ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-23703/2021
25 января 2022 года 15АП-21984/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ТСЖ «Чехов»: представитель ФИО1 по доверенности от 07.12.2021, паспорт;
от Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области: представитель ФИО2 по доверенности от 15.11.2021, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Чехов»
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.10.2021 по делу № А53-23703/2021
по заявлению товарищества собственников жилья «Чехов» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Комитету по охране объектов культурного наследия Ростовской области
(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья «Чехов» (далее – заявитель,
ТСЖ «Чехов», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области (далее – комитет) от 07.04.2021 №20.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ «Чехов» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, рассмотреть по дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Апелляционная жалоба и дополнение к ней мотивированы тем, что ТСЖ вправе выполнять обязательства по сохранению объекта культурного наследия.
ТСЖ «Чехов» не является собственником МКД и не может получить задание и разрешение на проведения работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения всех собственников МКД. Согласно реестру членов ТСЖ «Чехов» большая часть из которых являются гражданами пенсионного возраста, размер пенсии не позволяет оплатить услуги по разработке научно-проектной документации на ремонт занимаемых помещений, а также выполнить ремонт занимаемых помещений на основании разрешения, выданного комитетом по охране объектов культурного наследия в установленном порядке. Более того, Федеральный Закон № 73-ФЗ не предусматривает никаких льгот для собственников помещений в многоквартирном доме, который является объектом культурного наследия.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ТСЖ «Чехов» заявил ходатайство о приобщении протокола общего собрания к материалам дела, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
После возвращения из совещательной комнаты судом удовлетворено ходатайство ТСЖ «Чехов» о приобщении протокола общего собрания к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 07.04.2021 комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ «Чехов», в управлении которого находится объект культурного наследия регионального значения - «Доходный дом Е.Я. Костина, 1894 г.», расположенный по адресу: <...> литер А, состоящий на государственной охране на основании постановления Главы Администрации Ростовской области от 09.10.1998 № 411 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры г. Ростова-на-Дону и мерах по их охране» (далее - объект культурного наследия), целью которой являлась проверка исполнения предписания от 04.12.2019 № 43 «об устранении выявленных нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» в отношении ТСЖ «Чехов» (далее – предписание № 43).
Согласно п. 1 предписанию № 43 ТСЖ «Чехов» было предписано разработать силами организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и предоставить на согласование в комитет проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, срок исполнения п. 1 предписания
№ 43 - 01.04.2020 (работы следовало выполнить после получения задания и разрешения в комитете в установленном законом порядке).
В соответствии с п. 2 предписания № 43 ТСЖ «Чехов» было предписано выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с согласованной с комитетом проектной документацией, указанной в п. 1 предписания № 43, срок исполнения п. 2 предписания от 04.12.2019 № 43 - 01.04.2021 (работы следовало выполнить после получения задания и разрешения в комитете в установленном законом порядке).
При проведении анализа документов, находящихся в распоряжении комитета установлено, что подтверждающей документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с согласованной с комитетом проектной документацией не представлено.
По результатам проверки товариществу выдано предписание от 07.04.2021 №20, которым Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области предписывает товариществу выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с согласованной с Комитетом проектной документацией. Срок исполнения предписания до 07.04.2022 года.
Заявитель полагает, что вынесенное в адрес ТСЖ предписание не соответствует критерию исполнимости, так как не конкретизирует, какие именно работы необходимо провести ТСЖ для сохранения объекта культурного наследия.
Кроме этого, заявитель считает, что предписание неисполнимо, так как размер платы на содержание и ремонт жилого помещения на период, в течение которого предписано выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, уже утвержден Протоколом общего собрания членов ТСЖ «Чехов» от 23.12.2020.
Также заявитель указывает, что постановлением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.10.2020 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, а именно отсутствии вины товарищества, поскольку исполнение охранных обязательств возложено непосредственно на собственников.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявлением.
Для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закрытый перечень видов проверочных мероприятий, инспекций, а также муниципальных и государственных проверок и надзоров, на которые не распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) закреплен в частях 3 и 3.1 статьи 1 данного закона.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что могут устанавливаться другими федеральными законами особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении лицензионного контроля и жилищного надзора.
Таким образом, указанные виды контрольно-надзорных мероприятий в силу прямого указания подпадают под регулирование Федерального закона № 294-ФЗ с возможностью установления другими федеральными законами особенностей их проведения по названному в части 4 статьи 1 перечню вопросов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 14 Федерального закона
№ 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Перечень сведений, которые должны быть указаны в приказе/распоряжении установлены положениями части 2 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий (часть 3 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ).
