ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-28297/2018
25 января 2019 года 15АП-19921/2018
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница»
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07.11.2018 по делу № А53-28297/2018 ,
принятое в порядке упрощенного производства в составе судьи Пименова С.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница»
к Южному Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» (далее – ООО «Газэнергосеть розница») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Южному Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2018 № 07-29/76 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.11.2018, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в деянии общества события и состава вмененного ему административного правонарушения. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд не усмотрел.
Общество с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на то, что измерения массы нефтепродуктов при их хранении с использованием резервуара в качестве средства измерения не относится к сфере государственного регулирования. Общество также ссылается на то, что измерение топлива производит при непосредственном отпуске потребителям, в связи с чем резервуар не используется в процессе измерения, предназначен исключительно для временного хранения нефтепродуктов и не требует поверки. Полагает, что административным органом не установлен факт использования обществом резервуаров в качестве средств измерений; общество по своему усмотрению может решать использовать резервуар в качестве средства измерения или в качестве емкости для временного хранения топлива.
В отзыве на апелляционную жалобу управление указало на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам административного производства суд апелляционной инстанции с учетом материалов дела не установил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа от 22.06.2018 № 01-30/737 (т.1 л.д. 83-85) Южным межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в отношении общества проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено нарушение обществом требований части 1 статьи 5, части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», выразившееся в применении средств измерений неутверждённого типа, что отражено в акте проверки от 17.08.2018 № 07-26/147, составленном в присутствии представителя общества по доверенности (т.1 л.д. 72-82).
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, управлением в отношении общества в присутствии представителя по доверенности составлен протокол от 17.08.2018 № 07-28/110 (т.1 л.д. 70-71).
Постановлением от 27.08.2018 № 07-29/104 управление признало общество нарушившим требования части 1 статьи 5 и части 1 статьи 9 и Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», выразившееся в применении средств измерений неутвержденного типа, в связи с чем привлекло его к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного этой нормой, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований государственных стандартов, единство измерений.
Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ) регулируются отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений (пункт 2 статьи 1).
В силу прямого указания подпункта 8 части 3 статьи 1 Закона № 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов.
Согласно части 1 статьи 5 Закона № 102-ФЗ измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Одними из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений являются утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений и поверка средств измерений (статья 11 Закона № 102-ФЗ).
Частью 1 статьи 13 Закона № 102-ФЗ и пункта 1 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 (далее - Порядок № 1815), предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие средства измерения, обязаны своевременно представлять их на поверку.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.06.2013 № 970 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений, согласно которому определены сроки и последовательность административных процедур (действий) Росстандарта (его структурных подразделений и должностных лиц) при взаимодействии с заявителями государственной услуги.
В соответствии с пунктом 2 Регламента заявителями могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и использование на территории Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1 - 5, 7 - 13, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений. При установлении обязательных метрологических требований могут использоваться результаты измерений, полученные с применением референтных методик (методов) измерений, а также первичных референтных методик (методов) измерений.
Приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 15.03.2016 № 179 утвержден перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений.
В соответствии с Перечнем измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений (приложение к Приказу от 15.03.2016 № 179), к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся следующие измерения массы нефтепродуктов при транспортировке, хранении и распределении: прямым и косвенным методами динамических измерений; прямым методом статических измерений взвешиванием на весах расцепленных железнодорожных цистерн и автомобильных цистерн; прямым методом статических измерений взвешиванием на весах движущихся не расцепленных цистерн и составов; прямым методом динамических измерений объема и (или) массы при отпуске на автозаправочных станциях через: топливно-заправочные колонки автозаправочных станций и масло-заправочные колонки автозаправочных станций.
Общество указывает, что измеряет массу нефтепродуктов при отпуске их потребителям как разность между приходом и расходом; объем нефтепродуктов, находящихся в спорной емкости не используется для исчисления объема и массы нефтепродуктов.
Исследуя данный довод, суд апелляционной инстанции учитывает положения ГОСТа Р 8.903-2015 «Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Методики (методы) измерений».
Как следует из статьи 3 ГОСТа 8.903-2015 косвенным методом динамических измерения является метод динамических измерений, при котором значение массы нефти/нефтепродуктов определяют на основании результатов измерений плотности и объема нефти/нефтепродуктов в трубопроводах; прямой метод динамических измерений - это метод, основанный на прямых измерениях массы нефти/нефтепродуктов с применением преобразователей массового расхода в трубопроводах; мерой вместимости является средство измерений объема нефти/нефтепродуктов, имеющее свидетельство о поверке и утвержденную градуировочную таблицу (к мерам вместимости относятся вертикальные резервуары, горизонтальные резервуары, резервуары (танки) речных и морских наливных судов, железнодорожные цистерны); мерой полной вместимости является средство измерений объема нефти/нефтепродуктов, имеющее свидетельство о поверке и оснащенное указателем уровня наполнения (к мерам потной вместимости относятся автоцистерны, прицепы-цистерны, полуприцепы-цистерны).
При этом в силу пункта 5.2 статьи 5 ГОСТа Р 8.903-2015 для измерений массы нефти/нефтепродуктов в мерах вместимости и мерах полной вместимости применяют: прямой метод статических измерений; косвенный метод статических измерений; косвенный метод, основанный на гидростатическом принципе.
Согласно пункту 10.5.1 статьи 10 ГОСТа Р 8.903-2015 при косвенном методе динамических измерений должны выполняться следующие операции:
а) измерение объема нефти/нефтепродуктов;
б) измерение плотности нефти/нефтепродуктов:
в) измерение давления и температуры нефти/нефтепродуктов;
г) определение составляющих балласта нефти.
Порядок определения массовой доли нефти, плотности о объема нефтепродуктов урегулирован нормами пунктов 10.5.6-10.6.11 названного ГОСТа.
Пунктами 11.5.1 и 11.5.2 статьи 11 ГОСТа Р 8.903-2015 определено, что при прямом методе динамических измерений массу брутто нефти и массу нефтепродуктов измеряют непосредственно с применением преобразователей массового расхода. При этом массу нетто нефти вычисляют как разность массы брутто нефти и массы балласта. Массу балласта вычисляют как общую массу воды, солей и механических примесей в нефти.
При прямом методе динамических измерений массу брутто нефти и массу нефтепродуктов измеряют при помощи преобразователя массового расхода (пункт 11.6.2), массу нефти вычисляют по формуле, приведенной в пункте 11.6.3 ГОСТа Р 8.903-2015.
Приведенные выше нормы свидетельствуют о том, что методиками измерения массы нефтепродуктов при их хранении не предусмотрено определение массы путем расчета разницы между массой поступивших нефтепродуктов и массой реализованной потребителям.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что использование автоцистерн и топливно-раздаточных колонок, которые прошли поверку в установленном порядке, не исключает необходимости проведения поверки цистерны, в которой хранятся нефтепродукты.
Вывод о том, что хранимые в емкости нефтепродукты не могут быть не учтены подтверждается также положениями Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденными Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232 (далее - Правила технической эксплуатации нефтебаз).
Согласно пункту 2.1 Правил технической эксплуатации нефтебаз нефтебаза - это складское предприятие, представляющее собой комплекс зданий, сооружений и коммуникаций, предназначенных для организации приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов, эксплуатируется на основании требований настоящих Правил и нормативных документов, регламентирующих требования к средствам измерения, противопожарным мероприятиям, предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов, экологической и санитарной безопасности, охраны труда и иных документов, принятых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Допускается разработка и применение ведомственных технических инструкций, методик, связанных с эксплуатацией нефтебаз, не противоречащих действующим нормативным документам и техническим требованиям настоящих Правил.
Согласно пункту 2.12 Правил технической эксплуатации нефтебаз на нефтебазах должна быть в наличии и вестись, в том числе, паспорта на резервуарные емкости: вертикальные и горизонтальные и градуировочные таблицы на резервуарные емкости.
Пунктом 6.1. Правил определено, что хранение нефтепродуктов в резервуарах осуществляется в соответствии с требованиями стандартов. Выбор резервуара обосновывается технико-экономическими расчетами в зависимости от характеристик нефтепродукта, условий эксплуатации, с учетом максимального снижения потерь нефтепродукта от испарения при хранении.
Пунктами 9.3.2., 9.4.1 и 9.4.2 Правил технической эксплуатации нефтебаз определено, что средства измерения, находящиеся в эксплуатации на нефтебазах и используемые при торговых операциях, взаимных расчетах между поставщиком и потребителем, государственных учетных операциях, при хранении и потреблении энергетических ресурсов и определении показателей энергоэффективности, характеризующих энергосбережение на предприятии, при обеспечении охраны окружающей среды и безопасности труда, при сертификации (декларировании) нефтепродуктов, подвергают поверке при выпуске из производства, при ввозе по импорту и эксплуатации в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Резервуары нефтебаз, используемые при государственных учетных и торговых операциях при взаиморасчетах между поставщиком и потребителем, подлежат поверке органами ГМС или организацией, аккредитованной на проведение поверочных работ. Порядок проведения поверки и оформление градуировочных таблиц регламентируются действующими государственными стандартами. Резервуары и технологические трубопроводы нефтебаз, используемые для технологических операций и при внутреннем учете, подлежат калибровке (определению вместимости и градуировке).
Довод жалобы о том, что спорный стальной вертикальный цилиндрический резервуар подлежит только калибровке (определению вместимости и градуировке) подлежит отклонению, поскольку учитывая направленность основного вида деятельности общества, связанной с розничной и оптовой торговлей моторным топливом, оптовой торговлей твердым, жидким и газообразным топливом, а также того, что проверяемый объект представлял собой нефтебазу, а не автозаправочную станцию, общество не привело надлежащих доказательств фактического использования спорного резервуара только лишь для вместимости нефтепродуктов (согласно пояснениям общества временного хранения) и неиспользование в учетно-расчетных операциях, в то время как специфика резервуаров нефтебазы с учетом приведенных положений действующего законодательства не предполагает безучетного хранения нефтепродуктов.
Напротив, общество указывает, что резервуар использовался для временного хранения нефтепродуктов.
Согласно Федеральному информационному фонду по обеспечению единства измерений, размещенному на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru, www.fimdmetrology.ru) сведения о выдаче свидетельства об утверждении типа средств измерений и о документально оформленном в установленном порядке решении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о признании соответствия типа средства измерений - резервуара вертикального, применяемого на НФБ №. 1 ООО «ГЭС Розница», метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний средств измерений, отсутствуют.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду применения на НФБ № 1 ООО «ГЭС Розница» стального вертикального цилиндрического резервуара РВС - 1000 (дата окончания монтажа (согласно паспорту) - 1982 год, peг. № 1, изготовитель Ростовский котельно - механический завод), в нарушение требований части 1 статьи 5 и части 1 статьи 9 Закона №102-ФЗ, что свидетельствует о наличии в деянии общества состава и события вмененного ему правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения предприятия к административной ответственности не установлено.
На момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в минимальных пределах санкции вмененной статьи.
Суд апелляционной инстанции принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения и обстоятельства его выявления, исследовав иные материалы дела, не находит оснований для вывода об отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям и применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исключительности случая совершенного обществом правонарушения не доказано, равно как и оснований для применения положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Суд полно, всесторонне, объективно исследовав обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку. Нормы материального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.11.2018 по делу
№ А53-28297/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья О.Ю. Ефимова