ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-15046/19 от 02.09.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-15046/2019

09 сентября 2019 года 15АП-12890/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филимоновой С.С.,

судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 25.12.2015, заинтересованного лица ФИО2 по доверенности от 26.04.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 08.07.2019 по делу № А53-15046/2019, принятое судьей Бондарчук Е.В.,
по заявлению публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы"
к Региональной службе государственного строительного надзора по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (далее – заявитель, общество, ПАО «МТС») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления от 24.04.2019 № 190008 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просил решение отменить.

Апелляционная жалоба и дополнения к ней мотивированы тем, что в материалах административного дела и в решении суда отсутствуют доказательства, объективно и достоверно подтверждающие, факт совершения ПАО «МТС» вмененного ему правонарушения. Апеллянт не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что опора связи по адресу: РО, Аксайский район, х. ФИО3, ул. Советская, 395 «Д» является объектом капитального строительства; разрешение на строительство спорного объекта не требуется.

В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в результате проведения 25.01.2019 проверочных и иных мероприятий на основании комиссионного акта осмотра объекта самовольного строения (составленного комиссией администрации от 12.12.2018) Прокуратурой Аксайского района, установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами (КН) 61:02:0030101:3552 и 3553 по адресу: ул. Советская, д. 395 «Д» в ст. ФИО3 Аксайского района, категория земель: земли населенных пунктов – разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 36 кв.м осуществляется самовольное строительство – установки металлической опоры под размещение антенн сотовой связи и РРЛ (Радиорелейной линии) привязки и двух металлических шкафов-аппаратной. На момент проверки выполнены земляные работы по устройству котлована для фундамента и устройство армирования фундаментной монолитной плиты, выполнено устройство буронабивной сваи с устройством выпусков арматурного каркаса сваи, заведенных в тело фундаментной плиты основании выполненного из буронабивных свай.

Из представленных материалов административного дела следует, что между ПАО «МТС» и ФИО4 заключен договор аренды земельного участка № 61-01826 от 01.10.2018 на 30 кв.м от земельного участка с КН 61:02:0030101:1578 (в дальнейшем разделенный на участки КН 61:02:0030101:3552 и 3553), категория земель: земли населенных пунктов – разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью с целью установки металлической опоры под размещение антенн сотовой связи.

ФИО4, а так же ПАО «МТС» за оформлением разрешения на строительство объекта в Администрацию Грушевского сельского поселения Аксайского района не обращались.

24.04.2019 заместителем руководителя Региональной службы в отсутствии законного представителя общества вынесено постановление № 190008, которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с оспариваемым постановлением, ПАО «МТС» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных и юридических лиц за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. Опасность самовольного (без соответствующего разрешения) строительства состоит в том, что в результате таких действий затрудняется осуществление планов архитектурной планировки и застройки городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы других граждан, создается угроза общественной, в частности экологической, пожарной безопасности.

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без соответствующего разрешения.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Спорный объект капитального строительства не относится к числу объектов, указанных в пункте 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при строительстве, реконструкции которых разрешение на строительство не требуется.

Как следует из положений статьи 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Аксайского района совместно с должностным лицом Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области 25.01.2019 проведена проверка требований градостроительного законодательства земельного участка по адресу: РО, Аксайский район, х. ФИО3, ул. Советская, 395 «Д».

В ходе проведенной проверки установлено, что на вышеуказанном земельном участке выполняются следующие работы:

- земляные работы по устройству котлована для фундамента;

- устройство армирования фундаментной монолитной плиты, выполнено устройство буронабивной сваи с устройством выпусков арматурного каркаса сваи, заведенных в тело фундаментной плиты основании выполненного из буронабивных свай;

- выполнено складирование на территории земельного участка элементов и металлоконструкций вышки сотовой связи.

Согласно договору аренды земельного участка от 01.10.2018 № 61-01826 застройщиком является ПАО «МТС».

В соответствии с пунктом 1.3 перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 137 на опору связи не требуется получение разрешения на строительство при условии размещения сооружения связи в соответствии с градостроительными регламентами, установленными в правилах землепользования и застройки поселений и городских округов, при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования, проектной документации, заключения о соответствии эксплуатации санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также представления в орган местного самоуправления не позднее чем за 10 рабочих дней до начала и после окончания строительно-монтажных работ, указанных в названном пункте, сведений, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

Таким образом, в случае несоблюдения вышеприведенных условий получение разрешения на строительство (реконструкцию) опоры связи требуется.

Вместе с тем, доказательства выполнения указанных условий, в том числе представления обществом в орган местного самоуправления сведений, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, в материалы дела не представлены, поскольку факт обнаружения правонарушения комиссией установлен 12.12.2018, а информирование общества последовало 13.12.2019, т.е. после установления наличия правонарушения (тогда как закон предусматривает соответствующее информирование заблаговременно).

