ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-43450/2021 от 31.08.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-43450/2021

13 сентября 2022 года 15АП-12138/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сулименко Н.В.,

судей Долговой М.Ю., Емельянова Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,

при участии в судебном заседании:

от акционерного общества «Ростовское»: представитель ФИО2 по доверенности от 20.06.2022,

от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону: представитель ФИО3 по доверенности от 17.12.2021, представитель ФИО4 по доверенности от 18.07.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Ростовское» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2022 по делу № А53-43450/2021 об отказе в удовлетворении заявления акционерного общества «Ростовское» о признании действий налогового органа незаконными,

заинтересованное лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Ростовское» (далее - заявитель, АО «Ростовское») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) с заявлением:

о признании незаконными действий ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону в части исчисления земельного налога за 2020 год в отношении земельных участков АО «Ростовское» с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:17914, 61:44:0082615:17915, 61:44:0082615:17916, 61:44:0082615:17917, 61:44:0082615:13136, 61:44:0082615:239;

об обязании ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону при исчислении земельного налога за 2020 год: в отношении земельных участков
АО «Ростовское» с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:17914, 61:44:0082615:17915, 61:44:0082615:17916, 61:44:0082615:17917, 61:44:0082615:13136 исчислить налог по ставке 0,3 % в соответствии с подпунктом
1 пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации без повышающих коэффициентов, предусмотренных частью 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации; в отношении земельного участка АО «Ростовское» с кадастровым номером 61:44:0082615:239, занятого объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, исчислить налог по ставке 0,3% в соответствии с подпунктом
1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования, просил суд: признать незаконными действия ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону по исчислению земельного налога за 2020 год в сообщении № 1095769 от 28.07.2021 в отношении земельных участков АО «Ростовское» с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:17914, 61:44:0082615:17915, 61:44:0082615:17916, 61:44:0082615:17917, 61:44:0082615:13136 с применением повышающих коэффициентов 2 и 4, как несоответствующие положениям части 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации; обязать ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону исчислить земельный налог за 2020 год в отношении земельных участков АО «Ростовское» с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:17914, 61:44:0082615:17915, 61:44:0082615:17916, 61:44:0082615:17917, 61:44:0082615:13136 по ставке 0,3 % в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации без повышающих коэффициентов, предусмотренных частью 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

В остальной части АО «Ростовское» заявило отказ от требования и просило прекратить производство по делу в этой части.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2022 по делу
№ А53-43450/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2022 по делу № А53-43450/2021, АО «Ростовское» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконными действия ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону по исчислению земельного налога за 2020 год, в сообщении № 1095769 от 28.07.2021, в отношении земельных участков АО «Ростовское» с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:17914, 61:44:0082615:17915, 61:44:0082615:17916, 61:44:0082615:17917, 61:44:0082615:13136 с применением повышающих коэффициентов 2 и 4, как несоответствующие положениям части 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации; обязать ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону исчислить земельный налог за 2020 год в отношении земельных участков АО «Ростовское» с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:17914, 61:44:0082615:17915, 61:44:0082615:17916, 61:44:0082615:17917, 61:44:0082615:13136 по ставке 0,3 % в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации без повышающих коэффициентов, предусмотренных частью 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации; в остальной части требований, касающихся земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:239, производство по делу прекратить.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Податель жалобы указал, что заявитель уточнил заявленные требования, отказался от требования в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:239, просил принять отказ от требования в этой части и прекратить производство по делу. Вместе с тем, суд отказал АО «Ростовское» в удовлетворении заявления, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:239. Апеллянт указал, что при рассмотрении дела суд не учел правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в определении от 17.05.2021
№ 309-ЭС20-11143. По мнению апеллянта, до завершения освоения кварталов I-1, I-2, I-3, I-4, I-5, I-6, I-7, I-12, II-1, II-9, относящихся к I этапу строительства, и до снятия ограничения - выноса линии ограничения воздушных судов, выполняющих взлет с аэродрома «Центральный», АО «Ростовское» не сможет приступить к освоению земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:17914, 61:44:0082615:17915, 61:44:0082615:17916, 61:44:0082615:17917, 61:44:0082615:13136, которые согласно утвержденному проекту планировки входят во второй этап освоения территории. Действующим в настоящее время проектом планировки, утвержденным постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 06.11.2020, не определены сроки освоения 603,9 га. Однако согласно первоначальной документации по планировке территории, расчетный срок освоения 603,9 га - 2030 год. Изначально установленный срок освоения 603,9 га не истек, при этом, исходя из наличия ограничений в виде линии ограничений воздушных судов, выполняющих взлет с аэродрома «Центральный», срок освоения 603,9 га установить невозможно, однако он, по мнению апеллянта, будет позже 2030 года, в связи с этим основания для признания общества уклоняющимся от освоения земельных участков для целей жилищного строительства и извлечения необоснованной выгоды от такого уклонения не имеется. Податель жалобы указал, что даже после снятия градостроительных ограничений и завершения освоения кварталов, входящих в 1 этап строительства, только с даты выдачи разрешения на строительство общество сможет начать осуществлять застройку земельных участков, размежеванных под каждый объект строительства. По мнению апеллянта, с даты выдачи разрешений на строительство начинает течь трехлетний срок строительства, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 НК РФ, для АО «Ростовское» в отношении земельного участка, сформированного для строительства конкретного объекта и имеющего вид разрешенного использования - для жилищного строительства. Кроме того, налогоплательщик считает, что исчисление земельного налога в отношении указанных земельных участков должно осуществляться без применения повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку на момент регистрации права на данные земельные участки их разрешенное использование не имело вид, предусматривающий жилищное строительство.

В отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных пояснениях по делу Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2022 по делу № А53-43450/2021проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 26.05.2021 инспекцией сформировано сообщение № 504243, согласно которому сумма исчисленного земельного налога за 2020 год составила 40 036 586 руб.

Налогоплательщик не согласился с суммой исчисленного земельного налога за 2020 год и 07.06.2021 представил свои пояснения.

Инспекция, рассмотрев пояснения налогоплательщика, произвела перерасчёт сумм земельного налога за 2020 год и направила в адрес АО «Ростовское» сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога № 1095769 от 28.07.2021, в соответствии с которым сумма исчисленного земельного налога за 2020 год с учётом перерасчёта составила 42 331 070 руб.

Налогоплательщик, не согласившись с суммой исчисленного налоговым органом земельного налога за 2020 год, предъявленной в сообщении от 28.07.2021 № 1095769, представил пояснения от 17.08.2021, в которых выразил несогласие в отношении исчисленной за 2020 год суммы земельного налога.

Инспекция, рассмотрев пояснения заявителя исх. № 12-14/017280@ от 13.09.2021 с мотивированным обоснованием своей позиции, сообщила АО «Ростовское», что сумма исчисленного земельного налога за 2020 год в размере 42 331 070 руб. является правомерной и перерасчёту не подлежит.

АО «Ростовское», не согласившись с сообщением об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога № 1095769 от 28.07.2021, в порядке, предусмотренном статьёй 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилось в УФНС России по Ростовской области с апелляционной жалобой.

Решением УФНС России по Ростовской области от 12.11.2021 № 15-18/4207 в удовлетворении жалобы отказано, действия Инспекции признаны правомерными.

Полагая, что вышеуказанные действия налоговой инспекции являются незаконными и нарушают права общества, АО «Ростовское» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в признании незаконным начисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:239 по ставке 1,5 процента, суд исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка не отвечает требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, на спорном земельном участке отсутствуют объекты жилищного фонда. Суд пришел к выводу, что представленные в материалы дела разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию очистных сооружений поверхностных стоков жилой застройки военного городка № 140 Октябрьского района г. Ростова-на-Дону не свидетельствуют об их использовании и функционировании. Документальное подтверждение функционирования указанных очистных сооружений для эксплуатации жилищного фонда в материалы дела не представлено.

Суд первой инстанции указал, что довод заявителя о неправомерности применения инспекцией в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:239 ставки земельного налога за 2020 год в размере 1,5 % является необоснованным.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (часть 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу (часть 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.10.2013
№ 3862/13, предусмотренное частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право истца на отказ от иска вытекает из принципа диспозитивности, согласно которому стороны свободно распоряжаются своими процессуальными правами.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.05.2011 № 10-П, присущий гражданским правоотношениям принцип диспозитивности, в силу которого граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), распространяется и на процессуальные отношения, связанные с рассмотрением в судах в порядке гражданского судопроизводства споров, возникающих в ходе осуществления физическими и юридическими лицами предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В гражданском судопроизводстве диспозитивность означает, что процессуальные отношения возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорных материальных правоотношений, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться процессуальными правами и спорным материальным правом.

