ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-37336/2017 от 27.04.2018 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-37336/2017

27 апреля 2018 года                                                                           15АП-3746/2018

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Малыхиной М.Н.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тандем-ВП»

на решение  Арбитражного суда Ростовской области
от 15.02.2018 по делу № А53-37336/2017

по иску муниципального унитарного предприятия «Горводоканал»

к обществу с ограниченной ответственностью «Тандем-ВП»

о взыскании задолженности,

принятое в составе судьи Еремина Ф.Ф.,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Тандем-ВП» о взыскании платы  за сверхнормативный сброс (с превышением предельно допустимых концентраций (далее – ПДК)) загрязняющих веществ в принимаемых истцом как организацией водопроводно-канализационного хозяйства сточных водах за период апрель-ноябрь 2015 года в размере 32 886,73 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком надлежащим образом не исполнено обязательство по оплате сбросов канализационных стоков с превышением ПДК загрязняющих веществ в систему канализации г. Новочеркасска за период апрель-ноябрь 2015 года.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

06.02.2018 судом принято решение путем подписания резолютивной части решения, согласно которой исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ООО «Тандем-ВП» в пользу МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска взыскана задолженность за превышение ПДК и загрязняющие вещества за апрель-ноябрь 2015 года в размере 32 886,73 руб.

По заявлению ответчика суд 15.02.2018 составил мотивированное решение, в котором указал, что в контрольном канализационном колодце № 7 взяты пробы сточных вод абонента, о чем составлен акт № 317 от 16.04.2015, № 361 от 14.07.2015, № 396 от 22.09.2015, результаты анализа сточных вод зафиксированы в протоколе № 697, № 1005, № 1041 соответственно. В результате произведенного анализа установлено, что ответчиком осуществлен сброс сточных вод в систему канализации г. Новочеркасска с превышением ПДК по показателям: взвешенные вещества, сульфиды, аммоний ион, фосфаты (Р) за период апрель-ноябрь 2015. Правом отбора параллельных проб ответчик не воспользовался. Суд установил, что процесс отбора проб истцом произведен в соответствии с ГОСТ. Ответчик акты подписал без замечаний, доводы, указанные в отзыве, судом не приняты во внимание.

Общество с ограниченной ответственностью «Тандем-ВП» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что исковые требования основаны на Постановлении Главы администрации города Новочеркасска от 25.06.2004 № 1903, которое вступило в силу со дня его официального опубликования (06.05.2015), соответственно неправомерно начисление платы за предшествующий указанной дате период. Суд не учел, что расчет истца произведен исходя из показателей загрязняющих веществ, в том числе по веществу «аммоний ион», предельно допустимая концентрация по которому не предусмотрена Постановлением № 1903, включение в исковые требования расчета по ПДК «аммоний ион» неправомерно. Ответчик полагает, что акты отбора сточных вод № 317, № 396 и протоколы к ним не являются надлежащими доказательствами, поскольку составлены с нарушением «ПНД Ф 12.15.1-08 Методических указаний по отбору проб для анализа сточных вод». Суд не учел, что акты составлены представителями истца единолично, что противоречит пунктам 10.1, 10.2 «ПНД Ф 12.15.1-08…», отсутствует указание на время прибытия проб в испытательный центр.

В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска (ОВКХ) и ООО «Тандем-ВП» (абонент) заключен единый договор № 1351 холодного водоснабжения и водоотведения от 01.02.2013.

Согласно пункту 1.1 настоящего Договора, истец осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную суть холодную воду и осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения.

В соответствии с пунктом 2.3.6 Договора, Ответчик обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителей ОВКХ или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды, приборам учета и узлам учета Ответчика в случаях и в порядке предусмотренных разделом 4 настоящего договора.

Согласно пункту 8.3 Ответчик несет ответственность за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.

Пунктом 11.4 настоящего Договора, условия, неурегулированные в настоящем договоре сторонами, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16.04.2015 в присутствии представителя ответчика в контрольном канализационном колодце № 7 взяты пробы сточных вод абонента, о чем составлен акт контрольного отбора сточных вод, отводимых в системы канализации за № 317 подписанный ответчиком. Пробы, отобранные по акту, отправлены в лабораторию для анализа. Результат анализа сточных вод, фиксирован в протоколе № 697 и приложении к нему.

