ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-35625/20 от 30.11.2021 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

                   Дело № А53-35625/2020

06 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя – общества с ограниченной ответственностью «АвтоСпецСервис»
(ИНН <***>, ОГРН <***>), заинтересованного лица – Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкия (ИНН <***>, ОГРН <***>), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АвтоСпецСервис» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу № А53-35625/2020, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «АвтоСпецСервис» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкия (далее – управление) о признании недействительным предписания
от 23.03.2020 № 0012/06/3732/323/ПР/2020.

Решением суда первой инстанции от 16.04.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.08.2021, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела,                            проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 06.12.2019 в управление поступило обращение правоохранительных органов от 06.12.2019 № 12846 по факту обнаружения двух ям, размерами 2х4 м и 2х3 м, в которых находится жидкость черного цвета со специфическим запахом, на скважине № 45, расположенной в двух километрах на север от п. Рогульский Прикумского СМО Черноземельского района Республики Калмыкия.

Управлением проведен плановый осмотр территории Прикумского СМО Черноземельского района Республики Калмыкия вблизи п. Рогульский, в ходе которого установлено, что в 2 км на север от п. Рогульский ведется капитальный ремонт скважины
№ 45.

В 5 м на северо-запад от скважины № 45 обнаружен земельный участок № 1, размером 3,80х1 м, площадью 3,8 м2, загрязненный темной жидкостью с маслянистой пленкой, к которому подведен шланг для слива от бурового станка, и земельный участок № 2, размером 1,70х1,70 м, площадью 2,89 м2, на котором расположена металлическая емкость, заполненная жидкостью темного цвета с маслянистой пленкой, с видимыми следами перелива содержащейся жидкости. Кроме того в 20 м севернее от скважины № 45 обнаружен земельной амбар с маслянистой жидкостью темного цвета со специфическим запахом, размером 3,5х6 м, площадью 21 м2, глубиной 1,5 м, обустроенный для гидроизоляции стенок и дна амбара полиэтиленовой пленкой. В связи с неплотным прилеганием пленки к стенкам амбара допускается проникновение содержащейся жидкости в грунт.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением акта от 07.12.2019 № Р-78/12-2019 и выдачи обществу предписания от 23.03.2020
№ 0112/06/3732/323/ПР/2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон Российской Федерации № 2395-1) права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Статьей 11 Закона Российской Федерации № 2395-1 установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно статье 22 Закона Российской Федерации № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 данного Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Согласно пункту 3 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 71 и действовавших в спорный период, пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Надлежащим образом исследовав представленную в материалы дела документацию, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности фактов нарушения обществом при производстве работ по расконсервации сооружения (скважины) № 45 требований действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, выразившихся в осуществлении сброса отходов, относящихся к III классу опасности для окружающей природной среды.

Следовательно, у управления имелись достаточные правовые основания для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела предписания от 23.03.2020
№ 0012/06/3732/323/ПР/2020.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с общества надлежит взыскать государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1 500 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу № А53-35625/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АвтоСпецСервис» в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                     М.В. Посаженников

Судьи                                                                                                                    Т.В. Прокофьева

                                                                                                                               Л.А. Черных