ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-13043/2021 от 13.12.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-13043/2021

22 декабря 2021 года 15АП-20756/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пименова С.В.

судей Емельянова Д.В., Соловьевой М.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.

при участии: от ООО «ОКТОБЛУ»: представитель Карнавский А.В. по доверенности от 06.04.2021, диплом от 10.07.1999, паспорт;

от Южной электронной таможни: представители Косолапов Ю.А. по доверенности от 19.02.2021, диплом от 08.07.2020; Пак Ю.Н. по доверенности от 16.02.2021, диплом от 31.05.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южной электронной таможни

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2021 по делу №А53-13043/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ОКТОБЛУ» (ИНН 5029086747, ОГРН 1055005170120)

к Южной электронной таможне (ИНН 6167198870, ОГРН 1206100021380)

о признании решения недействительным,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ОКТОБЛУ» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Южного таможенного поста (центр электронного декларирования) Южной электронной таможни от 22.01.2021 об отказе в выпуске товара №3 по ДТ №10323010/210121/0008051.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2021 требования Общества были удовлетворены: суд признал недействительным решение Южного таможенного поста (центр электронного декларирования) Южной электронной таможни от 22.01.2021 об отказе в выпуске товара №3 по ДТ № 10323010/210121/0008051.

Решение мотивировано тем, что таможенный орган документально не подтвердил свою позицию, которая послужила основанием для принятия оспариваемого акта, следовательно решения по классификации товара, а также вынесенные в связи с этим решение о зачете денежного залога и требование об уплате таможенных платежей, не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Общества.

Не согласившись с принятым судебным актом, Южная электронная таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать.

Апелляционная жалоба таможенного органа мотивирована тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 12 TP ТС 007/2011 изделия чулочно-носочные трикотажные 1-го слоя для детей до 3 лет, подлежат оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям TP ТС 007/2011 в форме государственной регистрации с последующим декларированием соответствия, а аналогичные изделия для детей старше 3 лет подлежат подтверждению соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента в форме сертификации.

Судом не была дана оценка приобщенному к материалам дела решению Южного таможенного управления от 20.03. 2020 № 13.2-13/14 по жалобе ООО «ОКТОБЛУ» на решение Новороссийского таможенного поста (центр электронного декларирования) Новороссийской таможни об отказе в выпуске товара с аналогичными характеристиками, которым решение таможенного органа оставлено в силе.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители Южной электронной таможни поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.

Представители Южной электронной таможни в судебном заседании ходатайствуют о приобщении к материалам дела писем.

Апелляционный суд протокольным определением отказал Южной электронной таможни в удовлетворении ходатайства о приобщении писем к материалам дела.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

15.12.20214 Общество заключило с DESIPRO PTE LTD контракта №15-12/2014, в рамках которого 21.01.2021 таможенным представителем Общества - ООО «Вимэкс Групп» (свидетельство о включении в реестр таможенных представителей от 18.02.2020 №1144) от имени и по поручению Общества на Южный таможенный пост (центр электронного декларирования) ЮЭТ была подана к таможенному оформлению по процедуре «выпуск для внутреннего потребления» декларация на товары №10323010/210121/0008051.

Ко ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) был заявлен товар №3 - детская одежда и принадлежности к детской одежде трикотажные машинного или ручного вязания для детей ясельной группы ростом не более 86 см., набор носков (2 пары) для занятий физической культурой и гимнастикой для детей, материал изготовления 71% хлопок, 27% полиамид, 2% эластан, размерные признаки длина стоп 11,5-13,5см/рост71-77см, производитель Decathlon S.A. Франция, филиал Турция «FALCON TEKSTIL SAN. VE TIC. А» Товарный знак DOMYOS Торговый знак, марка DOMYOS Модель 8490538 Артикул 2517446 Количество 240.00 пар.

Указанный товар был заявлен под классификационным кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТЫ ВЭД ЕАЭС) в подсубпозиции 6111209000.

Таможенным органом были выявлены таможенные риски несоблюдения запретов и непредставления в таможенный орган разрешительных или идентификационных документов по целевому профилю №20/10300/22012021/048252.

22.01.2021 таможенным органом был направлен запрос о представлении: документов, подтверждающих назначение товара №3 (для занятий физической культурой и гимнастикой); документов, подтверждающих соответствие товара №3 требованиям Технического регламента Таможенного союза 007/2011, утверждённого решением, Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №797 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (далее - TP ТС 007/2011).

