ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-9334/2023 от 03.08.2023 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-9334/2023

03 августа 2023 года 15АП-11496/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2023 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шурпенко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
отдела Министерства внутренних дел России по Сальскому району

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 27.06.2023 по делу № А53-9334/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр»

к отделу Министерства внутренних дел России по Сальскому району

о признании недействительными решений,

при участии:

от отдела Министерства внутренних дел России по Сальскому району:

представители ФИО1 по доверенности от 19.06.2023, ФИО2 по доверенности от 24.07.2023;

от Главного управления Министерства внутренних дел по Ростовской области: представитель ФИО2 по доверенности от 12.07.2023;

от общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр»:

представитель ФИО3 по доверенности от 01.09.2023,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» (далее – заявитель, общество, ООО «ЭкоЦентр») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сальскому району (далее – заинтересованное лицо, ОМВД по Сальскому району) с заявлением о признании незаконными решений отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сальскому району от 10.03.2023 № 542 и от 22.03.2023 № 24/4745, обязании отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сальскому району устранить допущенные нарушения путем предоставления обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» информации на запрос № 21-2 от 02.02.2023 года и № 44-3 от 15.03.2023 на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица
и на электронном носителе, взыскании почтовых расходов в размере 63 руб. (с учетом уточнений, заявленных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2023 заявленные требования удовлетворены, распределены судебные расходы.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОМВД по Сальскому району обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что запрос ООО «ЭкоЦентр»
не соответствует требованиям п.п. 20 и 31 Административного регламента, так как оформлен не по утвержденной форме, а в виде комплексного запроса с указанием адресов собственников жилых помещений, по которым необходимо уточнение персональных данных, отсутствует согласие на обработку персональных данных, ООО «ЭкоЦентр»
не является собственником жилых помещений. Также юридическое лицо ООО «ЭкоЦентр» вправе обратиться либо за получением адресно-справочной информации
в отношении гражданина РФ (вариант 6), либо за получением адресно-справочной информации о лицах, зарегистрированных по месту пребывания и (или) по месту жительства, и (или) поставленных на учет по месту пребывания в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности (вариант 7). Ведение адресных учетов жилых помещений, родственных связей граждан, домовых книг и предоставление сведений из них действующими нормативными правовыми актами РФ на МВД России не возложено.

В дополнениях к апелляционной жалобе ОМВД по Сальскому району указывает, что отказ в предоставлении ООО «Экоцентр», состоящему в реестре операторов осуществляющих обработку персональных данных и выполняющему функции по сбору, транспортировке, утилизации ТКО, адресно-справочной информации на бумажных
и электронных носителях о лицах, зарегистрированных в адресах, является правомерным
и осуществлен в рамках соблюдения всех действующих норм права, широкое трактование норм права влечет нарушение прав третьих лиц на защиту персональных данных, нарушение порядка оказания государственных услуг по предоставлению адресно-справочной информации.

В отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях к нему ООО «ЭкоЦентр» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на апелляционную жалобу и дополнений к нему, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, Региональный оператор включен Роскомнадзором в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (регистрационный № 30-17-002047, приказ № 131
от 14.08.2017) в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ), как лицо, осуществляющее деятельность по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем вправе на основании п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ (которым предусмотрена возможность обработки персональных данных без письменного согласия субъекта для исполнения публичного договора, заключенного
в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ), а также абзаца 2 п. 6, абзаца 1 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, запрашивать персональные данные собственников жилых помещений (собственников ТКО), в том числе в территориальных отделах органов внутренних дел.

Реализуя указанные полномочия, ООО «ЭкоЦентр» обратилось с запросом
исх. № 21-2 от 02.03.2023 в адрес ОМВД России по Сальскому району Ростовской области по вопросу предоставления сведений о регистрации и снятии с регистрационного учета собственников твердых коммунальных отходов по месту жительства и месту пребывания граждан в многоквартирных домах и жилых домах, с целью предоставления сведений, составляющие персональные данные (ФИО лиц (собственников ТКО), зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных на территории муниципального образования - Сальского района Ростовской области, адресе их жилых помещений, а также о количестве пользователей жилых помещений), необходимых Региональному оператору для корректировки информации, содержащейся в лицевых счетах собственников ТКО, правильного начисления потребителям платы за представленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также взыскания задолженности за оказанные услуги в судебном порядке.