Таким образом, при отказе от иска волеизъявление истца должно быть направлено на прекращение процесса вследствие утраты интереса к судебному рассмотрению спора и нежелания дальнейшего использования механизмов судебной защиты для защиты конкретного субъективного права.

Из информации, размещенной в Картотеке арбитражных дел по делу
№ А53-43450/2021 (https://kad.arbitr.ru/), следует, что 28.04.2022 АО «Ростовское» подало в Арбитражный суд Ростовской области дополнение к заявлению, в котором общество уточнило требование и отказалось от требования в остальной части, просило принять частичный отказ от требования и прекратить производство по делу в этой части.

Суд принял уточнение требования, однако отказал в удовлетворении заявленного требования в полном объеме. В мотивировочной части решения суд дал оценку действиям налогового органа по исчислению земельного налога за 2020 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:239.

Таким образом, отказ от исковых требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:239 не рассмотрен судом первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель
АО «Ростовское» поддержал заявление об отказе от исковых требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:239.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение принято судом без учета заявленного АО «Ростовское» ходатайства о частичном отказе от исковых требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:239, заявление рассмотрено по существу.

Не рассмотрев ходатайство АО «Ростовское» о частичном отказе от исковых требований, суд первой инстанции тем самым нарушил принцип диспозитивности и рассмотрел по существу требование в отношении вышеуказанного земельного участка.

Исходя из вышесказанного, в связи с нарушением судом норм процессуального права, судебная коллегия не может признать решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2022 по делу № А53-43450/2021 законным и обоснованным в части отказа в признании незаконным начисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:239 по ставке 1,5 процента.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, ходатайство об отказе от иска в части подлежит рассмотрению апелляционным судом.

Заявление о частичном отказе от иска подписано представителем АО «Ростовское» ФИО2, действующей на основании доверенности от 06.12.2021, содержащей полномочия на отказ от требований.

Суд апелляционной инстанции принимает частичный отказ от заявления, как не противоречащий закону и не нарушающий права других лиц.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Согласно пункту 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу.

При изложенных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2022 по делу № А53-43450/2021 подлежит отмене в части отказа в признании незаконным начисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:239 по ставке 1,5 процента. В отмененной части суд апелляционной инстанции принимает новый судебный акт о прекращении производства по заявлению в указанной части.

Отказывая АО «Ростовское» в удовлетворении остальной части заявления, суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожшненного наследуемого владения.

На основании пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд установил, что АО «Ростовское» создано путем реорганизации в форме преобразования 01.06.2009. Правопредшественником являлось Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Ростовское» Минобороны России.

В период времени 2012 - 2013 годы АО «Ростовское» являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:563.

Земельные участки 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:236 образовались из земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:119, а земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082615:563 образовался из земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:234.

Земельные участки 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:563 на момент их образования (в результате межевания и регистрации АО «Ростовское» права собственности) имели вид разрешённого использования - для специального назначении, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности: на земельный участок 61:44:0082615:236 от 03.10.2012, на земельный участок 61:44:0082615:232 от 03.10.2012, на земельный участок 61:44:0082615:563 от 30.04.2013.

С 1 января 2021 года утратили силу положения статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязанность налогоплательщика-организации по истечении налогового периода представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

В соответствии с пунктом 5 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями составление, передача (направление) указанным налогоплательщикам-организациям сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4-7 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации сообщение составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - организациями в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

В связи с этим в целях обеспечения полноты уплаты земельного налога налоговыми органами направляются сообщения налогоплательщикам-организациям об исчисленных им суммах налога.

Инспекция сформировала сообщение № 504243 от 26.05.2021, согласно которому сумма исчисленного земельного налога за 2020 год по указанному сообщению составила 40 036 586 руб.

Инспекция в соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации произвела перерасчет земельного налога за 2020 год по сообщению об исчисленной налоговым органом сумме № 504243 и сформировала уточненное сообщение от 28.07.2021 № 1095769.

В соответствии с пунктом 6 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации АО «Ростовское» представило пояснения о несогласии с начисленной суммой земельного налога по причине применения налоговым органом при расчете налога повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу первому пункта 7 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации представленные налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения налоговым органом дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение).

