ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-29711/14 от 07.10.2015 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО  ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-29711/2014

октября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2015 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Леоновой О.В. и Чесняк Н.В., при участии от истца – общества с ограниченной ответственностью «Донавтосервис» (ИНН 6143054566, ОГРН 1036143010254) – Балдина В.А. (доверенность от 20.08.2015), в отсутствие ответчика – Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) и третьих лиц – администрации города Волгодонска, Министерства транспорта Ростовской области, муниципального казенного учреждения «Департамент строительства и городского хозяйства», Министерства труда и социального развития Ростовской области, Департамента труда и социального развития администрации города Волгодонска, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Донавтосервис» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2015 (судья Бирюкова В.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2015 (судьи Попов А.А., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу № А53-29711/2014, установил следующее.

ООО «Донавтосервис» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Министерству финансов Ростовской области (далее – Минфин) о взыскании 4 706 487 рублей 43 копеек убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан регионального регистра.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Волгодонска, Министерство транспорта Ростовской области, МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства» (далее – учреждение), Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее – Минтруд), Департамент труда и социального развития администрации города Волгодонска (далее – департамент), Министерство общего и профессионального образования Ростовской области.

Решением от 16.04.2015 с Ростовской области в лице Минфина за счет средств казны Ростовской области в пользу общества взыскано 2 549 741 рубль 83 копейки убытков, в остальной части в иске отказано. Суд исходил из того, что в данном случае обществом оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в региональный регистр, поэтому требования истца обоснованы. Однако положенные в основу расчета истца результаты натурных обследований проведены учреждением без согласования с органом государственной статистики. В связи с наличием ошибок в расчете, представленном истцом, суд произвел самостоятельный расчет убытков исходя из количества единых социальных проездных талонов (далее – ЕСПТ), приходящихся на долю общества, количества поездок и установленного тарифа.

Постановлением апелляционного суда от 02.08.2015 решение отменено, в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество получило возмещение убытков, рассчитанных по методике, установленной нормативным актом Ростовской области, и не представило достоверных доказательств убытков, превышающих возмещенную сумму.

В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что в Ростовской области льготники осуществляют проезд по ЕСПТ, которые для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, выдаются бесплатно. Компенсаций из денежных средств, вырученных от продажи ЕСПТ, общество не получало. Выводы судов о наличии оснований для взыскания убытков, возникших в результате перевозки обществом льготной категории граждан в г. Волгодонске за предшествующий период, были проверены ранее Верховным судом Российской Федерации по делу № А53-20945/2014 (определение от 28.05.2015 № 308-ЭС15-5357). Суд необоснованно не принял расчет истца о выпадающих доходах, основанный на сведениях, предоставленных учреждением, поскольку он является более точным, подтвержден актами выполненных работ и сводными актами сверки. При наличии данных обследования пассажиропотока сведения Росстата применяться не могут.

В отзывах Минфин и Минтруд отклонили доводы жалобы.

Изучив материалы дела и выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.

Как видно из материалов дела, во исполнение областных законов «О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий», «О социальной поддержке ветеранов труда», «О ветеранах труда в Ростовской области», «О социальной поддержке тружеников тыла», а также на основании постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 департамент и общество (перевозчик) заключили договор от 17.01.2014 № 8. По условиям данного договора перевозчик обязался предоставлять гражданам муниципального образования г. Волгодонск, имеющим право на меры социальной поддержки, льготный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси) в соответствии с соответствующими нормативно-правовыми актами, а департамент – возместить перевозчику расходы за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) льготных категорий граждан в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на 2014 год, на основании ежемесячных отчетов о количестве выданных единых проездных талонов, ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов сверок о фактическом возмещении расходов по перевозке отдельных категорий граждан, определенных указанными нормативно-правовыми актами. В силу пункта 2.2 договора департамент обязан представить перевозчику акты, а перевозчик – подписать их и возвратить департаменту в течение 3-х рабочих дней со дня получения. Департамент ежемесячно формирует и предоставляет в электронном виде перевозчику отчет о количестве выданных единых проездных талонов (пункт 2.4 договора). Согласно пункту 2.5 договора департамент обязан возмещать перевозчику расходы по перевозкам льготных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Возмещение расходов производится в размере 265 рублей в месяц на каждого гражданина по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших ЕСПТ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов. В связи с наличием в муниципальном образовании нескольких транспортных организаций возмещение расходов перевозчику осуществляется в соответствии с методикой распределения, установленной в пункте 6.1.3 приложения № 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232, и отчетами учреждения. Срок действия договора – с 01.01.2014 по 31.12.2014 (пункт 4.1 договора).

Как указал истец, в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 количество перевезенных пассажиров льготной категории (фактически количество поездок) составило 669 251 человек, стоимость нельготного проезда – 9 279 192 рубля. Общество получило компенсацию расходов по перевозке льготных категорий граждан, отнесенных к региональному регистру, в сумме составила 4 572 704 рублей 57 копеек исходя из стоимости единого социального проездного талона с учетом доли истца в перевозке. Истец полагает, что ему не возмещены убытки по перевозке граждан по ЕСПТ в сумме 4 706 487 рублей 43 копеек.

Расчет выпадающих доходов обществом определен как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий регионального регистра по ЕСПТ (фактически количество поездок), установленного по данным учреждения и департамента, и полной стоимости проезда в общественном транспорте за вычетом суммы возмещения, полученной истцом от департамента за перевозку граждан по ЕСПТ.

Неполное возмещение расходов на предоставление льготного проезда послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.

Отказывая в иске в полном объеме, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 утверждено Положение о расходовании средства областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления. Пунктом 6.1.3 положения установлено, что льготный проезд осуществляется по единому проездному талону, выдача которого производится органами социальной защиты населения муниципальных образований области бесплатно и без ограничения срока действия. Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на первое число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265 рублей в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших ЕПТ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.

Аналогичное условие (пункт 2.5) согласовано обществом и в договоре от 17.01.2014 № 8 с департаментом, уполномоченным в данном правоотношении выступать в интересах Ростовской области.

Таким образом, субъектом Российской Федерации принят нормативный акт, который не оспорен и не признан недействительным, определяющий порядок исчисления убытков при предоставлении льгот на проезд в общественном транспорте, этот же порядок предусмотрен и названным договором.

В ходе судебного разбирательства факт получения компенсации в размере 4 572 704 рублей 57 копеек, исчисленной в соответствии с постановлением от 15.12.2011 № 232, истец не оспорил.

При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены постановления не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2015 по делу № А53-29711/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                     Ю.В. Рыжков

Судьи                                                                                                                  О.В. Леонова

                                                                                                                            Н.В. Чесняк