ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-8139/2018
06 сентября 2018 года 15АП-12604/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону": представитель
ФИО2 по доверенности от 15.09.2017, паспорт;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области: представитель ФИО3 по доверенности от 24.11.2017, удостоверение ТО №061785;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25.06.2018 по делу № А53-8139/2018, принятое судьей Прокопчук С.П.,
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета; об обязании осуществить государственный кадастровый учёт,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" (далее – заявитель, ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее – управление) в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 05.02.2018 №61-0-1-304/3401/2017-3324, №61/001/006/2017-25355.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в отличие от кадастрового инженера государственному регистратору не предоставлены полномочия самостоятельно устанавливать какие бы то ни было характеристики объектов, в отношении которых подано заявление о государственном кадастровом учете. Документом, содержащим достаточные для государственного кадастрового учета сведения, является исключительно технический план, но не иные документы, которые анализируются кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ. Государственный регистратор прав правомерно указал на применение общего правила, изложенного в части 10 статьи 40 Закона о регистрации, - необходимость предоставления разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Аксайский отдел) с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: «Газопровод-ввод для подключения объектов: Газопоршневая теплоэлектростанция для объектов очистных сооружений канализации города Ростова-на-Дону, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, промзона «Заречная» по ул. 1-я Луговая».
05.02.2018 (исх. № 1-0-1-3401/2017-3324, 61/001/0006/2017-25355) принято уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, согласно которому в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества отказано, по причине не представления заявителем разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и несоответствию представленного технического плана.
По мнению государственного регистратора, представленный заявителем технический план не соответствует требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а так же формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», а именно: в представленном техническом плане отсутствует раздел графической части план сооружения и документ, на основании которого выполнены разделы графической части технического плана.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением в суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Поскольку законодательство не ограничивает возможность применения различных способов для защиты субъектом хозяйственной деятельности предполагаемого нарушенного права, суд полагает подлежащим рассмотрению по существу заявленного в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно ст. 14 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
26.10.2017 в управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении сооружения, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, промзона «Заречная» по ул. 1-я Луговая, обратилось ПАО «Газпром Газораспределение Ростов-на-Дону».
На государственную регистрацию заявителем представлены следующие документы: заявление на постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию сооружения: «Газопровод-ввод для подключения объекта: «Газопоршневая теплоэлектростанция для объектов очистных сооружений канализации города Ростова-на-Дону» № 61-0-1-304/3401/2017-3324 от 26.10.2017, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 02.10.2017, нотариальная доверенность от 14.01.2016
№ 61АА4140887, заявление о государственной регистрации права собственности от 26.10.2017 №61/001/006/2017-25355, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 30.09.2017, справка № 12 от 06.09.2017, выданная ООО «НЛП «Кадастр-Дон», проектная документация № 3253-5-1-17/4-ПЗ «Газопровод-ввод для подключения объекта: «Газопоршневая теплоэлектростанция для объектов очистных сооружений канализации города Ростова-на-Дону».
В соответствии со ст. 29 Закона о регистрации, государственным регистратором проведена правовая экспертиза представленных для государственной регистрации документов, по итогам которой установлено следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно статье 51 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», объект учета не относится к объектам капитального строительства, получение разрешения на строительство которых не требуется. В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются действительными. Таким образом, действующим законодательством предусмотрена выдача разрешения на строительство данного объекта недвижимости, следовательно, предусмотрена подготовка проектной документации и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию.
