ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-12052/2021 от 28.10.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-12052/2021

29 октября 2021 года 15АП-18519/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2021 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,

судей Новик В.Л., Яицкой С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Курипко В.А.,

при участии:

от заинтересованного лица - представителя ФИО1 по доверенности от 09.12.2020;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2021 по делу
№ А53-12052/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Октябрьский кадастровый центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии третьих лиц: ФИО2, администрации Октябрьского района, кадастрового инженера Бондалетова Александра Сергеевича

о признании незаконным решения и обязании произвести кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Октябрьский кадастровый центр» (далее – заявитель, общество, ООО «ОКЦ») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее – заинтересованное лицо, управление, Управление Росреестра по Ростовской области) о признании незаконным решения государственного регистратора прав, выраженного в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета № КУВД-001/2020-27490336/3 от 15.03.2021 по заявлению о государственном кадастровом учете объекта недвижимости № КУВД-001/2020-27490336, об обязании устранить допущенные нарушения путем проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости № КУВД-001/2020-27490336 по представленным ранее документам.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2021 признано незаконным как противоречащее нормам Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 15.03.2021 N КУВД-001/2020-27490336/3. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу произвести кадастровый учет изменений сведений об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 61:28:0502601:591 на основании межевого плата от 2.02.2021, составленного кадастровым инженером ФИО3 (N регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность 11446). С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Октябрьский кадастровый центр» взыскано судебные расходы в размере 3000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Ростовской области обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в представленных для осуществления государственного кадастрового учета документах отсутствовала информация, позволяющая обосновать изменение конфигурации границ земельного участка с кадастровым номером 61:28:0502601:591. Указанный в разделе «Исходные данные» межевого плана от 02.02.2021 фотоплан местности НСО «Дубок» № 1 от 22.01.2014, созданный 01.01.1983, обновленный 01.01.2007, отсутствует в распоряжении управления, в связи с чем государственный регистратор прав в рамках осуществления правовой экспертизы не мог прийти к однозначному выводу о соответствии конфигурации уточняемого земельного участка с кадастровым номером 61:28:0502601:591 указанному документу. 15.12.2021 государственным регистратором прав в соответствии с требованиями статьи 27 Закона № 218-ФЗ было отказано в осуществлении учетно-регистрационных действий по заявлению № КУВД-001/2020-27490336. Обоснованность решения государственного регистратора прав по заявлению № КУВД-001/2020-27490336 также подтверждается значительным увеличением площади спорного земельного участка 61:28:0502601:591 с 573 кв.м. до 596 кв.м. (23 кв.м.). Действия управления по отказу в осуществлении учетно-регистрационных действий соответствуют нормам действующего законодательства и не противоречат положениям Закона № 218-ФЗ.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «ОКЦ» указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 61:28:0502601:591, расположенный по адресу: Ростовская обл., р-н Октябрьский НСО «Дубок» участок N 64, с уточненной площадью 573 кв. м, принадлежит на праве собственности ФИО2.

В отношении указанного земельного участка были проведены кадастровые работы, связанные с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 61:28:0502601:591, был подготовлен соответствующий межевой план.

05.12.2020 ФИО2 обратился в Управление Росреестра по Ростовской области с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 61:28:0502601:591, расположенного Ростовская область Октябрьский район, НСО «Дубок» участок № 64, номер заявления КУВД-001/2020-27490336.

14.12.2020 управлением приостановлено до 15.03.2021 осуществление действий по кадастровому учету (номер уведомления КУВД-001/2020-27490336/1) в связи с тем, что межевой план № б/н от 05.12.2020, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 61:28:0502601:591, не соответствует требованиям Закона № 218-ФЗ и требованиям, установленным на основании части 13 ст. 22 № 218-ФЗ Закона приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 921 от 08.12.2015 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовки»: на земельный участок с кадастровым номером 61:28:0502601:591, площадью 573кв.м, в ЕГРН 20.12.2017 зарегистрировано право собственности ФИО2 на основании распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района
№ 135 от 09.12.2014. Согласно межевому плану от 01.08.2020 площадь земельного участка увеличивается от 573 кв.м до 596 кв.м.

