ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-27189/12 от 02.02.2018 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-27189/2012

09 февраля 2018 года                                                                        15АП-20083/2017

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2018 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Николаева Д.В.,

судей Д.В. Емельянова, Н.В. Шимбаревой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Колпаковым В.Н.,

при участии:

до перерыва (25.01.2018 г.):

от конкурсного управляющего МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска Белозеровой Ольги Юрьевны: представитель Бузинова И.В. по доверенности от 21.12.2017, представитель Брежнева Г.Г. по доверенности от 21.12.2017, представитель Горячев А.С. по доверенности от 09.01.2018

от уполномоченного органа (ФНС России) в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области: представитель Гашенко В.Н. по доверенности от 08.06.2017;

от ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону»: представитель Евсеева Г.Н. по доверенности от 01.12.2017,

после перерыва (02.02.2018 г.) в судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу уполномоченного органа (ФНС России) в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области на определение Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2017 по делу № А53-27189/2012 о разрешении разногласий об установлении очередности требований кредиторов по заявлению конкурсного управляющего МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска Белозеровой Ольги Юрьевны об установлении очередности платы для расходов предприятия, необходимых для предотвращения техногенных и (или) экологических катастроф либо гибели людей, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Новочеркасска  (ИНН 6150020222, ОГРН 1026102225797), принятое в составе судьи Хворых Л.В.,

УСТАНОВИЛ:

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Новочеркасска (далее также  должник) в Арбитражный суд Ростовской области поступило заявление конкурсного управляющего МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска Белозеровой Ольги Юрьевны об изменении календарной очередности погашения требований кредиторов второй очереди удовлетворения и о разрешении конкурсному управляющему осуществлять выплату заработной платы и иных выплат работникам должника, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, ранее обязательств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Определением суда от 08.11.2017 заявление конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Новочеркасска удовлетворено.

Суд определил изменить календарную очередность погашения требований кредиторов второй очереди удовлетворения, и разрешить конкурсному управляющему осуществлять выплату заработной платы и иных выплат работникам должника, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, ранее обязательств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Уполномоченный орган  (ФНС России) в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области обжаловал определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ, и просил отменить судебный акт, принять новый.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа (ФНС России) в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда отменить.

Представитель конкурсного управляющего МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска Белозеровой Ольги Юрьевны поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Суд, совещаясь на месте, вынес протокольное определение об объявлении перерыва. Объявлен перерыв в судебном заседании до 02.02.2018 до 09 час. 15 мин.

Суд разместил на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о времени и месте продолжения судебного заседания 02.02.2018 г. в 09 час. 15 мин. (публичное объявление о перерыве и продолжении судебного заседания). В определении о принятии апелляционной жалобы к производству указана возможность получения информации о движении дела на официальном сайте суда в сети Интернет по соответствующему веб-адресу.

После перерыва судебное заседание продолжено 02.02.2018 в 09 час. 15 мин.

После перерыва в судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле,  уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2015 должник признан несостоятельным (банкротом) в отношении него введена процедура конкурсного производства. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Новочеркасска возложено на внешнего управляющего Белозерову Ольгу Юрьевну до утверждения конкурсного управляющего должника.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2015 конкурсным управляющим должника утверждена кандидатура Белозеровой Ольги Юрьевны из числа членов некоммерческого партнерства Объединение арбитражных управляющих «Авангард».

В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий сослался на следующие обстоятельства:

МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска эксплуатирует 49 котельных с целью обеспечения тепловой энергией (горячее водоснабжение и отопление) жителей, организаций и социально значимых объектов (детские сады, военные части, медицинские учреждения и т.д.) г. Новочеркасска.

