ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-13344/14 от 25.02.2015 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-13344/2014

27 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена  25 февраля  2015  года.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля  2015  года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В.,  судей Кухаря В.Ф.  и Леоновой О.В.,   в отсутствие истца – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в  лице  филиала                              «Северо-Кавказская железная  дорога» (г. Ростов-на-Дону, ИНН <***>,                                        ОГРН <***>), ответчика – общества  с ограниченной  ответственностью   «Омнитрейд» (г. Ростов-на-Дону, ИНН <***>, ОГРН <***>), извещенных  о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации                     на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества  с ограниченной  ответственностью   «Омнитрейд»  на решение Арбитражного суда Ростовской области от  18.09.2014                    (судья Маштакова Е.А.) и  постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  08.12.2014 (судьи Ванин В.В., Еремина О.А.,  Ковалева Н.В.)   по делу                                         № А53-13344/2014, установил следующее.

ОАО «Российские железные дороги» в  лице  филиала «СКЖД» (далее – железная дорога, истец) обратилось в арбитражный суд  с иском  к ООО «Омнитрейд»  (далее – общество, ответчик) о взыскании 453 109 рублей 27   копеек платы за нахождение  вагонов  на путях общего пользования.

Решением от 18.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.12.2014,  с общества в пользу железной дороги взыскано 353 956   рублей 08  копеек  платы за нахождение вагонов на путях общего пользования                   и 9 422  рубля  98 копеек расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано. Судебные акты мотивированы  тем, что   задержка вагонов вызвана обстоятельствами, зависящими от ответчика. Право железной дороги на получение платы за время нахождения вагонов, подающихся обществу, на путях общего пользования предусмотрено дополнительным соглашением от 19.11.2013 к  договору от 22.11.2010                № 351/1  на подачу  и уборку вагонов на путь необщего пользования ООО «БН-Юг»               при станции  Азов  СКЖД (далее – договор № 351/1), подписанным  железной дорогой (перевозчик), ООО «БН-Юг» (пользователь) и обществом (контрагент). Суд определил размер платы без учета часов задержки вагонов, прибывших в ночное время.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение  и постановление                      и принять новый судебный акт с учетом его возражений.  По мнению заявителя, в подпункте «2» пункта 1.2   дополнительного соглашения   от 19.11.2013 к договору                         № 351/1 не конкретизировано понятие «причины, зависящие от  контрагента». Простой вагонов на путях общего пользования произошел по причинам, зависящим от железной дороги. Акты общей формы, в которых зафиксировано время нахождения вагонов                           на путях общего пользования, не являются основанием для взыскания платы, поскольку                  в них не указано, что простой произошел по вине ответчика. Истец не доказал занятость пути необщего пользования в момент нахождения вагонов на путях общего пользования, количество вагонов и в какое время  они  были убраны  локомотивом перевозчика.                      Судом необоснованно не принят контррасчет  общества, который является правильным.

В отзыве на кассационную жалобу железная дорога просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что взысканная судами плата предусмотрена дополнительным соглашением  от 19.11.2013 к  договору № 351/1. Время задержки вагонов по вине общества подтверждается документами, представленными в  материалы дела.

Стороны  в судебное заседание  не прибыли, общество направило ходатайство                    о рассмотрении жалобы в отсутствие  его представителя.

 Изучив материалы  дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе,  Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в судебные акты следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела,  железная дорога основывает свои требования  на  тройственном дополнительном соглашении  от 19.11.2013, подписанном сторонами                       (перевозчиком, пользователем и контрагентом) к договору 22.11.2010 № 351/1, заключенному   железной дорогой (перевозчик)  и  ООО  «Башнефть-Юг» (пользователь; правопреемник  ООО «БН-Юг»), по условиям которого подача, расстановка на места выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования № 36, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего стрелочным переводом                   № 24 к станционному пути №  35 станции Азов СКЖД, осуществляется локомотивом перевозчика. Общее количество вагонов, одновременно передаваемых                                              на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 7                           (пункт 8 договора). Технологическое время для выгрузки 6 вагонов с грузом (нефтепродукты) составляет 2 часа (пункт  11 договора).  В подпункте «в» пункта 15 договора  № 351/1 установлено, что пользователь уплачивает перевозчику плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику,  на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их приема или в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от пользователя, в размере 50% от ставок плат, приведенных в таблице № 9 Тарифного руководства № 2. Факт задержки на путях общего пользования оформляется актом общей формы, на основании которого определяется время задержки и начисляется плата по ставкам таблицы № 9 Тарифного руководства № 2.

Дополнительным соглашением от 14.03.2011 в пункт 11 договора  № 351/1 внесены изменения, согласно которым погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами                   на пути необщего пользования производятся только в светлое время суток:                                     с 01 октября по 01 апреля с 07 часов 00 минут до 18 часов и с 01 апреля по 01 октября                     с 6 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Дополнительным соглашением от 18.07.2013 срок  действия  договора  продлен до 19.12.2015.