О результатах рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение) в срок, указанный в абзаце первом пункта 7 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, а в случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в сообщении об исчисленной сумме налога, изменилась, налоговый орган передает (направляет) налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти дней после составления такого сообщения.

Руководствуясь указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, инспекция направила на пояснения, представленные АО «Ростовское», письменный ответ от 13.09.2021 № 12-14/017280.

В сообщении № 1095769 от 28.07.2021 Инспекция указала, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082615:17914, 61:44:0082615:17915, 61:44:0082615:17916, 61:44:0082615:17917 в соответствии с пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации применен повышающий коэффициент 2. Сумма по уточненному расчету составила 42 331 070 руб. (к доплате 32 294 483 руб.).

В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется правообладателем земельных участков самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований.

Согласно Правилам землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденным решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 № 86, территория, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:234, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:563, относится к зоне многофункциональной общественно-жилой застройки.

В соответствии со статьей 33 Градостроительного регламента зоны многофункциональной общественно-жилой застройки (ПЗЗ города Ростова-на-Дону) в составе перечня видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков одним из основных видов разрешенного использования является - многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания.

На основании пункта 4 статьи 2 Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 30.10.2018 № 595, при расчете налога за земли, используемые для проектирования и строительства объектов, применяется ставка по соответствующему виду использования земельного участка; порядок применения данной нормы в отношении земельных участков на условиях осуществления на них жилищного строительства указан в пунктах 15, 16 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, Ростовской-на-Дону городской Думой для правообладателей земельных участков, входящих в зону многофункциональной общественно-жилой застройки, или по иным подобным основаниям специальные льготы по земельному налогу не установлены.

Суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082615:232 выделен 03.10.2012 из земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:119 площадью 4 046 479 кв.м., снятого с кадастрового учета 05.10.2012. Кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 61:44:0082615:119 составляла
5 711 159 995,81 руб.

Земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082615:232, площадью 294 394 кв.м. является вновь образованным земельным участком, кадастровая стоимость которого в 2012 году на дату регистрации прав за АО «Ростовское» (номер свидетельства о государственной регистрации права 61-61-01/525/2012-407) составила 415 504 747,66 руб. Согласно указанному выше свидетельству о регистрации права от 01.12.2015, разрешенное использование земельного участка - многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания.

Земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082615:236 также выделен 03.10.2012 из земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:119. Площадь земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:236 составляет 493 994 кв.м. и этот земельный участок является вновь образованным земельным участком, кадастровая стоимость которого в 2012 году на дату регистрации прав за АО «Ростовское» (номер свидетельства о государственной регистрации права 61-61-01/525/2012-403) составила
697 218 191,66 руб.

Согласно указанному выше свидетельству о регистрации права от 01.12.2012, разрешенное использование земельного участка - многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания.

Земельным участком с кадастровым номером 61:44:0082615:13136
АО «Ростовское» владеет с 07.12.2017, площадь земельного участка 320 540 кв. метров, кадастровая стоимость 873 150 960 руб., разрешенное использование - многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания.

Земельным участком с кадастровым номером 61:44:0082615:17914
АО «Ростовское» владеет с 22.07.2020, площадь земельного участка 106 447 кв. метров, кадастровая стоимость 428 758 936 руб., разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (многоквартирный жилой дом, объекты обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома).

Земельным участком с кадастровым номером 61:44:0082615:17915
АО «Ростовское» владеет с 22.07.2020, площадь земельного участка 116 248 кв. метров, кадастровая стоимость 468 236 482 руб., разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (многоквартирный жилой дом, объекты обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома).

Земельным участком с кадастровый номером 61:44:0082615:17916
АО «Ростовское» владеет с 22.07.2020, площадь земельного участка 90 811 кв. метров, кадастровая стоимость 365 778 535 руб., разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (многоквартирный жилой дом, объекты обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома).

Земельным участком с кадастровый номером 61:44:0082615:17917
АО «Ростовское» владеет с 22.07.2020, площадь земельного участка 90217 кв. метров, кадастровая стоимость 363 385 956 руб., разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (многоквартирный жилой дом, объекты обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома).

Как указал налогоплательщик, земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082615:17914, 61:44:0082615:17915, 61:44:0082615:17916, 61:44:0082615:17917 получены в результате межевания земельного участка с кадастровый номером 61:44:0082615:236.