14.07.2015 в присутствии представителя ответчика в контрольном канализационном колодце № 7 взяты пробы сточных вод абонента, о чем составлен акт контрольного отбора сточных вод, отводимых в системы канализации за № 361 подписанный ответчиком. Пробы, отобранные по акту, отправлены в лабораторию для анализа. Результат анализа сточных вод, зафиксирован в протоколе № 1005 и приложении к нему.

22.09.2015 в присутствии представителя ответчика в контрольном канализационном колодце № 7 (по схеме) взяты пробы сточных вод абонента, о чем составлен акт контрольного отбора сточных вод, отводимых в системы канализации за № 396 подписанный ответчиком. Пробы, отобранные по акту, отправлены в лабораторию для анализа. Результат анализа сточных вод, зафиксирован в протоколе № 1041 и приложении к нему.

На основании Акта контрольного отбора проб сточных вод № 317 от 16.04.2015, отводимых в системы канализации МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска и приложений к нему  произведены расчеты:

- расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: взвешенные вещества, сульфиды, аммоний ион, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.04.2015 по 30.04.2015 – на сумму 2 590,75 руб.

- расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: взвешенные вещества, сульфиды, аммоний ион, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.05.2015 по 31.05.2015 – на сумму 2 227,40 руб.

- расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: взвешенные вещества, сульфиды, аммоний ион, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.06.2015 по 30.06.2015 – на сумму 4 770,78 руб.

На основании Акта контрольного отбора проб сточных вод № 361 от 14.07.2015, отводимых в системы канализации МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска и приложений к нему произведены расчеты:

- расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: взвешенные вещества, сульфиды, аммоний ион, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.07.2015 по 31.07.2015 – на сумму 11 442,05 руб.

- расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: взвешенные вещества, сульфиды, аммоний ион, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.08.2015 по 31.07.2015 – на сумму 5 691,08 руб.

На основании Акта контрольного отбора проб сточных вод № 396 от 22.09.2015, отводимых в системы канализации МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска и приложений к нему - произведены расчеты:

- расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: сульфиды, аммоний ион, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.09.2015 по 30.09.2015 – на сумму 1 886,21 руб.

- расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: сульфиды, аммоний ион, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.10.2015 по 31.10.2015 – на сумму 3 036,32 руб.

- расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: сульфиды, аммоний ион, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.11.2015 по 30.11.2015 – на  сумму 1 242,14 руб.

В адрес ответчика направлены претензии № 1165/07 от 22.05.2015, № 1191/07 от 16.06.2015, № 1214/07 от 07.07.2015, № 09/07 от 11.08.2015, № 40/07 от 09.09.2015, № 92/07 от 26.10.2015, № 102/07 от 09.11.2015, № 138/07 от 08.12.2015, которыми истец уведомил ответчика о выявленных превышениях ПДК загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых ООО «Тандем-ВП» в централизованную систему водоотведения г. Новочеркасска и предъявил требование об уплате задолженности, которые получены обществом, однако оставлены без финансового удовлетворения.

Поскольку плата за превышение ПДК загрязняющих веществ сбрасываемых водах за апрель-ноябрь 2015 года ответчиком не произведена, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции верно определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.

Спорные правоотношения по своей правовой природе подлежат правовому регулированию положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку возникают из правоотношений в сфере оказания возмездных услуг по водоотведению, специальному регулированию положениями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.

Как указано выше, в соответствии со статьей 15 Закона № 416-ФЗ сторонами заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Настоящий спор возник из правоотношений сторон по водоотведению.

Согласно положениям пунктов 1,2 статьи 14 названного закона правоотношения сторон в рамках услуги по водоотведению сводятся к тому, что организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

В силу положений  статей 779 (п.1) и 781 (п.1) Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Пункт 1 статьи 4 Закона № 416-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения в числе прочего относит утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

Пункт 10 статьи 7 указанного закона предусматривает, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 11 той же статьи холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими в числе прочего требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем.

Согласно пункту 113 соответствующих Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать в том числе  следующему требованию: значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 указанных Правил.

Приложением № 5 к указанным правилам в настоящее время установлен Перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.

В период, заявленный в иске, соответствующие требования были закреплены в Приложении № 3 «Нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения».

В развитие вышеуказанных нормативных актов и в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» принято в том числе Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», которым утвержден и перечень загрязняющих веществ для водных объектов. Согласно пунктам 5,99, 121 раздела 2 названного распоряжения для водных объектов такими загрязняющими веществами признаны в числе прочих аммоний-ион, сульфиды, фосфаты.

