ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-17067/2023 от 01.09.2023 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-17067/2023

01 сентября 2023 года 15АП-12739/2023

Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 18.07.2023 (мотивированное решение от 31.07.2023) по делу № А53-17067/2023

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонному отделу № 1 Административной инспекции Ростовской области

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее –
ОАО «РЖД», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об отмене постановления Межрайонного отдела № 1 Административной инспекции Ростовской области (далее – инспекция) от 10.05.2023 № Р-01228-23 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей, прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2023 (мотивированное решение изготовлено 31.07.2023) отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления Межрайонного отдела № 1 Административной инспекции от 10.05.2023 по делу об административном правонарушении № Р-01228-23. Прекратить производство по делу № А53-17067/2023 в отношении требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.

ОАО «РЖД» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, в котором отменить постановление от 10.05.2023 № Р-01228-23 о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» в полном объеме и производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.

В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что к правоотношениям по использованию полосы отвода железной дороги не должны применяться требования, установленные в нормативном акте субъекта Российской Федерации.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что факт нарушения ОАО «РЖД» требований Правил выявлен 05.04.2023, а протокол об административном правонарушении составлен 19.04.2023, что является нарушением порядка привлечения к административной ответственности.

В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» указывает на отсутствие доказательств того, что земельный участок, на котором обнаружен мелкий бытовой мусор, является земельным участком полосы отвода железной дороги.

В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 05.04.2023 в 12 часов 30 мин. на земельном участке с кадастровым номером 61:01:0600007:12 (47.090492, 39.744225), на территории полосы отвода железной дороги ОАО «РЖД» не приняты меры по уборке территории от мелкого бытового мусора. Данный факт является нарушением п. «е» «ж» 12, 12.4, 13.1-13.3, приложения «ж» п. 1.1, 1.4,1.12 Правил благоустройства и санитарного содержания территории Красносадовского сельского поселения № 13, принятых Собранием депутатов Красносадовского сельского поселения Ростовской области от 08.10.2021.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 05.04.2023 с приложением фотоматериалов.

19.04.2023 главным специалистом межрайонного отдела № 1 Административной инспекции Ростовской области составлен протокол об административном правонарушении № Р-01228-23 по ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».

10.05.2023 Административной комиссией в присутствии представителя
ОАО «РЖД» вынесено постановление по делу об административном правонарушении
№ Р-01228-23 о привлечении ОАО «РЖД» за выявленное правонарушение к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС в виде штрафа в размере 70 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в суд с заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Частью 1 статьи 5.1 Областного закона № 273-ЗС установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего областного закона.

Частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Решением Собрания депутатов Красносадовского сельского поселения Пятого созыва от 08.10.2021 № 13 утверждены Правил благоустройства территории Красносадовского сельского поселения» Азовского муниципального района Ростовской области (далее – Правила благоустройства № 13), которые устанавливают основные параметры и необходимое минимальное сочетание элементов благоустройства в целях формирования комфортной, безопасной и привлекательной среды населенных пунктов, как совокупности территориально выраженных факторов, характеризующих среду обитания в муниципальных образованиях, определяющих комфортность проживания на такой территории в контексте социальных, градостроительных, экологических, культурных и природных условий Юга России.

Согласно п. 12.4 указанных Правил благоустройства № 13 собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и/или уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и/или пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечивать:

- уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков, а также очистку их от мусора, отходов, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений, а в случае заключения соглашения - исполнять вышеперечисленные обязанности и в отношении прилегающей территории;

- условия для свободного стока талых и ливневых вод при устройстве твердых покрытий площадок перед подъездами домов, проездных и пешеходных дорожек;

- содержание объектов внешнего благоустройства,

- очистку фасадов зданий, строений, сооружений и ограждений от видимых загрязнений, повреждений, надписей, недопущение разрушений отделочного слоя, водосточных труб, воронок или выпусков;

- установку урн для мусора у входов в подъезды, у входных групп, их своевременную очистку от мусора, установку, ремонт и покраску, ремонт и покраску скамеек и их своевременную очистку;

- устройство и содержание контейнерных площадок для сбора ТКО и другого мусора, соблюдение режимов их уборки, мытья, дезинфекции, ремонта и покраски (для установки контейнеров должна быть оборудована площадка с бетонным или асфальтовым покрытием и отсеком для временного хранения крупногабаритного мусора, ограниченная бордюром и ограждениями либо зелеными насаждениями (кустарниками) с трех сторон и имеющая подъездной путь для специального транспорта;

- контейнеры для сбора ТКО должны быть оборудованы крышками либо ограждение контейнерных площадок должно препятствовать выдуванию отходов);

- устройство контейнерных площадок с возможностью доступа к ним маломобильных групп населения; свободный подъезд специализированного транспорта к контейнерам, контейнерным площадкам;

- свободный проход шириной не менее 0,9 м для беспрепятственного проезда велосипедистов, пользователей инвалидных колясок, детских колясок при установке шлагбаумов, цепочек, полусфер и других ограждающих приспособлений;

- предотвращение выноса машинами, механизмами, иной техникой грунта и грязи с территории производства работ на объекты УДС;

- проведение дератизации, дезинсекции и дезинфекции в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях объектов жилищного фонда;

- обустройство и содержание дворовых уборных с выгребом и дворовых помойниц для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п. 13.1 Правил благоустройства № 13 настоящие Правила обязательны для исполнения органами местного самоуправления, а также физическими лицами, юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, и индивидуальными предпринимателями.

Физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если такая ответственность не предусмотрена федеральным законодательством, в соответствии с Областным законом № 273-ЗС от 25.10.2002 г. (п. 13.2 Правила благоустройства № 13).

Применение мер административной ответственности не освобождает нарушителей от обязанности устранить последствия правонарушения и возместить причиненный им материальный ущерб в соответствии с действующим законодательством (п. 13.3 Правила благоустройства № 13).

Пунктом 1.1 приложения «Ж» Правил благоустройства № 13 указано, что все члены сообщества муниципального образования должны участвовать в обеспечении и поддержании чистоты, в том числе на территориях частных домовладений, в пределах обязанностей, установленных настоящими Правилами.

Чистота на объектах общего пользования, дворовых территориях, в местах массового пребывания людей обеспечивается собственниками (владельцами) в течение всего дня.

Согласно п. 1.4 приложения «Ж» Правил благоустройства № 13 ответственными за организацию и обеспечение требований настоящего Положения являются:

1) для юридических лиц - руководители, если иное не установлено внутренним распорядительным документом;

2) для объектов торговли, сферы услуг и бытового обслуживания - собственники (владельцы) данных объектов, индивидуальные предприниматели;

3) в многоквартирных домах - руководители или уполномоченные лица организации, осуществляющей управление многоквартирным домом;

4) в садоводческих, гаражных, жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья и прочих потребительских кооперативах и товариществах - законные представители;

5) на незастроенных территориях - собственники (владельцы) земельных участков;

6) в частных домовладениях - собственники (владельцы);

7) на территориях муниципального образования - уполномоченный орган Администрации в сфере ЖКХ.

Из пункта 1.12 приложения «Ж» Правил благоустройства № 13 следует, что на железнодорожных путях, полосах отчуждения, откосах, насыпях, виадуках, переездах, перронах вокзалов, остановочных платформах железнодорожного транспорта организацию и обеспечение уборочных работ осуществляют собственники (владельцы).

Общество в апелляционной жалобе, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» от 29.04.2006 № 264 земельные участки отвода железнодорожного транспорта являются собственностью Российской Федерации, и предоставляются в пользование ОАО «РЖД» на основании договора аренды земельного участка, ошибочно полагает, что Правила благоустройства территории Красносадовского сельского поселения № 13, принятых Собранием депутатов Красносадовского сельского поселения Ростовской области от 08.10.2021 не должны применяться к правоотношениям по использованию полосы отвода железной дороги.

Проведение своевременных работ по очистке полосы отвода железной дороги является обязанностью общества, при этом, нахождение земельного участка в федеральной собственности не исключает обязанности общества по соблюдению Правил благоустройства, утвержденных и действующих применительно к территории города, по которой проходит участок железной дороги.

В жалобе ОАО «РЖД» ссылается на то, что административным органом не представлено доказательство том, что земельный участок, на котором совершено административное правонарушение, является земельным участком полосы отвода железной дороги. Данный довод опровергается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости, которая подтверждает, что правонарушение совершено в границах полосы отвода железной дороги.

Кроме того, согласно договору субаренды земельного участка №ЦРИ/4/СА/13/001485, выдан 30.09.2013, указанного в выписке ЕГРН (полоса отвода железной дороги), субъектом правонарушения является ОАО «РЖД».

При этом, нахождение данного земельного участка в федеральной собственности не исключает обязанности ОАО «РЖД» по соблюдению Правила благоустройства территории Красносадовского сельского поселения, утвержденных и действующих применительно к территории, по которой проходит участок железной дороги.

Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о наличии в действиях ОАО «РЖД» объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002
№ 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст.5.1 Областного закона от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях» подтверждается материалами дела: акт об обнаружении правонарушения от 05.04.2023 с фототаблицами, протокол об административном правонарушении от 19.04.2023 № Р-01228-23.

ОАО «РЖД» ранее, в течение года, привлекалось к административной ответственности за правонарушение предусмотренное частью 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС (постановление Ростадминспекции о назначении административного наказания от 27.01.2022 №Р-00059-22, вступило в законную силу 15.07.2022), в связи с чем, инспекцией правомерно квалифицировано вышеуказанное правонарушение по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».

В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что инспекцией не учтены требования ст. 28.2 КоАП РФ, при этом подателем жалобы не принято во внимание, что сроки, установленные для составления протокола, не являются пресекательными и само по себе нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Таким образом, нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в неисполнении ОАО «РЖД» требований правил благоустройства при осуществлении своей деятельности и посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере внешнего благоустройства, содержания городских территорий, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, от его соблюдения зависит здоровье и нормальная жизнедеятельность населения.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2023 (мотивированное решение от 31.07.2023) по делу № А53-17067/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.

Судья М.В. Соловьева