ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-13484/2021 от 13.10.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

                 Дело № А53-13484/2021

13 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плаксий А.В. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области (судья Фаргиева А.И.), от органа, осуществляющего публичные полномочия – министерства имущественно-земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 28.12.2021), в отсутствие заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) и третьих лиц: ФИО3, ФИО4, ФИО5, общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-Центр "Некрасовский"», ФИО6, ФИО7, ФИО8, общества с ограниченной ответственностью «Турана Дон», ФИО9, ФИО10, ФИО11, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области» в лице филиала по Ростовской области, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.20122 по делу № А53-13484/2021, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд к министерству имущественно-земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее – министерство, уполномоченный орган) с заявлением о признании незаконным распоряжения от 11.03.2021 № 19-р/417 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала 61:44:0062315, площадью 38737 кв. м и объединении земельных участков.

Заявление основано на положениях статей 1, 7, 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), статьей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и мотивировано следующим. Предприниматель является собственником нежилых (складских) зданий (помещений), расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0062315:15 и 61:44:0062315:19. Оспариваемым распоряжением образуется единый земельный участок с кадастровым номером 61:44:0062315:337, включающий в себя 10 находящихся в государственной собственности Ростовской области земельных участков. Часть объединяемых участков свободна от застройки, однако включена министерством в формируемый земельный участок с кадастровым номером 61:44:0062315:337 площадью 38737 кв. м, увеличивая, тем самым, долю предпринимателя в общем пользовании объединенным участком. Кроме того, весь образованный земельный участок при постановке на кадастровый учет был отнесен к седьмой группе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (с удельным показателем 14 404 рубля 13 копеек за кв. м). Данный показатель является максимальным из всех видов разрешенного использования, присвоенных этому участку, и влечет увеличение платы, подлежащей внесению предпринимателем за фактическое пользование землей, необходимой для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимости.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО3; ФИО4; ФИО5; общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-Центр "Некрасовский"»; ФИО6; ФИО7; ФИО8; общество с ограниченной ответственностью «Турана Дон»; ФИО9; ФИО10; ФИО11; ФИО12; ФИО13; ФИО14; ФИО15; ФИО16; управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее – управление Росреестра); федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области» в лице филиала по Ростовской области.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2022, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным как несоответствующее нормам Земельного кодекса распоряжение министерства от 11.03.2021 № 19-р/417 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала 61:44:0062315, площадью 38737 кв. м и объединении земельных участков. На управление Росреестра возложены обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 61:44:0062315:337 и погашении записи о государственной регистрации права в отношении указанного участка, восстановлению регистрационных записей о кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0062315:14, 61:44:0062315:15, 61:44:0062315:16, 61:44:0062315:17, 61:44:0062315:18, 61:44:0062315:19, 61:44:0062315:20, 61:44:0062315:22, 61:44:0062315:23, 61:44:0062315:24.

