ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-24188/2021 от 14.07.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-24188/2021

14 июля 2022 года 15АП-11614/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,

судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Управления Федерального казначейства по Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30.05.2022 по делу № А53-24188/2021
по заявлению муниципального автономного учреждения «Стадион Торпедо»
к заинтересованному лицу Управлению Федерального казначейства по Ростовской области
третье лицо - Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области
о признании предписания недействительным,

при участии:

от Управления Федерального казначейства по Ростовской области: представитель

ФИО1 по доверенности от 28.06.2019,

от муниципального автономного учреждения «Стадион Торпедо»: представитель ФИО2 по доверенности от 12.05.2021,

от Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области: представитель ФИО3 А-А. по доверенности от 14.06.2022,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное автономное учреждение «Стадион Торпедо» (далее – заявитель, учреждение, МАУ «Стадион Торпедо») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления федерального казначейства по Ростовской области (далее – заинтересованное лицо, управление) № 58-22-10/22-4198 от 13.04.2021.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2021 к участию
в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по физической культуре
и спорту Ростовской области.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.05.2022 признано недействительным предписание Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 13.04.2021 № 58-22/10/22-4198. Судебный акт мотивирован незаконностью выдачи обжалуемого предписания, отсутствием факта нецелевого использования денежных средств.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление федерального казначейства по Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции
в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что фактическим нарушением является не нецелевое расходование бюджетных средств, как указано судом первой инстанции, а несоблюдение условий предоставления субсидии и, как следствие, неправомерное расходование бюджетных средств. Учреждение, приобретая оборудование не соответствующее установленным требованиям, фактически нарушило условие предоставления субсидии и допустило неправомерное расходование средств. Нарушение условий предоставления субсидии, как и неправомерное расходование бюджетных средств, является основанием для их возврата в федеральный бюджет.
В частности, управление ссылается на то обстоятельство, что учреждением в 2019 году приобретен комплект оборудования, в котором 3 позиции оборудования (закладные детали для ящика упора шеста, комплект стоек для прыжков в высоту, комплект стоек для прыжков с шестом) стоимостью 1 013 168,40 руб. (в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов на сумму 962 509,98 руб.) частично не соответствуют Требованиям, утвержденным приказом Минспорта России № 59, а также Техническому заданию по реализации Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года для тренировочной площадки на стадионе «Торпедо», Ростовская область, г. Таганрог,
ул. Спортивная, д. 2а, что является нарушением в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил № 1619, раздела V Требований, утвержденных приказом Минспорта России № 59, раздела 3 Соглашения
от 29.05.2019 № 8С-2.

В материалы дела от Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по рассматриваемому спору.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, Управлением Федерального казначейства по Ростовской области проведена проверка соответствия приобретенного МАУ «Стадион Торпедо» комплекта оборудования для легкой атлетики разделу 5 Требованиям, утвержденным приказом Минспорта России
№ 59 (в редакции от 17.07.2019) и установлены следующие расхождения:

- требованиями, утвержденными приказом Минспорта России № 59, установлено требование к комплекту стоек для прыжков в высоту, согласно которым диапазон установки высоты определен в размере от 1,15 м до 2,70 м. Однако согласно техническому заданию к Контракту № 1-Л от 18.10.2019 и паспорту комплекта стоек для прыжков
в высоту диапазон установки высоты определен в размере от 1,15 м - 2,65 м.

- требованиями, утвержденными приказом Минспорта России № 59, установлено требование к ширине закладной детали для ящика упора шеста в размере не более 430 мм. Однако в соответствии с техническим заданием к Контракту № 1-Л от 18.10.2019, спецификацией к паспорту закладной детали для ящика упора шеста ширина закладной детали для ящика упора шеста составляет: самой широкой части - 639 мм, узкой части
408 мм;

- требованиями, утвержденными приказом Минспорта России № 59 определено, что высоту планки в комплекте стоек для прыжков с шестом можно регулировать от 1,70 м до 7,50 м. Однако в соответствии с техническим заданием к Контракту № 1-Л от 18.10.2019 и спецификацией к паспорту комплекта стоек для прыжков с шестом высота планки регулируется в диапазоне от 2 м до 6,4 м.

13.04.2021 Управлением Федерального казначейства по Ростовской области
по результатам плановой проверки в отношении заявителя было вынесено предписание
№ 58-22-10/22-4198 о принятии мер по возмещению ущерба в общей сумме 962 509,98 рублей в срок до 07.10.2021.

