ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-5677/07 от 16.10.2007 АС Ростовской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8а

Именем Российской Федерации

                                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Ростов-на-Дону                                                                    Дело №А53-5677/2007-С6-47

«­16» октября 2007 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2007 года

Арбитражный суд в составе:

председательствующего: Филимоновой С.С._______________________________________

судей: ____________Никоновой О.В., ФИО13 А._______________________________

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ворониной А.В.________

при участии:

от заявителя – представитель ФИО1, доверенность № 1.0-1.3-3374 от 04.06.2007г., паспорт <...> выдан 1-м ОМ УВД г. Шахты РО 19.12.2001г.___________________

от отделения УФК по г. Шахты – гл. специалист-эксперт ФИО2, доверенность № 1-01/2394 от 28.08.2007г., паспорт <...> выдан ОВД г. Каменска РО 30.11.2001г.__

от УФК – вед. специалист-эксперт ФИО3 Ю доверенность № 1-14/433 от 16.01.2007г., удостоверение 61 № 0194 от 04.04.2007г._______________________________

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения «Департамент труда и социального развития г. Шахты Ростовской области» ___________

на решение от 23.07.2007г. по делу № А53-5677/2007-С6-47__________________________

арбитражного суда Ростовской области_________________________________________ _

принятое в составе судьи Сулименко Н.В._________________________________________

по заявлению Муниципального учреждения «Департамент труда и социального развития г. Шахты Ростовской области ______________________________________________________

к отделению Управления федерального казначейства по г. Шахты Ростовской области___

третье лицо Управление федерального казначейства по Ростовской области_____________

о признании незаконными действий руководителя Отделения Управления федерального казначейства по г. Шахты Ростовской области по приостановлению операций по расходованию средств с лицевых счетов Муниципального учреждения «Департамент труда и социального развития г. Шахты»

установил: муниципальное учреждение «Департамент труда и социального развития г. Шахты Ростовской области» (далее - Департамент) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений руководителя отделения г. Шахты Управления федерального казначейства по Ростовской области (далее – УФК по РО) об отказе в принятии в списков граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, для включения в расчет фактической потребности в средствах, направленных на реализацию мер социальной поддержки в размерах, установленных судебными органами и Постановлениями Правительства, и о приостановлении операций по расходованию средств с лицевых счетов МУ «Департамента труда и социального развития г. Шахты Ростовской области».

Заявитель в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от требования в части признания незаконным решения руководителя отделения г. Шахты Управления федерального казначейства по Ростовской области об отказе в принятии списков граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, для включения в расчет фактической потребности в средствах, направленных на реализацию мер социальной поддержки в размерах, установленных судебными органами и Постановлениями Правительства. Данный отказ был принят судом первой инстанции, и производство по делу в указанной части прекращено на основании ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В остальной части в удовлетворении заявления Департамента суд первой инстанции отказал, мотивируя тем, что у руководителя Управления федерального казначейства по г. Шахты Ростовской области в соответствии со ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации имелись достаточные основания для вынесения решения о приостановлении операций по расходованию денежных средств по лицевому счету заявителя.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения о приостановлении операций по расходованию денежных средств с лицевых счетов МУ «Департамент труда и социального развития г. Шахты» обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляци­онной инстанцией арбитражного суда Ростовской области в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Департамента доводы, указанные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представители отделения УФК по г. Шахты и УФК по РО с доводами апелляционной жалобы не согласны по мотивам, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу, считают решение суда первой инстанции законным и основанным.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции от 23.07.07 является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как установлено судом 1 инстанции и подтверждается материалами дела, в отделение по г. Шахты УФК по Ростовской области были предъявлены для исполнения исполнительные документы, выданные на основании вступивших в законную силу решений Шахтинского городского суда от 24.10.2006г., 30.10.2006г., 17.10.2006г., 30.11.2006г., 26.12.2006г., 28.09.2006г., 19.07.2006г., 14.11.2006г., 19.07.2007г. о взыскании в пользу ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров;задолженности по компенсационным выплатам на приобретение продовольственных товаров; ежегодных выплат за вред здоровью. В качестве должника в исполнительных документах, выданных судом общей юрисдикции, значится Муниципальное учреждение «Департамент труда и социального развития г. Шахты Ростовской области».

В соответствии со ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Указанный орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 Кодекса, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган.

Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Должник обязан представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

При поступлении в орган заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения.

В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.

При поступлении заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в период приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) указанный орган уведомляет должника об отмене приостановления операций по лицевым счетам должника, а исполнительный документ возвращает взыскателю в порядке, определенном абзацами первым и вторым настоящего пункта.

В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Орган при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.

Орган ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в установленном им порядке.

В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

Из материалов дела следует, что в связи с поступлением в отделение исполнительных документов на взыскание задолженности, отделение проинформировало об этом Муниципальное учреждение «Департамент труда и социального развития г. Шахты Ростовской области», что подтверждается уведомлениями.

МУ «Департамент труда и социального развития г. Шахты» в ответ на уведомления о поступлении исполнительных листов направило в адрес отделения г. Шахты УФК по РО графики ежемесячных выплат, а также сообщило информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Согласно материалам дела, МУ «Департамент труда и социального развития г. Шахты» направлял в адрес отделения г. Шахты УФК по РО расчет потребности в средствах для финансирования, в том числе и связанных с исполнением исполнительных документов.

 В ответ отделение г. Шахты УФК по РО указало, как следует из материалов дела, что в соответствии с письмами Министерства финансов РФ от 26.01.2007г. № 12-05-11, от 29.01.2007г. № 12-05-07/2-228 по вопросу исполнения решений судов о взыскании с органов социальной защиты населения денежных сумм в пользу пострадавших граждан необходимо предоставить указанный расчет потребности в средствах в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости населения.   

Материалами дела подтверждается также, что Департамент направил Министерству труда и социального развития Ростовской области запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

Письмо от 19.04.07 № ОДИ 426/81 свидетельствует о том, что Министерство труда и социального развития, в свою очередь, сообщило, что надлежащим адресатом подобных запросов-требований являются главные распорядители бюджетных средств – Федеральная служба по труду и занятости и Министерство финансов РФ, и направило запросы-требования Департамента указанным адресатам. Однако ответ указанных федеральных органов государственной власти на данные запросы в материалах дела не содержится.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, исполнительные документы не были исполнены учреждением по причине отсутствия финансирования.

На основании п.7 ст.242.5 Бюджетного кодекса отделение г. Шахты УФК по РО направило уведомления о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа в адрес МУ «Департамент труда и социального развития г. Шахты», что подтверждается материалами дела.

Исходя из этого, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о законности решения руководителя отделения г. Шахты Управления федерального казначейства Ростовской области о приостановлении операций по расходованию средств с лицевых счетов Муниципального учреждения «Департамент труда и социального развития г. Шахты».

Проверив решение суда первой инстанции на предмет соответствия ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не находит подтверждений отсутствия сведений, на которые указывает в жалобе заявитель. Решение суда первой инстанции мотивированно с указанием на нормативные правовые акты, содержит указание на фактические обстоятельства по делу, оценку основных доказательств, положенных в основу решения.

Таким образом, учитывая изложенное, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Ростовской области от 23.07.07 оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Взыскать с Муниципального учреждения «Департамент труда и социального развития г. Шахты РО» госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей в доход федерального бюджета.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий:                                                            С.С. Филимонова

Судьи:                                                                                                         О.В. Никонова

                                                                                                         ФИО13