ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-271/2021 от 17.08.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-271/2021

18 августа 2021 года 15АП-14170/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,

судей Н.Н. Мисника, Н.В. Нарышкиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,

при участии:

от истца: Савырина Н.К. по доверенности от 12.08.2021,

от третьего лица: Егорова Е.Г. по доверенности от 12.01.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «РекПро»

на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 23.06.2021 по делу № А53-271/2021

по иску автономной некоммерческой организации «Центр координации поддержки экспортноориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области»

к обществу с ограниченной ответственностью «РекПро»,

при участии третьего лица: Министерства экономического развития Ростовской области,

о взыскании суммы предварительной оплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

автономная некоммерческая организация «Центр координации поддержки экспортноориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области» (далее – истец, центр координации) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РекПро» (далее – ответчик, общество) о взыскании суммы предварительной оплаты в размере 5379500 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.01.2021 по 24.05.2021 в размере 85916,62 руб. (уточненные требования).

Решением суда от 23.06.2021 исковые требования удовлетворены.

Общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило его отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объёме.

В обоснование жалобы ответчик приводит следующие доводы:

- право одностороннего отказа предусмотрено в договорах в ограниченных случаях;

- ответчиком понесены расходы, связанные с исполнение договоров до получения отказа от них.

В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ответчик явку представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей истца и третьего лица, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, соглашением от 27.04.2020 №531-2020, заключенным между Правительством Ростовской области и АО «Российской экспортный центр» (далее - РЭЦ) о методическом и информационном взаимодействии при реализации мероприятий по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №316, РЭЦ было согласовано расходование в 2020 году средств федерального бюджета на организацию истцом (п. 2.7.8. Соглашения) участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в выставочно-ярмарочном мероприятии в иностранном государстве с коллективным стендом (п. 22, п. п. 22.1, п. п. 22.1, 1, п. п. 22.1.3. и п. п. 22.1.7 Приложения № 3 к Соглашению от 27.04.2020), в том числе:

24-я Международная выставка «Нефть и Газ Узбекистана» - OGU 2020
в г. Ташкенте (Узбекистан) с 14.09.2020 по 17.09.2020, СМСП-3 субсидия 900,00 тыс. руб. (п. п. 22.1.1.);