Несогласие с вынесенным предписанием послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.

Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг.

Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются в порядке, предусмотренном федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Таким образом, субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (Правила предоставления субсидии). Иные документы, противоречащие вышеуказанным требованиям, являются ничтожными.

Предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее - Государственная программа).

В структуру Государственной программы входит в том числе подпрограмма № 8 «Развитие футбола в Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее -Подпрограмма), которая включает основное мероприятие 8.1 «Развитие и модернизация инфраструктуры
и материально-технической базы для развития футбола».

Целью Подпрограммы является создание условий для удовлетворения потребностей населения в занятиях футболом.

Задачами Подпрограммы является укрепление и модернизация материально-технической базы для занятий футболом, а также совершенствование условий для развития детского, юношеского и женского футбола.

Министерством спорта Российской Федерации (далее - Минспорта России)
с Правительством Ростовской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Концепцией, Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных
с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1619 (далее - Правила) заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года
в Российской Федерации от 19.03.2019 № 777-17-2019-011.

К Соглашению № 777-17-2019-011 заключены следующие дополнительные соглашения: от 24.12.2019 № 777-17-2019-011/1, от 09.04.2020 № 777-17-2019-011/2 (далее - Соглашение № 777-17-2019-011).

Предметом Соглашения № 777-17-2019-011 является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Ростовской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок, строительство
и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, после проведения указанного чемпионата, в том числе на поставку комплектов оборудования для легкой атлетики, проведение работ
по оснащению системой укрепления травяных покрытий футбольных полей, а также
на проведение работ по сертификации объектов спорта и (или) оборудования,
в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов 777 «Министерство спорта Российской Федерации», по подразделу 11 «Физическая культура и спорт», подразделу 03 «Спорт высших достижений», целевой статье 1380154260 «Иные межбюджетные трансферты на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации», виду расходов 540.

С учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями, общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Ростовской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет в 2019 году 94 227 498,76 рублей, в 2020 году 19 740 512,70 рублей.

Согласно условиям Соглашения № 777-17-2019-011 предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 648 «Об утверждении государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта», в том числе:

- мероприятия по адаптации иной инфраструктуры на тренировочной площадке МАУ «Стадион Торпедо», <...> (поставка комплекта оборудования для легкой атлетики (с сертификацией) с предусмотренным объемом финансирования в 2019 году в сумме 12 200 000,00 рублей, в том числе за счет средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в сумме 11 590 000,00 рублей;

- мероприятия по адаптации футбольного поля на тренировочной площадке МАУ «Стадион Торпедо», <...> (оснащение футбольных полей системой укрепления травяного покрытия поля (с сертификацией)
с предусмотренным объемом финансирования в 2019 году в сумме 26 200 000,00 рублей,
в том числе за счет средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в сумме 24 890 000,00 рублей.

В целях предоставления средств иного межбюджетного трансферта бюджету города Таганрога Министерством по физической культуре и спорту Ростовской области (далее - Минспорт РО) с Администрацией города Таганрога в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, областным законом от 25.12.2018 № 7D-3C «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 834 «О порядке расходования субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам», постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 648 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 29 марта 2019 г. № 11 (далее - Соглашение № 11).

Согласно пункту 1.1 Соглашения № 11 предметом соглашения является предоставление из бюджета Ростовской области в 2019 году бюджету города Таганрога иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, в том числе на поставку комплектов оборудования для легкой атлетики, проведение работ по оснащению системой укрепления травяных покрытий футбольных полей, а также на проведение работ по сертификации объектов спорта и (или) оборудования, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными до Министерства как получателю средств областного бюджета по коду классификации расходов бюджетов 816 1102 1330054260 540.

В соответствии с разделом II Соглашения № 11 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете города Азова на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет в 2019 году 38 400 000,00 рублей.

Общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из областного бюджета бюджету города Таганрога, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, уровня софинансирования, равного 100% составляет в 2019 году не более 38 400 000,00 рублей.

К данному соглашению заключено дополнительное соглашение № 607377000-1-2019-006/1.