В ответ на запрос Общество представило: сведения о товарных знаках, принадлежащих компании «Decathlon S.A.»; письмо учреждения «Центр «СКС» от 17.02.2016 №11-02-10 «О продукции, не подлежащей обязательному подтверждению соответствия»; письма учреждения «Центр «СКС» от 08.052018 №11-01-35 «Об области распространения TP ТС 007/2011 и TP ТС 017/2011», от 13.10.2014 №11-02-335 «Об области распространения TP ТС 007/2011 и TP ТС 017/2011»; письмо Федеральной таможенной службы России от 16.05.2014 №14-82/22469 «О направлении информации»; информационное письмо Общества от 23.04.2019 с указанием на соответствие брендов «Decathlon S.A.» и видов спорта, поименованных во всероссийском реестре видов спорта; письмо Общества в сведениях о размерах товара №3 по ДТ.

Таможенным органом по результатам анализа представленных Обществом документов 22.01.2021 было принято решение об отказе в выпуске товара №3 в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 125 ТК ЕЛЭС, а именно непредставлением документа, подтверждающего соответствие товара №3 требованиям TP ТС 007/2011.

Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) устанавливает, что товары подлежат декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации (статья 104 ТК ЕАЭС).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений.

В силу пункта 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК) или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе.

В соответствии с подпунктом 7 и подпунктом 9 статьи 106 ТК ЕАЭС в таможенной декларации подлежат указанию, в том числе сведения о соблюдении запретов и ограничений, а также о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации па товары.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в декларации на товары, среди прочих, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.

Частью 3 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114-117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи декларации.

Согласно статье 52 Договора о ЕАЭС технические регламенты принимаются в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и энергосбережения и имеют прямое действие на всей территории ЕАЭС.

В силу пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента ЕАЭС, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте ЕЛЭС требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия. При этом, продукция выпускается в обращение на территории ЕАЭС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом ЕАЭС.

В соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 №294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в соответствующие перечни товаров.

В соответствии со статьёй 29 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с се назначением па территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с -таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьёй 30 данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 TP ТС 007/2011 действие технического регламента распространяется на одежду, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия. Требования TP ТС 007/2011 устанавливаются в отношении продукции по перечню согласно приложению № 1 к TP ТС 007/2011.

Приложением № 1 к TP ТС 007/2011 установлено, что на трикотажные изделия (пальто, жакеты, джемперы, костюмы, полукомбинезоны, комбинезоны, свитера, куртки, юбки, брюки, рейтузы, шорты, платья, комплекты, блузки, сорочки верхние, жилеты, пижамы, кальсоны, панталоны, фуфайки, комбинации, купальные изделия, пеленки, чепчики, ползунки, распашонки, кофточки, трусы, фартуки, майки, колготки, носки, получулки, чулки, перчатки, варежки, платки, шарфы, головные уборы и аналогичные изделия, заявленные изготовителем как предназначенные для детей и подростков) распространяется действия указанного регламента.

В силу пункта 1 статьи 1 TP ТС 007/2011 действие TP ТС 007/2011 не распространяется на продукцию: спортивные изделия и оборудование.

В соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае, когда таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.

Согласно пункту 3 статьи 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, если в течение времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, наступило одно из следующих обстоятельств: 1) таможенным органом в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 325 ТК ЕАЭС запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля; 2) декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 1 статьи 112 ТК ЕАЭС; 3) декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС.

Пунктом 2 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что запрошенные документы по пункту 1 указанной статьи должны быть представлены декларантом не позднее чем за 4 часа до истечения срока, указанного в пункте 3 статьи 119 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 7 статьи 325 ТК ЕАЭС запрошенные в соответствии с пунктом 4 указанной статьи документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, должны быть представлены декларантом не позднее чем за 4 часа до истечения срока, указанного в пункте 3 статьи 119 ТК ЕАЭС - если запрос документов и (или) сведений связан с проверкой сведений, содержащихся в таможенной декларации и документах, представленных при подаче таможенной декларации.

Согласно пункту 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.

Пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлена ответственность декларанта за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске при невыполнении требований, предусмотренных пунктами 2 и 7 статьи 325 ТК ЕАЭС.

Основанием для принятия Южным таможенным постом (центр электронного декларирования) Южной электронной таможни оспариваемого решения от 22.01.2021 об отказе в выпуске товара №3 по ДТ№ 10323010/210121/0008051 послужило непредставление Обществом на указанный товар документа о подтверждении его соответствии требованиям технического регламента TP ТС 007/2011.

Область применения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (TP ТС 007/2011) определена в статье 1 TP ТС 007/2011.

TP ТС 007/2011 распространяется на продукцию, предназначенную для детей и подростков, ранее не находившуюся в эксплуатации (новую), выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения, а также, что к продукции, на которую распространяется действие данного технического регламента относятся, в том числе изделия трикотажные, в частности, носки (абзацы 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 1 TP ТС 007/2011 и пункт 8 Перечня продукции, являющегося Приложением №1 к нему).