В силу п.1 ч.1 ст.15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие действия осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, ОНС, единый недвижимый комплекс.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 43 Приложения № 2 к Приказу Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений (далее - Приказ № 953) в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются сведения о кадастровом номере земельного участка (земельных участков), на котором (которых, под которыми, которыми) расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
На основании п. 51 Приказа № 953 графическая часть технического плана помещения оформляется на основе поэтажного плана, являющегося частью проектной документации, графической части технического паспорта здания (сооружения), сведения о которых указаны в разделе «Исходные данные». При отсутствии указанных документов, а также в случае изменения в установленном порядке проектной документации и не отражения таких изменений в поэтажных планах в целях оформления графической части технического плана кадастровым инженером по результатам выполненных измерений чернилами или пастой синего цвета изготавливается в соответствии с пунктами 57-66 Требований внемасштабный, но с соблюдением пропорций, чертеж с обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа либо Плана здания (сооружения, ОНС). Указанный чертеж подготавливается на бумажном носителе в соответствии с требованиями п. 21 Требований к объекту недвижимости и включается в состав Приложения. При этом, технически план здания, сооружения в обязательном порядке содержит планы всех этажей здания, сооружения, а при отсутствии у них этажности планы здания, сооружения.
03.11.2017 государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости в отношении сооружения - «Газопровод-ввод для подключения объекта: «Газопоршневая теплоэлектростанция для объектов очистных сооружений канализации города Ростова-на-Дону» (далее - Сооружение) на основании п. 5,7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации в связи со следующим:
1. К заявлению не представлены документы, подтверждающие возможность размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута;
2. В нарушение требований действующего законодательства представленный заявителем технический план подготовлен на основании проектной документации и Акта приемки законченного строительством объекта, при том, что необходимо было предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и технический план, на основании которого это разрешение на ввод выдавалось;
3. В представленном заявителем техническом плане в строке «Кадастровый номер земельного участка, на котором расположено сооружение» раздела «Характеристики сооружения» не указан кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположено Сооружение;
4. В представленном заявителем техническом плане отсутствует документ, на основании которого выполнены разделы графической части технического плана.
24.11.2017 в Управление поступило заявление ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» о принятии дополнительных документов, а именно соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 61:44:0062507:107 от 12.07.2017 и технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.
27.11.2017 государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости в отношении сооружения, поскольку заявителем не были устранены все нарушения, препятствующие постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
15.12.2017 в управление поступило заявление ПАО «Газпром Газораспределение Ростова-на-Дону» о принятии дополнительных документов, а именно ответ Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону № 59-34-2/38124 от 06.12.2017, не являющийся документом, необходимым для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
15.12.2017 государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости в отношении сооружения, поскольку заявителем не были устранены все нарушения, препятствующие постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
В порядке п.п. 3 п. 1, п.п. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственным регистратором 21.12.2017 сделан запрос директору МУ «Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону» № 14-7674 о том, требуется ли в вышеназванном случае разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию указанного объекта недвижимости.
В ответ на указанный запрос государственного регистратора поступил ответ МУ «Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону» о том, что по данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Ростова-на-Дону на 09.01.2018 разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию названного объекта недвижимости Департаментом не выдавались.
В соответствии с пунктом 5 Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", к графической части технического плана относятся следующие разделы:
1) схема геодезических построений;
2) схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке;
3) чертеж контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости);
4) план этажа (этажей) или части этажа (этажей) здания, сооружения, а в случае отсутствия у объекта недвижимости этажей - план здания, сооружения или части здания, сооружения с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения или машино-места (далее соответственно - План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения).
При этом технический план здания, сооружения в обязательном порядке содержит планы всех этажей здания, сооружения, а при отсутствии у них этажности планы здания, сооружения.
В соответствии с пунктом 21 Требований План этажа (этажей) либо План части этажа (этажей), а в случае отсутствия у здания, сооружения этажей - План объекта недвижимости либо План части объекта недвижимости оформляются в виде файла в формате JPEG.
В целях осуществления государственного кадастрового учета представлены документы и заявление от 26.10.2017 № 61-0-1-304/3401/2017-3324.
Государственный регистратор пришел к выводу о том, что представленный с заявлением технический план, не соответствует Требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», а именно: в представленном техническом плане отсутствует раздел графической части план сооружения и документ, на основании которого выполнены разделы графической части технического плана.
О причинах, препятствующих проведению государственной регистрации, заявителю сообщено уведомлениями о приостановлении от 03.11.2017, от 27.11.2017, от 15.12.2017 с указанием оснований приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и документов, необходимых для ее проведения.
