ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда кассационной инстанции г. Краснодар Дело № А53-35044/05-С5-5 6 июня 2006 г. Вх. Ф08-2349/2006-967А | ||
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Шапочка О.А. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица – Администрации Красносулинского района Ростовской области – ФИО1 (доверенность от 10.01.06), ФИО2 (доверенность от 10.01.06), в отсутствие заявителя – Прокуратуры Ростовской области, третьих лиц – ОВД Красносулинского района, МЧЭС – ПЧЭС – 125, ООО «Трейд», Инспекции ФНС по г. Красный Сулин, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по г. Красный Сулин», МУП «Служба заказчика», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления № 13008, 13010, 13011, 13012, 13013, 13014, 13015), рассмотрев кассационную жалобу Администрации Красносулинского района на решение от 21 марта 2006 года (судьи Гришко С.В., Соколова Т.Б., Сулименко Н.В.) Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-53-35044/05-С5-5, установил следующее.
Заместитель прокурора Ростовской области (далее – прокуратура) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Главы администрации Красносулинского района (далее – администрация) от 20.09.05 № 913 «О создании рабочей группы по исполнению мероприятий в части соблюдения правил торговли и других нормативных актов на территории центрального рынка ООО «Трейд» и других местах организованной торговли в г. Красный Сулин и ФИО3 районе» с изменениями от 18.10.05 № 1158.
Решением суда от 21 марта 2006 года заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что оспариваемое распоряжение, являясь по правовой природе нормативным актом, нарушает законные права и интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории центрального рынка и других местах организованной торговли г. Красный Сулин и Красносулинского района. Кроме того, распоряжение вынесено с превышением полномочий, предоставленных органу местного самоуправления статьей 15 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация с кассационной жалобой на решение, в которой просит указанный судебный акты отменить. Заявитель считает, что решение вынесено без учета обстоятельств дела, с нарушением норм материального и процессуального права. Распоряжение Главы Администрации Красносулинского района от 20.09.05 № 913 с изменениями от 18.10.06 № 1158 вынесено в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством.
Прокуратурой представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей администрации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Главой Администрации Красносулинского района Ростовской области 20.09.05 принято распоряжение № 913 «О создании рабочей группы по исполнению мероприятий в части соблюдения правил торговли и других нормативных актов на территории центрального рынка ООО «Трейд» и других местах организованной торговли в г. Красный Сулин и ФИО3 районе» с изменениями от 18.10.05 № 1158.
Согласно распоряжению создана постоянно действующая рабочая группа по исполнению мероприятий в части соблюдения правил торговли, иных нормативных актов на территории центрального рынка ООО «Трейд» и других местах организованной торговли.
В состав группы включены работники Красносулинского ОВД ГУВД Ростовской области, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Красносулинскому району, филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области, в городах Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Красный Сулин, ФИО3 и Каменском районах», отделения государственного пожарного надзора по Красносулинскому району МЧС России по Ростовской области, отдела по вопросам промышленности, торговли, общественному питанию и сферы услуг Администрации Красносулинского района, МУП «Служба «Заказчик».
Полагая, что распоряжение незаконно налагает дополнительные обязанности на сотрудников федеральной службы, начальник Красносулинского ОВД обратился в прокуратуру с заявлением принять соответствующие меры для приведения данного распоряжения в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Прокурором г. Красный Сулин внесено представление об устранении нарушений норм федерального законодательства Российской Федерации, по результатам рассмотрения которого администрацией принято распоряжение от 18.10.05 № 1158. Согласно указанному документу, распоряжение от 20.09.05 № 913 принято в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», со статьей 29 Устава Муниципального образования «Красносулинский район».
Прокурором г. Красный Сулин 14.11.05 вновь внесено представление об устранении нарушений норм федерального законодательства в распоряжении от 18.10.05 № 1158.
По результатам рассмотрения данного представления администрацией направлено в адрес прокуратуры письмо от 30.11.05, согласно которому вынесенные распоряжения соответствуют федеральному законодательству и дополнительных изменений не требуется.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заместителя прокурора Ростовской области в арбитражный суд.
Дело рассматривалось судом в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судом сделан вывод, что оспариваемое распоряжение является по своей правовой природе нормативным актом ввиду следующего. Документ принят управомоченным субъектом права, имеет официальный характер, направлен на регулирование общественных отношений. Распоряжение касается неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и должно действовать независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, им предусмотренные.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 29, частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или в арбитражный суд в определенном законом порядке.
Названный Закон, по существу, установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы организаций или граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для внесения представлений прокурором г. Красный Сулин послужило письмо от 08.11.05 начальника Красносулинского ОВД ФИО4. Во внесенных представлениях прокурор ссылается на то, статьей 15 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусмотрены полномочия администрации муниципального района по созданию и руководству рабочей группы, включающей в себя государственные федеральные службы, в частности, милицию. Распоряжение Главы администрации Красносулинского района от 20.09.05 № 913 «О создании рабочей группы по исполнению мероприятий в части соблюдения правил торговли и других нормативных актов на территории центрального рынка ООО «Трейд» и других местах организованной торговли в г. Красный Сулин и ФИО3 районе» с изменениями от 18.10.05 № 1158 не является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, указанный спор нельзя отнести к подведомственности арбитражных судов.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Решение от 21 марта 2006 года следует отменить, производство по делу прекратить.
Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 150, статьями 274, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21 марта 2006 года Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-35044/05-С5-5 отменить. Производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Ю.В. Мацко
Судьи О.А. Шапочка
В.Н. Яценко
К компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы организаций или граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.