ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-11468/2023
29 февраля 2024 года 15АП-1719/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества «31 Государственный проектный институт специального
строительства»
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.12.2023 по делу
№ А53-11468/2023
по заявлению акционерного общества «31 Государственный проектный институт
специального строительства»
к администрации Тацинского района
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью «Новый проект»
о признании незаконным действия (бездействия) организатора торгов,
при участии:
от акционерного общества «31 Государственный проектный институт специального строительства»: представитель ФИО1 по доверенности от 01.01.2024,
от администрации Тацинского района:
представитель ФИО2 по доверенности от 27.02.2024,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «31 Государственный проектный институт специального строительства» (далее – заявитель, общество, АО «31 ГПИСС») обратилось
в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к администрации Тацинского района (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании недействительным проведенного заказчиком электронного конкурса № 0158300000123000004 на выполнение подрядных работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту «Водоснабжение населенных пунктов Тацинского района Ростовской области от Быстрянского водозабора. 1 этап».
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.12.2023
в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО «31 ГПИСС» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что при проведении закупочной процедуры № 0158300000123000004 нарушены его права и законные интересы как участника закупки. В обоснование приведенного довода апеллянт указывает на то, что заявка АО «31 ГПИСС» (номер заявки № 35664) получила 0 баллов по детализирующему показатель: «Общая цена исполненных участником закупки договоров». В то время как АО «31 ГПИСС» (номер заявки № 35664) было предоставлено 24 контракта (договора) общей стоимостью 3 284 339 654,82 руб. К оценке исполненных договоров АО «31 ГПИСС» принято 3 договора на общую сумму 162 747 897, 61 руб. По мнению апеллянта, остальные договоры необоснованно не засчитаны по причине невозможности их отнесения к категории сопоставимых договоров. Исходя из общей суммы договоров и наличия в них линейных объектов, апеллянт полагает, что второй части заявки АО «31 ГПИСС» необходимо присвоить 40 баллов, итоговый рейтинг 99,00 баллов, следовательно, заявке АО «31 ГПИСС» по степени выгодности должен быть присвоен номер 1. Действия ответчика привели к занижению количества баллов присеваемых второй части заявки и повлияли на определение победителя отрытого конкурса.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Тацинского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 01.02.2023 в единой информационной системе «Закупки» размещена информация
о проведении конкурса на выполнение подрядных работ по инженерным изысканиям
и подготовке проектной документации по объекту «Водоснабжение населенных пунктов Тацинского района Ростовской области от Быстрянского водозабора. 1 этап (извещение
о проведении открытого конкурса в электронной форме от 01.02.2023
№ 0158300000123000004).
В качестве участников закупки допущены четыре претендента: АО «31 ГПИСС» (номер заявки № 35664) и участники №№ 35277, 35729, 35780.
22.02.2023 в системе опубликован протокол подведения итогов электронного конкурса № 0158300000123000004, согласно которому закупочной комиссией победителем открытого конкурса признан участник № 35277 с итоговым рейтингом
89, 84 (присвоенное второй части заявки значение по критерию оценки согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ-40).
АО «31 ГПИСС» (номер заявки № 35664) с итоговым рейтингом 59 (присвоенное второй части заявки значение по критерию оценки согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ-0).
Заявка АО «31 ГПИСС» (номер заявки № 35664) получила 0 баллов по детализирующему показателю: «Общая цена исполненных участником закупки договоров». АО «31 ГПИСС» (номер заявки № 35664) было предоставлено 24 контракта (договора) общей стоимостью 3 284 339 654,82 руб.
В разъяснении заказчика указано, что при оценке заявки принято к оценке 3 договора на общую сумму 162 747 897,61 руб. Остальные договоры не засчитаны по причине невозможности их отнесения к категории сопоставимых договоров, согласно порядку оценки конкурсных заявок.
Полагая, что действия комиссии при рассмотрении вопроса об оценке вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе не соответствуют принципам, указанным статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), заявитель обратился в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Закона о контрактной системе, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований, установив отсутствие нарушений норм действующего законодательства со стороны комиссии при оценке конкурсных заявок в рамках спорной закупки.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции (статья 10 Закона о контрактной системе).
Открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком могут быть установлены дополнительные требования с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571
«О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571).
В соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению № 2571 при выполнении работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии
у участника закупки опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством
о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» позиции 6 приложения к Постановлению № 2571, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, указанные документы должны соответствовать предмету закупки,
а стоимость работ, подтверждающих наличие опыта по предмету закупки должна быть проверяемой. При этом, акт выполненных работ должен содержать информацию, свидетельствующую о наличии опыта у участника, соответствующего объекту закупки.
Согласно открытому конкурсу в электронной форме № 0158300000123000004, размещенному на сайте http://etp.zakazrf.ru объектом закупки являлось «Выполнение подрядных работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту: «Водоснабжение населенных пунктов Тацинского района Ростовской области от Быстрянского водозабора. I этап».
Из пояснений администрации следует, что предметом муниципального контракта являлась необходимость муниципального образования в проведении изысканий и проектирования линейного объекта.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).
