ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-13163/2022 от 06.09.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-13163/2022

06 сентября 2022 года 15АП-12995/2022

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе судьи Сурмаляна Г.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2022 по делу № А53-13163/2022 по заявлению Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о взыскании финансовых санкций,

ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Мегалит"

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Мегалит" (далее - ответчик) финансовых санкций по решению о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.11.2021 №071S19210024899 в размере 2 500 рублей, от 23.11.2021 № 071S19210024901 в размере 2 500 рублей.

В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом первой инстанции без вызова сторон в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2022 по настоящему делу иск удовлетворен частично. С общества с ограниченной ответственностью "Мегалит" в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые взысканы санкции в сумме 2500 рублей за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2020 года (по решению от 23.11.2021 № 071S19210024901). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Мотивированное решение составлено 01.07.2022.

Не согласившись с принятым судебным актом, государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции от 01.07.2022 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило обжалуемый судебный акт отменить.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не учтено, что страхователь ООО "Мегалит" исходную Форму СЗВ-М за июнь 2020 года представил 16.07.2020, то есть с нарушением установленного законом срока - 15.07.2020 (данный факт был отражен в исковом заявлении). За данное правонарушение в отношении страхователя также были применены финансовые санкции, что подтверждается актом от 13.10.2020 № 071S18200023256, решением от 16.12.2020 № 071S19200027611 и требованием от 18.01.2021
№ 07IS01210000357. Штрафная санкция уплачена должником в добровольном порядке, поэтому в суд с данным требованием ОПФР по Ростовской области не обращалось. Поскольку дополняющая форма за указанный период времени представлена страхователем также с нарушением установленного законом срока, вопрос об освобождении от ответственности в связи с самостоятельным исправлением ошибки рассматриваться не мог. В данном случае правонарушитель, ранее привлеченныйк ответственности на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставлениев установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме
СЗВ-М "исходная" за июнь 2020 года,освобожден судом от ответственности за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме
СЗВ-М "дополняющая" за тот же период. Таким образом, освобождение страхователя от ответственности не отвечает принципу справедливости, и не способствует предотвращению подобных нарушений в будущем. При этом мотивируя страхователя в случае пропуска установленного законом срока для сдачи отчетности, предоставлять исходную форму СЗВ-М на одного человека, а в последствие предоставлять уже дополняющую форму на остальных сотрудников с целью избежать уплаты большей части штрафных санкций. Также суд указывает на наличие в акте от 14.10.2021
№ 071S18210024370 информации о направлении страхователю 02.08.2021 уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений. Уведомление направлялось по телекоммуникационным каналам связи, но в связи с тем, что в результате технических сбоев в почтовой программе АРМ Приема ПФР не отражены связанные транзакции, а именно, время получения и время прохождения через сервис провайдера, уведомление суду не представлялось. Кроме того, доказательственная база была достаточна, факт несвоевременной сдачи отчета по форме СЗВ-М "исходная" и "дополняющая" за июнь 2020 год имел место и подтверждался документально (суду представлялись форма СЗВ-М исходная; извещение, подтверждающее дату сдачи отчетности - 16.07.2020 и протокол проверки, а также форма СЗВ-М дополняющая, извещение, подтверждающее дату сдачи отчетности - 09.09.2021 и протокол проверки). Дополнительное представление страхователем сведений на застрахованные лица, в отношении которых не были представлены сведения в срок, также являлось не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованное лицо, а первоначальным представлением сведений с нарушением срока. Представление сведений по форме СЗВ-М "дополняющая" не является исправлением ошибки в ранее сданных сведениях, а является дополнительным представлением сведений с нарушением срока их подачи.

Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.

В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Вместе с апелляционной жалобой Пенсионным фондом были приложены дополнительные документы (приложения к жалобе: копии решений, актов, требований, выписок из АРМ, выписок из ПА Администрирование СВ, уведомления, за исключением документов, подтверждающих полномочия представителя).

В абзаце втором пункта 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" разъяснено, что арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Суд апелляционной инстанции не установил правовых оснований, предусмотренных частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, в связи с чем, приложенные к отзыву на апелляционную жалобу указанные дополнительные документы не приобщаются к материалам дела.

