ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-21409/2018
17 января 2019 года 15АП-20439/2018
Резолютивная часть постановления объявлена января 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 29.03.2018, заинтересованного лица ФИО2 по доверенности от 11.01.2019, ФИО3 по доверенности от 17.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Южного таможенного управления
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.10.2018 по делу № А53-21409/2018, принятое судьей ХворыхЛ.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мировая Техника-Кубань"
к заинтересованному лицу Южному таможенному управлению
о признании недействительным решений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Мировая ТехникаКубань» (далее – заявитель, общество, ООО «Мировая ТехникаКубань») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решений Южного таможенного управления (далее – заинтересованное лицо, таможенный орган, ЮТУ) по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС №№ РКТ-10300000-18/000047, 10300000-18/000048, 10300000-08/000049, 10300000-18/000050, 10300000-18/00005, 10300000-18/000052, 10300000-18/000053, 10300000-18/000054 от 23.04.2018.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с выводами суда первой инстанции относительно характеристик спорных товаров.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Мировая Техника-Кубань» в ходе осуществления внешнеторговой деятельности в 2015-2017 годах ввозило на территорию Евразийского экономического союза и заявляло к таможенному оформлению товары - разбрасыватели навоза марки «Samson» моделей SP 11, SP 15, SP 17, Flex 23 (далее - Товары).
При этом в декларациях на Товары указывались следующие коды по ТН ВЭД ЕАЭС:
- 8432 40 900 0 «разбрасыватели и распределители органических и минеральных удобрений, прочие» - в отношении товаров по декларациям № 10309200/170915/0010354 (товар № 1), 10309200/091115/0012806 (товар № 1), 10309200/241215/0015305 (товар № 1), 10309200/250216/0001956 (товар № 1), 10309200/210316/0003162 (товар № 1), 10309200/120516/0006118 (товар № 1); ставка ввозной таможенной пошлины 0%, НДС 18%;
- 8432 41 000 0 «разбрасыватели и распределители органических удобрений» - в отношении товаров по декларациям 10309200/040517/0005552 (товар № 1), 10309200/230517/0003355 (товар № 3), в связи с внесением в ТН ВЭД изменений с 01.01.2017 г.; ставка ввозной таможенной пошлины 0%, НДС 18%.
ЮТУ была проведена проверка по вопросу достоверности сведений о классификации товара за период с 01.05.2015 по 24.01.2018.
По результатам проверки составлен Акт камеральной таможенной проверки № 10300000/210/230418/А000005 от 23.04.2018, в соответствии с которым установлен факт неверной классификации Товаров.
В день составления Акта ЮТУ приняло Решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС №№ РКТ-10300000-18/000047, 10300000-18/000048, 10300000-18/000049, 10300000-18/000050, 10300000-18/00005, 10300000-18/000052, 10300000-18/000053, 10300000-18/000054, присвоив Товарам код 8716 20 000 0 «прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства»; ставка ввозной таможенной пошлины 5%, НДС 18%.
Общество, полагая решения ЮТУ незаконными, обратилось в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 указанного Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы, коды товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 ТК ТС, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Статьей 191 ТК ТС установлено, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации, внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства Таможенного Союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пунктам 1-3 статьи 52 ТК ТС товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД; проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы; в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по определенной форме.
Российская Федерация, являясь участницей Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 № 372 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров») (Конвенция), выполняет обязательства, установленные Конвенцией, в том числе применяет для классификации товаров по ТН ВЭД установленные Конвенцией правила классификации товаров - Основные правила интерпретации (ОПИ). Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется в соответствии с ОПИ ТН ВЭД, которые применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения ОПИ также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правила 1 и 6 ОПИ).
В соответствии с Правилами 1 и 2 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ТС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.
Подпункт (а) Правила 3 ОПИ ТН ВЭД ТС предусматривает, что в случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение следует отдавать той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
В силу Правила 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, положениями ОПИ ТН ВЭД ТС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Учитывая изложенное, для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения.
При этом для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.
