ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-37258/2022 от 27.07.2023 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-37258/2022

27 июля 2023 года 15АП-11034/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2023 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каменцевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества «Желдорреммаш»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 01.06.2023 по делу № А53-37258/2022

по заявлению акционерного общества «Желдорреммаш»

к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области

об оспаривании ненормативного правового акта,

при участии:

от акционерного общества «Желдорреммаш»:

представитель ФИО1 по доверенности от 28.10.2022,

от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области: представитель ФИО2 по доверенности от 09.01.2023,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Желдорреммаш» (далее – заявитель, общество,
АО «Желдорреммаш») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением
к Государственному учреждению - Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиалу № 4 (реорганизован
в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Ростовской области) (далее – заинтересованное лицо, фонд) о признании незаконным решения № 61042280001187 от 03.10.2022 о возмещении фонду излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в размере 1 288 596, 26 руб.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Желдорреммаш» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что выводы фонда о том, что при сокращении рабочего времени на 25% в день выплата ежемесячного пособия в размере 40% от среднемесячной заработной платы не носит компенсационный характер, поскольку утрата ежемесячной заработной платы должна находиться также на уровне 40%, необоснованы, поскольку законодателем не установлен минимальный предел сокращения продолжительности рабочего времени, не предусмотрены ограничения
в выплатах пособия или возможность перерасчета его размера в зависимости
от продолжительности рабочего времени. Более того, в ходе проверки в представленных фондом материалах отсутствует анализ того, каким образом (в каких размерах) изменялся ежемесячный доход лиц получающих пособие. По мнению апеллянта, определяющим при рассмотрении споров об обоснованности выплаты пособий является не количество сокращенных часов, а совокупность обстоятельств (пособие должно иметь компенсационный характер и выплачиваться лицу, осуществляющему уход за ребенком). В обоснование своей правовой позиции общество ссылается на судебную практику.

В отзыве на апелляционную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции,
АО «Желдорреммаш» зарегистрировано в качестве страхователя в филиале № 4 ГУ РРО ФСС РФ под регистрационным номером 7731177949/6104024277.

В сентябре 2022 г. Филиалом № 4 Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка АО «Желдорремммаш» по месту нахождения обособленного подразделения - плательщика страховых взносов, Ростовского электровозоремонтного завода, филиала АО «Желдорреммаш», в ходе которой были выявлены излишне оплаченные расходы в сумме 1 288 596, 26 руб. за период с февраля 2019 г. по октябрь 2020 г.

05.09.2022 по результатам проверки фондом составлен акт № 61042280001185,
по которому 03.10.2022 принято решение № 61042280001187 о возмещении расходов, излишне понесенные Фондом социального страхования Российской Федерации.

Решением фонда от 05.09.2022 № 61042280001185 общество привлечено
к ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ). Данным решением обществу предложено возместить излишне уплаченные социальные страхования в сумме 1 288 596 руб. 26 коп.

Основанием для принятия решений послужил вывод фонда о том, что страховщиком нарушены требования Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81-Ф), согласно которому выплата страховых взносов не должна превышать 40% среднего заработка застрахованного лица и должна нести компенсационных характер утраченного заработка. Сокращение рабочего времени на 15 минут, 30 минут, 1 час не позволяет фактически осуществлять уход за ребенком в полном объеме. Подобное сокращение рабочего времени является формальным, не обеспечивает продолжение осуществления ухода за ребенком и не влечет существенной утраты работником заработка.

Несогласие с принятым решением фонда послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.

Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к верному выводу о необоснованности заявленных требований.

Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих норм права
и обстоятельств дела.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ
«Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (у застрахованных лиц - с момента заключения трудового договора с работодателем).

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона № 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая
(пункт 1 статьи 22 Закона № 165-ФЗ). Один из видов социальных страховых рисков - материнство, с которым корреспондирует в числе прочих такой вид страхового обеспечения, как ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (статья 7, подпункт 8 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ).

Порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определен Законом 255-ФЗ, Законом
№ 81-ФЗ.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 1.4 Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком относится к одному из видов страхового обеспечения. Оно выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на него имеют матери (отцы, другие родственники, опекуны), подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ним.

