

В соответствии с подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 соглашения (в ред. дополнительного соглашения от 30.06.2017 № 54/2) в случае нарушения получателем условий, установленных при предоставлении гранта, выявленных по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения письменно уведомляет получателя об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата гранта в областной бюджет в полном объеме.

Согласно отчетам о выполнении показателей эффективности крестьянским (фермерским) хозяйством было установлено, что за 2017-2019 не были выполнены показатели эффективности, установленные соглашением о предоставлении государственной поддержки.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2020 по делу
№ А53-11449/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи О.Ю. Ефимова

С.В. Пименов