Данные котельные являются взрывопожароопасными и химически опасными производственными объектами I, II и III классов опасности, согласно лицензии №вх-29-006109 от 04.08.2016, выданной МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий также сослался на то, что для выработки тепловой энергии МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска заключило договор поставки газа с ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» № 43­3-05300/2010 от 20.07.2009. В целях поставки теплоснабжения и горячего водоснабжения МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска и МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска заключили договор поставки воды и приема сточных вод № 83 от 16.12.2015. Кроме того, между МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» заключен договор энергоснабжения № 250100053 от 21.12.2015г. для транспортировки энергоносителя. Между МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска и ОАО «31 ЗАТО» заключен договор №5 (ЭМО) 31 ЗАТО- 16 от 31.12.2015 на поставку тепловой энергии жителям мкр. Хотунок, а также договор между МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Южно-российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова» (ФГБОУ ВО «ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова») на отпуск тепловой энергии №1023-ЮУ от 06.10.2014. жителям отдельного района г. Новочеркасска.

Конкурсный управляющий указал, что поставляемый газ, вода и электроэнергия являются неотъемлемой составляющей технологического процесса выработки тепловой энергии, его отсутствие приведет к прекращению функционирования котельного оборудования. Кроме того, для производства тепловой энергии необходимо проводить химические очистки теплоэнергетического и другого оборудования, в частности котлов и теплообменников, которые являются необходимым предпусковым или эксплуатационным мероприятием и предназначены для удаления с внутренней поверхности котла (теплообменника) отложений, окалины, рыхлой ржавчины и т.д. Состав и количество отложений зависят от типа оборудования, параметров его работы, качество теплоносителя (качество питательной воды), условий эксплуатации и других факторов. Наличие отложений на внутренних поверхностях нагрева котлов приводит к снижению коэффициента теплопередачи и к повышению температуры металла, при котором возможен перегрев труб. Кроме того, под слоем отложений интенсифицируется коррозионные процессы. Образование отложений ведет к снижению мощности и надежности оборудования, повышению эксплуатационных затрат (расходу воды и топлива). Вместе с тем, покупка указанных ресурсов необходима для одной, главной цели: поставка коммунальных ресурсов теплоснабжения и горячего водоснабжения, что является прямой обязанностью единой теплоснабжающей организации муниципального образования.

Невозможность исполнения МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска своих обязательств по оплате перед вышеназванными контрагентами, по мнению конкурсного управляющего, приведет к ограничению поставки указанных ресурсов.

Так, конкурсный управляющий указал, что по состоянию на 01.08.2017, задолженность МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска перед поставщиками энергоресурсов составляет 91 843 100,00 рублей, из них:

-задолженность перед ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» по договору № 43-3- 05300/2010 от 20.07.2009 составляет 66 214,8 тыс. руб. за период февраль 2017 -июнь 2017года;

-задолженность перед МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска по договору № 83 от 16.12.2015 составляет 5 892,3 тыс. руб. за период апрель 2016 - май 2016 года, сентябрь 2016 года - июнь 2017 года;

-   задолженность перед ПАО «ТНС энерго Ростов-па-Дону» по договору № 250100053 от 21.12.2015 составляет 11 560,6 тыс. руб. за период март 2017 - июнь 2017 года;

-задолженность перед ОАО «31 ЗАТО» по договору №5 (ЭМО) 31 ЗАТО - 16 от 31.12.2015 составляет 3 497,3 тыс. руб. за период февраль 2017 - апрель 2017 года;

-задолженность перед ФГБОУ ВО «ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова» по договору №1023-ЮУ от 06.10.2014 составляет 4 678,1 тыс. руб. за период ноябрь 2016 -апрель 2017 года.

Конкурсный управляющий указал, что наличие задолженности МУП «Тепловые сети» Новочеркасска перед ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону», ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону", ФГБОУ ВО «ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова», ОАО «31 ЗАТО», и МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска обусловлено неплатежами жителей многоквартирных домов, исполнителями коммунальных услуг и иных потребителей тепловой энергии.