Требования TP ТС 007/2011 согласно области его применения не распространяется на спортивные изделия (абзац 13 статьи 1), под которыми понимаются изделия, обеспечивающие необходимые условия для организации и проведения соревнований и тренировок по различным видам спорта (абзац 19 статьи 2).

Как установлено судом, при описании товара № 3 по ДТ № 10323010/210121/0008051 в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» таможенным представителем Общества указывалось, что спорные трикотажные носки для детей ясельной группы предназначены для занятий физической культурой и гимнастикой.

В качестве документов, подтверждающих назначение спорного товара как спортивного изделия, при таможенном декларировании представлялось, в частности, письмо компании-производителя Decathlon S.A. с информацией о том, что все производимые указанной компанией товары импортируются и продаются в Россию как товары для спорта и занятий спортом, и что на этикетках товаров имеется специальное указание на их назначение: «для занятий спортом»; в данном письме также приведено соответствие торговых марок компании Decathlon S.A. спортивным направлениям, для которых они разработаны.

При таможенном декларировании было исследовано письмо Общества от 23.04.2019 содержащее сведения о том, что все товары лёгкой промышленности для детей и взрослых, импортируемые Обществом и производимые Decathlon S.A., являются товарами для спорта, в том числе предназначены для проведения спортивных соревнований, тренировок, спортивных игр, занятий физической культурой, для обучения различным видам спорта; в этом письме также представлено соответствие торговых марок Decathlon S.A. видам спорта согласно Всероссийскому реестру видов спорта, в частности, указано, что торговая марка DOMYOS разработана для занятий фитнесом, прыжками на батуте, спортивной акробатикой, спортивной аэробикой, спортивной гимнастикой, танцевальным спортом, тяжелой атлетикой, фитнес-аэробикой, художественной гимнастикой, пилатесом, йогой.

Каких-либо иных документов, подтверждающих назначение спорного товара как спортивного изделия, Южным таможенным постом (центр электронного декларирования) у Общества не запрашивалось, решение о проведении таможенного осмотра (досмотра) спорного товара указанным таможенным постом также не принималось.

Южная электронная таможня, возражая относительно отнесения товара №3 по ДТ № 10323010/210121/0008051 к спортивным изделием, указывает, что минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки для девочек составляет 6 лет, а для мальчиков 7 лет, дети младшего возраста не могут заниматься таким видом спорта как гимнастика, в связи с чем товар № 3, предназначенный для детей ясельной группы, не может являться спортивным изделием.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод таможенного органа, поскольку законодательство в области физической культуры и спорта не устанавливает возрастных нормативов, с достижением которых установлена возможность начала занятия спортом, в том числе таким его видом, как гимнастика. Кроме того, федеральные стандарты спортивной подготовки предъявляются к профессиональному, но не массовому спорту, установленные в Федеральном стандарте по спортивной гимнастике от 27.10.2017 №935 возрастные нормативы, на которые ссылается таможня, не свидетельствуют о наличии ограничений для начала занятия спортивной гимнастикой в более раннем возрасте, в том числе для детей ясельной группы в возрасте от 1 года до 3 лет, поскольку все федеральные стандарты спортивной подготовки, устанавливаемые по каждому виду спорта, разрабатываются, начиная со второго этапа спортивной подготовки, и не распространяются на первый (спортивно-оздоровительный) этап спортивной подготовки.

Согласно Федеральному закону от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №329-ФЗ) под спортом понимается сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним (пункт 12 статьи 2) под видами спорта понимается часть спорта, которая в соответствии с требованиями указанного федерального закона признана обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном этим федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь и оборудование (пункт 2 статьи 2), а по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки (часть 1 статьи 33).

В силу статьи 2 Федерального закона №329-ФЗ составными частями спорта являются: спорт высших достижений (пункт 13), профессиональный спорт (пункт 11), детско-юношеский спорт (пункт 3.1-1), студенческий спорт (пункт 23.1), школьный спорт (пункт 31), а также массовый спорт, под которым понимается часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях (пункт 4 указанной статьи).

Федеральные стандарты спортивной подготовки, как это определено в пункте 3 части 2 статьи 33 Федерального закона №329-ФЗ, предназначены для обеспечения подготовки спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации, то есть для профессионального, а не массового спорта.