Статьей 11.1 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1).

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (часть 2).
В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (часть 4).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 81-ФЗ лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Следовательно, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (часть 7 статьи 13 Закона № 81-ФЗ).

В силу условий пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728, страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону от 16.07.1999 № 165-ФЗ, в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.

Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Законом
№ 255-ФЗ и Законом № 81-ФЗ, закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При этом в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком
с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.

Таким образом, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком. Незначительное сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В такой ситуации, пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда. Выплата пособия при минимальном сокращении продолжительности рабочего дня противоречит целям установления и назначения самого пособия.

Особенности назначения и выплаты пособий территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации до 01.01.2021 были определены Положением «Об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации
от 21.04.2011 № 294 (далее - Положение).

При наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращалось к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) с документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии
с законодательством Российской Федерации (п. 2 Положения).

На основании пункта 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней
со дня предоставления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявлений и документов представлял в территориальный орган Фонда по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения
и выплаты соответствующих видов пособий, а также опись представленных заявлений
и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.

В соответствии с пунктом 9 Положения, выплата пособий застрахованному лицу осуществлялась территориальным органом Фонда путем перечисления пособия
на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений в электронном виде, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Таким образом, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращалось к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, в связи с чем страхователь в установленные сроки представлял в Фонд социального страхования РФ документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий, в том числе и реестр сведений в электронном виде.

ГУ РРО ФСС РФ назначало и выплачивало пособия по обязательному социальному страхованию застрахованным гражданам.

В соответствии со статьей 11 Закона № 165-ФЗ органы контроля должны обеспечивать контроль за расходами на обязательное социальное страхование, то есть региональные отделения Фонда и их филиалы, проводят камеральные и документальные выездные проверки страхователей.

Страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать
у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ).

В свою очередь, страхователи обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (п. 6 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ).

Из материалов дела следует, что Филиалом № 4 ГУ - Ростовского РО ФСС РФ проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения
и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя
на выплату социального пособия на погребение за период с 01.01.2019 по 31.12.2021.

По итогам проверки был составлен акт № 61042280001185 от 05.09.2022, которым установлено следующее:

ФИО3 являлась получателем ежемесячного пособия
по уходу за ребенком (ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р.) до достижения им возраста 1,5 лет
с 21.10.2018 по 12.01.2020. ФИО3 страхователю подано заявление о замене расчетного периода: 2016 г. заменен на 2014 г.

Сумма заработка для исчисления пособия - 391 686, 17 руб., в том числе за 2014-129 511, 38 руб., за 2017 - 262 174, 79 руб., количество дней в расчетном периоде
256, средний дневной заработок - 780, 25 руб.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста
1,5 лет - 18 605, 04 руб. Сумма выплат за период с 01.01.2019 по 12.01.2020 - 230 462,43 руб.

В нарушение части 3.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ страхователем предоставлены недостоверные сведения о количестве календарных дней в расчетном периоде.

Страхователем в электронном реестре представлены сведения о 256 календарных днях в расчетном периоде. По представленным к проверке документам установлено 502 календарных дня в расчетном периоде.

Размер ежемесячного пособия по результатам проверки: 9 487, 84 руб.
(391 686, 17 руб./ 502 дн. = 780, 25 руб. х 30, 4 х 40%).

Сумма выплат за период с 01.01.2019 по 12.01.2020 - 117 526,79 руб.

Сумма излишне понесенных расходов за период с 01.01.2019 по 12.01.2020 составила 112 935,64 руб.

Также, в ходе проверки установлено, что в ряде случаев работники страхователя
в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет осуществляли трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени.

ФИО5 являлся получателем ежемесячного пособия по уходу ребенком (ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р.) до достижения им возраста 1,5 лет, одновременно продолжая работу на условиях неполного рабочего времени. На дату оформления ежемесячного пособия по уходу за ребенком (04.10.2019) возраст ребенка составлял - 3 месяца 9 дней.