В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий также сослался на то, что постановлением Региональной службой по тарифам Ростовской области № 73/105 от 19.12.2016 установлен тариф МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска на 2017 год и утверждены расходы МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска на топливо (газ) в размере 189 256,18 тыс. рублей. За первое полугодие 2017 года фактически было потреблено газа на сумму 128 392,2 тыс. руб. (без НДС), что подтверждается актом сверки взаиморасчетов между МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска и ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Доиу».

Согласно приложению 1 (в редакции дополнительного соглашения №1/17 от 21.11.2016) к договору поставки газа №43-3-05300/10 от 20.07.2009 суточный договорной объем поставки газа за период июль 2017 года - декабрь 2017 года составит 16 945,9 тыс. м3, что в денежном выражении составит порядка 139 583 378,30 рублей (без НДС).

Указанные обстоятельства, по мнению конкурсного управляющего, свидетельствуют о недостаточности денежных средств на оплату потребленных энергоресурсов, как в настоящее время, так и на будущие периоды, ввиду значительного отклонения расходов потребленного газа от утвержденных в тарифе. Указанный перерасход потребления газа обусловлен факторами независящими от МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска, такими как нестабильность температуры окружающего воздуха.

Так, конкурсный управляющий ссылается на то, что в апреле 2017 года по заявлениям социально значимых объектов г. Новочеркасска был продлен отопительный период следующим потребителям тепловой энергии: ГБУ РО «ПТКД», МБУЗ «Специализированная инфекционная больница», МБУЗ Детская городская больница, МБУЗ «Родильный дом», МБУЗ «Городская СГБ», ГБУ РО «Кожно-венерологический диспансер», ГКУЗ РО «Дом ребенка специализированный», ГБУ РО «Психоневрологический диспансер», МБДОУ Детский сад №31, МБДОУ Детский сад №14, МБДОУ Детский сад №43, МбДоУ Детский сад №10, МБДОУ Детский сад №7,  МБДОУ Детский сад №3, МБДОУ Детский сад № 1.

В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий также сослался на то, что пунктом 17 постановления Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (ред. от 04.02.2017) «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» установлено, что при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1;с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.

Исходя из разъяснений, указанных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016) штрафные повышающие коэффициенты, установленные п. 17 Правил, подлежат применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.

В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий также указал, что с февраля 2017г. за потребление сверх установленного договором объема газа ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» при расчете за поставленный газ применяет к МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска повышающие коэффициенты, установленные п. 17 Постановления Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (ред. от 04.02.2017) "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", что подтверждается товарными накладными и актами сдачи-приемки услуг по транспортировке газа. Применение указанного повышающего коэффициента не заложено в тариф, установленный РСТ для МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска. Учитывая отсутствие инвестиционных программ, у МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска не существует иного способа получения средств, кроме как от потребителей тепловой энергии. Ввиду указанного, предприятие ежемесячно несет убытки, которые не позволяют осуществлять расчеты с текущими кредиторами, в установленные законом сроки.

Также конкурсный управляющий указал, что немаловажным фактором отсутствия возможности своевременно производить расчеты с текущими кредиторами является наличие значительной дебиторской задолженности потребителей МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска.

По состоянию на 01.08.2017 дебиторская задолженность потребителей перед МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска за потребленную тепловую энергию составляет 76 660 454,67 рублей, из которых большую часть (56 706 025,80 рублей) составляет задолженность населения и исполнителей коммунальных услуг.

Конкурсным управляющим указал, что им непрерывно осуществляется работа по взысканию задолженности с неплательщиков в судебном порядке.

Таким образом, по мнению управляющего, установленный тариф не способен окупить затрат МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска, ввиду наличия вышеуказанных факторов.

Задолженность МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска по взносам на обязательное пенсионное страхование за период январь 2017г. - июнь 2017г. составляет 14 905 149,54 рублей.

Численность сотрудников МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска составляет 469 человек. В среднем, предприятие обязано выплачивать указанным работникам 11 300 000 рублей заработной платы ежемесячно.

