ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-21416/2018
05 марта 2019 года 15АП-1076/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя истца ФИО1 по доверенности от 10.08.2018, ФИО2 по доверенности от 26.11.2018, ответчика ФИО3 по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.12.2018 по делу № А53-21416/2018 (судья Паутова Л.Н.)
по иску акционерного общества «Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой»
к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой» (далее – истец, АО «Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой», общество) обратилось в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищнокоммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ответчик, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, учреждение) о взыскании задолженности за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации в размере 740 507,10 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.12.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просило решение отменить.
В обоснование жалобы ответчик указывает на то, что истец ссылался на Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 612 от 03.08.2017 «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации города Аксая», но указанное постановление не было опубликовано, на официальном сайте администрации отсутствует. Также ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России считает неправомерным включение в расчет платы на основании показателей загрязняющих веществ «Марганца и Жиров», поскольку постановлением Администрации Аксайского городского поселения № 612 от 03.08.2017 для указанных веществ не предусмотрены нормативы допустимых концентраций в сточных водах абонентов, отводимых в канализацию г. Аксая.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в возражениях, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.12.2017 между учреждением и обществом заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 984.
Местом исполнения обязательств по Договору является объект, расположенный по адресу. <...>, в/г № 4 (в/ч 01957).
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года № 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила № 525).
Согласно пункту 2 Правил № 525 при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанными абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод (пункт 3 Правил № 525).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
Нормативны допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных Абоненту к сбросу в канализацию, указаны в Постановлении Главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 № 612. Нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых Абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая, определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Загрязняющие вещества, которые не были утверждены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 № 612, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
31.01.2018 ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» (договор № 1/АСО-19 от 26.01.2018) произведен отбор сточной воды из контрольного колодца (Акт об установлении контрольного колодца (места отбора проб) от 22 января 2018 года).
По результатам исследований установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, о чем свидетельствует выписка из журнала контроля состава и свойств сточных вод и протокол испытаний (измерений) проб воды № 44 от 07.02.2018.
В соответствии с пунктом 4.3.5. договора № 984 от 11.12.2017 абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Согласно пункту 3.7 договора, размер оплаты сточных вод в связи с нарушением Абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Размер платы Абонента в связи с нарушением Абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями Постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года № 348 «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области».
В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области № 348 «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области», ответчик отнесен к числу Абонентов, указанных в п. 22.4, к которым применяется пятикратный тариф на услуги по водоотведению за сброс загрязняющих веществ. Плата за сброс Абонентами веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации всех видов загрязняющих веществ рассчитывается как произведение пятикратного тарифа на услуги по водоотведению и фактического объема сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, зафиксированный абонентским отделом.
На основании пункта 24 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области, общая величина платы, взимается организациями ВКХ в соответствии с пунктом 22 настоящего Порядка в каждом расчетном периоде, ограничивается семикратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на объем фактически сброшенных Абонентом сточных вод в расчетном периоде.
В соответствии с пунктом 6 Правил осуществления контроля и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением РФ № 525 от 21.06.2013 отбор сточных вод осуществляется 1 раз в квартал.
Ссылаясь на подпункты «ж» и «п» статьи 35 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением РФ № 644 от 29.07.2013 (далее - Правила 644), пункт 22 Постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года № 348 «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области», согласованную Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу Программу контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента, результаты испытаний (измерений) проб воды, выполненные ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» (протокол № 44 от 31.01.2018), истец предъявил ответчику счет № 285 от 31.03.2018 за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализаций с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ за март 2018 года в размере 740 507,10 руб.
Ответчик счет за сброс загрязняющих веществ за март 2018 года не оплатил, нарушив договорные обязательства, в результате чего образовалась задолженность в размере 740 507,10 руб.
Поскольку требования досудебной претензии от 25.05.2018 № 1723 ответчиком не удовлетворены, задолженность не погашена, истец обратился в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).
Подпункт «и» пункта 35 Правил № 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подп. «ж» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпунктов «в», «г» пункта 36 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 114 Правил № 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением № 3.
Пунктом 118 Правил № 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил № 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами № 644.
Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Таким образом, нормами законодательства, действующего в период действия указанного договора, и обязательными для соблюдения сторонами, предусмотрена обязанность ответчика производить дополнительную оплату за нарушение норм допустимых концентраций вредных веществ.
Истец произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с формулой, предусмотренной 123 Правил № 644, на основании данных о содержании загрязняющих веществ в сточных водах, полученных по результатам контрольного отбора проб сточных вод и зафиксированным в протоколах к актам отбора проб.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении им обязательств по уплате за негативное воздействие на централизованной системы водоотведения за март 2018 года в размере
740 507,10 руб., а имеющимися в деле документами доказан факт наличия задолженности у ответчика, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению судом по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
Согласно Постановлению Правительства Ростовской области от 04.05.2012
№ 348 нормативами водоотведения по составу являются допустимые сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов, устанавливаемые исходя из условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, разрабатываемыми организациями ВКХ и утвержденными органами местного самоуправления.
Допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов содержат перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации, а также иные ограничения по сбросу загрязняющих веществ.
Судебная коллегия подчеркивает, что ответчику была начислена плата не за негативное воздействие на окружающую среду, а за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в Постановлении Главы Администрации Аксайского городского поселения от 3 августа 2017 года № 612, где включены нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая. Указанные нормативы определены проектом, разработанным на основе НДС (нормативов допустимого сброса). Таким образом, данные нормативы не являются произвольными и отражают сложившуюся нормативно-правовую ситуацию в сфере водоотведения города Аксая, изданы в пределах компетенции уполномоченных органов и направлены на решение экологических задач города Аксая.
Исходя из вышеизложенного, доводы жалобы ответчика о неправомерном включении в расчет платы на основании показателей загрязняющих веществ «Марганца и Жиров», поскольку постановлением Администрации Аксайского городского поселения № 612 от 03.08.2017 для указанных веществ не предусмотрены нормативы допустимых концентраций в сточных водах абонентов, отводимых в канализацию г. Аксая, подлежат отклонению судом, поскольку загрязняющие вещества, которые не были утверждены Постановлением Администрации Аксайского городского поселения № 612 являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
Судебной коллегией отклоняются доводы ответчика о том, что истцом произведен расчет на основании недействующего нормативного правового акта - Постановления Администрации Аксайского городского поселения № 612 от 03.08.2017, которое не было опубликовано, как необоснованные. Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 612 от 03.08.2017 опубликовано на сайте Администрации, что подтверждается протоколом осмотра доказательств, удостоверенным нотариусом ФИО4, протокол представлен в суд апелляционной инстанции. В материалы дела представлена выписка из печатного издания «Аксайские ведомости» от 11.08.2017.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.12.2018 по делу
№ А53-21416/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий С.С. Филимонова
Судьи Т.Г. Гуденица
О.Ю. Ефимова