ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-24929/2017
11 января 2018 года 15АП-19343/2017
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Таганрогской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 27.10.2017 по делу № А53-24929/2017, принятое судьей Бондарчук Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таганрогское производственное предприятие"
к Таганрогской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности в части назначения штрафа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Таганрогское производственное предприятие" (далее – заявитель, ООО "ТПП", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Таганрогской таможни (далее – таможня) от 08.08.2017 № 10319000-1054/2017 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере
20 000 рублей в части назначения штрафа по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.10.2017 постановление Таганрогской таможни от 08.08.2017 № 10319000-1054/2017 изменено в части назначения административного наказания и применена мера административной ответственности в виде предупреждения. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличием оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, Таганрогская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, постановление о привлечении к административной ответственности оставить без изменения. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что основания для применения меры административной ответственности в виде предупреждения отсутствуют, поскольку общество как участник экономической деятельности самостоятельно и на свой риск осуществляющее предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением таможенного законодательства, законодательства регулирующего порядок управления. Факт отсутствия негативных материальных последствий, не является обстоятельством, свидетельствующим о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП России. На момент рассмотрения дела об АП № 10319000-1054/2017 ранее совершило 14.03.2017 административное правонарушение по делу об АП
№ 10319000-1052/2017 по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП России.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 05.07.2017 ООО «ТПП» предоставило в Таганрогскую таможню стат. форму №10319000/050717/С551662 (системный номер 2100170704-19184452), указав месяц, в котором принятие товара на учет (далее - отчетный период) май 2017 года.
Согласно контракту № 125-17 от 09.02.2017 ООО «ТПП» является покупателем товара, длинноворсовое полотно трикотажное машинного вязания, страна происхождения Республика Беларусь, ввезенного из Республики Беларусь (продавец - ОАО «БЕЛФА»). 17.05.2017 товар, длинноворсовое полотно трикотажное машинного вязания был помещен на склад ООО «ТПП».
Согласно статье 104 Федерального закона от 27.11.2010 №311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон №311-Ф3) российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Статистическая форма заполняется в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложениями №1, №2 с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Исходя из п. 7 Правил, российское лицо (заявитель) обязано своевременно, а именно не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в налоговом органе, статистическую форму, содержащую достоверные сведения.
Датой представления статистической формы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет с использованием электронной подписи (ЭП), а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами ведения делопроизводства.
На сайте ФТС России стат. форма №10319000/050717/С551662 (системный номер 2100170704-19184452) была заполнена ООО «ТПП» 04.07.2017, в Таганрогскую таможню была представлена ООО «ТПП» 05.07.2017, о чем свидетельствует дата на штампе входящего документа отдела документационного обеспечения Таганрогской таможни. В соответствии с пунктом 7 Правил, дата предоставления статистической формы учета перемещения товаров за отчетный месяц май 2017 года составляет 13.06.2017 включительно.
Указанные обстоятельства явились поводом к возбуждению дела об административном правонарушении №10319000-1054/2017 в отношении
ООО «ТПП» по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
21.07.2017 в отношении ООО «ТПП» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
08.08.2017 должностным лицом таможни вынесено постановление
№ 10319000-1054/2017 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ТПП» по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным и отмене в части назначения штрафа.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протоколу о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение № 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 №167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств -членов Евразийского экономического союза».
Пунктом 3 части 1 статьи 12, частью 1 статьи 104 Закона № 311-ФЗ установлено, что статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе, и иных источниках информации.
Согласно статье 104 Закона 311-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами -членами Евразийского экономического союза», которым на основании части 3 статьи 104 Закона № 311-ФЗ определены порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, статистическая форма и правила ее заполнения.
Исходя из пункта 7 Правил, российское лицо (заявитель) обязано своевременно, а именно не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в налоговом органе, статформу, содержащую достоверные сведения. Статформа заполняется в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложениями № 1, № 2 с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
С учетом пункта 7 Правил непредставление или представление в таможенный орган статистической формы с нарушением установленного срока, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, в том числе, связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой ответственность российских лиц (заявителей) по статье 19.7.13 КоАП РФ.