В связи с изложенным, вышеуказанные документы (за исключением документов, подтверждающих полномочия представителя) надлежит возвратить пенсионному фонду.

Поскольку дополнительные документы поданы в электронном виде, то с учетом разъяснений, данных в Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 100, приложенные документы в бумажном виде заявителю не возвращаются.

В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует арбитражному суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.

При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.

Поскольку фонд в апелляционной жалобе указал, что обжалует решение суда только в части неудовлетворенных требований, а общество не заявило возражений по поводу обжалования определения в соответствующей части, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в части неудовлетворенных требований.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Мегалит" (далее - страхователь) состоит на учете в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - Управление) в качестве страхователя с присвоением регистрационного номера
071-002-016897.

Страхователем по телекоммуникационным каналам связи в адрес Управления сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за июнь 2020 года на 1 застрахованного лица представлены 16.07.2020.

Как поясняет истец, в связи с обнаружением управлением ошибки в представленных сведениях управлением в соответствии с абзацем 5 статьи 11 Закона
№ 27-ФЗ в адрес общества 02.08.2021 по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении имеющихся расхождений в течение пяти рабочих дней. Страхователем по телекоммуникационным каналам связи в адрес Управления сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "дополняющая" за июнь 2020 года на 5 застрахованных лиц представлены 09.09.2021, то есть позже установленного Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ срока.

Истцом по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт от 14.10.2021 № 071S18210024370 (л.д. 13).

По результатам рассмотрения указанного акта, вынесено решение от 23.11.2021 №071S19210024899 (л.д.15) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального Закона № 27-ФЗ в виде взыскания штрафа
2 500 рублей.

С целью досудебного урегулирования спора должнику было направлено требование от 10.12.2021 № 071S01210021063 (л.д. 16) однако денежные средства в срок, установленный для добровольной уплаты, не поступили.

Поскольку требования Пенсионного фонда в добровольном порядке не исполнены, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы в судебном порядке.

Судом установлено и из материалов дела следует, что страхователь
ООО "Мегалит" исходную Форму СЗВ-М за июнь 2020 года представил 16.07.2020, то есть с нарушением установленного законом срока (15.07.2020). За данное правонарушение в отношении страхователя также были применены финансовые санкции, что подтверждается актом от 13.10.2020 № 071S18200023256, решением от 16.12.2020
№ 071S19200027611 и требованием от 18.01.2021 № 07IS01210000357. Штрафная санкция уплачена должником в добровольном порядке, поэтому в суд с данным требованием ОПФР по Ростовской области не обращалось. Исковые требования в указанной части не заявлены.

При принятии судебного акта в обжалуемой части суд первой инстанции руководствовался следующим.

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В соответствии со статьей 1 Закона № 27-ФЗ, ответчик является страхователем.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 названной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Таким образом, сведения по форме СЗВ-М за июнь 2020 года должны быть представлены до 15.07.2020.

В соответствии с пунктами 2 - 19 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных названных Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.

Между тем, этой же нормой Закона № 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с пенсионным фондом.

В свою очередь статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

В соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н, действующей с 27.07.2020, то есть в период проведения проверки пенсионным фондом, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

Так, согласно пункту 38 Инструкции № 211н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Согласно пункту 40 Инструкции от 22.04.2020 N 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

При этом, пунктом 40 Инструкции установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Исходя из содержания названной Инструкции единственным ограничением по срокам для предоставления дополняющей формы СЗВ-М в целях освобождения от уплаты финансовой санкции, является необходимость самостоятельного выявления ошибок до момента их обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации, либо же устранение ошибок в пятидневный срок после их выявления пенсионным фондом и направления в адрес страхователя соответствующего уведомления.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

При этом ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией от 22.04.2020 N 211н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Как установлено судом и следует из материалов дела, применительно к рассматриваемому случаю, первоначальные сведения по форме СЗВ-М за июнь 2020 года представлены заявителем 16.07.2020, то есть за пределами установленного срока.