В силу п. 25 Правил № 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

Согласно п. 35 Правил № 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.

В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 10 Федерального закона N 416-ФЗ от 17.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении").

В пункте 111 Правил № 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения. установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения. не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению № 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 (пункты 113 и 114 Правил № 644).

На основании пункта 118 Правил № 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами.

Согласно подпункту «г» пункта 36 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов следующие виды платежей:

- плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод;

- плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;

- плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.

Подпунками «ж» и «и» пункта 35 названных правил установлены корреспондирующие данному праву обязанности абонентов соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований и вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно пункту 1 статьи 30 Закона № 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.02.99 N 167 утверждены "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167).

Согласно пункту 61 названных Правил нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:

- соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;

- обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;

- техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.

В силу изложенного устанавливаемые органами местного самоуправления ПДК отличаются от общих нормативов, определенных федеральными нормативными актами (например, Приложением № 3 к Правилам № 644) и применению для целей определения соответствия сточных вод по составу нормативным  требованиям подлежат именно ПДК, установленные органами местного самоуправления.

Пунктом 65 названных Правил № 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 №348 утвержден «Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области» (далее - Порядок). Порядок распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 5 названного порядка нормативы водоотведения по качеству – допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов – устанавливаются исходя из условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, разрабатываемых организациями ВКХ и утверждаемых органами местного самоуправления.

Согласно данному требованию Постановлением Главы Администрации (Мэра) г. Новочеркасска от 25.06.2004 N 1903 были утверждении Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска.

В силу положений пункта 9 данного Порядка абоненты обеспечивают соблюдение нормативов водоотведения в сточных водах, отводимых в системы канализации, что закрепляется в обязательствах абонентов при заключении договоров с организацией ВКХ на прием сточных вод и загрязняющих веществ.

Взимание платы организациями ВКХ с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации производится за общий объем фактически сброшенных сточных вод по установленным ценам (тарифам) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ на основании заключенных договоров на прием сточных вод и загрязняющих веществ (п. 10 Порядка).

Согласно пункту 22 за нарушение абонентами договорных обязательств, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, к абонентам применяются меры экономического воздействия. В качестве меры экономического воздействия к абонентам организациями ВКХ применяется плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения и ВУП загрязняющих веществ. Плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения (по объему и качеству сточных вод), а также за превышение ВУП загрязняющих веществ взимается организациями ВКХ с абонентов дополнительно к оплате за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с приложением N 1 к указанному Порядку, в котором приведен пример расчета (п. 22.1).

Пунктом 22.3 Порядка установлено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, умноженных на разницу между фактической концентрацией (далее - ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды, на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, на коэффициент индексации базовых нормативов платы, на коэффициент, равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системы канализации при приеме загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм ДК или ВДК и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.

Вышеупомянутые «Условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска», утвержденные постановлением Главы Администрации города Новочеркасска от 25.06.2004 №1903 (далее - Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах) в числе прочего регламентируют нормативные показатели (НП) общих свойств сточных вод, принимаемых в системы канализации МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска (далее - горканализация) и общий перечень и нормативы допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от абонентов в горканализацию.

В соответствии с пунктом 9.2.6 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, анализ проб сточных вод абонента осуществляет лаборатория МУП "Горводоканал" или любая другая лаборатория (организация), аккредитованная на техническую компетентность и независимость в области анализа сточных вод по правилам, установленным Госстандартом России (в дальнейшем - аналитическая лаборатория). Аналитическая лаборатория несет ответственность за сохранность проб (с момента регистрации доставленных опечатанных проб), качество проведения аналитических измерений, достоверность и оформление результатов анализа и соблюдение правил техники безопасности.

Пунктами 9.5.1, 9.5.2 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах предусмотрено, что аналитическая лаборатория производит учет (регистрацию) доставленных опечатанных проб. С этого момента ответственность за сохранность проб, качество проведения аналитических измерений и достоверность полученных результатов несет лаборатория. Аналитическая лаборатория проводит необходимые работы в соответствии с нормативными документами и методиками выполнения измерений (МВИ) состава и свойств сточных вод.