К тому же в статье 32 Федерального закона №329-ФЗ последовательно перечислены пять этапов спортивной подготовки (спортивно-оздоровительный этап, этап начальной подготовки, тренировочный этап, т.е. этап спортивной специализации, этап совершенствования спортивного мастерства, этап высшего спортивного мастерства) и прямо установлено, что на первый (спортивно-оздоровительный) этап спортивной подготовки требования федеральных стандартов спортивной подготовки не распространяются, и что его содержание определяется организациями дополнительного образования детей в соответствии с реализуемыми ими общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта.

Согласно пунктам 1.3 и 2 федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика», утверждённого приказом Министерства спорта России от 27.10.2017 №935, и содержанию Приложения №1 к указанному стандарту, возрастные ограничения, на которые ссылается таможенный орган (для девочек с 6 лет и для мальчиков с 7 лет), установлены лишь для зачисления на этап начальной подготовки, который в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона №329-ФЗ является вторым, а не первым этапом спортивной подготовки.

В связи с чем, установленные в федеральном стандарте спортивной подготовки от 27.10.2017 №935 возрастные ограничения не являются препятствием для зачисления организациями дополнительного образования детей более младшего возраста на первый (спортивно-оздоровительный) этап спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика» и не свидетельствует о наличии ограничений для начала занятия спортивной гимнастикой в более раннем возрасте, в том числе детей ясельной группы.

Законодательством в области физической культуры и спорта не установлены возрастные нормативы, с достижением которых устанавливается возможность начала занятия спортом, в частности массовым, также отсутствуют ограничения для занятия детьми ясельной группы в возрасте от 1 года до 3 лет такими видами спорта как спортивная, художественная или эстетическая гимнастики.

Согласно позиции таможенного органа от 21.04.2021 №20-28, причиной отказа в выпуске товара №3 по ДТ №10323010/210121/0008051 явилось то, что Обществом по запросу таможенного органа документы, подтверждающие соответствие товара №3, заявленного в ДТ №10323010/210121/0008051 требованиям ТР ТС №007/2011 не представлены. Обращение продукции на территории Таможенного союза возможно только после подтверждения соответствия в форме государственной регистрации с последующим декларированием соответствия, или декларирования соответствия сертификации.

Судом первой инстанции было установлено, что Общество неоднократно обращалось в орган по сертификации продукции и услуг, а именно в Учреждение «Центр «СКС» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.10AЯ58) с запросами по поводу необходимости подтверждения соответствия различных типов ввозимой детской одежды и обуви, по результатам рассмотрения которых сообщалось о том, что спортивные изделия, предназначенные для детей и подростков, не подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям ТС TP 007/2011 (письма Учреждения «Центр «СКС» от 17.02.2016 №11-02-10 и от 08.05.2018 №11-01-35).

Материалами дела установлено, что 2019 году Общество обращалось в Учреждение «Центр «СКС» с соответствующими заявками на сертификацию различных типов одежды для детей от 1 года (перчаточных, кожгалантерейных, платочно-шарфовых, чулочно-носочных изделий, изделий платьево-блузочного и костюмного ассортимента, головных уборов и прочих изделий, маркированных различных товарными знаками, в том числе DOMYOS), по результатам рассмотрения которых указанным органом по сертификации были приняты решения от 17.05.2019 №№ 17848-17853, 17855-17856, 17859-17860 об отказе в сертификации всей предъявленной номенклатуры детской продукции в связи с тем, что технический регламент TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» не распространяется на спортивные изделия, обеспечивающие необходимые условия для организации и проведения соревнований и тренировок по различным видам спорта (том 4 л.д. 15-24).

Апелляционный суд учитывает, что ФТС в письме от 16.05.2014 №14-82/22469 разъяснило, что, если при таможенном декларировании в графе 31 таможенной декларации заявлены сведения о том, что товары предназначены для тренировок (занятия спортом) детей и подростков, представление таможенному органу документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям TP ТС 007/2011 и (или) сведений о таких документах, не требуется.

Поскольку в сопроводительной документации продукции имеется информация о целевом назначении изделия в качестве принадлежностей для спорта, то требования ТР ТС 007/2011 на такие изделия не распространяется.

Таким образом, выводы таможенного органа о необходимости подтверждения соответствия товара №3 по ДТ № 10323010/210121/0008051 требованиям TP ТС 007/2011 признаны судом неправомерными.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что решения Южной электронной таможни от 22.01.2021 об отказе в выпуске товара №3 по ДТ №10323010/210121/0008051 не соответствует требованиям названных выше норм и нарушает права законные интересы Общества, ограничивая право на распоряжение ввезённым товаров.

Доводы апелляционной жалобы Южной электронной таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, таможенный орган, в данном случае, освобождён от уплаты государственной пошлины, в связи с чем апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2021 по делу №А53-13043/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.В. Пименов

Судьи Д.В. Емельянов

М.В. Соловьева