В то же время пунктом 6 названного Положения предусмотрено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а. При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
В целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД подготовлены Пояснения, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Необходимость применять Пояснения к ЕТН ВЭД следует из действующей в спорном периоде Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» (далее - Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4).
Из материалов дела видно, что при таможенном оформлении заявитель определил код спорных Товаров в Разделе ТНВЭД XVI «Машины, оборудование и механизмы ...», Группе 84, товарной позиции 8432 «Машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы...», в подсубпозиции 8432 40 900 0 «разбрасыватели и распределители органических и минеральных удобрений, прочие» и 8432 41 000 0 «разбрасыватели и распределители органических удобрений».
По результатам камеральной проверки таможенный орган определил код спорных Товаров в разделе ТНВЭД XVII «Средства наземного транспорта...», Группе 87, товарной позиции 8716 «Прицепы и полуприцепы...», в подсубпозиции 8716 20 000 0 «Прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства».
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 8432 включаются машины вне зависимости от вида тяги, применяемые вместо ручных инструментов для выполнения перечисленных ниже видов сельскохозяйственных, садовых или лесохозяйственных работ: разбрасывание или внесение в почву удобрений, включая навоз или другие органические вещества, для улучшения физико-химических свойств почвы.
Машины, включенные в данную товарную позицию, могут буксироваться животной тягой или транспортным средством (например, трактором) или могут монтироваться на каком-либо транспортном средстве (например, на тракторе или на шасси с конной тягой).
К машинам данной товарной позиции относятся: разбрасыватели и распределители органических и минеральных удобрений (минеральных веществ, компоста, и пр.), иногда монтируемые на колесах, обычно содержат емкости, снабженные распределительным механизмом, например, сдвижными донными пластинами, шнековым питателем, бесконечными цепями или центробежными дисками; портативные механические аппараты, применяемые с теми же целями, также включаются в данную товарную позицию.
Прицепы с подвижным днищем и измельчительно-разбрасывающим устройством, позволяющим им в процессе разгрузки работать в качестве разбрасывателей твердых и жижеобразных удобрений, содержащие снабженную колесами емкость, обычно оборудованную разбрасывающими пластинами или лопастями, включаются в товарную позицию 8716.
Таким образом, оценочным критерием, позволяющим отнести машину к субпозиции 8432 40 900 0, является наличие у нее основной функции - разбрасывание (распределение) органических и минеральных удобрений для сельскохозяйственных, садовых или лесохозяйственных работ с применением тяговой силы.
Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС по товарной позиции 8716 предусмотрено, что к такой позиции относятся категории немеханических транспортных средств (кроме упомянутых в предыдущих товарных позициях), имеющих одно колесо или более и выпускаемых для перевозки грузов или людей; немеханических транспортных средств, которые не оборудованы колесами (например, сани, специальные сани для передвижения по деревянным направляющим).
Транспортные средства данной товарной позиции рассчитаны на буксировку другими транспортными средствами (тракторами, грузовыми автомобилями, автотягачами, мотоциклами, двухколесными велосипедами и т.д.), на толкание или буксировку рукой, на толкание ногой или являются гужевым транспортом.
В данную товарную позицию включаются:
(А) Прицепы и полуприцепы. В данной товарной позиции термины "прицепы" и "полуприцепы" означают транспортные средства (кроме мотоциклетных колясок), которые предназначены исключительно для соединения с другим транспортным средством посредством специального тягово-сцепного устройства (независимо от того, является оно автоматическим или нет). К прицепам, включаемым сюда, относятся:
(1) Прицепы типа "дом-автоприцеп" (жилые прицепы) для проживания или для автотуризма.
(2) Самозагружающиеся прицепы для сельского хозяйства, оборудованные автоматическими погрузочными устройствами и, возможно, также приспособлениями для сечки фуража, кукурузных стеблей и т.д. В данную товарную позицию не включаются самозагружающиеся прицепы со стационарно смонтированным на них уборочным оборудованием для скашивания, сечки и перевозки трав, кукурузы и т.д. (товарная позиция 8433).