Суды установили, что предпринимателю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...>: складское помещение с кадастровым номером 61:44:60062315:57 (запись в ЕГРН о государственной регистрации права от 26.04.2016 № 61-61/03461/001/030/2016-3666/2); здание (складское помещение) с кадастровым номером 61:4460062315:82 (запись в ЕГРН о государственной регистрации права от 30.11.2015 № 61-61/00161/001/038/2015-2347/2); нежилое помещение с кадастровым номером 61:44:0062315:121 (запись в ЕГРН о государственной регистрации права от 27.02.2018 № 61:44:0062315:121-61/001/218-1). Объекты с кадастровыми номерами 61:4460062315:82 и 61:44:60062315:57 находились на земельном участке площадью 9314 кв. м с кадастровым номером 61:44:0062315:15, принадлежащем на праве собственности субъекту Российской Федерации – Ростовской области. Данный земельный участок имел разрешенные виды использования: магазины; производственная деятельность; склады и коммунальное обслуживание. Нежилое помещение с кадастровым номером 61:44:0062315:121 размещалось на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0062315:19 с видом разрешенного использования: объекты гаражного назначения; объекты придорожного сервиса; склады; производственная деятельность. Распоряжением министерства от 11.03.2021 № 19-р/417 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала 61:44:0062315, объединены 10 земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0062315:14 61:44:0062315:15, 61:44:0062315:16, 61:44:0062315:17, 61:44:0062315:18, 61:44:0062315:19, 61:44:0062315:20, 61:44:0062315:21, 61:44:0062315:22, 61:44:0062315:24, 61:44:0062315:23. В связи с объединением указанных участков образован единый земельный участок с кадастровым номером 61:44:0062315:337. Согласно выписке из ЕГРН от 22.04.2021 земельный участок с кадастровым номером 61:44:0062315:337 имеет площадь 38737 кв. м, кадастровую стоимость 557 972 783 рубля 81 копейку. Ссылаясь на незаконность распоряжения министерства от 11.03.2021 № 19-р/417, нарушающего права (интересы) заявителя в сфере предпринимательской деятельности, последний оспорил его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Судебные инстанции при разрешении спора руководствовались положениями статей 1, 11.2, 11.4, 11.7, 35, 39.20 Земельного кодекса, статьями 271, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс). Материалами дела подтверждено, что предприниматель является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами 61:4460062315:82, 61:44:60062315:57, 61:44:0062315:121, которые до объединения в земельный участок с кадастровым номером 61:44:0062315:337 располагались на земельных участках 61:44:0062315:15, 61:44:0062315:19. При этом права на принадлежащие заявителю объекты недвижимости приобретены на законных основаниях, зарегистрированы в установленном законом порядке, объекты не являются самовольными постройками. При объединении земельный участок получил вид разрешенного использования: «Для эксплуатации производственно-складских помещений; для размещения промышленных объектов; магазины (объекты капитального строительства для продажи товаров), производственная деятельность (производственное здание, сооружение производственного назначения), склады (сооружения, имеющие назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов), коммунальное обслуживание (котельные, водозаборы, очистные сооружения, насосные станции, водопроводы, линии электропередач, трансформаторные подстанции, газопроводы, линии связи, телефонные станции, канализации, стоянки, гаражи и мастерские для обслуживания уборочной и аварийной техники и иные объекты коммунального обслуживания; здания, помещения, предназначенные для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг); объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (объекты капитального строительства для размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказывающих банковские и страховые услуги, организующих места общественного питания, места, предназначенные для размещения: дискотек и танцевальных площадок, ночных клубов, аквапарков, боулинга, аттракционов, ипподромов, игровых автоматов (кроме игрового оборудования, используемого для проведения азартных игр) и игровых площадок); для объектов общественно-делового значения; объекты гаражного назначения; объекты придорожного сервиса (автозаправочные станции (бензиновые, газовые); автомобильные мойки и прачечные для автомобильных принадлежностей, мастерские, предназначенные для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочие объекты придорожного сервиса); деловое управление (объекты капитального строительства для размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственными или муниципальными управлениями и оказанием услуг, а также для обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); для размещения объектов, характерных для населенных пунктов». В результате земельный участок с кадастровым номером 61:44:0062315:337 отнесен к седьмой группе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения с удельным показателем в размере 14 404 рублей 13 копеек за кв. м (максимальный показатель из всех видов разрешенного использования). При этом разрешенный вид использования объектов недвижимости, принадлежащих предпринимателю, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка. В объединенный участок с кадастровым номером 61:44:0062315:337 также включены полностью свободные от строений земельные участки с кадастровыми номерами: 61:44:0062315:23 (вид разрешенного использования: гараж); 61:44:0062315:17 (вид разрешенного использования: гараж); 61:44:0062315:14 (вид разрешенного использования – для эксплуатации производственно-складских помещений). Указанные земельные участки имеют общую площадь около 1 га. Судебной практикой закреплен подход, согласно которому при образовании земельных участков не допускается игнорирование прав собственников расположенных на таких участках объектов недвижимости, обладающим правом пользования земельным участком, необходимым для использования такой недвижимости. В этой связи судами отклонен довод министерства о том, что заявитель не вправе оспаривать распоряжение от 11.03.2021 № 19-р/417, поскольку не является землепользователем (арендатором) спорного земельного участка. Также согласно оспариваемому распоряжению в объединенный земельный участок с кадастровым номером 61:44:0062315:337 включены полностью свободные от объектов недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0062315:23, 61:44:0062315:17 и 61:44:0062315:14 общей площадью около 1 га. Между тем, по общему правилу, установленному нормами земельного законодательства, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Предоставление земельного участка вне установленного законом порядка может неправомерно создать приоритетные условия при получении прав на земельный участок, чем могут быть нарушены права иных возможных претендентов на их получение. Императивность земельных норм не допускает передачи органами государственной власти земельных участков из государственной или муниципальной собственности без осуществления конкурентных процедур, соблюдение которых направлено на расширение доступа хозяйствующих субъектов к земельным участкам и является основой эффективного их использования и развития конкуренции. Включив в объединенный земельный участок с кадастровым номером 61:44:0062315:337 земельные участки, свободные от объектов недвижимости, министерство фактически обошло установленную законом аукционную процедуру. При этом уполномоченным органом не обоснована невозможность использования иных земельных участков без присоединения свободных от объектов участков. Объединение земельных участков нарушает права и законные интересы собственников объектов недвижимости, поскольку влечет за собой увеличение кадастровой стоимости земельного участка и, как следствие, увеличение бремени платы за фактическое его использование. Исходя из установленных обстоятельств, суды пришли к выводу о том, что распоряжение министерства от 11.03.2021 № 19-р/417 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала 61:44:0062315, площадью 38737 кв. м и объединении земельных участков является незаконным. Данное распоряжение нарушает права (интересы) заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что влечет удовлетворение требований. В целях восстановления прав (законных интересов) заявителя суд первой инстанции принял решение о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 61:44:0062315:337 и погашения в ЕГРН записи о государственной регистрации права в отношении него. Суд также восстановил регистрационную запись о кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении земельных участков, из которых образован спорный участок. Довод министерства о невозможности восстановления положения, существовавшего до образования земельного участка с кадастровым номером 61:44:0062315:337, проверен судами, которыми отклонен. Из указанного земельного участка на основании заявления ФИО3 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0062315:337, 61:44:0062315:340. Данные участки предметом настоящего спора не являются, право аренды на земельные участки до настоящего времени не оформлено, стороны вправе в дальнейшем самостоятельно определить судьбу образованных земельных участков с учетом вынесенных судебных актов.