Поскольку заявителем не были устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, 05.02.2018 государственным регистратором вынесен отказ № 61/001/006/17-25355 и 61-0-1-304/3401/2017-3324, на основании ст. 27 Закона о регистрации.
Обосновывая законность спорного решения об отказе, государственный регистратор в дополнительных возражениях на заявление указал на следующее.
В соответствии с требованиями ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Данные документы ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» с заявлениями от 26.10.2017 № 61/001/006/2017-25355 и 61-0-1-304/3401/2017-3324 представлены не были.
Согласно п.5 ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется также в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Постановлением Правительства Ростовской области от 06.03.2014 №137 (далее - Постановление № 137) утвержден перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ростовской области. Одним из таких случаев является строительство подземных, наземных, надземных газопроводов низкого и среднего давления, средств электрохимической защиты от коррозии этих газопроводов, а также газорегуляторных пунктов.
В соответствии с Постановлением № 137 объекты, в отношении которых не требуется получение разрешения на строительство, должны отвечать определенным техническим параметрам (длина, диаметр, напряжение, температура и др.).
Положениями действующего законодательства государственный регистратор прав не наделен специальными знаниями и полномочиями по определению соответствия технических характеристик созданных объектов, указанным в Постановлении № 137 параметрам, а также оценке результатов осуществления градостроительной деятельности.
При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на Газопровод заявителем представлен технический план от 02.10.2017, подготовленный в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, промзона «Заречная» по ул. 1-я Луговая (далее - Технический план).
В данном Техническом плане наименование объекта недвижимости, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности которого заявляет ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», указано как -Газопровод-ввод для подключения объекта: «Газопоршневая теплоэлектростанция для объектов очистных сооружений канализации города Ростова-на-Дону, расположенная по адресу: г. Ростов-на- Дону, промзона «Заречная» по ул. 1 -я Луговая».
В графе «Назначение» в Техническом плане указано - «Иное сооружение (Газопровод-ввод для подключения объекта: «Газопоршневая теплоэлектростанция для объектов очистных сооружений канализации города Ростова-на-Дону, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, промзона «Заречная» по ул. 1-я Луговая»).
При проведении правовой экспертизы документов государственным регистратором прав не выявлено соответствия технических характеристик Газопровода, указанных в Техническом плане, техническим характеристикам объектов недвижимости, указанных в Постановлении № 137.
Также заявителем представлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 30.09.2017, из которого к приемке предъявлен следующий объект - Газопровод-ввод для подключения объекта: «Газопоршневая теплоэлектростанция для объектов очистных сооружений канализации города Ростова-на-Дону, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, промзона «Заречная» по ул. 1 -я Луговая».
Вместе с тем, в соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, акт, представленный заявителем, не является документом, необходимым для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а из Технического плана не следует, что Газопровод соответствует параметрам и техническим характеристикам, указанным в Постановлении № 137.
Помимо того, согласно п. 1 ст. 29.2 Федерального закона от 24.07.2007
№ 221 -ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.
Таким образом, кадастровым инженером ФИО4 должны были быть внесены сведения об основных характеристиках объекта недвижимости в соответствующий раздел Технического плана. При этом отсутствие в представленном Техническом плане сведений о том, что объект недвижимости является «Подземным газопроводом среднего давления» не позволяет государственному регистратору при осуществлении государственного кадастрового учета отнести его к той категории объектов недвижимости, для которых в соответствии с Постановлением № 137 не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.
Часть 10 статьи 40 Закона о регистрации не наделяет государственного регистратора полномочиями самостоятельно устанавливать технические характеристики объекта недвижимости по иным документам, нежели технический план.
Оценивая доводы заявителя и возражения государственного регистратора, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования государственного регистратора о том, что представленный с заявлением технический план не соответствует Требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке», состава содержащихся в нем сведений, а так же формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», а именно: в представленном техническом плане отсутствует раздел графической части план сооружения и документ, на основании которого выполнены разделы графической части технического плана не обоснованы, поскольку письмом № 10-1646-КЛ от 15.08.2017 ФГБУ «ФКП Росреестра» сообщило, что в случае отсутствия у сооружения конструктивных элементов, отображения которых предусмотрено пунктом 59 Требований, заполнение раздела «План здания, сооружения» не представляется возможным. В данном случае раздел «План здания сооружения» не подлежит включению в технический план, при этом указано на необходимость дополнительного обоснования в разделе «Заключение кадастрового инженера» невозможность заполнения и включения в технический план указанного раздела.