В соответствии с пунктом 3.2 Соглашения № 11 иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении, в том числе, следующих условий:

- наличие правового акта муниципального образования, об утверждении в соответствии с требованиями нормативно правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;

- наличие в бюджете города Азова бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 Соглашения № 11;

- наличие согласованного с Минспорта РО технического задания, соответствующего требованиям, утвержденным Минспорта Российской Федерации;

- подтверждения права муниципальной собственности на соответствующий объект, отсутствие обременении, исков, судебных решений или иных обстоятельств, которые могут повлечь прекращения права муниципальной собственности.

Проверкой соблюдения вышеуказанных условий предоставления иных межбюджетных трансфертов установлено следующее.

Постановлением Администрации города Таганрога от 13 ноября 2018 г. № 2148 «Об утверждении программы города Таганрога «Развитие физической, культуры и спорта» утверждена муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в городе Таганроге» (далее - Муниципальная программа), сроком реализации 2019-2030 годы.

В состав Муниципальной программы входит подпрограмма № 2 «Развитие спорта и высших достижений и системы подготовки спортивного резерва», которой предусмотрено основное мероприятие 2.2 «Обеспечение деятельности (оказания услуг) муниципальных автономных учреждений спортивной направленности, в том числе,
на внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду
и обороне» (ГТО), реализация комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации», реализация которого осуществляется, в том числе,
за счет средств иных МБТ (ответственный исполнитель - Комитет по физической культуре и спорту г. Таганрога).

В связи с этим между Комитетом по физической культуре и спорту г. Таганрога
и МАУ «Стадион Торпедо» заключено соглашение о предоставлении субсидии на иные цели от 29.05.2019 № 8С-2 с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением № 1 от 27.09.2019.

Соглашением от 29.05.2019 № 8С-2 предусмотрено предоставление МАУ «Стадион Торпедо» субсидии муниципальным автономным учреждениям на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации в рамках программы «Развитие инфраструктуры спорта в Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» в размере
38 400 000 рублей.

Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (утвержден директором МАУ «Стадион Торпедо» в последней редакции 30.12.2019) на 2019 год предусмотрены показатели по графе «Субсидии предоставляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»:

- поступления от доходов по КБК 915 1102 13200 54260 180 в размере 38 400 000,00 руб.;

- выплаты по расходам по КБК 915 1102 13200 54260 244 в общей сумме 38 400 000,00 рублей.

Согласно отчету о состоянии отдельного лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения № 31586U83740 на 01.01.2020 МАУ «Стадион Торпедо»
по коду субсидии ФОЗ:

- поступили средства на сумму 38 385 306,67 руб.;

- кассовый расход сложился на сумму 38 385 306,67 руб.

Общий объем проверенных средств за 2019 год составил 36 466 041,34 руб. (софинансирование 95% за счет средств иных МБТ).

Остатки средств субсидии на лицевом счет № 31586U83740 МАУ «Стадион Торпедо» по состоянию на 01.01.2020 отсутствовали.

В 2020 году средства из федерального бюджета МАУ «Стадион Торпедо»
не предоставлялись, соглашение на предоставление субсидии не заключалось.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.07.2018 № 1520-р
«Об утверждении Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года» утверждена Концепция наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - Концепция).

Цель Концепции - создание условий для обеспечения эффективного использования в постсоревновательный период объектов спортивной инфраструктуры, созданных для проведения чемпионата мира по футболу.

В соответствии с разделом 4 «Тренировочные площадки» Концепции в целях эффективного использования тренировочных площадок предусмотрены, в том числе, следующие мероприятия по их адаптации для использования в постсоревновательный период:

- сохранение при необходимости натурального травяного покрытия футбольного поля путем проведения работ по оснащению системой укрепления травяного покрытия;

- устройство при необходимости легкоатлетических беговых дорожек и поставка легкоатлетического оборудования.

Согласно пункту 59 Приложения № 2 к Концепции на тренировочной площадке МАУ «Стадион Торпедо» планируется оснащение футбольных полей системой укрепления травяного покрытия поля (с сертификацией), а также планируется поставка комплекта оборудования для легкой атлетики (с сертификацией).

