ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-38496/2021 от 15.06.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-38496/2021

15 июня 2022 года 15АП-2942/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2022 года.

Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания

ФИО1,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ООО СК «Александра» ФИО2

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 21.01.2022 по делу № А53-38496/2021

по заявлению конкурсного управляющего ООО СК «Александра» ФИО2

к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области (ИНН: <***> ОГРН: <***>)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

конкурсный управляющий ООО СК «Александра» ФИО2 обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области от 16.09.2021 № 216384 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей.

В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для применения положений о малозначительности, а также применения положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Конкурсный управляющий ООО СК «Александра» ФИО2 обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

В отзыве на апелляционную жалобу Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебные заседания не обеспечили.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО СК «Александра» является застройщиком многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Халтурина 4-В, г. Каменск-Шахтинский, для строительства которого привлекаются денежные средства по договорам участия в долевом строительстве.

18.05.2021 в Региональную службу государственного строительного надзора Ростовской области (далее Служба) поступила отчетность застройщика ООО СК «Александра» за 1 кв. 2021 года (вх. 38/2063).

В результате анализа установлено, что отчётность за 1 кв. 2021 года представлена в Службу ФИО2, конкурсным управляющим ООО СК «Александра», с нарушениями требований Приказа Минстроя России от 12.10.2018 №656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства» (далее Приказ №656/пр).

Отчетность представлена с недостоверными и неполными сведениями, что образует состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с чем, 17.06.2021 в адрес заявителя направлено уведомление о необходимости прибыть 22.07.2021 к 10час.-50мин. в Региональную службу государственного строительного надзора Ростовской области по адресу: <...> этаж, кабинет № 3 к главному специалисту сектора по контролю за целевым использованием застройщиками денежных средств ФИО3 для составления протокола об административном правонарушении по факту представления отчетности застройщика за 4 кв. 2020 года и 1 кв. 2021 года c нарушением требований приказа Минстроя России от 12.10.2018 №656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной c привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства».

22.07.2021 главным специалистом сектора по контролю за целевым использованием застройщиками денежных средств Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении №216384, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Бaйрaмбекова Малика Мусaибовича - конкурсного управляющего ООО СК «Александра». Протокол составлен в отсутствие
Бaйрaмбекова M.M., должным образом уведомленного o месте и времени составления протокола.

16.09.2021 заместителем руководителя Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области

вынесено постановление по делу об административном правонарушении №216384 в отношении конкурсного управляющего ООО СК «Александра» ФИО2 о признании его виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначением ему наказание в виде административного штрафа в размере 7000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, конкурсный управляющий ООО СК «Александра» М.М. ФИО2 обратился в суд с заявлением.

Согласно ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно в представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представлении отчетности не в полном объеме.

Субъектами административных правонарушений являются юридические лица - застройщики, имеющие на праве собственности, аренды либо субаренды земельные участки и привлекающие денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» для строительства (создания) на таких земельных участках многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство, а также их руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и которые привлекаются к административной ответственности как должностные лица.

Согласно пункту 6 части 6 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о долевом строительстве) контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - отчетность).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 № 656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства» утверждены формы отчетности и порядок ее предоставления.

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 230 «Об утверждении Положения о Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области» Региональная служба является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, а также контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ростовской области.

Судом первой инстанции установлено, что представленная 15.05.2021 конкурсным управляющим ООО СК «Александра» ФИО2 отчетность застройщика ООО СК «Александра» за 1 кв. 2021 года (вх. 38/2063) составлена с нарушениями Приказа Минстроя России от 12.10.2018 №656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства» (далее-Приказ №656/пр).

Так, в строке 10.2 «размер выданных подрядчикам и поставщикам авансов» Раздела П. «Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства <5>« (далее - Раздел II) указана сумма в 1,74 млн. руб., которая не подтверждается данными раздела Раздел V. «Сводная накопительная ведомость проекта строительства» и бухгалтерским балансом.

Строки подраздела 12, строки 15, 16, строки подраздела 21 Раздела II не заполнены.

В строке 8 «Дебиторская задолженность по оплате договоров долевого участия» Раздела III. «Сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика 18, 19» указана сумма 31,748 млн. руб. Данная информация не подтверждается бухгалтерским балансом и сведениями из Раздела П.

Раздел IV. «Примерный график реализации проекта строительства и обязательств по договорам <19>« не заполнен».

Раздел V. «Сводная накопительная ведомость проекта строительства» не заполнен.

В соответствии с п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 № 43н: «показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности».

Бухгалтерская отчетность представлена в свернутом виде, без соответствующей детализации, пояснений. В бухгалтерском балансе отсутствует наиболее важная информация (детализация) по каждому проекту строительства, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации: информация о стоимости объектов долевого строительства, об остатке денежных средств на специальных расчетных счетах по состоянию на конец отчетного периода, дебиторская (кредиторская) задолженность поставщиков и подрядчиков, сумма неисполненных обязательств и т.д.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что представленная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 1 кв. 2021 года не соответствует установленным требованиям и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ФИО2 имел возможность соблюдать требования законодательства о долевом строительстве, однако не предпринял все зависящие от него меры для их соблюдения.

