ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-24772/20 от 02.06.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-24772/2020

08 июня 2021 года 15АП-8209/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ереминой О.А.

судей Величко М.Г., Шапкина П.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.

при участии:

от истца – представитель ФИО1, доверенность от 19.06.2020;

от ответчика – представитель ФИО2, доверенность от 03.06.2019;

от Департамента имущественно-земельных отношений города Азова – представитель ФИО3, доверенность от 21.12.2020;

от МП "Азовводоканал" – представитель ФИО4, доверенность от 10.08.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Азов ВКС ЮГ" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.03.2021 по делу № А53-24772/2020

по иску ООО "Азов ВКС ЮГ"

к ответчику - ООО "Фрито Лей Мануфактуринг"

при участии третьих лиц - администрации города Азова, МП "Азовводоканал", Департамента имущественно-земельных отношений города Азова

о взыскании платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Азов водопроводно-канализационные системы Юг" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фрито Лей Мануфактуринг" о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в связи с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ за период с января по май 2020 года в размере 16775216 руб. 64 коп.

Определением от 28.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация города Азова, МП "Азовводоканал".

Протокольным определением от 16.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамента имущественно-земельных отношений города Азова.

Решением от 26.03.2021 в иске отказано.

Решение мотивировано тем, что ООО "Азов ВКС Юг" не обладает вещными или обязательственными правами на централизованную систему водоотведения, не является организацией, осуществляющей водоотведение. Истец не вправе взыскивать плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что по результатам анализа проб сточных вод, отобранных 23.01.2020, 26.02.2020, 24.03.2020, 22.04.2020, 18.05.2020, установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ. Ответчику правомерно начислена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за январь-май 2020 года в общей сумме 16775216 руб. 64 коп. По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о том, что истец не имеет права на взыскание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения необоснован. ООО "Азов ВКС ЮГ" является арендатором сетей водоотведения (ГНКС с напорными коллекторами) в юго-восточной промзоне г. Азова, следовательно, является организацией, осуществляющей водоотведение, эксплуатирующей централизованную систему канализации г. Азова. Судом не исследованы доказательства, подтверждающие осуществление истцом услуг по водоотведению: приказ УФАС по Ростовской области № 1274/19 от 30.09.2019 о наделении ООО "Азов ВКС ЮГ" статусом субъекта естественных монополий в области водоотведения, приказ РСТ по Ростовской области об установлении тарифа на водоотведение. Ссылки на предостережение Азовской межрайонной прокуратуры Ростовской области от 10.11.2020 и постановление УФАС по Ростовской области от 12.01.2021 необоснованны, так как не являются нормативно-правовыми актами. Кроме того, предостережение опротестовано в вышестоящий орган, а постановление УФАС по Ростовской области обжаловано в Арбитражный суд Ростовской области (дело № А53-3384/2021). Судом не дана оценка доводам о нарушении порядка принятия постановления администрации г. Азова от 25.10.2013 № 2212. МП "Водоканал" не имеет в юго-восточной промышленной зоне г. Азова сетей водоотведения, в связи с чем, не может признаваться гарантирующим поставщиком услуг водоотведения. Администраций г. Азова нарушены нормы пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", не внесены изменения в Схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Азов" до 2028 года, утвержденную постановлением администрации г. Азов № 24 от 15.02.2019. Заявитель указал на то, что в результате бездействия администрации невозможно правильно определить гарантирующую организацию и зону ее деятельности. Кроме того, судом неправомерно применено постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728, так как вступило в законную силу с 03.06.2020, после спорного периода (01.01.2020-31.05.2020).

Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела судебных актов по делу
№ A53-40416/2020, письма уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области. Заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения дела № A53-40416/2020 в суде кассационной инстанции.

Судом отказано в приобщении к материалам дела письма уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".

Представитель ответчика в судебном заседании отклонил доводы жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Возразил против удовлетворения ходатайства о приостановлении производства по делу.

Представитель МП "Азовводоканал" в судебном заседании отклонил доводы жалобы.

Представитель Департамента имущественно-земельных отношений города Азова в судебном заседании отклонил доводы жалобы.