Indusmash Africa 2020 в г. Найроби (Кения) с 18.11.2020 по 20.11.2020, СМСГ1 - 3, субсидия 2300.00 тыс, руб. (п. п. 22.1.3);
AgroExpo 2020 в г. Ташкенте (Узбекистан) со 02.09.2020 по 04.09.2020, СМСП -3, субсидия 1500,00 тыс. руб. (п. п. 22.1.7.); а также организация истцом 
 (п. 2.7.8. Соглашения) участия СМСП в выставочно-ярмарочном мероприятии в России с коллективным стендом (п. 23, п. п. 23.1 и п. п. 23.1.2. Приложения №3 к Соглашению от 27.04.2020);
11 Международная выставка по промышленной безопасности «SAPE 2020» в г. Сочи (Россия) с 07.10.2020 по 10.10.2020. СМСП-3, субсидия 679,50 тыс. руб., в том числе за счет федеральных средств 80,50 тыс. руб.
Дополнительным соглашением №1 от 10 июня 2020 №531/1-2020 к Соглашению от 27.04.2020 №531-2020 приложение № 3 принято в новой редакции, которым также было согласовано расходование в 2020 году средств федерального бюджета на организацию истцом (п. 2.7.8. Соглашения) участия СМСП в выставочно-ярмарочном мероприятии в иностранном государстве с коллективным стендом (п. 22. п. п. 22.1, п. п. 22.1.1, п. п. 22.1.3, и п. п. 22.1.5 Приложения № 3 к Соглашению от 27.04.2020), в том числе:
24-я Международная выставка «Нефть и Газ Узбекистана» - OGU 2020 в 
 г. Ташкенте (Узбекистан) с 14.09.2020 по 17.09.2020, СМСП -3, субсидия
 900,00 тыс. руб. (п. п. 22.1.1.);
Indusmash Africa 2020 в г. Найроби (Кения) с 18.11.2020 по 20.11.2020, 
 СМСП - 3, субсидия 2300,00 тыс. руб. (п. п. 22.1.3);
AgroExpo 2020 в г. Ташкенте (Узбекистан) со 02.09.2020 по 04.09.2020, 
 СМСП -3, субсидия 1500,00 тыс. руб. (п. п. 22.1.5.): и организацию истцом (п. 2.7.8. Соглашения) участия СМСП в выставочно-ярмарочном мероприятии в России с коллективным стендом (п. 23. п. п. 23.1 и п. п. 23.1.1. Приложения № 3 к Дополнительному соглашению от 10.06.2020):
11 Международная выставка по промышленной безопасности «SAPE 2020» в г. Сочи (Россия) с 07.10.2020 по 10.10.2020, СМСП-3, субсидия 679.50 тыс. руб., в том числе за счет федеральных средств 80,50 тыс. руб.
Соответственно, во исполнение п. п. 22.1.1., 22.1.3, 22.1.5 и 23.1.1. приложения №3 к Соглашению от 27.04.2020 №531-2020 в редакции дополнительного соглашения №1 от 10.06.2020 №531/1-2020 между АНО «Центр поддержки экспорта» (заказчиком) и ООО «РекПро» (исполнителем) 06.07.2020 были заключены четыре самостоятельных договора:
- №22.1.1/20 оказания услуг по организации коллективного стенда для трех субъектов СМСП на 24-й Международной выставке «Нефть и Газ Узбекистана» - OGU 2020 в г. Ташкенте (Узбекистан) с 14.09.2020 по 17.09.2020 на сумму 
 900.00 тыс. руб.;
- №22.1.3/20 оказания услуг по организации коллективного стенда для трех субъектов СМСП на выставке Indusmash Africa 2020 в г. Найроби (Кения) с 18.11.2020 по 20.11.2020 на сумму 2300.00 тыс. руб.;
- №22.1.5/20 оказания услуг по организации коллективного стенда для трех субъектов СМСГТ на выставке AgroExpo 2020 в г. Ташкенте (Узбекистан) со 02.09.2020 по 04.09.2020 на сумму 1500,00 тыс. руб.;
- №23.1.1./20 оказания услуг по организации коллективного стенда для трех субъектов СМСП на 11-й Международной выставке по промышленной безопасности «SAPE 2020» в г. Сочи (Россия) с 07.10.2020 по 10.10.2020 на сумму 679.50 тыс. руб.
Услуги исполнителя были оплачены авансом в полном объеме платежными поручениями № 322 от 03.08.2020 на сумму 1 500000 руб., № 323 от 03.08.2020 на сумму 679500 руб., №324 от 03.08.2020 на сумму 900000 руб., №326 от 03.08.2020 на сумму 2300000 руб.
Во всех четырех договорах № 22.1.1/20, № 22.1.3/20, № 22.1.5/20 и № 23.1.1/20 от 06.07.2020 все разделы, включая: «предмет договора», «права и обязанности сторон», «порядок приемки оказанных услуг», «стоимость услуг и порядок расчетов», «срок действия», «прочие условия» и т.д. являются идентичными, за исключением цены договоров или стоимости услуг, указанной в пункте 4.1. каждого договора.
Между тем мероприятия не проводились ввиду ограничения проведения массовых мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В связи с введением медицинских ограничительных мер и связанных с ними отменами или переносами запланированных и предусмотренных договорами мероприятий (выставочно-ярмарочных) исполнить и провести выставки не имелось возможности.
Истцом направлены ответчику письма от 06.11.2020 исх. №102, от 18.11.2020 исх. №107, от 17.12.2020 исх. №113, от 26.12.2020 исх. №116, от 26.12.2020 исх. №117, от 26.12.2020 исх. №118, от 26.12.2020 исх. №119 с требованием о прекращении исполнения указанных договоров, их расторжении и возврате уплаченного аванса на общую сумму 5379500 руб., которые оставлены без удовлетворения.
Ответчик, письмом от 13.11.2020 исх. № 1-13 отказался от расторжения договоров и настаивал на их исполнении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу. 

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 779, 782, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что в связи с отсутствием изменений в смете расходов, направленных на замену несостоявшихся мероприятий, их замена оказалась невозможной, в том числе в связи с положениями статьи 306.4 БК РФ, предусматривающей ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, истец отказался от договоров, пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для удержания полученного по договорам аванса.