Ранее ФИО2 привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений (постановление №216112 от 28.04.2021 ч. 2
ст. 14.28 КоАП РФ - штраф 5000 руб., постановление №216250 от 29.06.2021 ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ - штраф 10000 руб., №206384 от 26.08.2020 ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ - штраф 5000 руб., №206379 от 26.08.2020 ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ - штраф 5000 руб.), что является отягчающим вину обстоятельством.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии обязанности у организации-застройщика по предоставлению ежеквартальной отчетности в связи с введением в ее отношении процедуры банкротства не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку Федеральный закон №214-ФЗ не предусматривает наличие процедуры банкротства в качестве основания освобождения юридического лица от обязанности предоставления ежеквартальной отчетности. Федеральным законом №127-ФЗ также не предусмотрено каких-либо специальных правил и исключений.

Как следует из Приказа №656/пр, отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода, за исключением отчетности за IV квартал, которая предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 90 календарных дней после окончания IV квартала. В связи с тем, ФИО2 приступил к исполнению обязанностей конкурсного управляющего ООО «СК «Александра» 04.03.2021, обязанность по предоставлению ежеквартальной отчетности застройщика лежала именно на нем.

Довод заявителя о том, что с даты введения в отношении застройщика процедуры банкротства, защита интересов граждан, заключивших договоры участия в долевом строительстве с должником до указанной даты, регламентируется Законом о банкротстве, а не Федеральным законом № 214-ФЗ отклоняется судом апелляционной инстанции, так как введение конкурсного производства не влечет утраты обществом статуса застройщика, а, следовательно, сохраняются обязанности по исполнению требований Федерального закона № 214-ФЗ.

Ссылка ФИО2 в обоснование своей позиции на ч. 2.2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ, согласно которой решение арбитражного суда о признании банкротом застройщика влечет прекращение его права на привлечение денежных средств - граждан участников долевого строительства является несостоятельной по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 214-ФЗ» действие положений частей 2.2 - 2.6 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ, распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется после 1 января 2017 года.

ООО СК «Александра» первый договор участия в долевом строительстве зарегистрирован во втором квартале 2013, то есть до 01.01.2017, следовательно, на него ч. 2.2 ст. 3 Федерального закона № 214-ФЗ не распространяется.

Ссылка на определение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2021 об отказе в истребовании доказательств у бывшего руководителя должника не принимается апелляционной инстанцией, поскольку в указанном определении суд разъяснил конкурсному управляющему, что данные документы отсутствуют у лица, к которому предъявлено требование.

В определении Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2021 об отказе в истребовании доказательств суд разъяснил конкурсному управляющему, что всю необходимую документацию, в частности проектную документацию и архитектурные решения, возможно истребовать в регистрирующих органах.

Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.06.2022 по делу № А53-34985/2021.

Кроме того, информация о количестве заключенных договоров участия в долевом строительстве является общедоступной, содержится в Росреестре, всю необходимую документацию, в частности проектную документацию и архитектурные решения, возможно истребовать в регистрирующих органах.

Со всеми необходимыми документами конкурсный управляющий мог ознакомиться в Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области.

В ответе Службы № 38/2702 от 30.03.2021 на запрос ФИО2. о представлении копий документов в отношении ООО СК «Александра» конкурсному управляющему предлагалось, учитывая большой объем запрашиваемых документов и отсутствие у Службы материальных и технических ресурсов, самостоятельно ознакомиться с имеющимися в Службе документами и сделать с них фотокопии. Довод ФИО2 о том, что в Южном межрайонном отделе Службы 17.01.2022 представителю конкурсного управляющего документы не были представлены в связи с их отсутствием не подтвержден документально.

Все необходимые документы, а именно последнюю отчетность застройщика за 3 квартал 2018 года, выписку из ЕГРН о договорах участия в долевом строительстве Служба представляла по запросу суда в рамках дела о банкротстве ООО СК «Александра» вместе с отзывом №38/306 от 18.01.2021 и непосредственно конкурсному управляющему ФИО2 письмом № 38/2702 от 30.03.2021. Также ФИО2 по его запросу Службой направлялась отчетность застройщика за 1, 2 кварталы 2018 года письмом № 38/2805 от 05.04.2021.

Доказательств истребования информации из иных государственных органов (в том числе ФНС, Росреестра), организаций, конкурсным управляющим ООО СК «Александра» ФИО2 не представлено.

Согласно части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Вина конкурсного управляющего ООО СК «Александра» ФИО2 выразилась в пренебрежительном отношении к формальным требованиям публичного права, что посягает на общественные отношения, возникающие в особо регулируемой сфере - в сфере долевого строительства многоквартирных жилых домов, что нарушает права, как участников долевого строительства, так и граждан, которые могут стать участниками долевого строительства.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, поскольку административное правонарушение совершено не впервые.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, носит формальный характер, для привлечения к ответственности по данной норме не имеют значения мотивы невыполнения обязанности.

В пункте 16 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от 19.07.2017, четко сказано, что административные правонарушения в сфере долевого строительства ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не могут быть признаны малозначительными.

Кроме того, данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующему законодательству в области долевого строительства.

Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Судом апелляционной инстанции не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов конкурсного управляющего общества.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2022 по делу
№ А53-38496/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.

Судья М.В. Соловьева