АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар
Дело № А53-4251/2014
06 мая 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 14.06.2012), ФИО2 (доверенность от 10.09.2013), от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Международная Зерновая Компания – Юг» (ИНН <***>) – ФИО3 (доверенность от 19.05.2014), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Международная Зерновая Компания – Юг» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.09.2014 (судья Тютюник П.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.01.2015 (судьи Попов А.А., Ломидзе О.Г., Малыхина М.Н.) по делу № А53-4251/2014, установил следующее.
ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» (далее – железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском
к ООО «Международная Зерновая Компания – Юг» (далее – общество) о взыскании 2 247 206 рублей 03 копеек платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по обстоятельствам, зависящим от общества (уточненные требования).
Решением от 01.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.01.2015, с общества в пользу железной дороги взыскано 2 247 206 рублей 03 копейки платы за нахождение вагонов на путях общего пользования и 10 190 рублей 04 копейки расходов по уплате государственной пошлины, в доход федерального бюджета – 24 045 рублей 99 копеек государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается задержка вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по обстоятельствам, зависящим от общества (пути необщего пользования были заняты дольше расчетного времени, что повлекло скопление прибывших в адрес ответчика вагонов на путях общего пользования). Взысканная плата предусмотрена соглашением сторон и Тарифным руководством № 2.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, суды необоснованно признали акты общей формы № 1/538 и 1/539 надлежащим основанием для взыскания платы в размере 92 883 рублей 40 копеек. Указанные акты составлены в отношении другого грузополучателя – ОАО «Изобильный хлебопродукт». Акты общей формы № 1/371 и 1/410 также не могут служить основанием для взыскания платы, поскольку в них не указано время (начало и окончание) задержки вагонов. Расчет платы за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, принятый судами, не соответствует действующему законодательству и условиям соглашений от 26.12.2012 № 426/3/1 и от 28.12.2012 № 443/3/1 на предоставление контрагентом пути необщего пользования для производства грузовых операций грузоотправителям, грузополучателям (далее – соглашения № 426/3/1 и 443/3/1). Так, при расчете следовало брать размер платы за пользование вагонами-зерновозами (третья группа вагонов в Тарифном руководстве № 2). Плата за нахождение 15 вагонов-зерновозов по акту № 1/702 составляет 2916 рублей (без НДС), а не 9211 рублей 50 копеек, как рассчитал суд. Истец неправильно рассчитал плату с учетом коэффициента 2,952, установленного приказом ФСТ России от 06.12.2011 № 316-т/1 «Об индексации ставок, тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "РЖД"» (далее – приказ ФСТ № № 316-т/1) для ставки Тарифного руководства № 2 «Плата за пользование вагонами, контейнерами», поскольку соглашения № 426/3/1 и 443/3/1 не предусматривают возможности применения при расчете платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования каких-либо коэффициентов. Общество считает правильным представленный им контррасчет.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к ней железная дорога просит отказать в удовлетворении жалобы. Истец пояснил, что плата по актам общей формы № 1/538 и 1/539 начислена до 31.08.2013 – даты передачи ответчиком вагонов ОАО «Изобильный хлебопродукт». По делам № А53-17026/2013 и А53-9454/2014 суды признали обоснованным взыскание платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования с учетом коэффициента индексации, установленного приказом ФСТ № № 316-т/1. Эти обстоятельства имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора. Условие об индексации предусмотрено в пункте 22 Тарифного руководства № 2. В пунктах 3.1.4 соглашений № 426/3/1 и 443/3/1 стороны согласовали ставки и порядок их применения, предусмотренные в пунктах 2.1, 9 и 22 Тарифного руководства № 2. Ответчик пользуется услугами железной дороги много лет и всегда вносил плату, рассчитанную с применением коэффициента индексации, установленного ФСТ России.
В связи с нахождением судьи Рогальского С.В. в трудовом отпуске определением председателя второго судебного состава от 27.04.2015 произведена замена на судью Кухаря В.Ф.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 28.12.2012 железная дорога (перевозчик), общество (пользователь) и ООО «Изобильненский мелькомбинат» (контрагент) заключили соглашение № 443/3/1, по условиям которого контрагент предоставляет грузовладельцу во временное пользование железнодорожные подъездные пути необщего пользования для производства грузовых операций. Аналогичное по содержанию соглашение № 426/3/11 общество (пользователь) заключило 26.12.2011 с железной дорогой (перевозчик) и ООО «Агромаркет» (контрагент).
Пунктами 1.3 соглашений № 426/3/1 и 443/3/1 предусмотрено, что грузовладелец оплачивает перевозчику сборы и платежи в соответствии с разделом 3. В силу пунктов 3.1.4 соглашений грузовладелец (общество) вносит перевозчику плату за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, грузоотправителя, пользователя, контрагента в размере 50 процентов от ставок плат, приведенных в таблицах № 9 и 10 Тарифного руководства № 2.