МАУ «Стадион Торпедо» в 2019 году денежные средства в размере 38 385 306,67 рублей направлены на:

- приобретение комплекта оборудования для легкой атлетики (с сертификацией)
в сумме 12 000 000,00 рублей (Контракт от 18.10.2019 № 1-Л, заключенный с ООО «ЭлинАльфа», товарная накладная от 11.11.2019 № 00000415);

- проведение работ по сертификации легкоатлетического сектора на сумму 200 000 рублей (Контракт от 22.10.2019 № 2019.403649, заключенный с АНО «Центр содействия развитию физической культуры и спорта»);

- выполнение работ по оснащению футбольного поля системой укрепления травяного покрытия поля в сумме 25 985 306,67 рублей (Контракт от 10.06.2019
№ 0329100009219000007_316686, заключенный с ООО «Контактор»);

- проведение работ по сертификации футбольного поля с натуральным травяным покрытием (Контракт от 22.10.2019 № 2019.403585, заключенный с АНО «Центр содействия развитию физической культуры и спорта»).

Согласно пункту 6 Правил № 1619 в целях унификации комплектов оборудования и материалов, Минспорта России установлены требования к комплектам оборудования
и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года
в Российской Федерации.

Требования к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года утверждены приказом Минспорта России от 31.01.2019 № 59 «Об утверждении требований к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации» (далее - Требования, утвержденные приказом Минспорта России № 59).

Проверкой соответствия приобретенного МАУ «Стадион Торпедо» комплекта оборудования для легкой атлетики разделу 5 Требованиям, утвержденным приказом Минспорта России № 59 (в редакции от 17.07.2019), установлены следующие расхождения:

- требованиями, утвержденными приказом Минспорта России № 59 установлено требование к комплекту стоек для прыжков в высоту, согласно которым диапазон установки высоты определен в размере от 1,15 м до 2,70 м. Однако согласно техническому заданию к Контракту № 1-Л о 18.10.2019 и паспорту комплекта стоек для прыжков
в высоту диапазон установки высоты определен в размере от 1,15 м - 2,65 м;

- требованиям, утвержденным приказом Минспорта России № 59, установлено требование к ширине закладной детали для ящика упора шеста в размере не более 430 мм. Однако в соответствии с техническим заданием к Контракту № 1-Л о 18.10.2019, спецификацией к паспорту закладной детали для ящика упора шеста ширина закладной детали для ящика упора шеста составляет: самой широкой части - 639 мм, узкой части 408 мм;

- требованиями, утвержденными приказом Минспорта России № 59 определено, что высоту планки в комплекте стоек для прыжков с шестом можно регулировать от 1,70 м до 7,50 м. Однако в соответствии с техническим заданием к Контракту № 1-Л
о 18.10.2019 и спецификацией к паспорту комплекта стоек для прыжков с шестом высота планки регулируется в диапазоне от 2 м до 6,4 м.

В целях установления стоимости каждой позиции комплектов легкоатлетического оборудования, поставленных ООО «ЭлинАльфа» в рамках контракта от 18.10.2019 № 1-Л Управлением 10.03.2021 в ООО «ЭлинАльфа» направлено письмо № 58-22-24/22-2659
о запросе стоимости продукции.

ООО «ЭлинАльфа» письмом от 11.03.2021 № 226 направило спецификацию оборудования для легкой атлетики, где указано, что стоимость 3 позиций оборудования (закладные детали для ящика упора шеста, комплект стоек для прыжков в высоту, комплект стоек для прыжков с шестом) составляет 1 013 168,4 руб.

Таким образом, управление пришло к выводу, что в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил № 1619, раздела 5 Требований, утвержденных приказом Минспорта России № 59 (в редакции от 17.07.2019), подпункта 2.3.1 Соглашения № 8С-2 от 29.05.2019 МАУ «Стадион Торпедо» в 2019 году приобретен комплект оборудования для легкой атлетики на сумму 1 013 168,40 рублей
(в том числе 95% за счет иных межбюджетных трансфертов на сумму 962 502,98 рублей), не соответствующий требованиям, утвержденным приказом Минспорта России № 59
(в редакции от 17.07.2019), а также Техническому заданию по реализации Концепции
в части установленных требований к комплекту стоек для прыжков в высоту, комплекту стоек для прыжков с шестом, а также к ширине закладной детали для ящика упора шеста.

Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что денежные средства возврату не подлежат, а цели и задачи федеральных и муниципальных программ, для которых получены денежные средства, выполнены, оборудование поставлено.

Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что действия заявителя направлены на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, после проведения указанного чемпионата, в том числе на приобретение комплекта оборудования для легкой атлетики.

Целью Муниципальной подпрограммы является создание условий, обеспечивающих возможность жителям города Таганрога вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом. Приобретенное оборудование полностью способствует достижению указанных целей.

