ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-23676/18 от 10.04.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-23676/2018

16 апреля 2019 года 15АП-3462/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,

при участии:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области – ФИО1 по доверенности от 24.12.2018, удостоверение;

от ООО "ГЕО Инвест-Информ" – ФИО2 по доверенности от 18.01.2019
№ 01/1801, паспорт

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 24.01.2019 по делу № А53-23676/2018, принятое судьей Золотаревой О.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЕО Инвест-Информ"

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области

при участии третьего лица: государственной компании "Российские автомобильные дороги

о признании решений незаконными,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "ГЕО Инвест-Информ" (далее – заявитель, ООО "ГЕО Инвест-Информ", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области № 61/006/18-32428 от 15.05.2018, № 61/006/18-37056 от 25.05.2018, а также решение заседания апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области № 259 от 04.07.2018; обязании Росреестр осуществить государственный кадастровый учет на основании межевого плана в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, подготовленного кадастровым инженером ФИО3.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена государственная компания "Российские автомобильные дороги".

В процессе рассмотрения дела заявитель заявил об изменении заявленных требований. Просил суд признать незаконными и отменить решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области №61 /006/18-32428 от 15.05.2018, №61 /006/18-37056 от 25.05.2018, № 61/006/18-60494 от 14.08.2018. Обязать заинтересованное лицо осуществить государственный кадастровый учет на основании межевого плана в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: Ростовская область, Аксайский район, подготовленного кадастровым инженером ФИО3.

От заявления в остальной части (в части требования о признании незаконным и отмене решения заседания апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
№ 259 от 04.07.2018) отказался.

Уточнение заявленных требований принято судом протокольным определением от 17.12.2018.

Поскольку заявление не противоречит закону, не нарушает права других лиц, последствия принятия судом отказа от указанной части заявления заявителю понятны, отказ от заявления в этой части судом правомерно принят. Производство по делу в данной части прекращено.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2019 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в части удовлетворения заявленных
ООО «ГеоИнвест-Информ» требований отказать в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что действующим законодательством, в частности приказом Минэкономразвития России от 04.05.2018 № 236 «Об установлении форм графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон» не предусмотрена возможность для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с пересечением его границ с границами населенного пункта на величину, не превышающую точность определения точек границ населенного пункта.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель ООО "ГЕО Инвест-Информ" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, в соответствии с договором от 18.04.2018 № 01/2704 ООО «ГЕО Инвест-Информ» выполнены земельно-кадастровые работы на объекте: «Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1024 - км 1091 в Ростовской области». Этап №4. Подготовка территории строительства автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке км 1036+823 - км 1072+321 (Ростовская область, г.о. Новочеркасск, Аксайский район)».

В рамках исполнения обязательств по договору сотрудником ООО «ГЕО Инвест -Информ» - кадастровым инженером ФИО3 подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: Ростовская область, Аксайский район.

08.05.2018 от имени ГК «Автодор» ООО «ГЕО Инвест-Информ» подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества № 23 -0-1-153/3001/2018-1574, к заявлению приложен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: Ростовская область, Аксайский район.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в лице отдела государственной регистрации недвижимости по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 08.05.2018 № 23-0-1-153/3001/2018-1574 принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 15.05.2018 № 61/006/18-32428.

В обоснование решения от 15.05.2018 № 61/006/18-32428 указано на то, что границы образуемого земельного участка входят в черту населенного пункта хутор Маяковский Ленинского сельского поселения Аксайского района, при этом категория земельного участка «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», что не соответствует п.1 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации. Также указано на пересечения границ образуемого земельного участка с границами населенного пункта хутор Маяковский Ленинского сельского поселения Аксайского района.

В дополнение к заявлению от 08.05.2018 № 23-0-1-153/3001/2018-1574 23.05.2018 года подан межевой план, в котором учтены и исправлены замечания, изложенные в решении от 15.05.2018 № 61/006/18-32428.