(3) Саморазгружающиеся прицепы для перевозки различных грузов (фуража, навоза и т.д.) с подвижным полом для разгрузки; такие транспортные средства можно укомплектовывать различными приспособлениями (устройством для измельчения навозной массы, для сечки фуража и т.д.) для того, чтобы приспособить их для использования в качестве разбрасывателя навоза, фуражного кузова или прицепа для перевозки корнеплодов.
(4) Прочие прицепы для транспортировки грузов.
Таким образом, основным предназначением таких товаров является перевозка грузов или людей, иные признаки товаров по данному коду (в том числе, саморазгружающийся, самозагружающийся, наличие цистерны и т.п.) являются сопутствующими, конкретизирующими каждую последующую подсубпозицию товаров.
Согласно технической документации, а также письму изготовителя о конструктивных особенностях Товаров, спорные машины предназначены для внесения твердой фракции навоза и других материалов в твердом состоянии. Навозоразбрасыватель не предназначен для перевозки или внесения агрессивных или взрывоопасных материалов. Использование навозоразбрасывателя для перевозки людей, животных, металлоизделий или камней строго воспрещается. Конструкция сельскохозяйственной машины является цельносварной. Емкость под разбрасываемый материал, продольные лонжероны прямоугольного сечения и поперечные ребра жесткости П-образного профиля неотъемлемо соединены между собой с помощью сплошных сварных швов, представляют собой единый жесткий силовой каркас сельхозмашины. Ходовая система крепится непосредственно к цельносварному корпусу и не является прицепом. Разбрасывающее устройство является неотъемлемой частью разбрасывателя. Опорожнение емкости разбрасывателя возможно только через разбрасывающее устройство. Подающее устройство – цепной донный транспортер, две линии планок, четыре линии цепи.
Допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции в качестве специалиста ФИО4, имеющий высшее образование по специальности «мелиорация, рекультивация и охрана земель», квалификация инженер, окончил Московский государственный университет природообустройства, также указал, что данные сельхозмашины предназначены для разбрасывания и внесения в почву органических удобрений и не могут быть использованы в качестве прицепов для перевозки грузов и людей. Опорожнение емкости происходит только через разбрасывающее устройство. Демонтаж разбрасывающего устройства приведет к утрате основной функции машины и является нецелесообразным. Данные сельхозмашины приобретаются именно с целью внесения удобрений.
Из заключения Кубанского ГАУ им. Трубилина И.Т. от 15.10.2018 следует, что разбрасыватели органических удобрений моделей SP11, SP15, SP17, Flex 23 фирмы «Samson» являются не транспортными средствами, а саморазгружающимися сельскохозяйственными машинами. Конструкция навозоразбрасывателей фирмы «Samson» определяется технологическими свойствами навоза и исходными агротехническими требованиями, предъявляемыми нормой внесения и равномерностью раскладки удобрений по полю, а также технико-экономическими соображениями. В процессе выполнения операции навоз подается к рабочим органам, которые дополнительно измельчают навоз и распределяют по поверхности поля на заданную ширину. При этом навозная масса, находящаяся на цепочно-планчатом транспортере, подается к рабочим органам. Так происходит саморазгружающийся технологический процесс. Подача навоза к измельчителю и разбрасывателю, а также выгрузка из емкости оставшейся части навоза, если это надо, происходит за счет подачи всей массы навоза к задней части емкости цепочным транспортером по неподвижному металлическому полу, по которому трутся и транспортер и навоз. При этом часть влаги, находящаяся в навозе, опускаясь вниз на пол, смазывает неподвижный пол емкости и цепочно-планчатый транспортер, снижая сопротивление трению скольжения всей массы навоза и транспортера по полу. Это снижает натяжение цепи. Но по отношению к другим материалам этого нельзя сказать. Например, при перевозке твердых сыпучих материалов (например, гравия) для внутрихозяйственных нужд, произойдет заклинивание между полом и скребками и звеньями цепи кусков гравия, из-за перенапряжения будет рваться цепь, портиться пол, вызывая простои и затраты на ремонт. Если же произвести разгрузку семян сельскохозяйственных культур, то семена будут дробиться, попадая на звенья цепи или между полом и скребками. Исходя из перечисленных особенностей, навозоразбрасыватели нельзя считать транспортными средствами. Они могут выполнять свои функции только в качестве навозоразбрасывателей.