В соответствии с пунктом 34 Требований стойки для прыжков в высоту должны быть изготовлены из экструдированного алюминиевого профиля, в котором должны быть расположены все механизмы, необходимые для регулировки высоты перекладины от 1,15 м до 2,70 м. В техническом задании в составе конкурсной документации на поставку оборудования для легкой атлетики указано, что диапазон установки высоты должен быть не менее 115 - 265 см, что соответствует указанному в Требованиях диапазону.

Правилами соревнований Международной ассоциации легкоатлетических федераций на 2018-2019 годы не предусмотрена максимальная высота установки планки (перекладины), при этом мировой рекорд по прыжкам в высоту составляет 2,45 м. Таким образом, изменение высоты регулировки планки не повлияло на возможность обеспечения соревнований и тренировок в соответствии с требованиями легкоатлетических федераций.

В соответствии с пунктом 33 Требований Закладные детали - ящики для упора шеста должны быть изготовлены из нержавеющей стали толщиной не менее 3 мм, должны иметь размеры не менее 1 150 мм в длину, не более 430 мм в ширину и не более 600 мм
в высоту и должны быть снабжены внешними ребрами для правильной фиксации
на бетонном основании.

Принимая во внимание, что рекомендуемые размеры ящика для упора шеста определены правилами вида спорта «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА» утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 839, а для упора шеста во время прыжка используется узкая часть ящика, все ящики для упора шеста имеют одинаковые размеры с учетом толщины стали и систем крепления ящиков.

В связи с этим, в техническое задание в составе конкурсной документации включены характеристики: «Ширина самой широкой части не должна быть более 640 мм, узкой части сверху не более 430 мм».

В Контракте указаны показатели в части ящика для упора шеста «Ширина самой широкой части 639 мм, узкой части сверху 408 мм. Высота 200 мм».

В соответствии с пунктом 38 Требований высоту планки можно регулировать от 1,70 м до 7,50 м. В техническом задании в составе конкурсной документации на поставку оборудования для легкой атлетики указано, что высота планки может регулироваться
в диапазоне от 1,70 м до 7,50 м, что соответствует указанному в Требованиях диапазону.

Правилами соревнований Международной ассоциации легкоатлетических федераций на 2018-2019 годы не предусмотрена максимальная высота установки планки (перекладины) для прыжков с шестом, при этом мировой рекорд по прыжкам в шестом составляет 6,14 м.

Таким образом, изменение высоты регулировки планки не повлияло на возможность обеспечения соревнований и тренировок в соответствии с требованиями легкоатлетических федераций.

Оборудование имеет сертификат соответствия требованиям раздела 4 стандарта
№ 022-2019 «Объекты легкоатлетической инфраструктуры. Требования к оборудованию для легкой атлетики. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний» и разделу 5, п. 5.2. ГОСТ Р 52025-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей».

Фактически предусмотрев размеры «от» и «до» нормативно определены минимальные и максимальные диапазоны, что свидетельствует о возможности приобретения соответствующего оборудования в указанных диапазонах. В данном случае наиболее значимым вопросом является сертификация оборудования, к которой
у казначейства претензий не имеется.

Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В статье 162 Бюджетного кодекса РФ определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Суд первой инстанции обоснованно установил, что нецелевого расходования бюджетных средств допущено не было. Все выделенные денежные средства использованы эффективно и на утвержденные цели в пределах доведенных лимитов.

В соответствии со статьями 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса РФ предписание органа государственного финансового контроля выдается в случае выявления нарушения, в результате которого причинен ущерб публично-правовому образованию.

Согласно ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию, признается бюджетным нарушением.

Главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен закрытый перечень бюджетных нарушений, предусматривающий следующие виды нарушений:

- нецелевое использование бюджетных средств (ст. 306.4 БК РФ);

- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5 БК РФ);

- неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6. БК РФ);

- нарушение условий предоставления бюджетного кредита (306.7 БК РФ).

Иные нарушения главой 30 Бюджетного кодекса РФ не установлены. Однако
в ходе проведенной в отношении Заявителя проверки не выявлено ни одно из предусмотренных Бюджетным кодексом РФ нарушений, влекущих причинение ущерба Российской Федерации, в связи с чем у УФК по РО отсутствовали основания для выдачи предписания, возлагающего на Заявителя незаконную обязанность по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации.

Для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении (Письмо Минфина РФ от 21.01.2014 № 02-10-11/1763). Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.