Решением от 25.05.2018 № 61/006/18-37056 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в лице отдела государственной регистрации недвижимости в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета по заявлению от 08.05.2018 № 23-0-1-153/3001/2018-1574 отказано. Отказ мотивирован пересечением границ образуемого земельного участка с границами населенного пункта хутор Маяковский Ленинского сельского поселения Аксайского района.

Не согласившись с принятыми решениями, ООО «ГЕО Инвест-Информ» в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 -ФЗ «О кадастровой деятельности», в целях обжалования в административном порядке, обратилось в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

Согласно решению заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета № 259 от 04.07.2018 года, оснований к отмене решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 15.05.2018 № 61/006/18-32428, не найдено.

Решением № 61/006/18-60494 от 14.08.2018 Росреестром отказано в осуществлении кадастрового учета. Решение мотивирован пересечением границ образуемого земельного участка с границами населенного пункта хутор Маяковский Ленинского сельского поселения Аксайского района.

ООО «ГЕО Инвест-Информ», ссылаясь на статью 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно которой решение о приостановлении осуществления кадастрового учета могут быть обжалованы юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, обратился в суд с настоящим заявлением.

Не согласившись с указанными решениями Росреестра, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.ч. 2, 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Закон о регистрации для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета применительно к земельным участкам называют такие основания, как пересечение одной из границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, одной из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, или границы территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, за исключением установленных случаев (пункты 20, 21, 27, 43 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).

Из материалов дела следует, что решения Росреестра о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, об отказе в осуществлении кадастрового учета после устранения недостатков в оформлении межевого плана в части указания категории земель, обусловлены пересечением границ образуемого земельного участка с границей населенного пункта - хутора Маяковского Ленинского сельского поселения Аксайского района.

В соответствии с пунктом 3 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Частью 11 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается:

1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка;

2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.

Таким образом, действующее законодательство, устанавливая недопущение при межевании пересечения границ земельных участков с границами объектов землеустройства и различными зонами, между тем раскрывает понятие такого "пересечения", а также предусматривает возможность осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с пересечением его границ с границами населенного пункта при том условии, что общая точка или точки границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта находятся в пределах диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта.

В соответствии с частью 13 статьи 22 и частью 13 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 утверждены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения.

Согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов, составляет 0,10 м.

Согласно представленному в материалы дела межевому плану, пояснениям, как представителя заявителя, так и представителя Росреестра, величина пересечения образуемого участка с границей населенного пункта составляет не более 0,05 м.

Таким образом, точки границ земельного участка и границ населенного пункта находятся в пределах диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта.

Апелляционной коллегией не принимается довод управления о том, что действующим законодательством, в частности приказом Минэкономразвития России от 04,05.2018 № 236 не предусмотрена возможность для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с пересечением его границ с границами населенного пункта на величину, не превышающую точность определения точек границ населенного пункта, в виду следующего.

Из пояснений заявителя следует, что пересечение границ образуемого земельного участка с границами населенного пункта хутор Маяковский Ленинского сельского поселения Аксайского района возникло с целью недопущения разрыва между образуемым земельным участком и смежным земельным участком с кадастровым номером 61:02:0600017:1778 с учетом требований части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, запрещающей образование земельных участков, которое может привести к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

В случае постановки на кадастровый учет образуемого земельного участка по границам населенного пункта, в целях недопущения разрыва между участками, изымаемыми под строительство дороги, необходимо сформировать земельный участок длины сторон которого будут 0.03 м и 0.05 м., что при точности измерений 0.10 недопустимо.

Таким образом, апелляционная коллегия полагает, что, поскольку точки границ земельного участка и границ населенного пункта находятся в пределах диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ населенного пункта, то признается отсутствие пересечения в силу части 11 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с чем, основания для отказа в государственной регистрации права отсутствовали.

Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.

Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2019 по делу
№ А53-23676/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи О.Ю. Ефимова

М.В. Ильина