Таким образом, ООО «ТПП» 05.07.2017 представив с нарушением установленного срока в Таганрогскую таможню статформу № 10319000/050717/С5 51662 за май 2017, нарушило требования п. 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.12.2016 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС», ст. 104 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и тем самым, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1. статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Копией стат. формы №10319000/050717/С5 51662 (системный номер 2100170704-19184452), копией контракта № 125-17 от 09.02.2017, копией приходного ордера ООО «ТПП» № 00000146 от 17.05.2017, из которого следует, что товар помещен на склад ООО «ТПП» 17.05.2017, письмом ООО «ТПП» от 14.07.2017 № 117, из которого следует, что товар, длинноворсовое полотно, перемещался на основании контракта № 125-17 от 09.02.2017, счета-проформы б/н от 03.05.2017, счета-фактуры серии ИИ № 0023981 от 12.05.2017, товарной накладной серия ИИ № 0023981 от 12.05.2017, международной товарно-транспортной накладной CMR № 367 от 12.05.2017 подтверждается нарушение обществом установленного срока представления стат. формы в Таганрогскую таможню.
На момент поступления товара на склад и вплоть до 03.07.2017 ООО «ТПП» не было известно о необходимости предоставления статистической формы.
ООО «ТПП» не представило статистическую форму в таможенные органы в установленный срок в связи с незнанием законодательства. Законный представитель ООО «ТИП» ФИО1 вину и факт совершения административного правонарушения ООО «ТПП» признала полностью.
ООО "Таганрогское производственное предприятие" является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения как лицо, которое заключило сделку, в соответствии с которой товары ввозятся на территорию РФ из государства - члена ЕАЭС.
Имея реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, общество проявило в должной степени заботливости и осмотрительности и не предприняло всех мер по исполнению возложенной на него действующим таможенным законодательством обязанности, в связи с чем, было допущено нарушение пресекательных сроков предоставления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров.
Совокупность перечисленных выше элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод Таганрогской таможни об отсутствии у суда первой инстанции оснований для применения меры административной ответственности в виде предупреждения по следующим основаниям.
Административное наказание за совершение административного правонарушения, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП России, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП России.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП России административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Как средство принудительного воздействия на правонарушителя, оно должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния. Виды административных наказаний устанавливаются только государством и могут изменяться путем принятия соответствующих федеральных законов, вносящих изменения в КоАП России.
Общество как участник экономической деятельности самостоятельно и на свой риск осуществляющее предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением таможенного законодательства, законодательства регулирующего порядок управления.
Сам по себе факт отсутствия негативных материальных последствий, не является обстоятельством, свидетельствующим о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП России.
Наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, одного лишь статуса субъекта малого предпринимательства без учета характера совершенного административного правонарушения не является основанием применения ст. 4.1.1 КоАП России.
При рассмотрении заявления общества судом первой инстанции не принято во внимание, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении № 10319000-1054/2017 ООО "ТПП" ранее 14.03.2017 совершило административное правонарушение, по делу № 10319000-1052/2017 по ч.1 ст. 19.7.13 КоАП России.
Вынесенное таможенным органом постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях № 10319000-1050/2017 обжаловано обществом в рамках дела № А53-24928/2017 и на дату вынесения постановления № 10319000-1054/2017 не вступило в законную силу, вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что постановление от 08.08.2017 № 10319000-1052/2017 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения обществом не обжаловалось и вступило в законную силу, при таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены штрафа на предупреждение.
Определением от 05.11.03 № 349-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, Таганрогской таможней при назначении административного наказания учтены характер и обстоятельства совершённого административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств и наличие смягчающего обстоятельства, имущественное положение ООО "ТПП" и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, применена минимальная санкция для ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП России.
Поскольку решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.10.2017 вынесено при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в силу п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.10.2017 по делу
№ А53-24929/2017 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Судья М.В. Соловьева