Вместе с тем, поскольку субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ предоставляются бюджетным и автономным учреждениям на реализацию определенных мероприятий, выполнение задач и целей в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения и учреждением, по мнению Минфина, в случае использования учреждением субсидии не по целевому назначению (нарушения целей и условий, установленных договором (соглашением)), соответствующие средства могут быть взысканы в судебном порядке.

Представленными документами подтверждается оплата именно комплектов оборудования для легкой атлетики. При этом поставленное оборудование полностью соответствует международным стандартам.

В подтверждение соответствия оборудования был направлен запрос в Общероссийскую общественную организацию «Всероссийская федерация легкой атлетики» (ВФЛА), в ответ на который ВФЛА (письмо № БГ-02/1814 от 10.08.2021 года) сообщила, что поддерживает мероприятия администрации г. Азова, направленные на развитие материально-технической базы спортивных объектов.

Также Всероссийской федерацией легкой атлетики было указано, что при проведении соревнований по легкой атлетике требуется применение оборудования, соответствующего Правилам проведения соревнований и руководства Track and field facilities manual.

По части закладных деталей и оборудования стоек для прыжков в высоту с шестом следует руководствоваться пунктами 6.2.2 и 6.2.5, в которых отсутствуют требования к диапазону высоты регулировки стоек и если товар имеет действующие сертификаты (World Athletics, WA, ранее - IAAF), то можно констатировать о возможности применения данных товаров в тренировочном режиме, а также на соревнованиях любого уровня по легкой атлетике.

При этом в п. 6.2.4. указанных правил отражены параметры закладной детали для ящика упора шеста.

Заявителем к оспариваемому оборудованию представлены действующие сертификаты World Athletics, WA, ранее - IAAF, которые подтверждают соответствующие оборудования всем международным нормам и правилам установленных при проведении соревнований по легкой атлетике.

Согласно данным Всероссийской федерации легкой атлетики:

- мировой рекорд по прыжкам в высоту - 2,45 м (Хавьер Сотомайор, Куба, 27.07.1993);

- мировой рекорд по прыжкам с шестом - 6,18 м (ФИО4, Швеция, 15.02.2020).

Действующими Правилами вида спорта «легкая атлетика», утвержденными приказом Министерства спорта РФ от 16.10.2019 № 839 установлено следующее: «ширина ящика у края, обращенного к разбегу - 60 см». При этом Требованиями, утвержденными приказом Министерства спорта РФ от 31.01.19 № 59 (далее - Требования № 59), ширина ящика должна соответствовать значению «не более 430 мм».

В случае, если заявитель приобрел бы ящик для упора шеста шириной 430 мм
и менее, он не смог бы использовать его по назначению - для подготовки спортсменов по виду спорта «легкая атлетика», поскольку такое значение не соответствует действующим правилам по указанному виду спорта.

Таким образом, регулирование высоты стоек для прыжков в высоту до 2,65 м вместо 2,7 м, регулирование стоек для прыжков с шестом до 6,4 м вместо 7,5 м, а также ширина самой широкой части ящика для упора шеста не менее 439 мм является нецелесообразными.

Судом первой инстанции также верно было установлено, что закупка оборудования являлась централизованной. В закупке участвовало шесть заказчиков.

В соответствии с соглашением от 26.08.2019 № 1 о порядке взаимодействия сторон при проведении совместного открытого конкурса в электронной форме организатор конкурса ФГБУ «Учебно-тренировочный центр «Новогорск», подведомственное Минспорту России, разрабатывал и утверждал документацию о совместном конкурсе,
в состав которой входил проект контракта.

Все участники данной закупки заключили одинаковые по своему содержанию контракты, что подтверждается размещенными контрактами по этой закупке на сайте zakupki.gov.ru под № 0348100099819000052.

При этом также установлено, что поскольку одному из подведомственных учреждений Минспорта РО, ГБПОУ РО «РОУОР», казначейство было вынесено аналогичное предписание, данное учреждение обратилось в Торгово-промышленную палату Ростовской области за заключением, о возможности приобретения оборудования на рынке и является ли оно товаром серийного производства.

Основанием для обращения за исследованием послужило письмо поставщика ООО «ЭллинАльфа», направленное им в адрес МАУ «Стадион Торпедо», в котором он сообщил о том, что необходимое оборудование отсутствует на рынке.