06.02.2021 ФИО2 обратился в Управление Росреестра по Ростовской области с заявлением о приобщении дополнительных документов для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета, приложив приложен межевой план с фотографиями границ исправляемого земельного участка.

09.02.2021 государственный регистратор уведомил заявителя о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета (номер уведомления КУВД-001/2020-27490336/2): в разделе межевого плана «заключение кадастрового инженера» не приведено обоснование местоположения исправляемых границ земельного участка с кадастровым номером 61:28:0502601:591.

15.03.2021 государственным регистратором на основании ст. 27 Закона
№ 218-ФЗ принято решение и направлено уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (номер уведомления КУВД-001/2020-27490336/3).

Полагая вышеуказанный отказ незаконным, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Право организации, осуществляющей кадастровую деятельность, оспорить в суде действия регистратора подтверждено определением Верховного Суда РФ от 14.11.2019 N 309-ЭС19-20248 по делу N А47-7107/2018.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015
N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (пункт 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).

Неустранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 данного закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статья 27 Закона N 218-ФЗ).

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).

Требования к межевому плану установлены статьей 22 Закона N 218-ФЗ.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с названным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (части 8, 9 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Из материалов дела следует, что кадастровым инженером произведен выезд на объект работ и в процессе были определены координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 61:28:0502601:591, расположенного по адресу: Ростовская область Октябрьский район, НСО «Дубок», участок N 64. После определения координат осуществлена обработка результатов определения таких координат в специализированном программном обеспечении, в ходе которой определена площадь земельного участка.

Кадастровый инженер провел комплекс мероприятий, в ходе которых было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 61:28:0502601:591 внесен в ЕГРН с ошибкой, содержащейся в межевом плане от 09.04.2014, копия которого получена от ФГБУ «ФКП Росреестра» по заявлению N 61-0-1-286/4103/2019-517, а именно площадь и границы участка не соответствуют его фактическому размеру и положению на местности.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 39 Закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если: подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков.

Кадастровый инженер провел процедуру согласования границ исправляемого земельного участка.

Так, был подготовлен межевой план в полном соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития РФ N 921 от 08.12.2015. В газете «Сельский Вестник» N 65 (2207) от 06.09.2019 было опубликовано объявление о проведении собрания по поводу согласования местоположения границы. В установленную дату на общее собрание никто не явился, требования об ознакомлении с проектом межевого плана, а также требования о проведении согласования местоположения границ земельных участков на местности не предъявлялись. Возражения о местоположении границ не поступали.

Согласно статье 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Акт согласования границ земельного участка был подготовлен в соответствии с требованиями, в него внесена соответствующая запись «возражения не поступили». К межевому плану приложена газета Октябрьского района Ростовской области «Сельский Вестник» N 65 (2207) от 06.09.2019.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости (ч. 4 ст. 43 Закона N 218-ФЗ).

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).

Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

Пунктом 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 г., или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Кадастровый инженер в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» обосновал местоположение исправляемой границы земельного участка, описал комплекс мероприятий для выявления и подтверждения реестровой ошибки в данных об участке, описал, какими объектами искусственного происхождения закреплена исправляемая граница участка, приложил в состав приложения фотографии границы, закрепленной объектами искусственного происхождения. Также были указаны материалы, которые использовались кадастровым инженером. В заключении сделал вывод о наличии реестровой ошибки и просил ее исправить на основании сведений, содержащихся в межевом плане.

Поскольку в разделе «Исходные данные» имелись реквизиты необходимых документов, определяющих местоположение земельного участка, у управления отсутствовали основания для приостановления осуществления кадастрового учета и последующего отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка.

Кроме того, кадастровым инженером не проводились работы по изменению границы, кадастровый инженер подготовил межевой план по исправлению координат местоположения границы, существующей на местности 15 и более лет и закрепленной объектами искусственного происхождения. Фактические границы на местности не изменяются.

Таким образом, изготовлением межевого плана устранено несоответствие учтенных в государственном кадастре недвижимости границ участка его фактическим границам на местности.

Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявления правомерен.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2021 по делу
№ А53-12052/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий Е.А. Маштакова

Судьи В.Л. Новик

С.И. Яицкая