Представитель администрации города Азова в заседание не явился, администрация о судебном заседании извещена надлежащим образом.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 03.11.2017 между ООО "Азов ВКС Юг" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Фрито Лей Мануфактуринг" г. Азов (абонент) заключен типовой договор водоотведения, согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством РФ, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сточных вод), лимиты на сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре.

В пункте 12 договора установлена обязанность абонента соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством РФ устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.

Нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация ВКХ уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении № 5 (пункт 24 договора).

Согласно пункту 25 договора сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении № 6.

Сведения об узлах учета и приборах учета сточных вод и о местах отбора проб сточных вод установлены сторонами в приложении № 4 к типовому договору водоотведения.

Комиссией в составе представителей ООО "Азов ВКС Юг", ООО "Фрито Лей Мануфактупинг", испытательной лаборатории ООО "Дон-Инк" 23.01.2020 произведен отбор образцов сточных вод на точке отбора № 1, о чем составлен акт отбора образцов (проб) сточных вод № 13 от 23.01.2020. Отобранные пробы доставлены в испытательную лабораторию ООО "Дон-Инк", аттестат аккредитации № RA.RU.21 АГ62 от 20.07.2015. Согласно протоколу испытаний (измерений) образца (пробы) сточной воды № 44 от 29.01.2020 установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим веществам: взвешенные вещества, азот общий, фосфор общий.

Комиссией в составе представителей ООО "Азов ВКС Юг", ООО "Фрито Лей Мануфактуринг", испытательной лаборатории ООО "Дон-Инк" 26.02.2020 произведен отбор образцов сточных вод на точке отбора № 1, о чем составлен акт отбора образцов (проб) сточных вод № 42 от 26.02.2020. Отобранные пробы доставлены в испытательную лабораторию ООО "Дон-Инк". Согласно протоколу испытаний (измерений) образца (пробы) сточной воды № 151 от 04.03.2020 установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим веществам: азот общий, фосфор общий.

Комиссией в составе представителей ООО "Азов ВКС Юг", ООО "Фрито Лей Мануфактуринг", испытательной лаборатории ООО "Дон-Инк" 24.03.2020 произведен отбор образцов сточных вод на точке отбора № 1, о чем составлен акт отбора образцов (проб) сточных вод № 78 от 24.03.2020. Отобранные пробы доставлены в испытательную лабораторию ООО "Дон-Инк". Согласно протоколу испытаний (измерений) образца (пробы) сточной воды № 284 от 07.04.2020 установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим веществам: взвешенные вещества, азот общий, фосфор общий.

Комиссией в составе представителей ООО "Азов ВКС Юг". ООО "Фрито Лей Мануфактуринг", испытательной лаборатории ООО "Дон-Инк" 22.04.2020 произведен отбор образцов сточных вод на точке отбора № 1, о чем составлен акт отбора образцов (проб) сточных вод № 88 от 22.04.2020. Отобранные пробы доставлены в испытательную лабораторию ООО "Дон-Инк". Согласно протоколу испытаний (измерений) образца (пробы) сточной воды № 341 от 28.04.2020 установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим веществам: взвешенные вещества, азот общий, фосфор общий.

Комиссией в составе представителей ООО "Азов ВКС Юг", ООО "Фрито Лей Мануфактуринг", испытательной лаборатории ООО "Дон-Инк" 18.05.2020 осуществлен отбор образцов сточных вод на точке отбора № 1, о чем составлен акт отбора образцов (проб) сточных вод № 106 от 18.05.2020. Отобранные пробы доставлены в испытательную лабораторию ООО "Дон-Инк". Согласно протоколу испытаний (измерений) образца (пробы) сточной воды № 406 от 25.05.2020 установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим веществам: взвешенные вещества, азот общий, фосфор общий.

В связи с неисполнением абонентом обязательств по оплате задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в связи с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ за период с января по май 2020 года, ООО "Азов ВКС Юг" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

В подпунктах "ж", "и" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, предусмотрена обязанность абонента производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами;

соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.

Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о том, что истец не имеет права на взыскание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения необоснован. ООО "Азов ВКС ЮГ" является арендатором сетей водоотведения (ГНКС с напорными коллекторами) в юго-восточной промзоне г. Азова, следовательно, является организацией, осуществляющей водоотведение, эксплуатирующей централизованную систему канализации г. Азова.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органом местного самоуправления на территории города Азова принято решение о наделении МП "Азовводоканал" полномочиями гарантирующей организации в отношении централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения (постановление администрации города Азова от 25.10.2013 № 2212).