По итогам проведенного исследования экспертом сделан вывод о том, что оборудование с указанными характеристиками не является оборудованием серийного производства и требует изготовления по индивидуальному заказу.

Электронный аукцион № 0348100099819000052, в котором участвовал заявитель, создавался с целью заключения контракта на поставку оборудования в установленные сроки (40 календарный дней) и не предполагал заказ и изготовление специального оборудования, что также подтверждает, что действия заявителя были обусловлены объективными причинами и не имели своей целью злоупотреблением правом или причинение убытков бюджету.

Доказательств, подтверждающих возможность приобретения оборудования полностью соответствующего Приказу № 59, казначейством в материалы дела не представлено.

При этом заявителем представлена информация с различных сайтов по продаже оборудования для легкой атлетики, из которой видно, что максимальная высота стойки, предлагаемая к реализации 650 см, что свидетельствует о невозможности приобретения оборудования с высотой 750 см.

В соответствии со статьями 34, 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с положениями, установленными статьей 34 Бюджетного кодекса РФ определен один из принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Субсидия предоставлена заявителю на основании соглашения от 29.03.2019 № 11.

Указанным соглашением установлены обязательства по достижению следующих показателей результативности (п. 6.1.2.):

- соответствие тренировочной площадки после завершения мероприятий требованиям, установленным национальными стандартами РФ,

- соблюдение сроков реализации мероприятий, установленных соглашением.

Согласно представленному отчету от 01.01.2020 об использовании субсидии целевые показатели заявителем достигнуты.

УФК по Ростовской области не установлено и не доказано, что приобретение оборудования, не соответствующего требованиям приказа Минспорта России № 59, произошло по вине заявителя.

Кроме того, УФК по Ростовской области не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что задачи, поставленные перед заявителем, могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В письме от 25.04.2017 № 02-09-08/24851 Минфин России указывает, что «при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств следует исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), в случае если они противоречат требованиям правовых норм». На основании изложенного Минфин России относит к неправомерному расходованию бюджетных средств действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства РФ и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения.

Заключенный контракт от 18.10.2019 № 1-Л соответствует международным правилам по легкой атлетике, Федеральному закону от 29.06.2015 № 162-ФЗ
«О стандартизации в Российской Федерации» и Федеральному закону от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», что не может противоречить бюджетному законодательству. Цель предоставления субсидии - приобретение оборудования для спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика» для достижения целей Государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» (утв. Постановлением Правительства РО от 17.10.2018
№ 648), в соответствии с действующими федеральными стандартами и правилами вида спорта «легкая атлетика» достигнута.

Отсутствие фактической необходимости приобретения требуемого оборудования подтверждает тот факт, что указанные значения регулировки высоты значительно превышают мировые рекорды, а также тот факт, что оборудование с необходимыми характеристиками не является оборудованием серийного производства, представленным на рынке.

Принимая во внимание вышеизложенные фактические обстоятельства рассматриваемого спора, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что нецелевое использование денежных средств отсутствует и предписание казначейства подлежит отмене.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.05.2022 по делу № А53-21841/2021, рассмотренному при схожих фактических обстоятельствах.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что учреждением в 2019 году приобретен комплект оборудования, в котором 3 позиции оборудования (закладные детали для ящика упора шеста, комплект стоек для прыжков в высоту, комплект стоек для прыжков с шестом) стоимостью 1 013 168,40 руб. (в том числе, за счет иных межбюджетных трансфертов на сумму 962 509,98 руб.) частично не соответствуют Требованиям, утвержденным приказом Минспорта России № 59, не принимается судебной коллегией.

Вопреки указанным доводам, точное соблюдение заявителем характеристик приобретаемого инвентаря привело бы к ситуации, в которой такое оборудование не могло бы быть использовано, а цель предоставления субсидии – достигнута. Приобретенные оборудование и инвентарь в полной мере соответствуют действующему специальному регулированию в области его использования, имеют все необходимые сертификаты, в том числе международный сертификат WA (IAAF), что позволяет использовать их при спортивной подготовке, а также на соревнованиях любого типа и уровня. При этом материалами дела подтверждается, что приобретение оборудования было обусловлено объективной необходимостью.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приводимые управлением в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которые получили правовую оценку и были предметом исследования, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.05.2022 по делу
№ А53-24188/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий И.Н. Глазунова

Судьи С.В. Пименов

М.В. Соловьева