Период выплат с 04.10.2019 по 25.12.2020. Сумма заработка для исчисления пособия - 1 112 415,15 руб., в том числе за 2017 г. - 297 415, 15 руб., за 2018 г. - 815 000,00 руб., количество дней в расчетном периоде 730, средний дневной заработок 1 523, 86 руб.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - 18 530,14 руб.

Сумма выплат за период с 04.10.2019 по 25.12.2020 - 204 508, 99 руб.

Второй родитель (мать ребенка) ФИО7 представила справку от 30.09.2019 № 120 с места работы в ООО «Торговый Дом «АРТСТРОЙ» о том, что в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет не находится.

Проверкой установлено, что ФИО5 с 07.10.2019 установлен режим неполного рабочего времени: с понедельника по пятницу - 7 часов 30 минут ежедневно, суббота и воскресенье - выходные дни.

С 18.08.2020 по 28.08.2020 ФИО5 замещал начальника цеха и работал по 8 часов ежедневно. Начисление и выплата заработной платы производилась пропорционально отработанному времени.

Сокращение рабочего времени на 30 минут в день повлекло незначительную утрату заработка в размере 6-7%, в то время как в виде ежемесячного пособия ФИО5 компенсировалось 40% среднего заработка.

Ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск в период с 04.10.2019 по 04.09.2020 ФИО5 не предоставлялся. Выплаты прекращены 04.09.2020 в связи
с увольнением сотрудника.

Сумма излишне понесенных расходов за период с 04.10.2019 по 04.09.2020 составила 202 715,74 руб.

ФИО8 являлся получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.р.) до достижения им возраста 1,5 лет, одновременно продолжая работу на условиях неполного рабочего времени. На дату оформления ежемесячного пособия по уходу за ребенком (03.05.2018) возраст ребенка составлял - 3 месяца 11 дней.

Период выплат с 03.05.2018 по 22.07.2019. Сумма заработка для исчисления пособия - 1 010 015, 34 руб., в том числе за 2016 г. - 546 202, 98 руб., за 2017 г.- 463 812, 36 руб., количество дней в расчетном периоде 714, средний дневной заработок 1 414, 59 руб.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - 17 201, 41 руб.

Сумма выплат за период с 01.01.2019 по 22.07.2019 - 115 415, 92 руб.

Второй родитель (мать ребенка) ФИО9 представила справку от 25.04.2018 № 5 с места работы в ООО «Лидер-Дон» о том, что в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет не находится.

Проверкой установлено, что ФИО8 с 04.05.2018 установлен режим неполного рабочего времени с понедельника по пятницу - 7 часов 30 минут ежедневно, суббота и воскресенье - выходные дни.

Сокращение рабочего времени на 30 минут в день повлекло незначительную утрату заработка в размере 6-7%, в то время как в виде ежемесячного пособия ФИО8 компенсировалось 40% среднего заработка.

Сумма излишне понесенных расходов за период с 01.01.2019 по 22.07.2019 составила 115 415, 92 руб.

ФИО10 являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком (внучка ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ г.р.) до достижения им возраста 1,5 лет, одновременно продолжая работу на условиях неполного рабочего времени. На дату оформления ежемесячного пособия по уходу за ребенком (11.04.2019) возраст ребенка составлял - 2 месяца 24 дня.

Период выплат с 11.04.2019 по 18.07.2020. Сумма заработка для исчисления пособия - 1 358 857, 05 руб., в том числе за 2017 г.- 614 260, 57 руб., за 2018 г. - 744 596, 48 руб., количество дней в расчетном периоде 730, средний дневной заработок 1 861, 45 руб.

Размер ежемесячного пособия - 22 635, 23 руб.

Сумма выплат за период с 11.04.2019 по 18.07.2020 - 345 126,41 руб.

Родители ребенка: мать - ФИО12 представила справку от 10.04.2019 № 3
с места работы в ООО «ВАХТ» о том, что в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет не находится, отец - ФИО13 представил справку от 08.04.2019 № 228 из УСЗН Советского района города Ростова-на-Дону о том, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет не назначалось и не выплачивалось.