Министерство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судебными инстанциями норм права, а также несоответствие сделанных судами выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Судебные инстанции при разрешении спора необоснованно не учли, что предприниматель не является лицом, соответствующим требованиям пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса. Заявитель не владел (и не владеет) земельными участками с кадастровыми номерами 61:44:0062315:15 и 61:44:0062315:19 под объектами недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования, на праве пожизненного наследуемого владения, по договору аренды (субаренды). В этой связи оснований для отнесения предпринимателя к категории землепользователей в отношении как исходного, так и образуемого участка не имеется. Собственник объектов недвижимости обладает исключительным правом на формирование и последующее приобретение в собственность (аренду) только того земельного участка, который необходим для использования (эксплуатации) принадлежащей такому собственнику недвижимости. Судебная практика, на которую ссылаются суды первой и апелляционной инстанций, основана на иных фактических обстоятельствах (земельные участки находились в постоянном (бессрочном) пользовании собственников объектов недвижимости и в силу действующих норм Земельного кодекса они относились к землепользователям). В связи с тем, что предоставить единый земельный участок с кадастровым номером 61:44:0062315:337 собственникам объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством не представляется возможным, при выделе земельных участков под объектами недвижимого имущества будут соблюдены все условия, предусмотренные земельным законодательством. Министерство на основании заявлений ФИО3 предварительно согласовало предоставление в аренду двух земельных участков (площадью 971 кв. м и 1714 кв. м). Данные участки в соответствии с действующим законодательством поставлены на кадастровый учет для последующего их предоставления собственнику объектов недвижимости (земельный участок с кадастровым номером 61:44:0062315:341 поставлен на кадастровый учет 17.01.2022; участок с кадастровым номером 61:44:0062315:340 – 14.01.2022). Данные самостоятельные земельные участки образованы под объектами недвижимого имущества, принадлежащими ФИО3 В связи с их формированием исполнение судебных актов в части обязания управления Росреестра снять с кадастрового учета и погасить запись о государственной регистрации права в отношении участка с кадастровым номером 61:44:0062315:337, восстановить регистрационные записи о кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении ранее существовавших земельных участков невозможно. Вывод судебных инстанций о том, что объединение земельного участка представляет предоставления такого участка третьим лицам без торгов, не учитывает норм действующего земельного законодательства. Объединение ранее существующих земельных участков в один с кадастровым номером 61:44:0062315:337 способствует не только эффективному распоряжению государственным имуществом Ростовской области, но и содействует формированию земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности третьим лицам. Таким образом, распоряжение министерства от 11.03.2021 № 19-р/417 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала 61:44:0062315, площадью 38737 кв. м и объединении земельных участков не противоречит нормам федерального закона и не нарушают прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Напротив, действия уполномоченного органа приводят к формированию из единого земельного участка земельных участков, сформированных под объектами недвижимости, и дальнейшее их предоставление в аренду, что способствует соблюдению прав всех заинтересованных лиц.

