ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-15136/2021 от 17.11.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-15136/2021

23 ноября 2021 года 15АП-19545/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,

при участии:

от ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону»: представитель ФИО1 по доверенности от 29.08.2020, паспорт;

от Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: представитель ФИО2 по доверенности от 06.09.2021, удостоверение,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «ТНС энерго Ростов-на-Дону»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 29.09.2021 по делу № А53-15136/2021

по заявлению публичного акционерного общества «ТНС энерго Ростов-на-Дону»

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (далее – заявитель, ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Росстандарта) от 23.04.2021 № 07-29/42 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, публичное акционерное общество «ТНС энерго Ростов-на-Дону» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда, принять новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» не вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем не владеет объектами электросетевого хозяйства, используемыми для транспортировки электрической энергии. ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» не имело объективной возможности повлиять на качество передаваемой электроэнергии, кроме как требовать от сетевой организации обеспечения передачи электроэнергии, соответствующей требованиям действующих стандартов. Действия, находящиеся в компетенции ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» выполнены в полном объеме. Исходя из этого ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» не имело объективной возможности повлиять на качество передаваемой электроэнергии, кроме как требовать от сетевой организации обеспечения передачи электроэнергии, соответствующей требованиям действующих стандартов. Вина со стороны ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в нарушении требований технических регламентов отсутствует. ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» считает также, что ЮМТУ Росстандарта неправильно квалифицировало правонарушение, в данном случае подлежит применению ст. 7.23 КоАП РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представитель ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Ростовским отделом госнадзора ЮМТУ Росстандарта, в соответствии с решением прокуратуры Ростовской области о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении Публичного акционерного общества «ТНС энерго Ростов-на-Дону» №7/3-111/74-2021 от 15.03.2021 и приказами ЮМТУ Росстандарта № 01-30/122 от 12.03.2021; №52 от 09.04.2021, по обращению граждан (вх. от 08.02.2021 №190 дополнение к жалобе от 09.03.2021 №111), представления о необходимости проведения внеплановой проверки № 2 от 12.03.2021, проведена внеплановая выездная проверка ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону».

В ходе проверки установлено, что ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» допустило реализацию потребителям в границах электрических сетей трансформаторной подстанций (ТП 118А) реализацию продукции - электрической энергии потребителям, показатели качества которой не соответствуют обязательным требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» по показателю - «медленные изменения напряжения (положительные и отрицательные отклонения)».

В связи с установлением признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, административным органом в адрес ПАО «ТНС Энерго» было направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 14.04.2021 № 7/07-237, которое передано в приемную общества 14.04.2021 вх. № 7874.

16.04.2021 в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя общества в отношении ПАО «ТНС Энерго Ростов на Дону» старшим государственным инспектором Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта - ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № 07-28/42, ответственность за которое предусмотрено ч. 1
ст. 14.43 КоАП РФ.

23.04.2021 в присутствии представителя общества заместителем руководителя Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постанволение о признании ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа 110000 рублей.

Полагая указанное постановление незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением, указывая, что лицом ответственным за поставку энергии надлежащего качества является ПАО «Россети-Юг» - «Ростовэнерго», кроме того полагает, что административным органом допущена неверная квалификация правонарушения, поскольку применению подлежит статьи 7.23 КоАП РФ «Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами».

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (ч. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике).

В силу статей 4 и 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.

Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколами испытаний, протоколом об административном правонарушении подтверждено, что обществом «ТНС энерго Ростов на Дону « допущена реализация электрической энергии, показатели качества которой не соответствуют обязательным требованиям пункта 4.2.2. ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» по показателю - «медленные изменения напряжения (положительные и отрицательные отклонения)».