В соответствии с решением Ростовского областного суда от 06.06.2016
№ 3а-443/2016 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:563, 61:44:0082615:236 была изменена, при этом в указанном выше судебном акте спорные земельные участки указаны с видом разрешенного использования по кадастровому паспорту - многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания. Указанные изменения кадастровой стоимости применяются за налоговый период 2015 года.

Таким образом, все спорные земельные участки, перечисленные налогоплательщиком, являются вновь образованными земельными участками, право собственности на которые согласно документам, имеющимся в распоряжении инспекции, принадлежит АО «Ростовское».

Правообладателем вновь образованных спорных земельных участков в 2020 году является АО «Ростовское», поскольку они были выделены путем межевания из более крупных земельных участков, правообладателем которых также являлось
АО «Ростовское».

Все спорные земельные участки в результате их выделения изменили свою площадь, что повлекло за собой присвоение каждому из вновь образованных земельных участков кадастрового номера, регистрацию прав собственника, изменение даты возникновения и прекращения прав собственности. Следовательно, права в отношении всех спорных земельных участков приобретены правообладателем АО «Ростовское» после 1 января 2008 года, поскольку эти земельные участки были выделены путем межевания, начиная с октября 2012 года из более крупных земельных участков, также принадлежащих АО «Ростовское». У спорных земельных участков на дату расчета земельного налога за налоговый период 2020 года вид разрешенного использования предусматривает многоэтажное жилищное строительство.

В соответствии со статьёй 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение вида разрешённого использования земельного участка осуществляется правообладателем земельных участков самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований.

АО «Ростовское» самостоятельно, без получения дополнительных разрешений и согласований, изменяло вид размешенного использования. На все спорные земельные участки правообладателем произведена регистрация прав.

В пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлены правовые последствия отсутствия на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости, а именно - применение повышающих коэффициентов к ставке 0,3 %. Указанное регулирование связано с земельным участком и с установленным для него видом разрешенного использования, а не с собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком.

Каких-либо иных исключений для применения коэффициентов, кроме осуществления физическими лицами индивидуального жилищного строительства, законодательство не предусматривает.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, данное регулирование, принятое федеральным законодателем в рамках его дискреции в налоговой сфере, по своему содержанию направлено на стимулирование (с использованием налоговых механизмов) соблюдения этапов строительства объектов жилья, что не может расцениваться как нарушение конституционных прав плательщиков земельного налога (определения от 27.06.2017 № 1169-0, от 23.04.2020 № 821-0, от 23.07.2020 № 1646-0).

Согласно части 1 статьи 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории.

Исходя из системного толкования указанных выше норм следует, что пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по общему правилу применяется на условиях осуществления на них жилищного строительства в отношении земельных участков с разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях жилищного строительства». Налогоплательщик в случае неосвоения земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не лишен права применять пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3 %), однако от исчисления налога с учетом повышающего коэффициента не освобожден.

Из материалов дела следует, что в связи с обращением ОАО «Ростовское» от 04.10.2012 № 187, Администрация города Ростова-на-Дону приняла постановление от 15.11.2012 № 984 «О разрешении ОАО «Ростовское» разработки документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) территории военного городка № 140, расположенной в Октябрьском районе», в соответствии с которым ОАО «Ростовское» было разрешено разработать документацию по планировке территории (проект планировки и проект межевания) площадью 603,9 га территории военного городка № 140, расположенной в Октябрьском районе. Документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) была утверждена постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 09.02.2015 № 50 «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) военного городка № 140, расположенной в Октябрьском районе города Ростова-на-Дону, площадью 603,9 га».

Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 06.11.2020 № 1161 «Об утверждении документации по планировке территории в целях корректировки проекта планировки территории военного городка № 140, расположенной в Октябрьском районе города Ростова-на-Дону, и подготовки в его составе проекта межевания территории I и V жилых районов (корректировка), II, III и IV жилых районов» постановление от 09.02.2015 № 50 признано утратившим силу.

Из содержания вышеуказанных постановлений Администрации города Ростова-на-Дону не усматривается, что АО «Ростовское» осуществляет жилищное строительство на основании договора о развитии застроенной территории. Для налогоплательщика не установлены сроки освоения территории и этапов строительства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 15.10.2020 №309-ЭС20-11143, существенным для неприменения повышающих коэффициентов является условие договора об обязательстве лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории.