От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу в суд округа не поступили.

На основании статьи 153.1 Кодекса судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области.

В судебном заседании представитель министерства, присутствующий в арбитражном суде, обеспечивающем организацию видеоконференц-связи, поддерживал доводы жалобы, которую просил удовлетворить.

Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд (либо в арбитражный суд, организующий сеанс видеоконференц-связи) не обеспечили.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, предпринимателю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...>: складское помещение с кадастровым номером 61:44:60062315:57 (запись в ЕГРН о государственной регистрации права от 26.04.2016 № 61-61/03461/001/030/2016-3666/2); здание (складское помещение) с кадастровым номером 61:4460062315:82 (запись в ЕГРН о государственной регистрации права от 30.11.2015 № 61-61/00161/001/038/2015-2347/2); нежилое помещение с кадастровым номером 61:44:0062315:121 (запись в ЕГРН о государственной регистрации права от 27.02.2018 № 61:44:0062315:121-61/001/218-1).

Объекты с кадастровыми номерами 61:4460062315:82 и 61:44:60062315:57 находились на земельном участке площадью 9314 кв. м с кадастровым номером 61:44:0062315:15, принадлежащем на праве собственности субъекту Российской Федерации – Ростовской области. Данный земельный участок имел разрешенные виды использования: магазины; производственная деятельность; склады и коммунальное обслуживание.

Нежилое помещение с кадастровым номером 61:44:0062315:121 размещалось на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0062315:19 с видом разрешенного использования: объекты гаражного назначения; объекты придорожного сервиса; склады; производственная деятельность.

Распоряжением министерства от 11.03.2021 № 19-р/417 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала 61:44:0062315, в границах территориальной зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (ПД/2/10), площадью 38737 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район. Образуемый участок из категории земель населенных пунктов объединил 10 земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0062315:14 61:44:0062315:15, 61:44:0062315:16, 61:44:0062315:17, 61:44:0062315:18, 61:44:0062315:19, 61:44:0062315:20, 61:44:0062315:21, 61:44:0062315:22, 61:44:0062315:24, 61:44:0062315:23. Единый земельный участок с кадастровым номером 61:44:0062315:337 имеет следующие виды разрешенного использования: для эксплуатации производственно-складских помещений; для размещения промышленных объектов; магазины (объекты капитального строительства для продажи товаров), производственная деятельность (производственное здание, сооружение производственного назначения), склады (сооружения, имеющие назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов), коммунальное обслуживание (котельные, водозаборы, очистные сооружения, насосные станции, водопроводы, линии электропередач, трансформаторные подстанции, газопроводы, линии связи, телефонные станции, канализации, стоянки, гаражи и мастерские для обслуживания уборочной и аварийной техники и иные объекты коммунального обслуживания; здания, помещения, предназначенные для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг); объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (объекты капитального строительства для размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказывающих банковские и страховые услуги, организующих места общественного питания, места, предназначенные для размещения: дискотек и танцевальных площадок, ночных клубов, аквапарков, боулинга, аттракционов, ипподромов, игровых автоматов (кроме игрового оборудования, используемого для проведения азартных игр) и игровых площадок); для объектов общественно-делового значения; объекты гаражного назначения; объекты придорожного сервиса (автозаправочные станции (бензиновые, газовые); автомобильные мойки и прачечные для автомобильных принадлежностей, мастерские, предназначенные для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочие объекты придорожного сервиса); деловое управление (объекты капитального строительства для размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственными или муниципальными управлениями и оказанием услуг, а также для обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); для размещения объектов, характерных для населенных пунктов».

Согласно выписке из ЕГРН от 22.04.2021 № 99/2021/389129402 на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0062315:14 зарегистрировано право собственности Ростовской области (запись от 30.09.2016 № 61-61/020-61/001/049/2016-1697/2). Данный участок имеет площадь 38737 кв. м, кадастровую стоимость – 557 972 783 рубля 81 копейку.

Ссылаясь на незаконность распоряжения министерства от 11.03.2021 № 19-р/417, нарушающего права (интересы) заявителя в сфере предпринимательской деятельности, последний оспорил его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.

На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса).

При этом в силу части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельные участки являются объектами земельных отношений. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (статья 6 Земельного кодекса).

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (пункты 1, 3, 4 статьи 11.2 Земельного кодекса).