Какие-либо иные хозяйствующие субъекты данным статусом на территории муниципального образования "Город Азов" не наделялись.

Согласно договору аренды объектов нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности от 06.12.2010 № 832 (т. 1 л.д. 52-56), заключенному между Департаментом имущественных отношений, потребительского рынка и малого бизнеса администрации города Азова (арендодатель) и ООО "Азов ВКС Юг" (арендатор), арендодатель сдал, а арендатор принял по акту приема-передачи в аренду ГКНС с напорными коллекторами в Юго-Восточной промзоне города Азова.

В соответствии с пунктом 1.2 договора срок аренды установлен с 06.12.2020 по 06.12.2035.

На основании единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения от 11.01.2016 № 3081 (т. 1 л.д. 140-145)ООО "Фрито Лей Мануфактуринг" является абонентом МП "Азовводоканал".

Судом первой инстанции установлено, что между МП "Азовводоканал" и ООО "Азов ВКС Юг" отсутствуют какие-либо договорные отношения по транспортировке сточных вод.

В рассматриваемом случае ООО "Азов ВКС Юг" не является гарантирующей организацией, оказывающей услуги по водоотведению, общество не эксплуатирует централизованную систему водоотведения, не владеет очистными сооружениями и не оказывает комплекс услуг, подпадающих под определение понятия "водоотведение", предусмотренного статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а оказывает только услуги по приему и транспортировке сточных вод. Кроме того, сети водоотведения как часть централизованной системы водоотведения находятся в муниципальной собственности города Азова, переданы ООО "Азов ВКС Юг" на праве аренды.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Азов ВКС Юг" не наделено полномочиями по контролю свойств и состава сточных вод, сбрасываемых ООО "Фрито Лей Мануфактуринг" в централизованную систему, не обладает правом взыскания платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.

Доводы заявителя жалобы о том, что ссылки на предостережение Азовской межрайонной прокуратуры Ростовской области от 10.11.2020 и постановление УФАС по Ростовской области от 12.01.2021 являются необоснованными, так как предостережение и постановление не являются нормативно-правовыми актами, предостережение опротестовано в вышестоящий орган, а постановление УФАС по Ростовской области обжаловано в Арбитражный суд Ростовской области (дело № А53-3384/2021), отклоняются апелляционным судом.

Отсутствие у ООО "Азов ВКС Юг" статуса организации водоотведения (водопроводно-канализационного хозяйства) установлено проверкой прокуратуры и УФАС России по Ростовской области. По результатам проведенной проверки ООО "Азов ВКС Юг" выдано предостережение от 10.11.2020 о недопустимости нарушения законодательства, а по результатам проверки УФАС России по Ростовской области ООО "Азов ВКС Юг" 12.01.2021 привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2021 (дата объявления резолютивной части) по делу № А53-3384/2021 в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12.01.2021 № 061/04/9.21-2095/2020 о привлечении ООО "Азов ВКС Юг" к административной ответственности отказано.

Ссылка заявителя на то, что судом не исследованы доказательства, подтверждающие осуществление истцом услуг по водоотведению: приказ УФАС по Ростовской области № 1274/19 от 30.09.2019 о наделении ООО "Азов ВКС ЮГ" статусом субъекта естественных монополий в области водоотведения, установление тарифа на водоотведение РСТ по Ростовской области, отклоняется апелляционным судом.

Приказом Федеральной антимонопольной службы № 400/21 от 26.04.2021 с 01.07.2021 отменено постановление РСТ от 13.12.2018 № 82/19 "Об установлении тарифов в сфере водоотведения ООО "Азов ВКС ЮГ" на 2019-2023 годы".

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения дела № A53-40416/2020 в суде кассационной инстанции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" предъявление отдельного иска о признании недействительным договора не является основанием для приостановления производства по делу о взыскании задолженности.

С учетом изложенного, ходатайство о приостановлении производства по делу судом апелляционной инстанции рассмотрено и отклонено.

При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.03.2021 по делу № А53-24772/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Еремина О.А.

Судьи Величко М.Г.

Шапкин П.В.