Проверкой установлено, что ФИО10 с 11.04.2019 установлен режим неполного рабочего времени с понедельника по пятницу - 7 часов ежедневно, суббота
и воскресенье - выходные дни.

С февраля 2020 г. по 18.07.2020 ФИО10 установлен режим неполного рабочего времени с понедельника по пятницу - 7 часов 45 минут ежедневно, суббота
и воскресенье - выходные дни.

В ходе проверки установлено, что в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет ФИО10 периодически работала сверх нормы в выходные и праздничные дни по 8-9 часов ежедневно, за этот период получала заработную плату в повышенном размере в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Утрата заработка ФИО10 при сокращении рабочего времени на 1 час или на 15 минут в день составила в некоторых месяцах 12%, а в некоторых - 3%. С учетом заработной платы за работу в выходные и праздничные дни утраты заработка не наблюдалось, а в некоторых месяцах заработок составлял более 100% от оклада.

Ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск в период с 11.04.2019 по 18.07.2020 ФИО10 не предоставлялся.

Сумма излишне понесенных расходов за период с 11.04.2019 по 18.07.2020 составила 345 126, 41 руб.

ФИО14 являлся получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ г.р.) до достижения им возраста 1,5 лет, одновременно продолжая работу на условиях неполного рабочего времени. На дату оформления ежемесячного пособия по уходу за ребенком (02.10.2019) возраст ребенка составлял - 0 месяцев 24 дня.

Период выплат с 02.10.2019 по 08.01.2020. Сумма заработка для исчисления пособия 1 312 225, 62 руб., в том числе за 2017 - 497 225, 62 руб., за 2018 - 815 000, 00 руб., количество дней в расчетном периоде 727, средний дневной заработок 1 804, 99 руб.

Размер ежемесячного пособия - 21 948, 68 руб.

Сумма выплат за период с 02.10.2019 по 08.01.2020 - 70 094, 18 руб.

Второй родитель (мать ребенка) ФИО16 представила справку от 17.10.2019 № 798 из МУ Отдела социальной защиты населения администрации Милютинского района Ростовской области о том, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет не получает.

Проверкой установлено, что ФИО14. с 03.10.2019 установлен режим неполного рабочего времени - с понедельника по пятницу - 7 часов ежедневно, суббота
и воскресенье - выходные дни.

Приказом от 05.12.2019 № 1140/ОТ-07 ФИО14. прекратил отпуск по уходу
за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и приступил к работе с 09.01.2020.

Проведены сравнительные анализы доходов ФИО14. по годам. Исходя
из анализа, следует, что средний месячный заработок ФИО14. при работе 7 часо
в день, в сравнении с работой по 8 часов в день, уменьшился незначительно.

Сумма излишне понесенных расходов за период с 02.10.2019 по 08.01.2020 составила 70 094, 18 руб.

Приказом от 06.02.2020 № 109/ОТ-07 ФИО14. с 15.02.2020 по 09.03.2021 снова предоставлен отпуск по уходу за тем же ребенком (ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ г.р.). На дату оформления ежемесячного пособия по уходу за ребенком (15.02.2020) возраст ребенка составлял - 5 месяцев 6 дней.

Период выплат с 15.02.2020 по 09.03.2021. Сумма заработка для исчисления пособия - 1 680 000, 00 руб., в том числе за 2018 г. - 815 000, 00 руб., за 2019 г. - 865 000, 00 руб., количество дней в расчетном периоде 639, средний дневной заработок
2 629, 11 руб.

Размер ежемесячного пособия - 27 984, 66 руб.

Второй родитель (мать ребенка) ФИО16 представила справку от 20.02.2020 № 98 из МУ Отдела социальной защиты населения администрации Милютинского района Ростовской области о том, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет
не получает.

ФИО14 с 17.02.2020 установлен режим неполного рабочего времени -
с понедельника по пятницу - 7 часов ежедневно, суббота и воскресенье - выходные дни.

В дополнительное соглашение к трудовому договору от 03.08.2010 № 979 в п. 4.5.1 внесено изменение в график работы ФИО14, установлена продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю. Приказом от 14.09.2020 № 510/К-10 ФИО14. с 01.09.2020 по 09.03.2021 изменен график работы: 7-ми часовой рабочий день изменен на 6-ти часовой рабочий день.