В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий ссылается на то, что исходя из данных о начисленных и фактически полученных денежных средствах за период 2014г. - 2016г. (приложение 1) объем денежных средств планируемых предприятием к получению до конца 2017г. не позволит осуществить одновременно оплату задолженности по обязательному пенсионному страхованию, выплату текущей заработной платы и оплату задолженности и текущего потребления энергоресурсов.

В связи с чем, конкурсный управляющий МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска Белозерова Ольга Юрьевна обратилась с соответствующим заявлением в суд и просила об изменении календарной очередности погашения требований кредиторов второй очереди удовлетворения и о разрешении конкурсному управляющему осуществлять выплату заработной платы и иных выплат работникам должника, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, ранее обязательств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Оценив представленные доказательства в совокупности, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований конкурсного управляющего.

Порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127 -ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

В силу пункта 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве установлена специальная очередность требований кредиторов по текущим платежам, определяющая порядок очередности списания денежных средств со счета при их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к счету требований.

Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности (в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ, действовавшего на момент введения процедуры конкурсного производства):

в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Очередность удовлетворения текущих требований, относящихся к одной очереди, исходя из даты их предъявления кредитором, определяется в случае, если арбитражный управляющий в силу объективных причин не располагал сведениями о наличии, размере и сроках исполнения данных обязательств должника, в силу чего не мог принять мер по их погашению до предъявления требования соответствующим кредитором.

Действуя разумно и добросовестно, конкурсный управляющий по мере возникновения текущих платежей обязан предъявлять в банк платежные поручения для исполнения текущих обязательств.

По смыслу абзаца пятого пункта 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 №60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 №296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»» в деле о банкротстве подлежат рассмотрению разногласия между кредитором по текущим платежам и арбитражным управляющим по вопросу об очередности удовлетворения требований данного кредитора, а при недостаточности средств для расчетов с кредиторами одной очереди, также и о пропорциональности этого удовлетворения.

Согласно пункту 40.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. №60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» ко второй очереди текущих обязательств (абзац третий пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве) относится, в частности, заработная плата работников (независимо от того, за период какой процедуры она начислена и продолжает ли лицо оставаться на момент выплаты работником). В случае удержания денежных средств из текущей заработной платы работника на основании исполнительного документа в порядке части 3 статьи 98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (например, об уплате алиментов) выплата удержанных сумм взыскателю осуществляется в режиме текущих требований второй очереди; при удержании в таком порядке денег из заработной платы, включенной в реестр, выплата взыскателю соответственно производится в режиме реестровых требований второй очереди.

Учитывая обязанность арбитражного управляющего действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, суд вправе признать законным отступление управляющим от очередности, предусмотренной в пункте 2 статьи 134 Закона о банкротстве, если это необходимо исходя из целей соответствующей процедуры банкротства, в том числе для недопущения гибели или порчи имущества должника либо предотвращения увольнения работников должника по их инициативе.

Действуя разумно и добросовестно в интересах должника и кредиторов, конкурсный управляющий в силу имеющихся у него полномочий и компетенции должен определить стратегию конкурсного производства в отношении должника, в том числе целесообразность дальнейшего функционирования хозяйствующего субъекта, учитывая, в частности, исключение возможности необоснованного простоя имущества, которое может приносить доход в период осуществления мероприятий по его оценке, подготовке к реализации, наличие объективных предпосылок к продаже предприятия как единого имущественного комплекса либо осуществления процедуры замещения активов и т.п. В любом случае срок, в течение которого может сохраняться производственная деятельности должника, должен соотносится с периодом времени, необходимым и достаточным для выполнения эффективным арбитражным управляющим всех предусмотренных законом процедур, направленных на отчуждение принадлежащих должнику объектов в целях проведения расчетов с кредиторами.

При этом положения пункта 6 статьи 129 Закона о банкротстве, согласно которым собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения социально значимых объектов, необходимых для жизнеобеспечения граждан, не могут быть истолкованы таким образом, что продолжение деятельности юридического лица - должника в период конкурсного производства оправданно до тех пор, пока иное не установлено собранием кредиторов.

