АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8а; http://rostov.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности
решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу
г. Ростов-на-Дону Дело № А53-4966/2007-С4-4
«14» августа 2007г.
резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2007г.
Арбитражный суд в составе председательствующего __Пипник Т.Д.___________________
судей __Захаровой Л.А., ФИО5 В.________________________________________
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мазур Н.А.____________
при участии:
от заявителя – ведущий юрисконсульт ФИО1 по доверенности от 01.03.2007г.___________________________________________________________________
от заинтересованного лица – ведущий специалист-эксперт отдела юридического обеспечения ФИО2 по доверенности от 11.01.2007г.___________________________
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУ «ДМИБ Ворошиловского района» г. Ростова-на-Дону______________________________________________________
на решение от 15.06.2007г. по делу № А53-4966/2007-С4-4__________________________
_____________Арбитражного суда Ростовской области ______________________________
принятое в составе судьи Пикиной Л.В.___________________________________________
по заявлению Муниципального учреждения «Дирекция муниципального имущества и благоустройства Ворошиловского района» г. Ростова-на-Дону (МУ «ДМИБ Ворошиловского района»)_______________________________________________________
о признании незаконным и отмене постановления Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (Управление Ростоптребнадзора) № 529 от 22.02.07 по делу об административном правонарушении о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 10000 рублей______
установил: проверяемым в порядке апелляционного производства судебным актом заявление МУ «ДМИБ Ворошиловского района» г.Ростова-на-Дону к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области о признании незаконными и отмене постановления № 529 от 22.02.07 по делу об административном правонарушении оставлено без удовлетворения.
Судебный акт мотивирован тем, что материалами административного дела доказан факт совершения учреждением правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В апелляционной жалобе МУ «ДМИБ Ворошиловского района» указывает, что на момент вынесения оспариваемого постановления, правонарушения, выразившиеся в отсутствии вывески с указанием полного наименования учреждения и адреса, устранены. Заявитель ссылается на отсутствие у него диспетчерской и аварийной службы, а также на то, что форма договора социального найма утверждена Правительством Российской Федерации, а потому отсутствие в соглашениях необходимой информации не может свидетельствовать о нарушении учреждением правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Кроме того, жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции нарушены сроки рассмотрения настоящего дела, а также сроки направления копий судебного акта лицам, участвующим в деле.
Управление Роспотребнадзора, считая решение суда правильным, доводы апелляционной жалобы отклонило по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, правовые позиции сторон поддержали.
Законность и обоснованность решения от 12.04.2007г. проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 01.02.2007г. Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области в отношении МУ «ДМИБ Ворошиловского района» г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что в месте осуществления деятельности МУ «ДМИБ Ворошиловского района», в помещении, расположенном на 4-м этаже административного здания администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону по адресу: г. Ростов-на-Дону, бул. ФИО3, 28а на вывеске отсутствует информация о месте нахождения (адресе) организации, режиме ее работы. Кроме того, МУ «ДМИБ Ворошиловского района» не обеспечивает в наглядной и доступной форме информацию для потребителя, а именно: сведения о государственной регистрации, режим работы; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; «Правила предоставления коммунальных услуг граждан», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307;порядок и форма оплаты коммунальных услуг; параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации; наименование, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил.В договорах, заключаемых МУ «ДМИБ Ворошиловского района» с гражданами не указана следующая информация: сведения о государственной регистрации исполнителя услуг, режиме работы; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также иная информация о Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд.
В представленных журналах регистрации заявлений не в полном объеме ведется учет их исполнения. В течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) потребителю не направляется извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа. При визуальном осмотре территории, прилегающей к дому № 7/2 по ул.Волкова в г.Ростове установлено, что по вышеуказанному адресу во всех подъездах многоквартирного дома в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также вблизи жилых домов отсутствует доска объявлений с информацией о потребителе: наименовании МУ «ДМИБ Ворошиловского района», месте нахождении (адресе его постоянно действующего исполнительного органа), сведениях о регистрации, режиме работы, фамилии, имени и отчестве руководителя; адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной и диспетчерской служб;- размерах тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизитах нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы.
Результаты проверки зафиксированы в акте по результатам мероприятий по контролю от 01.02.2007г. По факту выявленных правонарушений уполномоченным сотрудником Управления Роспотребнадзора составлен протокол об административном правонарушении от 01.02.2007г.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора принято постановление № 529 от 22.02.2007г., которым МУ «ДМИБ Ворошиловского района» г. Ростова-на-Дону признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, учреждению назначено наказание в виде штрафа в размере 100 МРОТ (10000 рублей).
Изложенные обстоятельства послужили основанием к обращению МУ «ДМИБ Ворошиловского района» в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая МУ «ДМИБ Ворошиловского района» в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307.
Часть 1 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает ответственность за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Статьей 8 Закона установлено, что необходимая и достоверная информация об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона зготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «п» пункта 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 23.05.06г. № 307 исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, сведения размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, или размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов; порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, и размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей); наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил.
Несвоевременное предоставление организацией потребителю необходимой и достоверной информации о товаре (работах, услугах) свидетельствует о нарушении прав потребителей и является основанием для привлечения к ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Факт несоблюдения МУ «ДМИБ Ворошиловского района» на момент проверки установленных законом правил, предписывающих организациям довести до сведения потребителя необходимую информацию, перечень которой установлен законодателем, подтверждается актом, составленным по результатам контрольных мероприятий от 01.02.2007г. и подписанным начальником отдела технического надзора МУ «ДМИБ Ворошиловского района» ФИО4 без возражений (л.д. 61-63, том 1), протоколом об административном правонарушении от 01.02.2007г.
Доводы учреждения о том, что на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении, информация о наименовании и адресе организации была указана на вывеске, а потому основания для привлечения к ответственности отсутствуют, отклоняются судом апелляционной инстанции. Устранение правонарушения после обнаружения проверяющими факта несоблюдения установленных правил доведения до потребителя информации не освобождает заявителя от административной ответственности установленной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка учреждения на типовую форму договора социального найма, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005г. как на обстоятельство, исключающее обязанность организации по указанию в них полной информации, перечень которой установлен Правительством Российской Федерации, противоречит статье 8 Закона «О защите прав потребителей», подпункту «п» пункта 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 23.05.06г. № 307. Названными нормами прямо указано на обязанность исполнителя при заключении договоров указать в них адрес и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.
Изложенное свидетельствует о том, что факт несоблюдения учреждением требований законодательства, регламентирующих порядок предоставления потребителю необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об исполнителе и режиме его работы, совершение вменяемого административного правонарушения и его вина установлены административным органом с соблюдением установленного административным законодательством порядка привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное, а также то, что материалами дела подтверждается соблюдение налоговым органом порядка привлечения общества к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспоренное в рамках настоящего дела постановление соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем основания для его признания его незаконным и отмены у суда отсутствуют.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции сроков рассмотрения дела и получение учреждением копии решения по истечении трех дней со дня его принятия. Указанные возражения не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку не влияют на правильность обжалуемого судебного акта, а потому не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
П О С Т А Н О В И Л А:
Решение арбитражного суда от 15.06.2007г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.
Председательствующий Т.Д. Пипник
Судьи Л.А. Захарова
ФИО5