ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-18094/2021 от 21.02.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-18094/2021

09 марта 2022 года 15АП-901/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пименова С.В.

судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.

при участии:

от Департамента потребительского рынка Ростовской области: представитель ФИО1 по доверенности от 21.10.2021, удостоверение;

лично ФИО2, паспорт;

от Администрации Азовского района Ростовской области: представитель
ФИО3 по доверенности от 06.10.2021, паспорт;

от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РО: представитель ФИО4 по доверенности от 22.06.2021, удостоверение,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Азовского района Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2021 по делу №А53-18094/2021

по заявлению индивидуального предпринимателя Маканова Дмитрия Васильевича

к Администрации Азовского района Ростовской области

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области; Департамента потребительского рынка Ростовской области

об оспаривании ненормативного правового акта,

об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Азовского района Ростовской области (далее - Администрация) от 25.05.2021 №505 «Об отмене постановления Администрации Азовского района от 01.03.2021 №188 "Об организации ярмарки на территории муниципального образования «Азовский район»"», принятого администрацией Азовского района Ростовской области и об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области и департамент потребительского рынка Ростовской области.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2021 постановление Администрации Азовского района Ростовской области от 25.05.2021 №505 «Об отмене постановления администрации Азовского района от 01.03.2021 №188 «Об организации ярмарки на территории муниципального образования «Азовский район» признано недействительным. Решение мотивировано тем, что в соответствие с Порядком организации ярмарок на территории Ростовской области, утвержденным постановлением №681, привлечение хозяйствующего субъекта к административной ответственности не является основанием для отказа в проведении ярмарки. Вынесенное Администрацией постановление от 25.05.2021 №505 «Об отмене постановления администрации Азовского района от 01.03.2021 №188 «Об организации ярмарки на территории муниципального образования «Азовский район» не соответствует требованиям действующего законодательства.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что ярмарочная площадка находится в ненадлежащем состоянии, рядом с площадкой осуществляется несанкционированная торговля. Администрацией в адрес Предпринимателя направлено письмо от 26.03.2021 об информировании о состоянии площадки и приведение её в соответствие с требованиями Постановления Правительства Ростовской области №681. Предпринимателем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, просил решение суда первой инстанции отменить.

Предприниматель просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.

Представитель департамента потребительского рынка Ростовской области не возражал против заявленных лицами, участвующими в деле, позиций в соответствии с доводами, изложенными в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

В соответствии с постановлением администрации Азовского района от 01.03.2021 №188 «Об организации ярмарки на территории муниципального образования «Азовский район» была организована постоянно действующая универсальная ярмарка по адресу: Азовский район, ориентир ГТС ФИО5, в границах землепользования СХА «им. ХХ Партсъезда» поле №3Ю с количеством торговых мест – 60 мест, организатором определен ИП ФИО2, которому принадлежит земельный участок на праве собственности. Департаментом потребительского рынка Ростовской области совместно с начальником отдела потребительского рынка и предпринимательства администрации Азовского района 23.03.2021 проведен мониторинг ярмарочных площадок на территории Азовского района, в том числе вышеуказанной площадки.

В результате проверки Администрацией было установлено, что ярмарочная площадка находится в крайне ненадлежащем состоянии: частично отсутствует твердое покрытие; отсутствуют информационные стенды со схемой размещения торговых мест; отсутствует разметка торговых мест; отсутствует актуальная визуализация; на площадках ярмарок и прилегающих территориях не покошена сухая трава, разбросан мусор; торговые конструкции ржавые. Рядом с ярмарочной площадкой осуществляется несанкционированная торговля.

Администрацией направлено письмо Предпринимателю от 26.03.2021 №62.03/395 о приведении ярмарочной площадки в соответствие с требованиями постановления Правительства Ростовской области от 07.11.2013 №681 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Ростовской области и продажи товаров (выполнение работ, оказания услуг) на них».

06.04.2021 и 26.04.2021 уполномоченным должностным лицом в отношении Предпринимателя были составлены протоколы об административных правонарушениях по части 2 статьи 8.1 Областного закона от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях».

Администрация ходатайствовала о рассмотрении на заседании областной комиссии по согласованию перечней мест организации ярмарок в границах территорий муниципальных образований Ростовской области 30.04.2021 вопрос об исключении данной площадки из Перечня мест организации ярмарок в границах муниципальных образований на территории Ростовской области.

В соответствии с письмом Департамента потребительского рынка Ростовской области от 24.05.2021 №21/4277 о согласовании исключения ярмарочной площадки по адресу: Азовский район, ориентир ГТС ФИО5, в границах землепользования СХА «им. ХХ Партсъезда» поле №3, из перечня мест организации ярмарок на территории Азовского района на 2021 год, вышеуказанная ярмарочная площадка исключена из Перечня №1066.

Администрацией были приняты постановления от 25.05.2021 №504 «О внесении изменений в постановление администрации Азовского района от 10.12.2020 №1066 «Об утверждении перечня мест организации ярмарок на территории муниципального образования «Азовский район» и №505 «Об отмене постановления администрации Азовского района от 01.03.2021 №188».

Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №381-ФЗ), ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

Отношения, связанные с организацией ярмарок на территории Ростовской области (порядок, требования к организации ярмарок) регулируются постановлением Правительства Ростовской области от 07.11.2013 №681 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Ростовской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них» (далее – постановление №681).

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3 Порядка организации ярмарок на территории Ростовской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденным постановлением №681, ярмарки организуются в соответствии с Перечнем мест организации ярмарок на территории Ростовской области (далее – Перечень).

Таким образом, исходя из положений действующего Порядка организации ярмарок на территории Ростовской области ярмарки проводятся на находящихся в государственной, муниципальной либо частной собственности земельных участках, плоскостных сооружениях, соответствующих противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, градостроительным требованиям и включенных в Перечень.

Согласно пункту 3 постановления №681 главам городским округов и муниципальных районов Ростовской области рекомендовано формировать Перечень мест организации ярмарок, в том числе перечень об исключении ярмарочных площадок в границах территории муниципального образования и направлять в департамент потребительского рынка Ростовской области для согласования.

Из положений пунктов 2 и 3 постановления №681 следует, что департамент потребительского рынка Ростовской области обеспечивает формирование Перечня мест организации ярмарок на территории Ростовской области, на основании информации представленной главами городских округов и муниципальных районов Ростовской области.

В соответствии с пунктом 2.7 Порядка организации ярмарок основанием для проведения ярмарки является решение исполнительно-распорядительного органа муниципального образования Ростовской области соответствующего муниципального образования.

Администрацией Азовского района при вынесении решений в виде постановлений о включении ярмарочной площадки Предпринимателя в Перечень мест организации ярмарок на территории Азовского района и разрешении проведения Предпринимателем постоянно действующей ярмарки, орган местного самоуправления подтвердил соответствие ярмарочной площадки требования действующего законодательства.

Согласно пункту 2.6 указанного выше Порядка, в случае если организатором ярмарки является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, они не позднее чем за 30 дней до начала ярмарки направляют в исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Ростовской области заявку об организации ярмарки (далее - заявка). Заявка составляется в произвольной форме и должна содержать в себе, если организатором ярмарки является индивидуальный предприниматель: фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Если организатором ярмарки является индивидуальный предприниматель, то в заявке указывается место проведения ярмарки; срок проведения ярмарки; вид ярмарки; тип ярмарки; количество торговых мест на ярмарке, в том числе количество торговых мест, предоставляемых на безвозмездной основе. К заявке прилагается заверенная организатором ярмарки копия документа, подтверждающего право владения (пользования, распоряжения) земельным участком либо плоскостным сооружением, предполагаемым для использования под место проведения ярмарки. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Ростовской области рассматривает заявление организатора в течение 14 дней со дня его подачи и принимает соответствующее решение.

В соответствии с пунктом 2.8 Порядка организации ярмарок основанием для отказа в проведении ярмарки является несоответствие заявки требованиям, предусмотренным пунктом 2.6 раздела 2 Порядка, и непредставление документа, предусмотренного абзацем 10 пункта 2.6 настоящего раздела. А именно, в заявке не указаны обязательные сведения: фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; место проведения ярмарки; срок проведения ярмарки; вид ярмарки; тип ярмарки; количество торговых мест на ярмарке, в том числе количество торговых мест, предоставляемых на безвозмездной основе.

Также основанием для отказа в согласовании ярмарки является не представление заверенной организатором ярмарки копии документа, подтверждающего право владения (пользования, распоряжения) земельным участком либо плоскостным сооружением, предполагаемым для использования под место проведения ярмарки.

Иных оснований для отказа в организации ярмарки действующими Правилами организации ярмарок не предусмотрено.

Принимая решение 01.03.2021 о согласовании ИП ФИО2 организации ярмарки по адресному ориентиру: «Ориентир ГТС ФИО5 в границах землепользования СХА «им. XX Партсъезда» поле №3», в виде постановления №188 администрация Азовского района выразила свое согласие о размещении ярмарочной площадки на конкретном месте, и тем самым подтвердила соответствие предполагаемой к размещению ярмарочной площадки требованиям, установленным постановлением №681.

В соответствии с Порядком организации ярмарок на территории Ростовской области, утвержденным постановлением №681, привлечение хозяйствующего субъекта к административной ответственности не является основанием для отказа в проведении ярмарки. Иные сведения, подтверждающие факт размещения объекта с нарушениями действующего законодательства, в материалы дела администрацией не представлены.

Схема размещения торговых мест предпринимателем представлена, контейнеры для сбора мусора установлены, договор на вывоз ТБО заключён, твердое покрытие (щебеночное) имеется.

Судом установлено, что письмо администрации Азовского района от 26.03.2021 №62.03/395 о приведении ярмарочной площадки в соответствие с требованиями постановления №681 и дизайн-концепции «Рекомендации по цветовому и стилистическому оформлению ярмарок на территории Ростовской области» Предпринимателю не было вручено, доказательств обратного администрацией не представлено.

Таким образом, постановление администрации от 25.05.2021 №505 не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Предпринимателя.

В силу частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Относительно требований Предпринимателя об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.

Доводы апелляционной жалобы Предпринимателя, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

Администрация, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае, освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2021 по делу №А53-18094/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.В. Пименов

Судьи И.Н. Глазунова

О.Ю. Ефимова