ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-12493/2023
21 октября 2023 года 15АП-15990/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2023 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 31.07.2023,
от администрации Аксайского городского поселения: ФИО2 по доверенности № 2 от 09.01.2023,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Аксайского городского поселения (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2023 по делу
№ А53-12493/2023
по иску территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
к администрации Аксайского района (ИНН <***>, ОГРН <***>), администрации Аксайского городского поселения (ИНН <***>,
ОГРН <***>),
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» (ИНН <***>, ОГРН <***>), комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района
(ИНН <***>, ОГРН <***>),
о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее – истец, управление) обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Аксайского района (далее – ответчик, администрация) с требованием о признании права собственности на земельный участок.
Исковыетребования мотивированы тем, что на земельном участке с кадастровым номером 61:02:0120110:331 площадью 7160 кв. м, по адресу: <...>, расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 61:02:0000000:5092 - автомобильная газонаполнительная компрессорная станция №1 в г. Аксае. Литер: Г:3.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2023 исковые требования удовлетворены. Суд признал право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:02:0120110:331.
Администрация Аксайского городского поселения обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение отменить полностью, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы администрация указала, что судом не выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, в частности наличие технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 61:02:0120110:331. Данный земельный участок имеет категорию земель населенных пунктов и входит в границы муниципального образования «Аксайское городское поселение». В силу пункта 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов. На основании изложенного администрация полагает, что судом неправильно применены пункты 1, 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, просил решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Представитель управления выразил мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта; просил решение оставить без изменения.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом. Апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на земельном участке с кадастровым номером 61:02:0120110:331 площадью 7160 кв. м, по адресу: <...>, расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 61:02:0000000:5092 - автомобильная газонаполнительная компрессорная станция №1 в г. Аксае. Литер: Г:3 (далее - АГКС), в том числе: производственное здание, площадью 367 кв.м, литер - Г: 3-1; пожарный резервуар, 50 м.куб, литер Г:3-11; пожарный резервуар, 50 м.куб, литер - Г:3-12; сети водоснабжения, протяженностью 0,2 км, литер Г:5Л, принадлежащий на праве собственности
ООО «Газпром газомоторное топливо».
Земельный участок с к.н. 61:02:0120110:331 используется для размещения АГКС № 1 на правах аренды ООО «Газпром газомоторное топливо», что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Поскольку на земельном участке с к.н. 61:02:0120110:331 площадью 7160 кв. м располагается имущество, входящее в единую систему газоснабжения, то в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.03.1999
№ 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на него возникло право федеральной собственности.
Уполномоченным органом на распоряжение федеральными земельными участками на территории Ростовской области является территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 № 63 (Типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374).
С целью защиты имущественных интересов Российской Федерации 12.01.2023 в адрес Аксайского отдела Управления Росреестра ТУ Росимущества в РО подано заявление о регистрации земельного участка с кадастровым номером 61:02:0120110:331 в собственность Российской Федерации.
В ответ 24.01.2023 получено уведомление о приостановлении государственной регистрации права ввиду отсутствия основания для регистрации права собственности Российской Федерации.
Основанием для отнесения земельного участка с кадастровым номером 61:02:0120110:331, площадью 7160 кв. м, по адресу: <...>, к собственности Российской Федерации является расположение на нем объекта недвижимости, относящегося к единой системе газоснабжения. ТУ Росимущества в РО вправе распоряжаться земельными участками (пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»), зарегистрированными в собственность Российской Федерации, а поскольку право не зарегистрировано, платежи от аренды федерального земельного участка не поступают в федеральный бюджет.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Факт нахождения на спорном участке объекта газоснабжения участниками процесса не опровергнут. Напротив, представленные администрацией Аксайского городского поселения топографические материалы подтверждают факт подключения объекта к сетям газоснабжения.
Возражения ответчика заключаются в том, что участок не отнесен к землям промышленности, а находится в составе земель населенных пунктов.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В пункте 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункт 2).
Спорный земельный участок находится в пределах городской черты и отнесен согласно кадастровому паспорту к категории земель населенных пунктов.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам инженерных и транспортных инфраструктур (пункт 1). Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (пункт 8).
Из материалов дела следует, что разрешенным использованием спорного земельного участка является размещение и эксплуатация автомобильной газонаполнительной компрессорной станции № 1 в г. Аксае.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» федеральная система газоснабжения – совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, указанный земельный участок предоставлен для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации, что согласуется с положениями статьи 6 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ. В подпунктах 1, 2 пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе и для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, а также объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
В силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Расположение земельного участка в пределах населенного пункта не исключает применение указанной нормы, ввиду того, что нормой статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность вхождения в состав земель населенных пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур, в соответствии с требованиями градостроительного регламента.
Доказательств несоответствия разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту истцом в материалы дела не представлено, что повлекло вывод суда первой инстанции о правомерности требований истца и необходимости признания права федеральной собственности.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Настоящее решение является основанием государственной регистрации права.
Суд апелляционной инстанции соглашается с вышеизложенными выводами суда первой инстанции, оснований для их переоценки не усматривает.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд полагает их подлежащими отклонению.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон о газоснабжении) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении, газоснабжение – одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении, система газоснабжения – совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций – собственников единой системы газоснабжения, организаций – собственников региональных систем газоснабжения, организаций – собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении).
Согласно статье 14 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, установив, что на спорном земельном участке расположены объекты, принадлежащие субъекту газоснабжения и используемые им для эксплуатации единой системы газоснабжения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отнесении данного земельного участка к землям, занятым федеральными энергетическими системами, которые в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2023 по делу
№ А53-12493/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Е.А. Маштакова
Судьи Н.В. Ковалева
Б.Т. Чотчаев