При этом, за данное правонарушение в отношении страхователя также были применены финансовые санкции, что подтверждается актом от 13.10.2020
№ 071S18200023256, решением от 16.12.2020 № 071S19200027611 и требованием от 18.01.2021 № 07IS01210000357. Штрафная санкция уплачена должником в добровольном порядке, поэтому в суд с данным требованием ОПФР по Ростовской области не обращалось. Исковые требования в указанной части не заявлены, выводы суда первой инстанции в указанной части не обжалованы.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, страхователем 09.09.2021 по телекоммуникационным каналам связи в адрес Управления представлены сведения о 5 застрахованных лицах по форме СЗВ-М "дополняющая" за июнь 2020 года, в связи с чем, Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.10.2021 № 071S18210024370.

В акте от 14.10.2021 №071S18210024370 управление ссылается на установление управлением ошибок в представленных страхователем сведениях, в связи с чем, управлением в соответствии с абзацем 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в адрес общества 02.08.2021 по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении имеющихся расхождений в течение пяти рабочих дней.

В соответствии с абзацем 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (пункт 15 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 11.03.2020 N 178п (далее - Порядок N 178п), абзац первый пункта 38 Инструкции N 211).

В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Вместе с тем, судом установлено отсутствие в материалах дела соответствующего уведомления от 02.08.2021.

В доказательство направления в адрес страхователя такового уведомления управлением представлен скриншот системы электронного документооборота (л.д. 32), из которого следует, что 02.08.2021 в 11:44 управлением было направлено некое уведомление, текст которого суду первой инстанции не было предоставлено.

Согласно указанному скриншоту указанное письмо страхователем не получено.

Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (далее - Инструкция N 211н). В пункте 37 Инструкции указано, что контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем в ПФ России индивидуальных сведений осуществляется его территориальными органами в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.

Страхователю направляется (вручается) уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях: ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у ПФ России; их несоответствия формам и форматам, установленным ПФ России. Такое уведомление может быть: 1) получено лично страховщиком под расписку; 2) направлено по почте заказным письмом (в данном случае датой вручения уведомления признается 6-й день, считая с даты отправления заказного письма); 3) передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (в данном случае датой получения страхователем уведомления является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя).

Дата поступления уведомления на сервер - это промежуточная дата технического характера, свидетельствующая о промежуточном этапе движения уведомления по телекоммуникационным каналам связи.

Именно дата получения уведомления является значимой в целях исчисления пятидневного срока для представления корректировочных данных. Уведомление должно содержать информацию об ошибках и (или) о несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у ПФ России, о несоответствиях таких сведений формам и форматам, установленным ПФ России (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа ПФ России о представлении соответствующих исправлений подает в этот орган уточненные индивидуальные сведения.

Таким образом, в данной ситуации суд первой инстанции исходил из неполучения страхователем уведомления об устранении нарушений.

Следовательно, поскольку страхователем 09.09.2021 представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2020 года "дополняющая" в отсутствие уведомления управлением о наличии ошибок, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о самостоятельном обнаружении и исправлении ответчиком ошибок в сведениях по форме СЗВ-М за июнь 2020 года путем направления дополняющей формы.

Реализуя свое право, предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ, общество, представило органу пенсионного фонда сведения по форме СЗВ-М "дополняющая", что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018
№ 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, ответчик реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности привлечения страхователя к ответственности при отсутствии состава вменяемого правонарушения.

Таким образом, исполнение вынесенных Пенсионным фондом решений нарушит права и охраняемые законом интересы ответчика.

То обстоятельство, что решения Пенсионного фонда не были признаны недействительными по заявлению общества, не влияют на вывод суда об отказе в иске.

В данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, самостоятельно выявил ошибку и предпринял необходимые меры к ее устранению путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений, что позволяет не применять к такому страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для вывода о виновном неисполнении ответчиком возложенной на него обязанности по представлению в установленный срок соответствующей отчетности в орган Пенсионного фонда за июнь 2020 года в данном случае отсутствуют.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в части исковых требований о взыскании финансовой санкции по решению от 23.11.2021 №071S19210024899 в размере 2 500 рублей.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной оценки выводов суда первой инстанции, изложенных в обжалуемом решении.

Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, но не содержат фактов, которые не были бы учтены судом при рассмотрении дела.

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2022 по делу
№ А53-13163/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Г.А. Сурмалян