Более того, администрация Грушевского сельского поселения направляла уведомление (от 13.12.2018 № 63.23/2113) в адрес собственника земельного участка (ФИО4), на котором осуществляется строительство вышки сотовой связи, о прекращении данного строительства, так как оно осуществляется с нарушением градостроительного законодательства.

К объектам капитального строительства частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

По смыслу пункта 3 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к особо опасным и технически сложным объектам.

В подпунктах 6 и 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» дано толкование понятий линейно-кабельное сооружение связи и сооружение связи. Под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; под сооружениями связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи.

Исходя из анализа норм градостроительного, гражданского законодательства и законодательства о связи, линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи наряду с линиями электропередач отнесены к сложным объектам, объектам капитального строительства, подконтрольным государственному строительному надзору.

Согласно представленному в материалы дела договору аренды, заключенному между ФИО4 и ПАО «МТС», последний размещает антенну сотовой связи, состоящую из антенной опоры с размещением на ней антенно-фидерных устройств, контейнера-аппаратной.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» возведенный Предприятием объект относится к сооружениям связи, составляющим единую вещь - базовую станцию сотовой связи, состоящую из совокупности смонтированных между собой средств, объектов, кабельных и иных сооружений связи.

Таким образом, довод общества о том, что опора связи по адресу: РО, Аксайский район, х. ФИО3, ул. Советская, 395 «Д» не является объектом капитального строительства, неправомерен.

Понятие объекта капитального строительства, приведенное в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, не содержит в качестве обязательного признака такого объекта возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.

Поскольку функциональное назначение опоры связи и цель ее постройки - длительное использование в уставных целях, довод общества о том, что данная станция относится к временному сооружению, является также ошибочным.

Вывод об отнесении спорного объекта к объектам капитального строительства и о наличии обязанности получить разрешение на строительство объекта и разрешение на ввод его в эксплуатацию, нашло свое подтверждение в решениях высших судов, а именно в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.04.2018 по делу № А32-34421/2017 и постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 № 15АП-2913/2019 и от 08.03.2016 № 15АП22164/2015.

Согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений.

Отнести постройку к объекту некапитального строительства можно по определенным оценочным категориям.

Общим критерием отнесения объектов к некапитальным объектам (движимому имуществу) согласно нормам гражданского законодательства (статья 130 Гражданского кодекса РФ) является возможность свободного перемещения указанных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы. Также основным отличительным признаком, по которому можно определить временную постройку является правовой статус, а именно тот факт, что временное сооружение возводится на определенный временный срок, в отличие от бессрочного капитального объекта.

При этом, согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении от 24.09.2013 по делу А76-1598/2012, термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию «объект недвижимого имущества», имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.

Учитывая изложенное, доводы общества о том, что спорный объект является движимым имуществом, в связи с чем на него не требуется разрешение на строительство, являются необоснованными.

Понятие объекта капитального строительства, приведенное в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, не содержит в качестве обязательного признака такого объекта возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению. Таким образом, Градостроительный кодекс РФ не отождествляет понятие объекта недвижимости и объекта капитального строительства и не ограничивается критерием прочной связи с землей.

При этом, главным критерием, исключающим тот или иной объект из числа объектов капитального строительства, на строительство которых требуется получение разрешения на строительство, является временный характер сооружения.

Временный характер сооружения определяется ограниченным сроком эксплуатации, а не возможностью последующего демонтажа данного сооружения. В отношении спорного объекта, ограничений в сроке его эксплуатации документально не установлено.

При этом, строительство спорного объекта выполнено в целях осуществления обществом определенного вида деятельности (и, следовательно, срок эксплуатации данного объекта не ограничен), что исключает временный характер сооружения.

Таким образом, судом первой инстанции сделан вывод о том, что спорный объект - вышка сотовой связи, относится к объектам капитального строительства, для строительства которого требуется наличие разрешения на строительство данного объекта.

Судом первой инстанции установлено, что ПАО «МТС» нарушены положения пункта 1.3 Перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 137 и статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Материалами дела об административном правонарушении, в том числе: актом обследования земельного участка, протоколом об административном правонарушении подтверждается, что обществом на земельных участках с кадастровыми номерами (КН) 61:02:0030101:3552 и 3553 по адресу: ул. Советская, д. 395 «Д» в ст. ФИО3 Аксайского района, категория земель: земли населенных пунктов – разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 36 кв.м осуществляется самовольное строительство – установки металлической опоры под размещение антенн сотовой связи и РРЛ (Радиорелейной линии) привязки и двух металлических шкафов-аппаратной.

Таким образом, наличие в действиях общества события административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является доказанным.

Вина общества в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения обязательных требований градостроительного законодательства. Доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлены.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.

При назначении административного наказания административный орган обоснованно применил в отношении общества административный штраф в минимальном размере 500 000 рублей в связи с отсутствием обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.

Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.

Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2019 по делу
№ А53-15046/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий С.С. Филимонова

Судьи О.Ю. Ефимова

М.В. Ильина