Таким образом, из нормативного определения следует, что к линейным объектам относятся отдельные сооружения, требующие государственной регистрации в качестве объекта недвижимости, а не составные части либо инженерные коммуникации объектов капитального строительства.
В соответствии с Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (пункт 3.1.1) указано, что предмет договора, оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом договора, заключаемого по результатам конкурса: выполнение работ по разработке проектной документации и (или) проектной документации и выполнению инженерных изысканий по строительству, реконструкции линейных объектов.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
1) Исполненный договор (договоры).
К оценке принимаются: исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии
с Федеральным законом № 44-ФЗ, при исполнении которого подрядчиком (исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Договоры должны быть представлены в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или
в форме электронных образов бумажных документов;
2) Акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении указанных договоров и подтверждающих цену выполненных работ. При этом, последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
3) Копия (-пии) положительного (-ных) заключения (-ний) государственной экспертизы (-из), полученные участником закупки как генеральным проектировщиком
в отношении проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий к предоставленным договорам;
4) Платежные поручения, сформированные в результате проведения расчетов и подтверждающие перечисление средств в качестве оплаты по предоставленному участником закупки договору (договорам).
Непредставление в составе заявки таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему детализирующему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки. В случае отсутствия документа по данному детализирующему показателю, участнику присваивается 0 баллов.
Из изложенного следует, что при исполнении контракта необходим опыт выполнения работ по инженерным изысканиям и проектированию линейных объектов, так как подготовка проектной документации на линейные объекты отличается от проектирования иных объектов капитального строительства, в том числе, требуется разработка и утверждение на общественных слушаниях (обсуждениях) проекта планировки территории (статьи 41 части 3 пункта 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции принято во внимание, что таблица № 2, подготовленная АО «31 ГПИСС» в отношении обобщения опыта ООО «Новый проект» (электронное приложение к возражениям истца от 23.11.2023, т. 2, л.д. 97-98) содержит неверную информацию и не учитывает все материалы настоящего дела.
Так, указанные в позициях № 1, 3-5, 9-12, 17-22, 34 36-45, 48-49, 52-53, 57-58, 63-74, 78,82, 84, 86, 88-94 Таблицы перечень контрактов подтверждается необходимыми первичными документами: исполненный договор, акт выполненных работ, положительное заключение экспертизы, платежное поручение, представленные в материалы дела, а также расшифровкой (скриншотами) из личного кабинета ООО «Новый проект», размещенному на сайте http://etp.zakazrf.ru.
Из расчета суммы контрактов, соответствующих требованиям конкурсной документации и подтверждающей наличие опыта по проектированию линейных объектов у третьего лица исключены позиции № 6, 8, 13, 24-27, 55, 60, 76, как несоответствующие объекту закупки (нелинейные объекты).
Таким образом, при проверке таблицы № 2 общая сумма контрактов, подтверждающая наличие опыта ООО «Новый проект», соответствующего объекту закупки, составила 710 062 491,10 руб.
Судом первой инстанции также установлено, что АО «31 ГПИСС» представлено только 3 контракта, отвечающих требованиям, установленным Порядком рассмотрения
и оценки заявок на участие в конкурсе, на общую сумму 162 747 897,61 руб.
При проверке Таблицы № 1 в отношении обобщения наличия опыта АО
«31 ГПИСС» (электронное приложение к возражениям истца от 23.11.2023, т. 2, л.д. 97-98), соответствующего объекту закупки установлено следующее.
Как пояснила администрация, истцом при подаче заявки представлены контракты, не содержащие в качестве предмета договора работы по проведению изысканий и проектированию линейных объектов.
Доводы заявителя об отнесении наружных и внутренних инженерных сетей, внутриплощадочных сетей водопровода, хозяйственно-бытовой канализации к линейным объектам противоречат пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку данные сети являются составной частью объекта капитального строительства и выполняют роль инженерно-технических коммуникаций здания, сооружения, не являясь самостоятельными.
Кроме того, при подсчете стоимости контрактов, соответствующих требованиям конкурсной документации о наличии опыта, должны учитываться только те суммы, которые непосредственно относятся к выполнению работ, соответствующих объекту закупки. Подсчет всей стоимости работ, выполненных АО «31 ГПИСС» по контрактам, противоречит Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
На основании изложенного коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что комиссия при оценке заявок руководствовалась положениями Постановления Правительства РФ, Порядком оценки конкурсных заявок, опубликованным в Единой информационной системе и произвела оценку конкурсных заявок без нарушений норм действующего законодательства.
Кроме того, по контракту 1 этап уже сторонами выполнен и подписаны приемочные документы о приемке части работ, произведена оплата этих работ, а по 2 и 3 этапу подрядчик завершает выполнения изыскательских работ и начинается процедура приема-сдачи.
По приведенным выше основаниям доводы апелляционной жалобы о нарушении прав и законных интересов АО «31 ГПИСС» как участника закупки при проведении закупочной процедуры № 0158300000123000004 подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.
Суд первой инстанции на основе полного, объективного и всестороннего исследования доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемого незаконными действий (бездействия) организатора торгов, поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не установил оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела.
Доводы апелляционной жалобы общества направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.12.2023 по делу
№ А53-11468/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.Н. Глазунова
Судьи О.Ю. Ефимова
М.В. Соловьева