С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Вопреки доводам заявителя, право на односторонний отказ от договора предусмотрено пунктом 10.3. договоров, которое реализовано истцом путем направления соответствующего уведомления.
Факт неисполнения договора сторонами не оспаривается. 
Невозможность исполнения договоров №22.1.1/20 от 06.07.2020, № 22.1.3/20 от 06.07.2020, № 22.1.5/20 от 06.07.2020, №23.1.1/20 от 06.07.2020 на общую сумму 5379500 руб. обусловлена введенными ограничениями проведения массовых мероприятий в связи с пандемией коронавируса.
СМСП Ростовской области, в интересах которых организовывались мероприятия, не могли принять в них участие.
Согласно спорным договорам, обязательства заказчика ограничиваются оплатой услуг исполнителя. Заказчик (истец) выполнил свои обязательства по договору в полном объеме.
В соответствии с пунктами 1.1.2.1. и 4.3.1. договоров субсидирования, денежные средства, предоставленные АНО «Центр поддержки экспорта» могут расходоваться исключительно на цели, предусмотренные договором субсидирования и в порядке, определенном приложением №1 к договорам субсидирования «Направления расходования субсидии федерального бюджета и бюджета Ростовской области на финансирование АНО «Центр поддержки экспорта»
Согласно договору субсидирования, на основании которого были получены АНО «Центр поддержки экспорта» денежные средства, выделенные на мероприятия, запланированные в соответствии со спорными договорами, могут быть израсходованы только на те мероприятия, которые поименованы в смете расходов, приложенной к соответствующему договору.
В связи с отсутствием изменений в смете расходов, направленных на замену несостоявшихся мероприятий, их замена оказалась невозможной, в том числе в соответствии со статьей 306.4 БК РФ, предусматривающей ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Спорные договоры на проведение мероприятий заключались в июле 2020 года. В это время происходило постепенное снятие ограничений, договоры заключались на длительный период и имелась вероятность того, что мероприятия состоятся.
Кроме того, договором предусмотрена возможность замены мероприятий и их перенос на другое время без оплаты исполнителю любых возможных издержек.
В процессе исполнения спорных договоров при появлении обстоятельств невозможности исполнения обязательств, стороны приняли предусмотренные меры, а именно, пытались прийти к соглашению о замене или переносе запланированных мероприятий, однако, не пришли к соответствующему соглашению.
Существенным обстоятельством, влияющим на возможность прийти к соглашению по спорным вопросам, является целевое финансирование деятельности истца, что не позволяет использовать денежные средства на иные цели, кроме предусмотренных сметой расходов к договору субсидирования.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 №49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении», при расторжении договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась.
При этом обязанность по возврату неосвоенного аванса возникает у исполнителя с момента прекращения договорных обязательств. Требование о возврате предварительной оплаты по существу является следствием правомерного отказа от договора и квалифицируется как отсутствие правового основания для удержания исполнителем суммы предоплаты (аванса).
Заказчик, направив письмо от 13.11.2020 исх. №1-13 потребовал возврата аванса, отказался от договора в одностороннем порядке, реализовав правомочие, предоставленное ему пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством подлежат применению правила главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что после получения исполнителем уведомления заказчика об отказе от исполнения договора у исполнителя отпадают основания для удержания перечисленных заказчиком в качестве аванса денежных средств в сумме, превышающей стоимость работ, выполненных до момента получения извещения и подлежащих оплате заказчиком.
Доводы ответчика о том, что им были понесены расходы на оплату услуг иных лиц, к которым обращался ответчик для исполнения своих договорных обязательств и, следовательно, сумма, подлежащая возврату должна быть уменьшена на сумму таких расходов, отклоняются, поскольку такие расходы не могут быть признаны относимыми к исполнению спорных договоров.
В подтверждение факта несения расходов ответчик представил документы: копии договоров с иными лицами и доказательства оплаты.
Подтверждением надлежащего исполнения сторонами своих обязательств в части организации и застройки выставочного стенда признавался акт о готовности выставочного стенда к мероприятию и наличии всего необходимого оборудования, который стороны договора должны были составить перед началом мероприятия, то есть не ранее 14.09.2020 и в г. Ташкенте до открытия 24-й Международной выставки «Нефть и Газ Узбекистана» - OGU 2020 (предпоследний абзац пункта 2 приложения № 1).
