ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-2943/2021 от 01.03.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО  ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

                 Дело № А53-2943/2021

марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 4 марта 2022 года.        

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., при участии от истца – общества
с ограниченной ответственностью «Группа компаний "Чистый город"» (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761) – Белоусова М.А. (доверенность от 15.12.2021), в отсутствие ответчика – товарищества собственников жилья «Кривоноса-3» (ИНН 6165185481, ОГРН 1136165010464), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда
в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний "Чистый город"» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу № А53-2943/2021, установил следующее.

ООО «Группа компаний "Чистый город"» (далее – общество) обратилось в суд
с исковым заявлением к ТСЖ «Кривоноса-3» (далее – товарищество) о взыскании
62 979 рублей 84 копеек задолженности.

Решением от 23.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.11.2021, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды исходили из того, что ответчиком произведена в полном объеме оплата оказанных истцом услуг с учетом объема твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), согласованного сторонами в договоре.

В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель указывает, что договор от 24.01.2019 № 0106/00473 заключен товариществом как исполнителем. Суды неверно определили категорию потребителя услуги регионального оператора и не учли соответствующие нормы жилищного законодательства, что повлекло неправильное применение норм постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов». Факт осуществления потребителями, которым товарищество оказывает коммунальную услугу, раздельного накопления ТКО не установлен. Соответственно, расчет платы потребителям должен осуществляться исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении и нормативов накопления ТКО. Основания для применения правил расчета платы за коммунальную услуг исходя
из объема контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, отсутствовали.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует и судами установлено, что общество (региональный оператор) и товарищество (исполнитель) заключили договор от 24.01.2019 № 0106/00473 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии
с которым региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, образуемые потребителями (собственниками жилых помещений) многоквартирного дома, в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать
их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии
с законодательством Российской Федерации, а исполнитель, оказывающий коммунальную услугу по обращению с отходами указанным потребителям на основаниях, предусмотренных действующим законодательством, – оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Оплата оказанных услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (446 рублей 84 копейки за 1 куб. м твердых коммунальных отходов с учетом НДС 20%), до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет регионального оператора (пункты 7, 8 договора).

Расчет объема отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505), исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров
для накопления твердых коммунальных отходов (пункт 19 договора).

В приложении к договору стороны согласовали объем принимаемых твердых коммунальных отходов в год (1092 куб. м), места сбора и накопления отходов, количество и объем контейнеров и график вывоза.

Как указано в иске, согласно счетам и счетам-фактурам с 01.08.2020 по 30.09.2020 региональным оператором оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в объеме 167,603 куб. м в месяц стоимостью 71 370 рублей 39 копеек.

Ссылаясь на то, что товарищество не оплатило в полном объеме оказанные услуги, общество обратилось в суд с иском.

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Правил № 505
и условиями заключенного сторонами договора, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришли к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Суды исходили из того, что стороны в договоре согласовали способ коммерческого учета ТКО исходя из объема контейнеров для накопления. Общество не доказало оказание услуг на спорную сумму.

Вместе с тем судами не учтено следующее.

Коммерческий учет твердых коммунальных отходов применительно
к собственникам жилых помещений МКД регулируются Правилами № 354.

Согласно пункту 148 (30) Правил № 354 в отношении потребителей в жилых помещениях коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

Абзацем третьим пункта 148 (30) Правил № 354 предусмотрена возможность расчета исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО,
для случаев раздельного накопления сортированных отходов.

Раздельное накопление отходов предполагает их складирование по видам, группам, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

Организация деятельности по накоплению ТКО, утверждение порядка накопления ТКО отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения
с отходами (статья 6 Закона № 89-ФЗ).

В целях организации и осуществления деятельности по накоплению, в том числе раздельному, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов в соответствии со статьей 13.3 Закона № 89-ФЗ утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с ТКО.

Верховный Суд Российской Федерации в решении от 17.02.2021 № АКПИ20-956 сформулировал правовой подход, согласно которому пункт 8 Правил № 505 направлен
на стимулирование собственников ТКО к их сортированию, но только в том случае,
если соответствующий субъект Российской Федерации организовал деятельность
по раздельному накоплению отходов. При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что раздельное накопление ТКО считается организованным, когда отрасль обращения с отходами имеет замкнутый цикл (обустроены площадки для накопления отсортированных ТКО, имеются объекты обработки (сортировки) ТКО,
и соответствующие маршруты включены в территориальную схему обращения
с отходами).

Таким образом, в предмет доказывания по искам о взыскании стоимости оказанных региональным оператором услуг, где спорным является вопрос о применении способа коммерческого учета ТКО (исходя из объема контейнера или по нормативу накопления), входят, во-первых, установление факта реализации системы раздельного накопления ТКО на территории субъекта; во-вторых, площадка для сортированного мусора внесена
в качестве таковой в реестр мест накопления ТКО, который ведет орган местного самоуправления.

В отсутствие исследования и установления названных обстоятельств вывод судов
о необходимости применения в расчете платы за коммунальную услуг объема контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, является неверным.

В соответствии с пунктом 148 (34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих
и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а в случае отсутствия постоянно и временно проживающих граждан объем данной коммунальной услуги рассчитывается с учетом количества собственников помещения (пункт 148 (36) Правил
№ 354).

В деле отсутствуют сведения о постоянно и временно проживающих потребителях, о собственниках жилых помещений в МКД.

Между тем суд первой инстанции, разрешая спор, вопреки положениям статей 40, 65, 66, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе обстоятельства, связанные с организацией на территории Ростовской области раздельного накопления, наличия замкнутого цикла обращения с отходами, объектов обработки (сортировки) ТКО, их места нахождения и включения соответствующих маршрутов транспортировки
в территориальную схему обращения с отходами.

Апелляционный суд данное нарушение не устранил.

Принимая во внимание изложенное, суд округа считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда приняты с существенным нарушением норм материального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, поэтому указанные судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение
в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, исходя
из положений действующего законодательства, учесть изложенное; в соответствии
с процессуальными правилами установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора; исследовать и оценить доказательства, представленные сторонами в обоснование своей позиции по существу спора; принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу № А53-2943/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                   Р.А. Алексеев

Судьи                                                                                                                  А.Х. Ташу

                                                                                                                            Л.А. Трифонова