Таким образом, в соответствии с условиями дополнительного соглашения                              от 19.11.2013  общество осуществляет прием вагонов, прибывающих в его адрес                             и грузовые операции на путях необщего пользования, принадлежащих железной  дороге                   и переданных в пользование ООО «БН-Юг».

Подпунктом «б» пункта 1.2 дополнительного соглашения от 19.11.2013 предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от контрагента, контрагент вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50%                  от плат, приведенных в Таблице № 9 Тарифного руководства № 2.

Пунктом 5 данного соглашения предусмотрено, что соглашение вступает в силу                    с момента подписания и является неотъемлемой частью договора.

Суды установили, что с декабря  2013 года по январь 2014 года на станцию Азов СКЖД в адрес общества прибывали вагоны с грузом (бензин). Вагоны простаивали                        на путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования.                             В подтверждение простоя прибывших в адрес общества вагонов на станции Азов                             в ожидании фронта выгрузки истец представил акты общей формы, в которых указано время начала и окончания простоя. Акты подписаны обществом с разногласиями.                         В подтверждение несоблюдения обществом технологических норм выгрузки железная дорога представила памятки приемосдатчика, в которых зафиксированы  нарушения  обществом времени  грузовых операций. За время задержки вагонов  обществу  начислена  договорная плата в  размере  453 109 рублей  27 копеек.

 Неоплата  данной  суммы  обществом  послужила основанием для обращения железной дороги с иском в арбитражный  суд.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации  общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами                           и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи  793 Кодекса).

В силу статьи 39 Устава  железнодорожного транспорта  Российской Федерации, утвержденного  Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее – Устав), за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев  железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ                                         «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  железная дорога  относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы                  за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ей как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах                    с этими перевозчиками.

В подпункте «б» пункта 1.2 дополнительного соглашения  от  19.11.2013                           к  договору  № 351/1 стороны предусмотрели, что за время нахождения вагонов,                          не принадлежащих перевозчику,  по причинам, зависящим от контрагента, контрагент вносит перевозчику плату за время  нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50%  от плат, приведенных в Таблице № 9 Тарифного руководства № 2.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации  обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ                        от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий  не допускаются,                  за исключением случаев, предусмотренных законом.

Суды оценили доводы сторон по вопросу нахождения железнодорожных вагонов на путях общего пользования в связи с задержкой их приема и ожиданием подачи на путь необщего пользования и установили, что вагоны задержаны по причине, зависящей                        от общества – в связи с нарушением обществом  технологических норм выгрузки, что подтверждено  памятками приемосдатчика и актами общей формы.

При таких обстоятельствах  судебные инстанции  правомерно удовлетворили исковые  требования  железной  дороги  в части взыскания  353 956 рублей 08 копеек,   исключив  плату,  начисленную за нахождение вагонов  на путях общего пользования  станции  Азов, прибывших в ночное время.

Довод общества о том, что время проведения разгрузочных работ ограничено                 11 часами в светлое время суток, а вагоны пребывали преимущественно в ночное время, оценен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен. Суд указал, что условие пункта 11 договора № 351/1 (в редакции дополнительного соглашения от 14.03.2011)                   о выполнении погрузочно-разгрузочных работ в светлое время суток связано с характером перевозимых грузов (бензин) и вызвано требованиями безопасности                             погрузочно-разгрузочных операций. Общество подписало дополнительное соглашение   без возражений в этой части и не может ссылаться на это обстоятельство как на основание освобождения от договорной обязанности. Кроме того, суд первой инстанции взыскал плату с учетом  исключения из расчета  часов задержки вагонов, прибывших в ночное время  первых суток (до 07 часов 00 минут).

Доводы общества о том, что акты общей формы не являются основанием для взыскания платы,  рассмотрены  апелляционным судом  и  правомерно отклонены                        со ссылкой на Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные приказом МПС России от 18.06.2003 № 26, пункт 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов, подпункт «в» пункта 15 договора № 351/1.                     Суд установил, что акт общей формы составляется для удостоверения задержки приема    от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров. В акте общей формы излагаются обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Согласно условиям договора № 351/1  задержка вагона  на путях общего пользования оформляется актом общей формы, на основании акта определяется время задержки и начисляется плата по ставкам таблицы № 9                      Тарифного руководства № 2.

Нарушения, являющиеся  основаниями для изменения или отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Ростовской области   от 18.09.2014 и   постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014  по делу                                                № А53-13344/2014  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                      Н.В. Чесняк

Судьи                                                                                                                     В.Ф. Кухарь

                                                                                                                    О.В. Леонова