Как следует из пункта 9.6.1 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, результаты анализа выдаются на бланке аналитической лаборатории (организации), выполнившей аналитические измерения состава и свойств проб сточных вод, за подписью руководителя лаборатории (организации) с указанием:

- названия и юридического адреса лаборатории (организации);

- даты и времени доставки проб и выдачи результатов анализа;

- наименования (кода) контролируемого объекта и номера акта отбора проб;

- перечня анализируемых показателей;

- измеренных значений этих показателей.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истцом в подтверждение правомерности заявленных требований в материалы дела представлены акт отбора проб сточных вод № 317 от 16.04.2015, результат анализа сточных вод, фиксирован в протоколе № 697 и приложении к нему. Также представлен акт отбора сточных вод № 361 от 14.07.2015, результат анализа сточных вод, зафиксирован в протоколе № 1005 и приложении к нему. Также представлен акт отбора сточных вод № 396 от 22.09.2015, результат анализа сточных вод, зафиксирован в протоколе № 1041 и приложении к нему.

Проверив произведенный истцом расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, суд установил следующее.

Ответчик полагает указанный расчет неверным, ввиду того, что он основан на неопубликованном в установленном порядке, а следовательно, не вступившем в силу, нормативном акте органа местного самоуправления – постановлении Главы Администрации города Новочеркасска от 25.06.2004 № 1903. Также ответчик считает, что неправомерно начислена плата по веществу «аммоний ион», предельно допустимая концентрация по которому не предусмотрена названным Постановлением и после вступления его в силу.

Как видно, расчет платы за сброс загрязняющих веществ произведен истцом на основании пункта 22.4. Постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 и нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указанных в "Условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска», утвержденных постановлением Главы Администрации города Новочеркасска от 25.06.2004 № 1903.

Частью 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

В пункте 7 постановления N 1903 указано, что оно вступает в силу со дня официального опубликования. То есть срок вступления в силу данного нормативного акта предусмотрен самим актом.

Судом апелляционной инстанции установлено, что датой его опубликования является 06.05.2015 в газете «Новочеркасские ведомости», официальный выпуск № 14, (источник официального опубликования муниципальных правовых актов в соответствии с решением Городской Думы г. Новочеркасска от 01.03.2013 № 345).

Таким образом, за период до момента опубликования указанного постановления основания для применения его положений к расчету действительно отсутствовали. Аналогичная правовая позиция поддержана кассационным судом округа по делу № А53-34483/2016 в постановлении от 01.12.2017.

Следовательно, оснований для начисления платы по акту отбора проб сточных вод № 317 от 16.04.2015 в части периода с 01.04.2015 по 30.04.2015 и с 01.05.2015 по 05.05.2015, не имеется. В указанной части доводы апелляционной жалобы заявлены правомерно.

В отношении оставшихся требований необходимо указать следующее.

Истцом предъявлены требования о взыскании задолженности, образовавшейся в результате сброса сточных вод с превышением показателей (сульфиды, аммоний ион, фосфаты (Р)), взвешенные вещества).

Однако, как указал ответчик в апелляционной жалобе, расчет истца произведен исходя из показателей загрязняющих веществ, в том числе «аммоний ион», предельно допустимая концентрация по которому не предусмотрена Постановлением № 1903.

Действительно, в Приложении № 1 к Условиям приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска, установленных постановлением Главы администрации. г. Новочеркасска от 25.06.2004г. №1903 отсутствует нормативы допустимых концентраций в сточных водах абонентов, отводимых в городскую канализацию г. Новочеркасска.

Однако апелляционный суд соглашается с приведенной истцом в отзыве на апелляционную жалобу следующей позицией по данному вопросу.

Как указано выше, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», включен под номером 5  аммоний-ион.

В Постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 № 344, действовавшем в спорный период для данного загрязняющего вещества установлен размер норматива платы. При этом в первоначальной редакции названного постановления норматив платы был установлен для загрязняющего вещества азот аммониевых соединений (то есть азот аммонийный).

Также в первоначальной редакции Правил № 644 в Приложении № 3 к загрязняющим веществам, нормируемым в составе сточных вод, относили азот аммонийный.

Указанное было связано с тем, что Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН N 4630-88 устанавливали ПДК для аммиака (по азоту) и аммония сульфата (по азоту).

Соответственно и в принятом в 2004 году Постановлении №1903 в приложении № 1 в качестве загрязняющего вещества был указан не аммоний ион, а азот аммонийный, показатель ПДК которого равен 25 мг/куб.дм.