Часть 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ предусматривает, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом исходя из пунктов 4, 6 части 2 статьи 20 Федерального закона
№ 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля); частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Как следует из материалов дела, заявитель в поданном заявлении указывает о том, что ТСЖ «Чехов» не было надлежащим образом уведомлено о проведении внеплановой проверки, что нарушает требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора и муниципального контроля (далее - Закон), поскольку в соответствие с п. 16. ст. 10 Закона указано, что о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, указанный довод опровергается материалами дела, поскольку уведомление от 01.04.2021 № 144 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ТСЖ «Чехов» в период с 06.04.2021 по 07.04.2021 одновременно с копией приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 01.04.2021 № 30-Н, было направлено заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу ТСЖ «Чехов» 02.04.2021.
Кроме того, в целях надлежащего уведомления о проведении внеплановой документарной проверки 01.04.2021 комитетом на электронный адрес vaniafgtrustgroup.ru. указанном на официальном сайте ТСЖ «Чехов», направлено уведомление от 01.04.2021 № 144 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ТСЖ «Чехов» в период с 06.04.2021 по 07.04.2021 одновременно с копией приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 01.04.2021 № 30-Н, о чем имеются доказательства об успешной доставке.
В уведомлении от 01.04.2021 № 144 было указано о необходимости 07.04.2021 в 16 час. 00 мин. уполномоченному представителю ТСЖ «Чехов» прибыть для составления акта проверки по адресу: <...>, каб. № 1. Также в данном уведомлении было разъяснено, что в случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт будет направлен в адрес ТСЖ «Чехов» заказным почтовым отправлением. 07.04.2021 в комитет уполномоченный представитель ТСЖ «Чехов» для составления акта не явился, в связи с чем, 07.04.2021 акт по результатам внеплановой документарной проверки был составлен в отсутствии представителя ТСЖ «Чехов» и на электронный адрес ТСЖ «Чехов» были направлены акт проверки от 07.04.2021 № 30, предписание от 07.04.2021 № 20 и уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 07.04.2021 № 157, о чем имеются доказательства об успешной доставке письма.
На основании вышеизложенного, комитетом соблюдена процедура извещения о проведении проверки.
Также Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не устанавливает обязанность уведомления органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой документарной проверки, а устанавливает обязанность такого уведомления при проведении внеплановой выездной проверки, что закреплено п. 16. ст. 10 Закона, на который ссылается заявитель.
Вместе с тем, с целью реализации права на защиту ТСЖ «Чехов» были извещены надлежащим образом в установленном законом порядке, а именно в соответствии со ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой указано, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Следовательно, процедура надлежащего извещения о времени и месте проведения внеплановой документарной проверки соблюдена в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Апелляционной коллегией не принимаются доводы заявителя о том, что предписание от 07.04.2021 № 20 не соответствует критерию исполнимости, так как не конкретизирует какие именно работы необходимо провести ТСЖ «Чехов» для сохранения объекта культурного наследия, а также оспариваемое предписание не отвечает критериям четкости, определенности и исполнимости, ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Из вышеизложенного следует, что организации, осуществляющая авторский надзор разрабатывает проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, определяя меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия исходя из выявленных нарушений обязательных требований.
Из теста предписания следует, что работы подлежат выполнению в соответствии с проектной документацией. Таким образом, довод заявителя несостоятелен.
Кроме того, в заявлении указано о том, что предписание неисполнимо, так как размер платы на содержание и ремонт жилого помещения на период, в течение которого предписано выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия уже утвержден протоколом общего собрания ТСЖ «Чехов» от 23.12.2020 года. ТСЖ «Чехов» является некоммерческой организацией, созданной исключительно для управления, эксплуатации дома. Собственных средств для производства каких-либо работ не имеет, существует за счет взносов, осуществляемых собственниками помещений. Увеличивать расходы на содержание имущества ввиду, вынесенного предписания от 07.04.2021 № 20 собственники отказались. Проведение каких-либо строительных работ без согласования собственников невозможно.
Вместе с тем, согласно уставу ТСЖ «Чехов», утвержденного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу:
<...> (далее - Устав), согласно п. 1.10 Устава Товарищество создается с целью совместного управления собственниками помещений комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом; п. 2.1 Устава Товарищество создается для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом; п.п.1 п. 2.2 товарищество может заниматься обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме; п.п.1, 4 п. 4.1 Устава Товарищество собственников обязано: обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса РФ, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава Товарищества; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что товарищество собственников жилья, действуя разумно и добросовестно в порядке статьи 4.1. Устава, в рамках выданного предписания обязано обеспечить проведение необходимых процедур в целях согласования с собственниками порядка исполнения предписания, инициировать соответствующие собрания собственников, разрешить поставленные Комитетом вопросы.
Однако, доказательств совершения указанных действий в материалы дела не представлено.
Апелляционной коллегией не принимается довод товарищества о том, что поскольку ТСЖ «Чехов» не является собственником МКД и не может получать задание и разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения всех собственников МКД.
