АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар
Дело № А53-30579/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Тамахина А.В. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием системы веб-конференции, помощником судьи Бетиговым М.С. и участии от истца – товарищества собственников жилья «1-й Новый 14/3» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 09.01.2023), от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Экотранс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность
от 25.02.2022 № 1), рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья «1-й Новый 14/3» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2022
и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу № А53-30579/2022, установил следующее.
ТСЖ «1-й Новый 14/3» (далее – товарищество) обратилось в арбитражный суд
с иском к ООО «Экотранс» (далее – общество) о понуждении заключить дополнительное соглашение.
Решением от 07.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.05.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе товарищество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что на уведомление общества товариществом направлен мотивированный отказ от заключения дополнительного соглашения от 04.10.2021. Товарищество считает, что дополнительное соглашение, направленное ему, является неправомерным. Также суды не дали оценку тому, что 20.05.2021 обществом получено уведомление об изменении количества контейнеров, которое оставлено им без ответа. Товарищество не согласно
с выводами суда о том, что дополнительное соглашение от 04.10.2021 считается заключенным.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения
и постановления и отклонило ее доводы.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить судебные акты.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался
на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что товарищество и общество заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) от 01.01.2019 № ЭТ0003262 (далее – договор), согласно пунктам 2.1 и 2.2 которого региональный оператор обязуется принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы, в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, размещение в соответствии
с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного
в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора
по обращению с ТКО, в порядке и сроки, предусмотренные названным договором.
Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе КГО, периодичность вывоза, а также информация в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления ТКО; том числе КГО, и подъездных путей к ним указаны приложениях № 1,2, являющихся неотъемлемой частью названного договора. В приложении № 1 к договору согласован объем ТКО в месяц, который равен 0,75 куб/м на один контейнер.
На площадке было установлено 3 контейнера.
Как следует из пояснений товарищества, при составлении приложения № 1
к договору бывшим председателем ошибочно указано 3 контейнера объемом 0,75 куб/м, тогда как фактически установлено 2 контейнера объемом 0,5 куб/м и 1 контейнер объемом 0,75 куб/м.
Таким образом, фактически ежедневно вывозилось 2 контейнера объемом
0,5 куб/м ? количество дней в месяц, 1 контейнер объемом 0,75 куб/м ? количество дней
в месяц, итого 54,25 куб/м, а согласно договору (0,75 ? 31) 69,75 куб/м, с разницей
в 15,5 куб/м фактического вывоза в месяц.
Оплата производилась из расчета 0,75 куб/м ? 3 контейнера в месяц.
23 апреля 2021 года в границах придомовой территории товарищества благоустроена контейнерная площадка, на которой 18 мая 2021 года установлены два пластиковых контейнера объемом 0,66 куб/м для вывоза ТБО, накопительный бункер (лодочка) для КГМ, сетка для ПЭТ (от 11.07.22).
Товарищество направило обществу уведомление от 20.05.2021 № 13 о внесении изменений в приложение № 1 к договору от 01.01.2019 № ЭТ0003262 на следующих условиях: «Общество с ограниченной ответственностью "Экотранс", именуемое
в дальнейшем "Региональный оператор", в лице Генерального директора ФИО3, действующего на основании Устава, с одной стороны,
и Товарищество собственников жилья "1 Новый 14/3", именуемое в дальнейшем "Потребитель", в лице Председателя ФИО4, действующего
на основании Устава, с другой стороны, подписали настоящее дополнительное соглашение к договору № ЭТ0003262 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению
с ТКО о нижеследующем:
1. В связи с изменением количества контейнеров признать утратившим силу Приложение № 1 к договору № ЭТ0003262 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО.
2. Изложить Приложение № 1 к договору № ЭТ0003262 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО в редакции Приложения № 1 к настоящему Дополнительному соглашению.
3. Во всем, что не предусмотрено условиями настоящего Дополнительного соглашения, Стороны руководствуются положениями Договора № ЭТ0003262
от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО.
4. Настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания, и распространяет свое действие на правоотношения Сторон, возникшие с 19.05.2021.
5. Настоящее Дополнительное соглашение подписано в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон,
и является неотъемлемой частью Договора № ЭТ0003262 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО. Неотъемлемой частью настоящего Дополнительного соглашения являются Приложение № 1 - Информация по предмету договора.
Адрес объекта: 347942, <...>.
Расчетная единица: кубический метр.
Объем контейнеров: 0,66 куб/м.
Количество расчетных единиц/контейнеров:
Ответчик в период с 19 мая 2021 по сентябрь
Тариф на услуги по обращению с ТКО: 537,11 руб./м.куб.».
С 19 мая по сентябрь 2021 года (включительно) общество выставляло счета
на оплату и акты оказанных услуг, исходя из расчета два контейнера объемом 0,66 м/куб, бункер накопитель по заявке.
В связи с изложенным, компания считает, что общество приняло условия, которые изложены в измененном приложении №1 к договору. В договоре определен способ расчета из количества и объема контейнеров (пункт 5.1 договора).
В соответствии с пунктом 5.1 договора стороны согласовали производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016
№ 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом: расчетным путем, исходя
из утвержденных нормативов накопления ТКО или количества и объема контейнеров для складирования отходов.
Договор исполнялся сторонами до октября 2021 года. В связи с многократным увеличением объема подлежащих вывозу ТКО, компания направила оператору дополнительное соглашение с аналогичным содержанием (с признанием утратившим силу Приложения № 1 к договору и двумя контейнерами объемом 0,66 куб.м).
Неподписание обществом указанного дополнительного соглашения послужило основанием для обращения товарищества в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 451 и 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
а также постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505
«Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее – Правила № 505) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).
Как следует из статьи 452 Гражданского кодекса соглашение об изменении
или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Суды установили, что после получения уведомления о внесении изменений
в договор, общество действительно выставляло акты и счета, исходя из объема ТКО, равного двум контейнерам объемом 0,66 куб/м по заявлению товарищества. Впоследствии общество направило 06.10.2021 товариществу дополнительное соглашение от 04.10.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083265737955. Дополнительное соглашение получено товариществом 26.10.2021.
В дальнейшем 02.11.2021 общество получило письмо товарищества о несогласии
с заключением дополнительного соглашения.
Из пункта 8.11 Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению
с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений
в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации
(в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора
на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Таким образом, как верно указали суды, даже при наличии разногласий, в случаях, когда такие разногласия не урегулированы, договор считается заключенным на условиях типового.
Отклоняя довод товарищества о том, что на уведомление общества им направлен мотивированный отказ от заключения дополнительного соглашения от 04.10.2021, суды подчеркнули, что в отсутствие протокола разногласий, дополнительное соглашение считается заключенным на условиях, предложенных региональным оператором.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8 (1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном
8 разделом, в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах, – с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии
с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 148 (30) постановления Правительства от 06.05.2011
№ 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений
в многоквартирных домах и жилых домов») (далее – Правила № 354) размер платы
за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № 2 к названным Правилам.
В соответствии с пунктом 9 (1) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9 (1).
Также в силу пункта 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов
с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии
с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил.
Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил
№ 505.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении в многоквартирном доме определяется на основании объема вывезенных контейнеров осуществляется только при раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре
на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (абзац второй пункта 148 (38) Правил № 354).
Между тем, суды установили, что условия заключенного сторонами договора
и приложение к нему не содержат положений о раздельном сборе отходов. Доказательств фактического выполнения товариществом разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов
и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено и не могло быть представлено, поскольку Порядок раздельного накопления ТКО на данный момент отражен только в части сроков его поэтапного внедрения согласно постановления Правительства Ростовской области № 276 и на данный момент не внедрен на территории Ростовской области.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены
и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемых решения и постановления либо опровергали выводы судов.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу
№ А53-30579/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Р.А. Алексеев
Судьи А.В. Тамахин
Л.А. Трифонова