Так на текущую дату конкурсная масса должника сформирована, подходит к завершению этап оценки данного имущества, но при этом предприятие является действующим, продолжая выполнять жизненно необходимую, социально-значимую функцию теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Между тем, по смыслу разъяснений указанных в Пленуме Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 (в редакции от 06.06.2014) отступление управляющим от очередности, предусмотренной в пункте 2 статьи 134 Закона о банкротстве, может быть признано законным в случае уплаты периодических платежей (ежемесячной платы за оказанные услуги), неисполнение обязанности по уплате которых ставит под угрозу оказание соответствующих услуг.

Данные обстоятельства напрямую связаны с сохранением рабочих мест, предотвращением увольнения работников по их инициативе и выплатой заработной платы работникам должника.

Согласно положениям абзаца 2 пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве, в случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Применительно к опасным производственным объектам статья 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет аварию как разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Согласно пункту 2.8. Приказа МЧС РФ №222, Госгортехнадзора РФ № 59 от 04.04.1996 «О Порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» техногенная чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде (ГОСТ Р 22.0.05-94).

Понятие экологической катастрофы содержится в пункте 3.1.63; «РД 52.24.309­2011. Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши» (утв. Росгидрометом 25.10.2011) - экологическое бедствие (экологическая катастрофа): экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона РФ № 416 -ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу пункта 4 статьи 8 указанного выше Закона организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно Постановлению Правительства № 354 от 16.05.11 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В соответствии с разделом II указанного Постановления условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению -круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Согласно Постановлению Администрации г. Новочеркасска № 424 от 04.03.2015г. МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска является единой теплоснабжающей организацией, в отдельно взятой закрытой теплоснабжающей системе, которая в свою очередь является безальтернативной для следующих районов: Первомайский и микрорайонов: Октябрьский, Хотунок, Новый городок, Бурляевка, Ключевое, что в совокупности составляет порядка 60 000 человек. Указанное подтверждается заключенными договорами теплоснабжения.

МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска осуществляет поставку коммунальных ресурсов социально значимым объектам, таким как; воинские части, городские и детские больницы, больницы скорой медицинской помощи, УФСБ, МВД, Прокуратура, СИЗО, школы, дошкольные учреждения. Указанные объекты теплоснабжения в соответствии с п. 96 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 04.02.2017) «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации») являются социально значимыми и не подлежат ограничению поставки теплоресурса не при каких обстоятельствах.

Процедура банкротства в отношении МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска введена определением Арбитражного суда Ростовской области в 2012 году. С указанного момента и по настоящее время МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска является действующей теплоснабжающей организацией, продолжая выполнять свою главную функцию. Несмотря на статус «банкротной» организации Постановлением администрации г. Новочеркасска № 424 04.03.2015 МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска присвоен статус единой теплоснабжающей организации г. Новочеркасска, что подтверждает значимость предприятия и его незаменимость в сфере поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения.

Разделом III указанных Правил определены следующие обязательные к исполнению требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций:

1)  наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;

2)    готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию
температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;

3)     соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных
техническими регламентами;

4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;

5)  функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:

- укомплектованность указанных служб персоналом;

- обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;

6)проведение наладки принадлежащих нм тепловых сетей;

7)организация контроля режимов потребления тепловой энергии;

8)обеспечение качества теплоносителей;

9)   организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;

10)обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении;

11)обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:

-   готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовлеиия и топливоподачи;

- соблюдение водно-химического режима;

-отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;

-  наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;

-   наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;

-наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;

-проведение гидравлических и тепловых испытании тепловых сетей;

-выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;

-выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

-  наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;

-     наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями

-  отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;

- работоспособность автоматических регуляторов при их наличии. Вышеперечисленные мероприятия выполняются сотрудниками предприятия общей численностью 469 человек.