В техническом плане спорного объекта в заключении кадастрового инженера указано: Объект является подземным. Раздел «Схема геодезических построений» не включен в состав технического плана, т.к. при выполнении кадастровых работ использован аналитический метод определения координат характерных точек сооружения.
Отказ в регистрации 05.02.2018 (исх.61-0-1-3401/2017-3324, 61/001/0006/2017- 25355) по причине не представления заявителем разрешения на ввод объекта в эксплуатацию так же является необоснованным по причинам, указанным в заявлении об оспаривании решения об отказе, в частности, несоответствии спорного решения пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающему, что разрешение на строительство не требуется в случаях, если законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется; пункту 6 части 2 статьи 31 Областного закона от 14.01.2008 № 853-3C "О градостроительной деятельности в Ростовской области" выдача разрешения на строительство не требуется в случаях предусмотренных нормативным правовым актом Правительства Ростовской области;
пунктам 1, 1.1 Перечня случаев, при которых не требуется получение разрешение на строительство на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области № 137 от 06.03.2014 получение разрешения на строительство на территории Ростовской области предусматривающих, что размещение сетей инженерно-технического обеспечения, подъездных автомобильных дорог и других связанных с ними сооружений (элементов) от места присоединения к системам инженерной и транспортной инфраструктуры до предоставленного земельного участка, на котором расположен(ы) или будет(ут) располагаться объект(ы) капитального строительства, при выполнении работ по подключению объектов капитального строительства (технологическому присоединению) к системам инженерной и транспортной инфраструктуры в отношении: подземных, наземных, надземных газопроводов низкого и среднего давления, средств электрохимической защиты от коррозии этих газопроводов, а также газорегуляторных пунктов;
Разрешение на строительство в рассматриваемом случае не требовалось, что в силу пункта 2 статьи 25.3 Закона о регистрации не исключает возможность государственной регистрации в отношении объекта недвижимого имущества.
В соответствии с техническими данными, изложенными в акте приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы «Газопровод-ввод для подключения объектов: Газопоршневая теплоэлектростанция для объектов очистных сооружений канализации города Ростова-на-Дону, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, промзона «Заречная» по ул. 1-я Луговая» от 30.09.2017, являющимся приложением к техническому плану сооружения, предоставленных заявителем с заявлениями о государственной регистрации права на недвижимое имущество, сооружение - подземный газопровод среднего давления-Газопровод-ввод для подключения объектов: Газопоршневая теплоэлектростанция для объектов очистных сооружений канализации города Ростова-на-Дону, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, промзона «Заречная» по ул. 1 -я Луговая.
Таким образом, руководствуясь пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 части 2 статьи 31 Областным законом от 14.01.2008 № 853-3C "О градостроительной деятельности в Ростовской области" пунктами 1, 1.1 Перечня случаев, при которых не требуется получение разрешение на строительство на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области № 137 от 06.03.2014 получение разрешения на строительство на территории Ростовской области разрешение на строительство и соответственно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию «Газопровод-ввода для подключения объектов: Газопоршневая теплоэлектростанция для объектов очистных сооружений канализации города Ростова-на-Дону, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, промзона «Заречная» по ул. 1 -я Луговая» не требуется и не предоставляется в регистрирующий орган с целью государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные сооружения.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Не принимается довод апелляционной жалобы управления о том, что представленный с заявлением технический план не соответствует Требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке», состава содержащихся в нем сведений, а так же формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений, а именно: в представленном техплане отсутствует раздел графической части план сооружения и документ, на основании которого выполнены разделы графической части технического плана не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку согласно техническому плану на сооружения в Заключении кадастрового инженера указано» Раздел «Схема геодезических построений» не включен в состав технического плана, так как при выполнении кадастровых работ использован аналитический метод определения координат характерных точек сооружения. Согласно письму к ФГБУ ФКП «Росреестра» «10-1646-К1 от 15.08.2017 раздел план задания, сооружения» не включен в состав технического плана, так как у данного сооружения отсутствуют конструктивные элементы, отображение которых предусмотрено п. 59 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений и утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (лист 8 техплана).
Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд. В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане спорного объекта в заключении кадастрового инженера указано: Объект является подземным. Раздел «Схема геодезических построений» не включен в состав технического плана, т.к. при выполнении кадастровых работ использован аналитический метод определения координат характерных точек сооружения. Кроме того, с такой формулировкой, при отсутствии в техническом плане раздела графической части план сооружения и документа, на основании которого выполнены разделы графической части технического плана Росреестром зарегистрирован не один наш объект без претензий и замечаний со стороны регистрирующего органа.
Отказ в регистрации 05.02.2018 (исх.61-0-1-3401/2017-3324, 61/001/0006/2017-25355), по причине не представления заявителем разрешения на ввод объекта в эксплуатацию так же является необоснованным по причинам указанном в заявлении об оспаривании решения об отказе, в частности, несоответствии спорного решения пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающему, что разрешение на строительство не требуется в случаях, если законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется; пункту 6 части 2 статьи 31 Областного закона от 14.01.2008 № 853-ЗС "О градостроительной деятельности в Ростовской области" выдача разрешения на строительство не требуется в случаях предусмотренных нормативным правовым актом Правительства Ростовской области; пунктам 1, 1.1 Перечня случаев, при которых не требуется получение разрешение на строительство на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области № 137 от 06.03.2014 получение разрешения на строительство на территории Ростовской области предусматривающих, что Размещение сетей инженерно-технического обеспечения, подъездных автомобильных дорог и других связанных с ними сооружений (элементов) от места присоединения к системам инженерной и транспортной инфраструктуры до предоставленного земельного участка, на котором расположен(ы) или будет(ут) располагаться объект(ы) капитального строительства, при выполнении работ по подключению объектов капитального строительства (технологическому присоединению) к системам инженерной и транспортной инфраструктуры в отношении: подземных, наземных, надземных газопроводов низкого и среднего давления, средств электрохимической защиты от коррозии этих газопроводов, а также газорегуляторных пунктов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что разрешение на строительство в рассматриваемом случае не требовалось, что в силу пункта 2 статьи 25.3 Закона о регистрации не исключает возможность государственной регистрации в отношении объекта недвижимого имущества. В соответствии техническими данными, изложенными в Акте приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы «Газопровод-ввод для подключения объектов: Газопоршневая теплоэлектростанция для объектов очистных сооружений канализации города Ростова-на-Дону, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, промзона «Заречная» по ул. 1-я Луговая» от 30.09.2017, являющийся приложением к Техническому плану Сооружения, предоставленных Истцом в электронном формате Ответчику к заявлениям Истца о государственной регистрации права^ на недвижимое имущество, Сооружение - подземный газопровод среднего давления-Газопровод-ввод для подключения объектов: Газопоршневая теплоэлектростанция для объектов очистных сооружений канализации города Ростова-на-Дону, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, промзона «Заречная» по ул. 1-я Луговая.
На основании изложенного, апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что спорный отказ управления в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 05.02.2018 №61-0-1-304/3401/2017-3324, №61/001/006/2017-25355 нельзя признать законным.
Таким образом, установив, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимого имущества: «Газопровод-ввод для подключения объектов: Газопоршневая теплоэлектростанция для объектов очистных сооружений канализации города Ростова-на-Дону, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, промзона «Заречная» по ул. 1 –я Луговая», выраженное в уведомлении №№ 61 -0-1-304/3401/2017-3324, 61/001/0006/2017-25355 от 05.02.2018, не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2018 по делу
№ А53-8139/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи Т.Г. Гуденица
С.С. Филимонова