Так, согласно Протоколу № 011-21 испытаний показателей качества электрической энергии от 12.04.2021 и экспертному заключению
ФБУ «Ставропольский ЦСМ»: в точке испытаний: опора BJ1-10 кВ № 1212 жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, нос. Октябрьский, ул. Гагарина, 22 (ТП -118А), центр питания: ПС 110/10 кВ «АС-12»: -электрическая энергия не соответствует обязательным требованиям п.4.2.2 ГОСТ 32144-2013 по положительным отклонениям напряжения: фаза А: время выхода за допустимые значения составило 61,11 % (102 часа 39 минут) от общего времени измерения с 02.04.2021 г. по 08.04.2021 г. (168 часов). Полученное максимальное значение составило 259,8 В (18,1) при допустимом значении не более 242 В (10%). Общее время измерений для всех параметров составляет: 7 суток (168 часов).

Административный орган сделал обоснованный вывод о том, что обществом осуществлялась реализация несертифицированной электрической энергии (товар), а не оказывалась коммунальная услуга и верно квалифицировал совершенное правонарушение по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Приложение № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, содержит отсылки к обязательным требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно статье 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Согласно п. 1.1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к электрической энергии устанавливаются ГОСТ 32144-13 и постановлением Правительством Российской Федерации от 01.12.2009 № 982, которым утверждается и ежегодно уточняется единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Допущенное обществом правонарушение посягает на общественные отношения, охраняемые как Федеральным законом № 184-ФЗ, так и соответствующими ГОСТами.

Таким образом, электрическая энергия, которую ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» реализует гражданам для личных нужд, должна удовлетворять требованиям по безопасности, регламентированным ГОСТ 32144-13, и соответствие этим требованиям должно соответствовать требованиям Технических регламентов.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

На основании ч. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Из содержания пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц, которые в данном случае являются и точками общего присоединения (то есть электрическая энергия в данных точках может передаваться нескольким потребителям, в том числе возможна передача электрической энергии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а, следовательно, не может являться коммунальной услугой), устанавливает ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (ранее - ГОСТ 13109-97).

Пункт 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 регламентирует качество электроэнергии по такому показателю как медленные изменения напряжения электропитания.

Для указанного выше показателя качества установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать +10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.

По результатам проверочных мероприятий доводы, изложенные в обращении граждан, о реализации (поставке, продаже) им некачественной электрической энергии по адресу по адресу: Ростовская область, Аксайский район, нос. Октябрьский, ул. Гагарина, 22, в ходе контрольно-надзорных мероприятий были подтверждены.

Систематическая передача некачественной электрической энергии потребителям, нарушает безопасность потребителей, пожаробезопасность, а также влечет за собой повышенный расход электрической энергии, снижение сроков эксплуатации электрических бытовых приборов и риск, влияющий на здоровье потребителей.

Доказательств, опровергающих выявленные нарушения в виде реализации электроэнергии, не отвечающей обязательным требованиям, обществом не представлено.

При таких обстоятельствах, административным органом обоснованно сделан вывод о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Апелляционной коллегией не принимаются доводы общества о том, что ЮМТУ Росстандарта неправильно квалифицировало правонарушение, в данном случае подлежит применению ст. 7.23 КоАП РФ.

В данном случае уполномоченным органом (ЮМТУ Росстандарта) осуществлена проверка соответствия обязательным требования реализуемой обществом электроэнергии, а не качество предоставляемых коммунальных услуг.

Принимая оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности, орган контроля обоснованно исходил из того, что электрическая энергия является продукцией, к качеству которой, в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, установлены обязательные к исполнению требования.

В соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 01.08.2017 № 2514, государственную функцию по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов исполняет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и его территориальные органы - межрегиональные территориальные управления Росстандарта (МТУ Росстандарта).

Организация и исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами Росстандарта, в обязанности которых входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора), а также должностными лицами МТУ Росстандарта.

В соответствии с пунктом 5 Административного регламента, государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих национальных стандартов и технических регламентов.

Таким образом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, в лице его территориальных органов (Южное межрегиональное территориальное управление Росстандарта), является уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований к продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Согласно содержанию типового Договора энергоснабжения, размещенного в открытом доступе в информационной системе общего пользования на официальном сайте общества в сети Интернет (kuban.tns-e.ru), предметом настоящего Договора является отпуск (продажа) электрической энергии Потребителю и оплата ее Потребителем на условиях и в количестве, определенных настоящим Договором.