АО «Ростовское» не представило договор о развитии застроенной территории, заключенный с органом местного самоуправления.

В этой связи ссылка налогоплательщика на указанное определение Верховного Суда РФ является необоснованной.

Суд апелляционной инстанции отклоняет, как необоснованный, довод налогоплательщика об отсутствии у него объективной возможности осуществлять застройку на спорных земельных участках, так как данные участки не попадают в первый этап освоения территории. В рассматриваемом случае для налогоплательщика не установлены сроки освоения территории и сроки первого этапа строительства. Объективных препятствий для освоения территории не имеется.

Вид разрешенного использования спорных земельных участков предусматривает многоэтажную жилую застройку, то есть строительство многоквартирных жилых домов, объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов.

На спорных земельных участках отсутствуют объекты недвижимости; не получены разрешения на строительство; не начат процесс межевания участков под конкретные объекты строительства; отсутствует договор с администрацией муниципального образования на освоение застраиваемой территории, на которой расположены спорные земельные участки.

Учитывая фактические обстоятельства дела, исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции обоснованно отказал АО «Ростовское» в удовлетворении заявленного требования, поскольку инспекции обоснованно применила повышающие коэффициенты, предусмотренные пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении земельного налога за 2020 год.

Давая правовую оценку доводам налогоплательщика, судебная коллегия исходит из того, что указанные им обстоятельства не свидетельствуют о наличии объективных причин, препятствующих началу строительства.

Определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3% является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.

Неосвоение земельных участков, приобретенных для жилищного строительства, в связи с не завершением первого этапа строительства и неполучением разрешений на строительство, не лишает налогоплательщика права на применение пониженной ставки (в пределах 0,3%), однако исчисление налога должно осуществляться с учетов повышенного коэффициента, установленного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявляя о неправомерном применении повышающего коэффициента при исчислении земельного налога, общество ставит себя в более привилегированное положение по сравнению с другими налогоплательщиками земельного налога, что нарушает закрепленное в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации требование равного отношения к налогоплательщикам, поскольку налогоплательщики не должны подвергаться различному налогообложению в отсутствие к тому разумных и объективных причин, согласующихся с природой налога.

Налогоплательщик заявил довод о том, что исчисление земельного налога в отношении указанных земельных участков должно осуществляться без применения повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку на момент регистрации права на данные земельные участки их разрешенное использование не имело вид, предусматривающий жилищное строительство.

Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод налогоплательщика, поскольку изначально земельные участки, которые в последствие были размежеваны на новые земельные участки, приобретены налогоплательщиком для осуществления жилищного строительства, при этом построенные объекты недвижимости на спорных земельных участках отсутствуют.

Действия налогоплательщика по изменению разрешенного вида использования земельных участков на иной вид носит системный характер и направлены на создание условий для не применения в расчете земельного налога повышающих коэффициентов.

Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденным решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011
№ 86, территория, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:234, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:563, относится к зоне многофункциональной общественно-жилой застройки. Вновь образованные спорные земельные участки также находятся в зоне многофункциональной общественно-жилой застройки в соответствии с правилами землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, утвержденными решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2018 № 605.

В случае применения налогоплательщиком пониженной ставки при исчислении земельного налога, действующее законодательство предусматривает одновременное применение в таком случае повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, и имеющимся в деле документам, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган обоснованно применил при исчислении земельного налога за 2020 год повышающий коэффициент к налоговой ставке 0,3%, установленный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим действия налогового органа по исчислению земельного налога за 2020 год с применением повышающих коэффициентов являются законными и обоснованными, следовательно, заявленное требование не подлежит удовлетворению.

Ссылка апеллянта на судебную практику отклоняется апелляционным судом, так как различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данные судебные акты не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.

В рассматриваемом случае суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования по данному спору и имеющие существенное значение для дела; доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены; выводы суда сделаны, исходя из конкретных обстоятельств дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения. Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 49, 150, 258, 269 – 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2022 по делу
№ А53-43450/2021 отменить в части отказа в признании незаконным начисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:239 по ставке 1,5 процента.

Принять отказ акционерного общества "Ростовское" от требования о признании незаконным начисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:239 по ставке 1,5 процента.

Производство по заявлению в указанной части прекратить.

В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2022 по делу № А53-43450/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий Н.В. Сулименко

Судьи М.Ю. Долгова

Д.В. Емельянов