Вместе с тем, указанное не препятствует определению ПДК для вещества аммоний ион расчетным путем с использованием ПДК, установленного для азота аммонийного.

Истец пояснил, что значение ПДК показателя «аммоний ион» (NH4) 32,14 мг/дм куб., выведено путем химического расчета с учетом атомной массы «азот аммонийного» (N) с его значением ПДК 25 мг/дмЗ, установленным Постановлением № 1903 следующим образом:

В составе «аммоний иона» NH4+ есть «азот аммонийный» N. Атомная масса «азота аммонийного» N составляет 14,0067 а.е.м.

Атомная масса «аммоний ион» NH4 равна атомной массе N + 4 атома Н (14,0067+1,00795*4) =18,0385 а.е.м.

Атомная масса «азота аммонийного» N меньше чем у «аммоний ион» NH4, в отыскиваемом коэффициенте: NH4/N=18,0385/14,0067=1,287847958477010,  при применении данного  коэффициента получается: ПДК «азот аммонийный»
N – 25 мг/дм куб.* 1,28784795 8477010 = 32,14 мг/дм куб - ПДК «аммоний ион» NH4, или наоборот: N/NH4=14,0067/18,0385=0J76489175929262, при применении данного коэффициента получается: ПДК «аммоний ион» NH4 - 32,14 мг/дм куб.* 0,776489175929262 = 25мг/дм
куб.

Таким образом, установленная концентрация показателя «азот аммонийный» в соответствии с приложением 1 Постановления № 1903, истцом увеличена расчетным путем для вещества с большей атомной массой - «аммоний ион» NH4 до 32,14 мг/дм куб., так как для загрязняющего вещества «азот аммонийный», установленного приложением №1 Постановления № 1903, норматив платы действующим законодательством на дату отбора и периода начисления – не предусмотрен, в то время как на момент принятия муниципального нормативного акта – Постановления № 1903, норматив платы устанавливался именно для азота аммониевых соединений.

Ответчик каких-либо возражений по данным пояснениям истца не привел, корректность методики и арифметики пересчета ПДК не опровергал.

Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы о том, что не подлежит начислению плата за превышение ПДК по веществу аммоний ион как несостоятельные.

В соответствии с частью 4 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» установлены ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления) в пределах установленных лимитов выбросов, согласно разделу «Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения» пункту 1 ставки платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в отношении вещества аммоний-ион составили 2755 руб.

Указанная ставка действовала до 23.09.2016, а именно до введения новых ставок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

Согласно расчету платы за сброс сточных вод с превышением ПДК, подготовленных истцом в отношении вещества аммоний-ион применяется ставка 2 755 руб.

Ввиду чего, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о правомерном включении в расчет платы показатель загрязняющих веществ «аммоний ион» по названной ставке.

Таким образом, с учетом исключения периода, когда Постановление № 1903 не вступило в законную силу по причине его неопубликования для всеобщего сведения, скорректированный судом апелляционной инстанции расчет выглядит следующим образом.

На основании акта контрольного отбора проб сточных вод № 317 от 16.04.2015, отводимых в системы канализации МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска и приложений к нему:

Расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: взвешенные вещества, сульфиды, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 06.05.2015 по 31.05.2015 в сумме 1 868,14 руб.

Расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: взвешенные вещества, сульфиды, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.06.2015 по 30.06.2015 в сумме 4 770,78 руб.

На основании акта контрольного отбора проб сточных вод № 361 от 14.07.2015, отводимых в системы канализации МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска и приложений к нему:

Расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: взвешенные вещества, сульфиды, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.07.2015 по 31.07.2015 в сумме 11 442,05 руб.

Расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: взвешенные вещества, сульфиды, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.08.2015 по 31.07.2015 в сумме 5 691,08 руб.

На основании акта контрольного отбора проб сточных вод № 396 от 22.09.2015, отводимых в системы канализации МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска и приложений к нему:

Расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: сульфиды, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.09.2015 по 30.09.2015 в сумме 1 886,21 руб.

Расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: сульфиды, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.10.2015 по 31.10.2015 в сумме 3 036,32 руб.

Расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК ЗВ (превышены показатели: сульфиды, фосфаты (Р)) в системы канализации г. Новочеркасска за период 01.11.2015 по 30.11.2015 в сумме 1 242,14 руб.

Всего сумма задолженности составляет 29 936,72 руб., в указанной части требования истца заявлены правомерно.

Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что акты отбора сточных вод № 317, № 361, 396 и протоколы к ним не являются надлежащими доказательствами, поскольку составлены с нарушением «ПНД Ф 12.15.1-08 Методических указаний по отбору проб для анализа сточных вод». Суд не учел, что акты составлены представителями истца единолично, что противоречит пунктам 10.1, 10.2 «ПНД Ф 12.15.1-08…».

В соответствии с пунктами 10.1, 10.2 «ПНД Ф 12.15.1-08. Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод» к отбору проб сточных вод допускаются лица не моложе 18 лет, успешно сдавшие экзамен квалификационной комиссии и прошедшие вводный инструктаж по технике безопасности труда и первичный инструктаж на рабочем месте. Перед проведением отбора проб необходимо обязательно ознакомиться с правилами техники безопасности, действующими на конкретном объекте, и выполнять их. Отбор проб сточных вод при производственном контроле сточных вод должны проводить не менее 2-х человек.

Согласно акту № 317 от 16.04.2015 отбор проб проводился с участием двух лиц: со стороны истца – инженером ИЦККВиС Богачевой Л.Б., со стороны ответчика – энергетиком ООО «Тандер-ВП» Нечаевым М.П. Согласно акту № 361 от 14.07.2015 отбор проб проводился с участием двух лиц: со стороны истца – инженером ИЦККВиС Слабинской А.Б., со стороны ответчика – энергетиком ООО «Тандер-ВП» Нечаевым М.П. Согласно акту № 396 от 22.09.2015 отбор проб проводился с участием двух лиц: со стороны истца – инженерами ИЦККВиС Слабинской А.Б., Богачевой Л.Б. со стороны ответчика – инженером Костенко.

Также подлежит отклонению довод жалобы, что в нарушение условий «ПНД Ф 12.15.1-08…» в актах № 317 и № 396 отсутствует указание на время прибытия проб в испытательный центр, отсутствуют доказательства поступления проб на анализ в течение двух часов.

Согласно пункту 11. 5 «ПНД Ф 12.15.1-08 Методических указаний по отбору проб для анализа сточных вод» общие требования по транспортировке проб от места пробоотбора до лабораторию установлено ГОСТ Р 51592-2000.

Согласно приложению № 1 и № 2 ГОСТ Р 51592-2000 максимально рекомендуемый срок хранения проб взвешенных веществ, сульфидов, фосфора составляет 24 часа.

Согласно приложению к протоколу № 697 акт отбора № 317 дата отбора пробы 16.04.2015, дата начала анализа 16.04.2015. Согласно приложению к протоколу № 1041 акт отбора № 396 дата отбора пробы 22.09.2015, дата начала анализа 22.09.2015.

Из указанного следует, что истцом соблюден срок направления проб на анализ, предусмотренный ГОСТ и соответственно условий «ПНД Ф 12.15.1-08…». Иного ответчиком в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы в части заявлены правомерно, решение суда подлежит изменению, исковые требования удовлетворению в части.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Поскольку исковые требования удовлетворены на 91,03% с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1 821 руб. государственной пошлины по иску, а с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию 179 руб. государственной пошлины по иску. Также с истца в пользу ответчика подлежит взысканию 269,10 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

В соответствии со статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2018 по делу № А53-37336/2017 изменить.

Изложить абзацы первый-второй резолютивной части решения в следующей редакции:

«Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Тандем-ВП» (ОГРН 1026102225940, ИНН 6150033221, дата регистрации – 06.12.2002) в пользу муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» г. Новочеркасска (ОГРН 1026102230550, ИНН 6150031979, дата регистрации – 24.12.2002) задолженность за превышение ПДК и загрязняющие вещества за апрель-ноябрь 2015 года в размере 29 936,72 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Тандем-ВП» (ОГРН 1026102225940, ИНН 6150033221, дата регистрации – 06.12.2002) в доход федерального бюджета 1 821 руб. государственной пошлины по иску».

Дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:

«Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» г. Новочеркасска (ОГРН 1026102230550, ИНН 6150031979, дата регистрации – 24.12.2002) в доход федерального бюджета 179 руб. государственной пошлины по иску».

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» г. Новочеркасска (ОГРН 1026102230550, ИНН 6150031979, дата регистрации – 24.12.2002) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тандем-ВП» (ОГРН 1026102225940, ИНН 6150033221, дата регистрации – 06.12.2002) 269,10 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

            Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.

Судья                                                                                             М.Н. Малыхина