ПАО «ТНС энерго Ростов на Дону» именуется в договоре «Гарантирующий поставщик» (а не «исполнитель коммунальной услуги»).

В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 типового Договора, гарантирующий поставщик обязуется поставлять/подавать электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.

Таким образом, непосредственным предметом договора энергоснабжения, заключенного ПАО «ТНС энерго Ростов на Дону» с потребителями, является продажа (отпуск) товара (продукции) - электрической энергии.

При таких обстоятельствах, ПАО «ТНС энерго Ростов на Дону» отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

В данном случае органом контроля была рассмотрена жалоба группы граждан о реализации им некачественной электрической энергии, а не предоставлении некачественных коммунальных услуг (в системе электроснабжения физического лица). По результатам проверки был установлен факт нарушения продавцом (ПАО «ТНС энерго Ростов на Дону») обязательных требований (ГОСТ 32144-2013) к продукции (электрической энергии), а не нарушение требований к качеству коммунальных услуг.

Замеры производились на опорах расположенных на ряде улиц, а не в жилом многоквартирном доме. Замеры проводились на опорах (граница раздела балансовой принадлежности), а не в системе электроснабжения потребителя - физического лица.

Таким образом, допущенное правонарушение правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Апелляционной коллегией не принимаются доводы общества о том, что ПАО «ТНС энерго Ростов на Дону», являясь гарантирующим поставщиком и не являясь владельцем электросетевого оборудования (сетевой организацией), не имеет возможности обеспечить надлежащее напряжение электрической энергии.

Статьей 3 Закона об электроэнергетике» установлено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.

На основании статьи 3 «Закона об электроэнергетике» к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии; энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность, то есть деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии, осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует.

Частью 1 статьи 38 Закона №35-Ф3 предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Поскольку общество выступает в качестве гарантирующего поставщика, является сбытовой организацией, реализующей электрическую энергию населению, следовательно, при осуществлении данного вида деятельности обязано соблюдать требования к ее качеству.

В статье 4 и 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» указано, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Согласно Перечню товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации», электрическая энергия является товаром, подлежащим обязательной сертификации.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 16.07.1999 № 36 утверждены «Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии» (далее - Правила). Они устанавливают процедуру и порядок проведения обязательной сертификации по показателям качества электроэнергии, отпускаемой из электрических сетей гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Статья 37 Закона № 35-ФЗ предусматривает заключение между поставщиком и потребителем договора купли-продажи (поставки) электрической энергии. При этом из абзацев 16, 47 статьи 3 Закона об электроэнергетике следует, что энергосбытовой является организация, осуществляющая деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии, осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий установлено, что общество является сбытовой организацией, реализующей электрическую энергию, не соответствующую обязательным требованиям.

Таким образом, общество являясь гарантирующим поставщиком на территории Ростовской области, несет ответственность перед потребителями электрической энергии за качество электрической энергии в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, в материалах дела не имеется, что подтверждает вину общества в совершении административного правонарушения.

Вина Общества состоит в том, что оно не выполнило обязанности, возложенные на него Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, и допустило реализацию (поставку) потребителям продукции - электрической энергии, показатели качества которой не соответствуют требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

Таким образом, общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое, предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности к моменту рассмотрения дела административным органом, не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Процесс привлечения общества к административной ответственности не был нарушен.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так же квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, в связи с чем, допущенное обществом нарушение, посягающее на интересы общества в сфере качества и безопасности пищевых продуктов и соблюдения требований технических регламентов, не может быть признано малозначительным.

При совокупности указанных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что совершенное обществом правонарушение малозначительным не является, так как в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей; возможность применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлена; документальных доказательств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, заявителем не представлено.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд правомерно посчитал, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 110000 руб. по оспариваемому постановлению соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.

На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно в удовлетворении заявленных требований отказано.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2021 по делу
№ А53-15136/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи О.Ю. Ефимова

С.В. Пименов