С момента введения процедуры наблюдения на предприятии количество работающих сотрудников существенно не изменялось. Следовательно, существующее количество работников предприятия является тем необходимым количеством, обеспечивающим непрерывную поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения как социально значимым объектам, так и жителям большей части г. Новочеркасска.

Невыплата в установленные законом сроки заработной платы сотрудникам повлечет массовые увольнения работников должника и сокращение рабочих мест, что в свою очередь повлечет неизбежное прекращение производственной деятельности предприятия.

Несвоевременная выплата заработной платы приведет к полному уничтожению имущества должника, ввиду следующего: поставка тепловой энергии обеспечивается посредством формирования теплоносителя в тепловых пунктах (котельных), а также передаче энергоносителя по надземным сетям (трубопроводам), что предусматривает постоянное наличие в надземном трубопроводе и котельных воды. В зимний период отсутствие подогрева, а также прокачки с помощью электрооборудования воды по трубопроводу и котельных приведет к "размерзанию", деформации и как следствие к полному уничтожению имущества должника. Указанное повлечет невозможность использования технологического комплекса предприятия и потере его ценности при реализации, что повлечет невозможность расчетов с кредиторами.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом.

Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации гарантировано право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а в статье 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Таким образом, приведенными выше нормами Конституции Российской Федерации и ТК РФ гарантировано право работника на получение справедливой заработной платы без каких-либо ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами, своевременно и в полном объеме в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в равном размере по сравнению с другими работниками, которому корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

В процедуре банкротства работники должника являются привилегированными кредиторами, требования которых, как текущие, так и включенные в реестр, отнесены ко второй очереди и имеют приоритет при удовлетворении требований перед другими кредиторами.

Невыплата в установленные законом сроки заработной платы сотрудникам повлечет массовые увольнения работников должника и сокращение рабочих мест, что в свою очередь повлечет неизбежное прекращение производственной деятельности предприятия.

Учитывая, что до настоящего времени имущество должника не реализовано, предприятие обеспечивает тепловой энергией как население г. Новочеркасска, так и социально-значимые объекты, производственная деятельность должника не может быть остановлена, а также с целью недопущения нарушения прав работников должника, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявления конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Новочеркасска. При этом денежных средств, поступающих в конкурсную массу должника недостаточно для погашения текущей задолженности второй очереди в полном объеме.

При указанных обстоятельствах суд правомерно определил изменить календарную очередность погашения требований кредиторов второй очереди удовлетворения, и разрешить конкурсному управляющему осуществлять выплату заработной платы и иных выплат работникам должника, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, ранее обязательств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Доводы уполномоченного органа о том, что требования заявителя не подтверждены документально, отклоняются как необоснованные и опровергающиеся представленными в материалы дела доказательствами.

При этом апелляционная коллегия считает необходимым указать, что выводы суда первой инстанции, сделанные в рамках настоящего обособленного спора со ссылкой на возможность изменения календарной очередности погашения требований кредиторов второй очереди, распространяются на правоотношения сторон только по состоянию на 24.10.2017 г. (дата резолютивной части обжалуемого определения) и только в отношении задолженности по текущим платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся до 20.12.2016 г. В отношении указанного периода и соответствующей задолженности конкурсный управляющий в рамках настоящего обособленного спора представил достаточные доказательства, подтверждающие необходимость вышеуказанного отступления.

Результаты рассмотрения настоящего обособленного спора не позволяет в последующие периоды изменять календарную очередность и осуществлять конкурсному управляющему выплату заработной платы и иных выплат работникам должника ранее обязательств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку оценка соответствующих доказательств касается конкретного периода деятельности должника и конкретного объема доказательств на определенную дату. Иной подход фактически приведет к невозможности погашения в дальнейшем задолженности по текущим платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в последующие периоды, что может нарушить баланс интересов кредиторов и должника.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2017 по делу № А53-27189/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           Д.В. Николаев

Судьи                                                                                             Д.В. Емельянов

                                                                                                        Н.В. Шимбарева