Также вне зависимости от подписания сторонами акта о готовности выставочного стенда к мероприятию, ответчик (исполнитель) до, во время и после окончания мероприятия или в период с 14.09.2020 по 17.09.2020 продолжал нести ответственность за сохранность выставочного стенда и оборудования, в том числе и за вред, который мог быть причинен выставочному стенду, необходимому оборудованию третьим лицом (третий абзац пункта 2 приложения ХУ 1), то есть риск случайной гибели или случайного повреждения необходимого для исполнения договора имущества и бремя содержания имущества, включая при необходимости утилизацию выставочного стенда, оборудования, поврежденных на мероприятии третьими лицами (второй абзац пункта 2 приложения ХУ 1).
Пунктом 2 приложения Х установлено, что целью договора является (являлось) наличие коллективного стенда на мероприятии, но не деятельность ответчика (исполнителя) в процессе достижения этой цели.
При этом, решение об организации или о застройке выставочного стенда исполнитель вправе принять самостоятельно, и также самостоятельно, без согласования с заказчиком, исполнитель вправе выбрать способ организации или способ застройки выставочного стенда, а именно:
1) изготовить и транспортировать к месту проведения мероприятия;
2) арендовать или изготовить выставочное оборудование на месте проведения мероприятия (последний абзац пункта 2 приложения № 2).
В случае, когда исполнителем принимается решение о застройке коллективного стенда и его транспортировке к месту проведения мероприятия (1), то непосредственно застройка коллективного стенда заключается в:
аккредитации застройщика, т.е. предположительно в проведении тщательной проверки застройщика и конкретных результатов его труда (дизайнерских работ), разработке выбранным застройщиком дизайн-проекта выставочного стенда, изготовлении согласно дизайн-проекту конструктивных элементов стенда (при необходимости);
соответственно транспортировка застраиваемого стенда к месту проведения мероприятия заключается в:
собственно транспортировке конструктивных элементов и материалов к месту проведения мероприятия;
в монтаже и демонтаже временной выставочной инфраструктуры стенда;
а также в создании стенда, т.е. его оформлении, оснащении, включая аренду необходимого оборудования, мебели и др. (абзац второй пункта 2 приложения №1).
Вместе с тем, вне зависимости от принятого ответчиком (исполнителем) решения об организации или о застройке выставочного стенда, обязательным условием до начала выполнения всех работ или до начала оказания услуг исполнитель обязан арендовать выставочные площади и оборудование для организации стенда из расчета не менее 4 (четырех) квадратных метров 
 на 1 (одного) СМСП (пункт 1 приложения № 1), если иное не устанавливалось соглашением сторон.
Кроме организации коллективного стенда для участия СМСП в выставке организация мероприятия могла в себя включать:
1) техническое и лингвистическое сопровождение переговоров в рамках выставочно-ярмарочного мероприятия, в том числе организацию последовательного перевода для участников, из расчета не менее чем 1 (один) переводчик для 3 (трех) СМСП, как правило, при отсутствии дополнительных указаний заказчика должны были предоставляться услуги англоязычного переводчика (пункт 5 приложения № 1);
2) подготовку презентационных материалов в электронном виде для СМСП, в объеме не менее 3-х страниц формата А4. на русском и английском языке, которые должны быть согласованы с участниками мероприятия и в электронном виде переданы заказчику не менее чем за 10 дней до проведения мероприятия (пункт 6 приложения № 1) или с учетом проведения выставки по данному договору не позднее 03.09.2020;
3) перевозку участников от места прибытия в иностранное государство до места размещения и от места размещения до места убытия, а также ежедневную перевозку участников от места размещения к месту проведения мероприятия и обратно одним транспортным средством на один рейс перевозки. Доказательством исполнения обязанности по перевозке участников выставки признавался акт о принятии предоставленного исполнения, который подписывался сторонами при отсутствии замечаний по окончании мероприятия, если иной порядок предоставления услуг по перевозке не устанавливался соглашением сторон (пункт 7 приложения № 1).
Полная стоимость услуг исполнителя по договору в соответствии с пунктом 4.1. составляла 900000,00 руб., без НДС.
Оплата услуг должна была производится авансом в размере 100% стоимости услуг в течение 45-ти дней с даты выставления исполнителем счета (пункт 4.3. договора).
Факт оплаты услуг исполнителя по договору подтверждается платежным поручением заказчика от 03.08.2020 № 324 на сумму 900000,00 руб.