Таким образом, технические характеристики товара полностью соответствуют описанию товаров, приведенному в Пояснениях к ТН ВЭД для позиции 8432 - машины, в т.ч. буксируемые трактором, для выполнения сельскохозяйственных работ, включая такой вид работ как разбрасывание или внесение в почву удобрений для улучшения физикохимических свойств почвы, в связи с чем заявителем обоснованно товар был отнесен к позиции 8432.
Таможенный орган указывает, что спорный товар представляет собой прицеп для внесения твердых и жижеобразных удобрений, поскольку буксируется трактором.
Между тем, в товарную позицию 8432 включаются машины вне зависимости от вида тяги, применяемые для выполнения нескольких видов сельскохозяйственных работ, в том числе разбрасывание или внесение в почву удобрений, включая навоз или другие органические вещества, для улучшения физико-химических свойств почвы.
В пояснениях к товарной позиции 8432 прямо указано, что машины, включенные в данную товарную позицию, могут буксироваться транспортным средством (например, трактором).
В пояснениях по товарной позиции 8716 указано, что транспортные средства данной товарной позиции рассчитаны на буксировку другими транспортными средствами (например, тракторами).
Таким образом, вид буксировки сельскохозяйственной машины не является критерием отнесения товара к той или иной товарной позиции.
Таможенный орган указывает, что разбрасывающее оборудование смонтировано на задней стороне прицепа и представляет собой отдельный механизм, предназначенный для разбрасывания твердых удобрений.
Однако, в письме изготовителя о конструктивных особенностях разбрасывателей удобрений SAMSON серии SP и FLEX, указано, что конструкция навозоразбрасывателя является цельносварной, разбрасывающее устройство является неотъемлемой частью навозоразбрасывателя, при попытке демонтажа разбрасывающего устройства машина потеряет свое назначение и ценность, т.к. использованные в ней дорогостоящие технические решения (цельносварной корпус с мощными продольными и поперечными ребрами жесткости, рама вварена в корпус и является его неотъемлемой частью, привод барабанов осуществляется через единую редукторную коробку, колеса большого диаметра по бокам от емкости), необходимые для навозоразбрасывателя - сельскохозяйственной машины специального назначения с целью обеспечения устойчивости машины при работе с тяжелыми и вязкими материалами, в т.ч. на пересеченной местности, на полях с низкой несущей способностью грунта, при неблагоприятных погодных условиях, не оправданы с экономической точки зрения для прицепов, основная задача при проектировании которых состоит в получении максимального полезного объема кузова при минимальной материалоемкости конструкции.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8716. утв. Рекомендациями Коллегии ЕАЭС от 12.03.2013 № 4 «О Пояснениях к единой ТН ВЭД ЕАЭС», классификация агрегатов, состоящих из транспортных средств со стационарно встроенным в них оборудованием или приспособлениями, определяется в соответствии с основным назначением агрегата в целом. Поэтому в товарную позицию 8716 включаются только такие агрегаты, назначение которых определяется самим транспортным средством. С другой стороны, агрегаты, назначение которых определяется оборудованием или устройствами, которые в них входит, в данную товарную позицию не включаются.
Следовательно, учитывая тот факт, что назначение спорного товара определяется устройством, разбрасывающим удобрения, под которое спроектированы все остальные узлы машины, спорный товар не может быть классифицирован в товарной позиции 8716, а должен быть отнесен к товарной позиции 8432.
Таможенный орган также указывает, что прицепы с подвижным днищем (полом) и измельчительно-разбрасывающим устройством включаются в товарную позицию 8716, в связи с чем спорный товар должен быть отнесен к товарной позиции 8716.
Между тем, на спорных навозоразбрасывателях днище неподвижное, форму/положение не меняет и представляет из себя металлический лист с усилителями, вваренный в силовой каркас емкости и являющийся неотъемлемой его (каркаса) частью.