В п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) закреплено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии с абз. 1 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Согласно абз. 9 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ст. 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
На официальном сайте dom.gosuslugi.ru размещен устав ТСЖ «Чехов», утвержденный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> (далее -Устав), согласно п. 1.10 Устава Товарищество создается с целью совместного управления собственниками помещений комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом; п. 2.1 Устава Товарищество создается для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом; п.п. 1 п. 2.2 товарищество может заниматься обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме; п.п. 1, 4 п. 4.1 Устава Товарищество собственников обязано: обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса РФ, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава Товарищества; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Подпункт 3 части 2 ст. 44 ЖК РФ закрепляет, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно имеющим в распоряжении комитета письмам министерства культуры Ростовской области, собственники объекта культурного наследия получали охранные обязательства, то есть они были осведомлены, что многоквартирный дом является объектом культурного наследия, поэтому при принятии решения на общем собрании собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, что Товарищество (ТСЖ «Чехов») создается с целью совместного управления собственниками помещений комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом; товарищество может заниматься обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме, Товарищество собственников обязано: обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса РФ, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава Товарищества; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
В случае даже если в настоящий момент в объекте культурного наследия иные собственники, в соответствии с ч.ч. 5, 6, 7, 8, 13 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований настоящего Федерального закона; установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу, в том числе при обращении взыскания на объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, при реализации объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка в процедурах банкротства должника - собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия; в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта; до утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 настоящего Федерального закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).
Согласно п. 2 раздела 1 постановления комитета от 29.10.2019 № 20/01-01/1004 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» заявителем на получение государственной услуги является юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно п. 2 раздела 1 постановления комитета от 29.10.2019 № 20/01-01/1005 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» заявителем на получение государственной услуги является заявителем на получение государственной услуги является собственник (физическое лицо либо юридическое лицо) или иной законны владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия.
На основании вышеизложенного, согласно Уставу ТСЖ «Чехов», а также на основании п. 3 ст. 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения может быть выдано ТСЖ «Чехов», а разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Апелляционной коллегией отклоняются доводы заявителя о наличии судебной практики по вопросу привлечения к административной ответственности и установление судами отсутствия состава административного правонарушения в действиях товарищества ввиду следующего.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.
Работы о сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ).
Собственнику не допускается проводить на объекте культурного наследия работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (подпункт 2 пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ).
Статьей 9.2 Закона № 73-ФЗ установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В их числе осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (подпункт 4.1).
Согласно пунктам 3, 7 статьи 11 Закона № 73-ФЗ региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 11 Закона № 73-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Таким образом, предписание, выданное уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, является самостоятельным ненормативным документом указанного органа, вынесенным в рамках его компетенции, первично по отношению к вопросам привлечения к административной ответственности.
При этом административное законодательство устанавливает предусмотренные данной отраслью права специальные особенности установления виновности лица, что не может быть безусловно распространено на основания законности выдачи уполномоченным органом предписания.
Данное предписание не противоречит положениям п.3 ст. 56.1. Закона № 73-ФЗ, которыми предусмотрено, что охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений, поскольку в соответствии со ст.135 Жилищного Кодекса РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
Представленный суд апелляционной инстанции протокол собственников от 25.10.2021, в пункте 4 которого указан запрет деятельности ТСЖ на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, не влияет на законность выданного предписания №20 от 07.04.2021.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предписание в связи с выявленными нарушениями в части сохранения объекта культурного наследия обоснованно выдано товариществу собственников жилья, как лицу, которое в силу решения собственников и Устава приняло на себя обязательства выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества дома и сетей, обеспечению устранения аварийных ситуаций, поддержанию нормального состояния мест общего пользования, конструкций и элементов здания.
Указанный вывод суда сделан с учетом судебной практики с аналогичными обстоятельствами - Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.06.2020 № Ф08-3844/2020 по делу № А53-26522/2019.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом, содержит сведения о конкретных нарушениях, ссылки на нормы права, требования которых нарушены, предписываемые меры по устранению выявленного нарушения и срок его устранения.
Требования оспариваемого предписания сформулированы ясно и однозначно, в связи с чем, уяснение его смысла не должно вызвать у общества затруднений. В случае объективной невозможности исполнения каких-либо требований в установленный в нем срок, общество имеет право обратиться к администрации с мотивированным ходатайством о продлении срока исполнения предписания в соответствующей части.
Документальных доказательств, объективно препятствующие заявителю исполнить названные требования законодательства, не представлены.
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о законности и обоснованности предписания контролирующего органа от 07.04.2021 №20, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя оспариваемым актом.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, выводы арбитражного суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2021 по делу
№ А53-23703/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов