ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-45268/2022
22 сентября 2023 года 15АП-13635/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «АвтоДон-2»
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 23.07.2023 по делу № А53-45268/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью «АвтоДон-2»
к департаменту финансов администрации г. Шахты
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Автодон-2» (далее – истец, ООО «Автодон-2») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением
о взыскании с публично-правового образования города Шахты в лице департамента финансов администрации города Шахты (далее - ответчик) убытков в размере 1 517 724,60 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 28 347 руб., судебных расходов за оказание юридических услуг представителем в размере 30 000 руб. (с учетом уточнений, заявленных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Автодон-2» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции не учел, что в г. Шахты отсутствует регламент о заключении договоров (контрактов) на возмещение расходов за перевозку льготных категорий граждан и то, что перевозчику на заключение не предоставлялся контракт (договор) на возмещение расходов за перевозку льготников, то есть – истец не уклонялся от заключения договоров (контрактов) на возмещение. Следовательно, истец в настоящем деле реализовал свое право на возмещение расходов за перевозку школьников, путем обращения в суд, так как ответчиком не был предоставлен истцу на заключение проект договора (контракта) о возмещении расходов за перевозку льготников. Заключение договоров на возмещение – это право, а не обязанность перевозчика.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции,
ООО «Автодон-2» осуществлялись перевозки по автобусным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении пассажиров на платной основе в г. Шахты по установленным администрацией тарифам по оказанию услуг перевозки в общественном городском транспорте по нерегулируемым тарифам, предоставляя при этом части пассажиров, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд
в общественном городском транспорте, соответствующую льготу.
Указанная деятельность производилась ООО «Автодон-2» во исполнение заключенных между ним и администрацией 01.10.2020, 30.06.2020 соглашений
о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в г. Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных
с предоставлением таких льгот (далее - соглашения).
Шахтинская Городская Дума решением от 24.12.2004 № 570 «Об утверждении перечня категорий граждан города Шахты, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда в городском пассажирском транспорте города Шахты» (далее - Решение Думы) утвердила вышеупомянутый перечень и внесла в него такую категорию, как учащиеся образовательных школ города (Приложение к Решению городской думы
от 23.12.2004 № 570).
В решении Думы не определена стоимость проезда для этой льготной категории, перевозчик установил величиной оплаты проезда школьниками 2 рубля, что допускается статьей 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ) для регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Регулярные перевозки могут быть организованы по регулируемым или по нерегулируемым тарифам (пункт 16 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ). К регулярным перевозкам по регулируемым тарифам отнесены регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ). Регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам являются регулярные перевозки, осуществляемые
с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ).
Поскольку расходы, связанные с предоставлением общество услуги по перевозке отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд, не возмещены, истец обратился в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Постановлением правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления (далее - Положение о расходовании средств).
В абзаце 10 подпункта 1.1 пункта 1 Положения о расходовании средств предусмотрено, что льготы предоставлены только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой или попечительством, в приемных семьях, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в муниципальных общеобразовательных организациях, в части обеспечения бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности внутрирайонном транспорте.
Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» предусмотрено оказание мер социальной поддержки в части проезда к месту обучения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой или попечительством, в приемных семьях и многодетным семьям.
По общему правилу, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов, а законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. При этом на них возлагается и сопутствующая обязанность компенсировать соответствующие потери местных бюджетов.
Решением Думы к льготной категории, пользующихся правом бесплатного и льготного проезда в городском пассажирском транспорте г. Шахты, отнесены учащиеся образовательных организаций г. Шахты. При этом размер и порядок предоставления льготы нормативно не урегулированы.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что администрация и общество заключили соглашения о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в г. Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
В соответствии с пунктом 2.4 соглашений перевозчик обязан заключить с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, договор (контракт) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда.
По смыслу пункта 2.4.2 соглашения перевозчик принял на себя обязательства предоставлять льготный проезд отдельным категориям граждан, определенным законодательством Российской Федерации, Ростовской области и г. Шахты, по маршрутам, включенным в свидетельства, в соответствии с договором (контрактом) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда, заключенным с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий.
В рассматриваемый период нормативно-правовое регулирование по установлению размера стоимости проезда для категории «Учащиеся школ города» в размере 2 рублей за одну поездку отсутствовало.
Расчет общества сделан со ссылкой на приказ от 30.09.2020 № 3 «Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров автобусами по маршрутам регулярных перевозок в общественном транспорте с 01.10.2020», которым утвержден тариф в размере 2 рублей на проезд в автобусах и троллейбусах учащихся школ города при предъявлении ими талона единого образца.
В соответствии с соглашениями о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот от 30.03.2021 и от 30.06.2021, заключенным между администрацией и обществом, перевозки по муниципальным маршрутам осуществляются по нерегулируемым тарифам.
При этом пунктами 2.4.1 соглашений от 30.03.2021 и 30.06.2021 на перевозчика возложены обязанность заключить с департаментом труда и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, договор (контракт) о возмещении соответствующих недополученных доходов.
Однако общество, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, заинтересованным в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для заключения соглашений с департаментом труда на очередной период, выгодного для осуществления своей деятельности, соответствующие соглашения не заключило. Незаключение таких соглашений, содержащих необходимые и достаточные сведения для установления нужного размера выпадающих доходов, имеет своим последствием риск непринятия уполномоченным лицом решений без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств, свидетельствует об отсутствии вины администрации как необходимого элемента для возложения на нее обязанности компенсировать убытки.
В материалах дела отсутствует договор, заключенный перевозчиком с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, договор (контракт) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
Общество не представило доказательства заключения с департаментом труда с требованием заключить договор о возмещении недополученных доходов, самостоятельно в отсутствие правового регулирования определило стоимость проезда для учащихся.
С учетом указанных обстоятельств общество, исходя из положений статей 15, 16, 393 Гражданского кодекса, не доказало факт причинения убытков действиями департамента.
Следовательно, с учетом действующих в г. Шахты правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенной выше льготной категорий граждан и отсутствием договорных отношений общества с департаментом оснований для удовлетворения иска по данному делу у суда первой инстанции обоснованно не имелось.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.07.2023 по делу № А53-24304/2022, в Определении Верховного суда РФ от 28.06.2023 по делу № А53-1827/2022.
При указанных обстоятельствах основания для отмены решения Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2023 отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы общества направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта
(ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2023 по делу
№ А53-45268/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий И.Н. Глазунова
Судьи О.Ю. Ефимова
Р.Р. Илюшин