Следовательно, спорные навозоразбрасыватели нельзя отнести к товарной позиции 8716.
Напротив, технической особенностью разбрасывателей удобрений, прямо указанной в Пояснениях к ТН ВЭД в качестве основания для отнесения машины к товарной позиции 8432, является наличие донных пластин и бесконечных цепей. В спорном разбрасывателе подачу навоза к разбрасывающему устройству осуществляют донные пластины и бесконечные цепи - донный транспортер. Это независимое от дна устройство, которое опирается в задней части на ведущий вал со звёздочками, в передней - на ведомый вал со звездочками и натяжителями. Ведущие ветви донного транспортера располагаются над днищем, а ведомые - под днищем. Привод ведущего (заднего) вала осуществляется гидравлическим мотором, соединенным с валом одно- или двухступенчатым редуктором.
Доводы таможенного органа о том, что при таможенном оформлении товаров была представлена Инструкция по эксплуатации, где указывалось, что навозоразбрасыватель предназначен для перевозки и внесения твердой фракции навоза в твердом состоянии, и именно этой инструкцией руководствовался таможенный орган при принятии решения, также отклоняется судом.
В тексте Руководства по эксплуатации, предоставленном заявителем в ходе камеральной проверки, указано, что использование навозоразбрасывателя для перевозки людей, животных, любых грузов строго воспрещается.
Текст Инструкции/Руководства по эксплуатации предоставляется изготовителем. В письме производителя товара также указывается о том, что данный документ постоянно изменяется и дорабатывается (например, при выявлении неточностей перевода, при внесении усовершенствований в узлы и агрегаты, при появлении новых требований по безопасности, и проч.).
Исключение возможности использования навозоразбрасывателей для перевозки навоза обусловлено выявлением фирмой Samson Agro A/S того факта, что российское законодательство ограничивает максимальную ширину транспортных средств при передвижении по дорогам общего пользования, при этом машины Samson не отвечают данному ограничению.
В связи с этим, изготовитель запретил перемещение машин по дорогам общего пользования, даже для переезда от одного места работы до другого, и снял с себя ответственность за любые попытки перевозки по территории РФ. Изготовитель также уточнил, что за пределами РФ перевозка навоза в твердом состоянии возможна только в случае, если не весь загруженный материал был использован в поле, и необходимо переехать от одного места работы до другого.
В силу небольшого объема емкости разбрасывателя и возможности ее опорожнения исключительно путем измельчения и разбрасывания, перевозка навоза или другого груза в целях доставки из одного пункта в другой бессмысленна и нецелесообразна.
Таким образом, на момент проведения камеральной проверки и принятия спорных решений у таможенного органа имелись все документы, описывающие технические характеристики товара, в том числе касающиеся перевозки грузов.
Ссылка таможенного органа на Письмо ФТС России № 01-32/54674 от 11.11.2011 г. «О классификации товаров» является необоснованной. Указанное Письмо ФТС России № 01-32/54674 от 11.11.2011 посвящено исключительно вопросам классификации прицепов и полуприцепов саморазгружающихся для сельскою хозяйства, и не относится к предмету настоящего спора. Оснащение разбрасывателей некоторыми комплектующими, характерными для транспортных средств также не является признаком для отнесения сельскохозяйственной машины к товарной позиции 8716, а обусловлено требованиями безопасности при производстве работ по разбрасыванию навоза.
Таможенный орган указал, что данный товар не является прицепной сельскохозяйственной машиной, поскольку не оборудован устройствами для переработки (перемешивания) материалов при движении по дороге, следовательно, является прицепом, однако из приведенного таможенным органом понятия прицепная машина исключаются транспортные средства, не предназначенные для переработки веществ и материалов при движении по дороге.
При указанных обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований, поскольку оспариваемые решения таможенного органа не соответствуют таможенному законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2018 по делу
№ А53-21409/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий С.С. Филимонова
Судьи Т.Г. Гуденица
М.В. Соловьева