Суды установили, что с августа по декабрь 2013 года на станцию Изобильная в адрес общества прибывали вагоны с грузом. В ходе исполнения перевозчиком заявок на перевозку порожних вагонов на станции скопились вагоны, поступившие в адрес общества. В подтверждение простоя прибывших в адрес общества вагонов истец представил акты общей формы, в которых указано время начала простоя. Акты подписаны ответчиком без разногласий. В подтверждение довода о нарушении обществом технологических норм выгрузки железная дорога представила акты общей формы, в которых указано время окончания простоя и которые подписаны ответчиком с разногласиями.
Суды оценили доводы сторон о времени нахождения железнодорожных вагонов на путях общего пользования в связи с задержкой их приема и ожиданием подачи на путь необщего пользования и установили, что вагоны задержаны по причине, зависящей от общества (в связи с нарушением ответчиком технологических норм выгрузки).
Довод общества о том, что акты общей формы № 1/538 и 1/539 не являются основанием для взыскания платы в порядке пункта 3.1.4 соглашения № 443/3/1, поскольку составлены в отношении ОАО «Изобильный хлебопродукт», оценен судами первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен. Общество не отрицает, что вагоны № 59450098, 59176677 и 59093351, простой которых зафиксирован в названных актах, поставлены обществу по его заявке. Это подтверждается дорожными ведомостями, в которых грузополучателем спорных вагонов указано общество. Железная дорога на основании распорядительного письма вагоноотправителя 31.08.2013 перенаправила эти вагоны ОАО «Изобильный хлебопродукт». Простой спорных вагонов, поступивших в адрес общества, подтверждается актом общей формы от 11.08.2013 № 1/371, согласно которому вагоны № 59450098 и 59176677 простаивали на 4-м пути общего пользования в ожидании фронта погрузки по вине ответчика (время начала простоя: 08 часов 30 минут 11.08.2013). Простой вагона № 59093351 зафиксирован в акте общей формы от 13.08.2013 № 1/410, согласно которому по вине ответчика простой на общем пути станции в ожидании фронта погрузки начался в 10 часов 00 минут 13.08.2013. От имени общества акты подписаны ФИО4 и ФИО5, действовавшими по доверенностям общества. 31 августа 2013 года спорные вагоны переданы ОАО «Изобильный хлебопродукт». Железная дорога рассчитала плату за пользование вагонами до 31.08.2013. Время окончания простоя, допущенного по вине ответчика, подтверждается актами общей формы от 31.08.2013 № 1/538 и 1/539, согласно которым простой вагонов № 59450098 и 59176677 окончился в 14 часов 00 минут, вагона № 59093351 – в 10 часов 00 минут. Общество документально не опровергло выводы судов.
Довод общества о необоснованном применении истцом коэффициента инфляции 2,952 оценен судом апелляционной инстанции и правильно отклонен.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее – Устав), предусматривает, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 № 35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2). Согласно пункту 12 Тарифного руководства № 2 за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах № 9 и 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства № 2. Пунктами 3.1.4 соглашений № 426/3/11 и 443/3/1 предусмотрена аналогичная плата.
Согласно пункту 22 Тарифного руководства № 2 индексация платы за пользование вагонами, контейнерами и размеров уменьшения действующих тарифов, определенных в соответствии с названным Тарифным руководством, осуществляется одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. В спорный период приказом ФСТ № 316-т/1 установлен коэффициент к ставкам платы за пользование вагонами, контейнерами и размером уменьшения действующих тарифов, установленных Тарифным руководством № 2 в размере 2,952. Суд апелляционной инстанции указал, что железная дорога является субъектом естественной монополии, поэтому плата в пунктах 3.1.4 соглашений установлена не произвольно, а в размере 50% от ставок таблицы № 9 Тарифного руководства № 2 (пункт 12 Тарифного руководства № 2).
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 30.11.2010 № ГКПИ10-1331 пришел к следующим выводам. Плата за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, поименованная в пункте 12 Тарифного руководства как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей правовой природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта). Регулирование ФСТ размера данной платы, обозначенной в статье 39 Устава как плата за пользование вагонами, контейнерами, является правомерным, поскольку Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относит железнодорожные перевозки к сферам деятельности субъектов естественных монополий (статья 4) и определяет, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 6). Правительством Российской Федерации в Перечне работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденном постановлением от 05.08.2009 № 643, определено, что плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности регулируется государством. Пунктом 5.3.1.21 Положения о ФСТ России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, данная Служба уполномочена на установление тарифов, сборов и платы, связанных с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита). Следовательно, установив в пункте 12 Тарифного руководства № 2 размер платы за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, Федеральная служба по тарифам не вышла за пределы своей компетенции и не допустила нарушения требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Положением пункта 12 Тарифного руководства № 2 обеспечивается реализация права заинтересованных лиц оплачивать услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок по ценам (тарифам), регулируемым государством.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности индексации платы за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, соответствует нормам материального права.
Ссылка общества на то, что суд неправильно принял расчет истца в части платы за нахождение 15 вагонов-зерновозов по акту № 1/702, несостоятельна. Истец рассчитал плату в соответствии с Тарифным руководством № 2 и таблицей № 9.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.01.2015 по делу № А53-4251/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.В. Леонова
Судьи В.Ф. Кухарь
Ю.В. Рыжков