Также согласно пунктам 2.1.3. 2.3.1 и 2.1.5, 2.4.2. договора ответчик (исполнитель) обязывался в ходе исполнения своих обязательств по договору выполнять письменные указания истца (заказчика) «данные в ходе оказания услуг» (п. 2.1.3), а истец (заказчик), в свою очередь, обязывался предоставлять по запросам исполнителя информацию, относящуюся к оказанию услуг (п. 2.3.1).
Исполнитель обязывался своевременно предоставлять истцу (заказчику) достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по договору, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении договора (п. 2.1.5.), а истец (заказчик) был вправе получать от ответчика (исполнителя) информацию, касающуюся оказания услуг по договору, а также контролировать ход и качество оказываемых услуг в течение всего срока действия договора (п. 2.4.2.).
Таким образом, с получением 03.08.2020 денежных средств в счет предварительной оплаты услуг исполнителя по договору, ответчик в первую очередь был обязан арендовать не менее 12 кв. м, выставочной площади, а также оборудование, необходимое для организации коллективного стенда для участия 3-х СМСП в запланированной в г. Ташкенте (Узбекистан) 24-й международной выставки «Нефть и Газ Узбекистана» - OGU 2020, и до заключения договора согласовать необходимость аренды выставочной площади, оборудования с заказчиком, поскольку права на заключение аналогичного договора аренды согласно техническому задания (приложение №1 к договору) предоставлялись как исполнителю, так и заказчику.
При этом, в ходе проведения переговоров с организатором выставочного мероприятия ответчику стало известно о переносе сроков проведения данной выставки, о чем он письменно поставил в известность заказчика.
Так, согласно письма ООО «РекПро» от 05.08.2020 №1-05/08 в адрес АНО «Центр поддержки экспорта» ответчик указал, что по состоянию на 05.08.2020 в рамках договора от 06.07.2020 №22.1.1/20 им к настоящему моменту были оказаны услуги по проведению переговоров с организатором выставочного мероприятия по аренде выставочных площадей и оборудования для организации и застройки стенда. В ходе указанных переговоров получена информация о переносе срока проведения мероприятия «Нефть и Газ Узбекистана» - OGU 2020 с 14.09.2020 - 17.09.2020 на 12.03.2021 - 14.03.2021. В соответствии с условиями договора предложено заключить дополнительное соглашение об изменении времени проведения мероприятий без изменения других условий договора.
В последующий период времени, начиная с 05.08.2020 и по 15.10.2020, организатор 24-й международной выставки «Нефть и Газ Узбекистана» - OGU 2020 в г. Ташкенте только подтверждал перенесение срока ее проведения на 12.03.2021 - 14.03.2021. Так как перенесение срока проведения данного мероприятия было не единственным, дополнительным соглашением №2 от 15.10.2020 № 531/1-2020 к соглашению от 27.04.2020 №531-2020 приложение №3 принято в новой (уточненной) редакции, которым согласовывалось расходование в 2020 году средств федерального бюджета на организацию истцом участия СМСП в выставочно-ярмарочном мероприятии в иностранном государстве с коллективным стендом (п. 22, п. п. 22.1, п. п. 22.1.1. приложения №3 к Соглашению от 27.04.2020), в том числе:
24-я Международная выставка «Нефть и Газ Узбекистана» - OGU 2020 в 
 г. Ташкенте (Узбекистан) с 12.03.2021 по 14.03.2021. СМСП-3. Объем субсидии тот же - 900,00 тыс. руб. (п. п. 22.1.1.).
Новое мероприятие: «Interpack» в г. Дюссельдорф (Германия) с 25.02.2021 по 03.03.2021. СМСП - 3, субсидия 2300.00 тыс. руб., в виду исключения из сметы направления расходования средств ранее запланированного мероприятия: Indusmash Africa 2020 в г. Найроби (Кения) с 18.11.2020 по 20.11.2020, СМСП - 3. с объемом субсидии в 2300.00 тыс. руб. (п. п. 22.1.3):
AgroExpo 2020 в г. Ташкенте (Узбекистан) с 03.12.2020 по 05.12.2020, СМСП -3, объем субсидии тот же 1500.00 тыс. руб. (п. п. 22.1.4.); и организация истцом участия СМСП в выставочно-ярмарочном мероприятии в России с коллективным стендом (п. 23. п. п. 23.1 и п. п. 23.1.1. приложения №3 к дополнительному соглашению от 15.10.2020):
11 Международная выставка по промышленной безопасности «SAPE 2020» в г. Сочи (Россия) с 07.10.2020 по 10.10.2020. СМСП-3, объем субсидии тот же 679,50 тыс. руб., в том числе за счет федеральных средств 80,50 тыс. руб.
В тот же период времени начиная с 05.08.2020 и по 06.11.2020 заказчик (истец) не предоставлял ответчику (исполнителю) необходимой и обязательной информации об участниках мероприятия по договору от 06.07.2020 № 22.1.1/20 (пункт 2.1.5., письмо ООО «РекПро» от 27.08.2020 № 1-27/08), равно как и участниками запланированного мероприятия не предоставлялись требуемые фото и информационные материалы относительно осуществляемой деятельности и не согласовывалась подготовка презентационных материалов (пункт 6 приложения №1 к договору).