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок (пункты 1, 2 статьи 11.6 Земельного кодекса).

Как указано в преамбуле распоряжения от 11.03.2021 № 19-р/417, оно принято в целях повышения эффективности распоряжения государственным имуществом Ростовской области. Оспаривая данное распоряжение, предприниматель указывает на то, что часть объединяемых участков свободна от застройки, однако включена министерством в формируемый земельный участок общей площадью 38 737 кв. м с кадастровым номером 61:44:0062315:337, увеличивая, тем самым, долю предпринимателя в общем пользовании объединенным участком. Кроме того, весь образованный земельный участок при постановке на кадастровый учет был отнесен к седьмой группе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (с удельным показателем 14 404 рубля 13 копеек за кв. м). Данный показатель является максимальным из всех видов разрешенного использования, присвоенных этому участку, и влечет увеличение платы, подлежащей внесению предпринимателем за фактическое пользование землей, необходимой для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимости с кадастровыми номерами 61:4460062315:82, 61:44:60062315:57, 61:44:0062315:121.

Судебные инстанции при разрешении спора пришли к выводу о том, что оспариваемое распоряжение министерства нарушает положения земельного законодательства и права (интересы) заявителя как собственника объектов недвижимости, располагавшихся ранее в границах земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0062315:15, 61:44:0062315:19. Данные участки также включены в состав объединенного участка с кадастровым номером 61:44:0062315:337. При постановке на кадастровый учет образованный участок отнесен к седьмой группе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения с удельным показателем 14 404 рубля 13 копеек за кв. м (максимальный показатель из всех видов разрешенного использования). При этом разрешенный вид использования объектов недвижимости, принадлежащих предпринимателю, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка. Также в объединенный земельный участок вошли полностью свободные от объектов недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0062315:23, 61:44:0062315:17 и 61:44:0062315:14 общей площадью около 1 га. Включая данные участки в состав объединяемого земельного участка с кадастровым номером 61:44:0062315:337, министерство не обосновало невозможность использования иных земельных участков без присоединения свободных. Суды признали, что распоряжение министерства от 11.03.2021 № 19-р/417, которым объединены 10 исходных земельных участков,  нарушает права и законные интересы собственников объектов недвижимости, поскольку влечет за собой увеличение кадастровой стоимости образуемого земельного участка и, как следствие, увеличение платы за фактическое использование землями, необходимыми для эксплуатации принадлежащих им объектов недвижимости.

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее
(часть 1 статьи 286 Кодекса).

Довод кассационной жалобы министерства о том, что предприниматель не является лицом, соответствующим требованиям пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса, поскольку не является землепользователем (арендатором) земельных участков, на которых расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, поэтому не вправе оспаривать распоряжение, подлежит отклонению. При принятии решений в отношении публичных земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости третьих лиц, мнение (согласие) владельцев объектов недвижимости, находящихся на таких участках, должно учитываться (определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 310-КГ15-13643, от 12.05.2016 № 306-КГ16-4263, от 12.12.2016 № 306-КГ16-16753, от 03.05.2018 № 301-КГ18-4413).         

Довод о невозможности исполнения решения, поскольку на основании заявлений ФИО3 министерство предварительно согласовало предоставление в аренду двух земельных участков (площадью 971 кв. м и 1714 кв. м), которые поставлены на кадастровый учет для последующего предоставления их собственнику объектов недвижимости, проверялся и мотивированно отклонен судами. Оснований для иных выводов в соответствующей части суд кассационной инстанции не усматривает. 

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе (включение в состав объединенного участка свободных земель не нарушает норм земельного законодательства; объединение участков способствует эффективному распоряжению государственным имуществом Ростовской области и содействует формированию земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности третьим лицам), также не принимаются. Данные доводы не опровергают выводы судебных инстанций о нарушении оспариваемым постановлением норм земельного законодательства и прав (интересов) предпринимателя как собственника объектов недвижимости, расположенных  в границах образуемого земельного участка с кадастровым номером 61:44:0062315:337.   

Обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, судебными инстанциями исполнена. Противоречий между выводами о применении норм права и установленными судами фактическими обстоятельствами, либо неправильного определения ими характера спорного материального правоотношения не усматривается. Нарушений процессуальных норм, являющихся основанием для отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.   

Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2022 по делу № А53-13484/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                     В.Е. Епифанов

Судьи                                                                                                                    В.А. Анциферов

                                                                                                                               А.И. Мещерин