ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-26119/2019
19 ноября 2019 года 15АП-18486/2019
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Филимонова С.с.,
рассмотрев материалы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18.10.2019 по делу № А53-26119/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью " общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Чистый город» (далее - заявитель, ООО "ГК "Чистый город", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - административный орган, управление) от 17.07.2019 N 415 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.10.2018 (резолютивная часть решения объявлена 13.09.2019) в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ГК "Чистый город" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение суда первой инстанции считает незаконным и необоснованным.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд оставил без правовой оценки тот факт, что заключенный между обществом и ФИО1 договор является типовым и публичным, текст которого был размещен в печатном издании "Наше время" (24604-24606) от 28.12.2018. Поскольку в установленный п.8.17 Правил обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641" (далее - Правила) потребитель (ФИО1) не направил оператору заявку и документы для заключения договора согласно пунктам 8.5 -8.7 указанных Правил, оператор получает информацию о количестве проживающих граждан из открытых источников. Общество указывает, что выставленные им счета на оплату услуг по обращению ТКО содержат адрес, количество проживающих лиц и лицевой счет, без указания персональных данных собственника, что, по мнению апеллянта, не нарушает законодательство о защите персональных данных субъекта. Используемый им порядок рассмотрения письменных обращений граждан общество считает достаточным, кроме того обязанность использования факсимильного аппарата нормативно не установлена.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области поступил отзыв, в котором уполномоченный орган просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы гражданина ФИО1 на действия общества и анализа приложенного к ней платёжного документа на оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за январь 2019 года, поступившего по адресу: <...>, специалистом-экспертом отдела Управления было установлено нарушение права потребителя на предоставление необходимой и достоверной информации о реализуемых услугах, об исполнителе услуг, предусмотренной действующим законодательством; в вышеуказанном платёжном документе не указаны сведения о собственнике (собственниках) помещения (фамилия, имя, отчество физического лица), а также не указан номер факса исполнителя коммунальных услуг.
07.06.2019 должностным лицом Управления в адрес Общества направлена телеграмма о необходимости явки законного представителя 14.06.2019 г. в 11:00 для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Телеграмма получена обществом 10.06.2019 г. в 12 час. 00 минут.
14.06.2019 должностным лицом Управления в присутствии представителя по доверенности ФИО2, составлен протокол №1730 по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который был направлен в адрес общества заказным почтовым отправлением. Определением заместителя руководителя Управления от 26.06.2019 рассмотрение деля об административном правонарушении №1730 отложено на 17.07.2019 на 15 час. 00 мин., о чём общество уведомлено посредством телеграммы.
17.07.2019 заместителем руководителя Управления, в присутствии представителя общества, вынесено постановление №1595 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде предупреждения. Постановление от 17.07.2019 №1595 по делу об административном правонарушении направлено в адрес общества заказным почтовым отправлением.
Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет для юридических лиц предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг.
Объективную сторону правонарушения образует нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге).
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливающие права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяющие механизм реализации этих прав урегулированы Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации N 2300-1).
Частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации N 2300-1 установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Российской Федерации N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 утверждены Правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пункту 69 Правил, в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с названными Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с названными Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
иными основаниями, установленными в названных Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 названных Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с названными Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Как указано ранее, в адрес Управления поступила жалоба от гражданина ФИО1 от 28.03.2019 вх. № 1402/Ж-2019 на действия общества, по результатам рассмотрения которой специалистом-экспертом Управления было установлено нарушение права потребителя на предоставление необходимой и достоверной информации о реализуемых услугах, об исполнителе услуг, предусмотренной действующим законодательством, а именно в полученном потребителем платёжном документе не были указаны сведения о собственнике (собственниках) помещения (фамилия, имя, отчество физического лица), а также не указан номер факса исполнителя коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона №2300-1 информация об услугах в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) исполнителя.
Доводы общества о публичном характере заключенного с потребителем договора и отсутствии в полученном ФИО1 платёжном документе сведений о собственнике (собственниках) помещения (фамилия, имя, отчество физического лица), по причине его необращения к поставщику услуги с заявлением и с приложением документов согласно пунктам 8.5 -8.7 вышеуказанных Правил, подлежат отклонению в силу императивных требований законодательства.
Необходимость указания, в частности, сведений о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а также номера факса исполнителя коммунальной услуги установлена подпунктами «а», «б» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
Ненадлежащее выполнение гражданином обязанностей потребителя услуг не освобождает от ответственности исполнителя услуг за допущенные нарушения.
Сведения об устранении выявленного правонарушения также отсутствуют.
Таким образом вина общества в совершении вмененного административного правонарушения доказана.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия заявителем достаточных мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Как следует из материалов дела протокол об административном правонарушении 14.06.2019 № 1730 об составлен уполномоченным должностным лицом - специалистом отдела защиты прав потребителей ФИО3 в присутствии представителя общества по доверенности ФИО2, извещенного надлежащим образом.
Определением заместителя руководителя Управления от 26.06.2019 г. дело об административном правонарушении №1730 было отложено на 17.07.2019 г. в 15 час. 00 мин., о чём в адрес Обществу Управлением была направлена телеграмма.
17.07.2019 заместителем руководителя Управления, в присутствии представителя по доверенности ФИО2, вынесено постановление №1595 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде предупреждения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек.
Мера наказания определена обществу в минимальном размере, предусмотренном санкции части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.10.2019 по делу № А53-26119/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Председательствующий С.С. Филимонова