Проведены сравнительные анализы доходов ФИО14 по годам. Исходя
из анализа, следует, что средний месячный заработок ФИО14 при работе 6-7 часов в день, в сравнении с работой по 8 часов в день, уменьшился незначительно.

Сумма излишне понесенных расходов за период с 15.02.2020 по 31.08.2020 составила 182 382, 78 руб.

ФИО17 являлся получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ г.р.) до достижения им возраста 1,5 лет, одновременно продолжая работу на условиях неполного рабочего времени. На дату оформления ежемесячного пособия по уходу за ребенком (01.07.2019) возраст ребенка составлял - 0 месяцев 16 дней.

Период выплат с 01.07.2019 по 15.12.2020. Сумма заработка для расчета пособия - 1 273 483, 13 руб., в том числе за 2017 г. - 620 233, 00 руб., за 2018 г. - 653 250, 13 руб., количество дней в расчетном периоде 713, средний дневной заработок 1 786, 09 руб.,

Размер ежемесячного пособия - 21 718, 85 руб.

Сумма выплат за период с 01.07.2019 по 15.12.2020 - 379 729,57 руб.

Второй родитель (мать ребенка) ФИО19 представила справку от 24.06.2019 № 06.1-08-2247/19 из УСЗН Краснодарского края в Кущевском районе о том, что не использует отпуск по уходу за ребенком и ежемесячное пособие не получает.

ФИО17 с 02.07.2019 установлен режим неполного рабочего времени
с понедельника по пятницу - 7 часов 45 минут ежедневно, суббота и воскресенье -выходные дни. Начисление и выплата заработной платы производилась пропорционально отработанному времени.

В период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет ФИО17 предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы с 14.10.2019
по 18.10.2019 (приказ от 14.10.2019 № 981/ОТ-07), с 21.10.2019 по 25.10.2019 (приказ
от 22.10.2019 № 1024/ОТ-07).

Страхователем в Фонд не предоставлялись сведения о предоставлении
ФИО17 отпуска без сохранения заработной платы, пособие по уходу за ребенком за октябрь 2019 выплачено в полном объеме в размере 21 718,85 руб. за календарный месяц.

Следовательно, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет за период с 14.10.2019 по 18.10.2019, с 21.10.2019 по 23.10.2019, с 24.10.2019 по 25.10.2019, выплачено ФИО17 не обоснованно.

При этом фондом проведены сравнительные анализы доходов ФИО17 по годам.

Исходя из анализа, следует, что средний месячный заработок ФИО17 при работе 7 часов 45 минут в день, в сравнении с работой по 8 часов в день уменьшился незначительно.

Сумма излишне понесенных расходов за период с 01.07.2019 по 13.10.2019 составила 73 563, 87 руб.

Сумма излишне понесенных расходов за период с 14.10.2019 по 18.10.2019 составила 3 503, 03 руб.

Сумма излишне понесенных расходов за период с 21.10.2019 по 25.10.2019 составила 3 503, 03 руб.

Сумма излишне понесенных расходов за период с 01.11.2019 по 30.06.2020 составила 173 750, 80 руб.

Таким образом, общая сумма излишне понесенных расходов по застрахованному ФИО17 составила 259 925, 59 руб.

Условия, размеры и порядок обеспечения этим видом пособия определяются Законом № 255-ФЗ и Законом № 81-ФЗ, закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 ТК РФ, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

Пособие выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом № 81-ФЗ
(ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ, ст. 15 Закона № 81-ФЗ).

В силу части 2 статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Пособие, выплачиваемое за счет средств социального страхования, не может являться дополнительным материальным стимулированием работника, поскольку цель его выплаты - лишь частично компенсировать сотруднику заработок, который застрахованное лицо теряет в связи с необходимостью осуществления ухода за малолетним ребенком.