Более того, по состоянию на 06.11.2020 исх. №102 истец (заказчик) направил в адрес ответчика (исполнителя) письменное обращение с предложением расторгнуть договор без исполнения и полностью возвратить полученную по договору предоплату.
Кроме того, в соответствии с соглашением от 13.02.2019 № 139-09-2019-199, заключенным между Минэкономразвития России и Правительством Ростовской области, бюджету Ростовской области предоставлена субсидия на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (далее - соглашение о предоставлении субсидии).
Во исполнение требований подпункта 4.3.8.2 пункта 4.3 соглашения о предоставлении субсидии между Правительством Ростовской области и АО «Российский экспортный центр» 27.04.2020 заключено Соглашение о методическом и информационном взаимодействии при реализации мероприятий по созданию и (или) развитию центров координации поддержки экспортоориентированных субъектов МПС.
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и уставом АО «Российский экспортный центр» (далее - РЭЦ) РЭЦ в рамках своих полномочий определяет направления деятельности центров поддержки экспорта, согласовывает перечень и содержание реализуемых центрами поддержки экспорта услуг, направления и лимиты расходования средств федерального бюджета, верифицирует достижение ключевых показателей эффективности.
Взаимодействие с РЭЦ осуществляется министерством экономического развития Ростовской области, как уполномоченным органом, на основании указанного соглашения о взаимодействии и дополнительных соглашений к нему.
В соответствии с условиями соглашения о взаимодействии, РЭЦ, в том числе, согласовывает направления расходования средств федерального бюджета, предоставленных Ростовской области при реализации мероприятий по развитию Центра поддержки экспорта в рамках направления «предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к экспортной поддержке», и изменения в смету расходования средств федерального бюджета.
Соглашением о взаимодействии от 27.04.2020 РЭЦ было согласовано расходование в 2020 г. средств федерального бюджета для участия, в том числе, в мероприятиях: «Нефть и Газ Узбекистана» OGU 2020 в г. Ташкент (сентябрь 2020 г.); AgroExpo 2020 в г. Ташкент (сентябрь 2020 г.); «SAPE 2020» г. Сочи (октябрь 2020 г.); I№dusmash Africa 2020 в г. Найроби (Кения) (ноябрь 2020 г.).
В этой связи в целях организации коллективных стендов для субъектов МСП на указанных международных мероприятиях, 06.07.2020 Центром поддержки экспорта заключены спорные  договоры.
Достигнутые сторонами договоренности относительно места и сроков оказания услуг были определены техническим заданием к договорам и коррелировались с местом и сроками проведения мероприятий, согласованных РЭЦ.
27.08.2020 Центр поддержки экспорта, не согласовав с РЭЦ новую смету по направлениям расходования бюджетных средств, заключил с ООО «РекПро» дополнительные соглашения к договорам, которыми изменил не только сроки оказания услуг, но и направление использования денежных средств в рамках проведения иного, не предусмотренного сметой мероприятия.
В последующем часть согласованных РЭЦ 27.04.2020 мероприятий была отменена их организаторами либо перенесена на 4 квартал 2020 и февраль, март 2021 года. Данные переносы (отмены), вызванные введением ограничительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, были скорректированы посредством внесения изменений в смету направлений расходования средств и оформлены дополнительными соглашениями от 10.06.2020 № 1, от 15.10.2020 № 2, от 30.12.2020 № 3 к первоначальному соглашению с РЭЦ.
В соответствии с условиями соглашения о предоставлении субсидии, если остаток субсидии, неиспользованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, не перечислен в доход федерального бюджета, денежные средства подлежат взысканию в порядке, установленном приказом Минфина России от 11.06.2009 № 51н «Об Общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, и Порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета» (утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием приказа Минфина России от 13.04.2020 № 68н).
В тоже время, поскольку РЭЦ были согласованы сметы направлений расходования средств в части перенесенных на 2021 год двух мероприятий в рамках одного и того же «финансового» соглашения с Минэкономразвития России о предоставлении межбюджетных трансфертов (проведение которых не состоялось), остатки неиспользованных средств подлежат возврату в федеральный бюджет.

С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.06.2021 по делу №А53-271/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Р.Р. Илюшин

Судьи Н.Н. Мисник

Н.В. Нарышкина