Поскольку право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют лица, фактически осуществляющие уход за ним, сохранение за работником права на пособие по уходу за ребенком в случае его работы на условиях неполного рабочего времени предполагает, что у него остается достаточно свободного от работы времени для осуществления такого ухода, а так же то, что другой родитель или иной родственник не посвящают большую часть своего времени уходу за этим ребенком.

Таким образом, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью большую часть своего времени осуществлять уход за ребенком.

В соответствии со статьями 91, 93, 100 ТК РФ под неполным рабочим временем понимается как неполный рабочий день, так и неполная рабочая неделя. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Под рабочим временем понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что сокращение рабочего времени на 15 минут, 30 минут, 1 час в день не предполагает возможность родителя осуществлять уход за ребенком, поскольку большая часть продолжительности дня посвящена выполнению трудовых обязанностей и не может повлечь за собой частичную утрату заработка. Таким образом, пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, оплачиваемого за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, незначительное сокращение рабочего времени свидетельствует
о том, что фактически уход за ребенком осуществляется другим лицом, а пребывание работника в отпуске по уходу за ребенком - не что иное, как злоупотребление правом ради одновременного получения фактически полного заработка и пособия по обязательному социальному страхованию.

Более того, предоставление бабушке или отцу ребенка работы на условиях неполного рабочего времени в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет при условии, что мать ребенка в спорный период не работает, свидетельствует о том, что именно мать имеет реальную возможность осуществлять уход за ребенком (Определение Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2019 № 310-ЭС19-23715 по делу № А54-5101/2018).

При незначительном сокращении рабочего времени нивелируется правовая природа пособия по уходу за ребенком, являющегося в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 165-ФЗ страховым обеспечением риска, выражающегося именно в утрате застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

В статье 11.1 Закона № 255-ФЗ указаны два условия для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет: нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и осуществление фактического ухода за ребенком.

При этом право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает осуществлять уход за ребенком. В сложившейся ситуации соблюдено только одно условие: нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Фактический уход за детьми осуществляется другими лицами.

Поскольку в настоящем случае имело место незначительное сокращение рабочего времени лицам, претендующим на получение пособия по уходу за ребенком (на 15, 30 минут в день), такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка

Вышеизложенные обстоятельства указывают на злоупотребление правом страхователя в целях предоставления своим сотрудникам дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда, что противоречит требованиям пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие в Трудовом кодексе нормы, предусматривающей конкретную продолжительность рабочего времени,
не свидетельствует о возможности установления продолжительности рабочего дня
с формальным сокращением, без учета фактически необходимого для ухода за ребенком времени.

С учетом сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728 правовой позиции у суда первой инстанции обоснованно отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных обществом требований.

Оценив продолжительность неполного рабочего времени работников страхователя (ФИО14. - 7 часов в день, ФИО10 - 7 часов в день, с февраля 2020 - 7 часов 45 минут в день, ФИО8 и ФИО5 - 7 часов 30 минут в день, ФИО17 - 7 часов 45 минут в день), находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, суд первой инстанции пришел к выводу, что подобное сокращение рабочего времени является формальным, не достаточным для осуществления ухода за ребенком. Указанные работники не могли и фактически не осуществляли уход за своими детьми при режиме работы 7 и более часов в день.

В результате чего фондом излишне понесены расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 1 288 596, 26 руб.: ФИО3 - 112 935, 64 руб.; ФИО14. - 252 476, 96 руб.; ФИО17 - 259 925, 59 руб. -ФИО5 - 202 715, 74 руб.; ФИО8 - 115 415, 92 руб.; ФИО10 - 345 126, 41 руб.

Суд первой инстанции на основе полного, объективного и всестороннего исследования доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемого решения фонда незаконным, поэтому правомерно отказал
в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не установил оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела.

Ссылки в апелляционной жалобе на судебную практику отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела указанные заявителем жалобы судебные акты не имеют, приняты судом по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.

Возражения, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта
(часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.

Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей обществом не уплачена, на основании пп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с акционерного общества «Желдорреммаш» в доход федерального бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2023 по делу
№ А53-37258/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с акционерного общества «Желдорреммаш» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий И.Н. Глазунова

Судьи О.Ю. Ефимова

М.В. Соловьева