В ответ на указанный запрос ОМВД России по Сальскому району Ростовской области в письме от 10.03.2023 № 542 (ответ получен 14.03.2023 посредством простого почтового отправления) за подписью ОВМ ОМВД России по Сальскому району Ростовской области майора полиции ФИО4, отказано в предоставлении испрашиваемой информации, с указанием на то, что в соответствии с Приказом № 984
от 23.12.2022 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации», а также в соответствии со статьями 7 и 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» запрашиваемые сведения не могут быть предоставлены, в связи с чем запрос ООО «ЭкоЦентр» возвращается региональному оператору без исполнения (л.д. 15).

Также, в адрес ООО «ЭкоЦентр» из ОМВД России по Сальскому району Ростовской области 06.04.2023 поступил ответ исх. № 24/4745 от 22.03.2023 на запрос регионального оператора исх. № 44-3 от 15.03.2023 о предоставлении имеющихся
в распоряжении территориального отдела органа полиции сведений, составляющих персональные данные (ФИО лиц) собственников ТКО, зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных на территории муниципального образования - Сальского района Ростовской области, персональных идентификаторах собственников ТКО (серия
и номер паспорта гражданина РФ), адресе их жилых помещений, а также о количестве пользователей жилых помещений, необходимые Региональному оператору для корректировки информации, содержащейся в лицевых счетах собственников ТКО, правильного начисления потребителям платы за представленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также взыскания задолженности за оказанные услуги в судебном порядке с должников.

Согласно вышеуказанному ответу ОМВД России по Сальскому району Ростовской области фактически отказывает в предоставлении запрашиваемой ООО «ЭкоЦентр» информации, с указанием на то, что в соответствии с положениями Приказа МВД России от 23.12.2022 № 984 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации (информации о лицах, зарегистрированных по месту жительства, пребывания в жилом помещении) предоставляется только собственнику домовладения, при этом согласно ст. 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в рамках межведомственного взаимодействия отдел адресно-справочной службы УВМ ГУ МВД России по Ростовской области предоставляет информацию в форме электронных документов с использованием Единой системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ) по межведомственным электронным запросам органов, предоставляющих государственную (муниципальную) услугу (имеется в материалах электронного дела).

Несогласие с решениями, формализированными в указанных письмах, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.

Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел
к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.

Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих норм права
и обстоятельств дела.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и соглашений, заключенных 14.11.2017 и 28.04.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и ООО «ЭкоЦентр», ООО «ЭкоЦентр» является региональным оператором, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Ростовской области в границах Волгодонского, Морозовского, Сальского, Обливского, Советского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера плата за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с подпунктами «а», «г» пункта 31 Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах
и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения
о предоставлении коммунальных услуг, а в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

В соответствии с положениями частей 1, 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, статей 30, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации императивно закреплена обязанность собственников твердых коммунальных отходов заключать договоры на оказание услуг
по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии
с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации
от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 18.03.2021) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).

В силу пункта 148 (1) Постановления Правительства Российской Федерации
от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, допускает заключение между Региональным оператором - ООО «ЭкоЦентр» и потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО договора без соблюдения письменной формы, и потребитель, пользующийся коммунальной услугой, является стороной публичного договора независимо от заключения договора по обращению с ТКО в письменной форме.

С учетом изложенного, обстоятельства заключения договора фиксируется конклюдентными действиями самих потребителей по фактическому пользованию услугами Регионального оператора по приведенным в настоящем запросе адресам, о чем свидетельствуют также действующие открытые лицевые счета, присвоенные ООО «ЭкоЦентр» потребителям коммунальной услуги для внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Таким же образом договоры на оказание услуг по обращению с ТКО путем конклюдентных действий в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ с 01.07.2017 заключены Региональным оператором с подавляющим количеством собственников жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования - Сальский район Ростовской области.

Пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что оплата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов,
а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги, которая предполагает наличие у исполнителя, в том числе информации о фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.

В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897 пункт 6 Правил № 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым, информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги,
а с ним - право получения от управляющей организации необходимых сведений.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6, пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 209-ФЗ) в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях
по месту пребывания и по месту жительства граждан.

Обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Таким образом, отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сальскому району является территориальным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции на поднадзорной территории.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 и 7 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением, в частности, правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случаях, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных, необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, для заключения договора
по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, а также
в случае, если обработка персональных данных необходима для осуществления прав
и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей, и при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 152-ФЗ под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые
с персональными данными (пункт 2 статьи 3 Закон № 152-ФЗ).

ООО «Экоцентр» включено в реестр операторов персональных данных и является оператором персональных данных потребителей-физических лиц на основании публичного договора, который заключен на основании конклюдентных действий.

Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ).

При этом названной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Частями 4, 5 статьи 6 Закона № 152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

Частью 11 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных
в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса.

Постановлением от 13.07.2019 № 897 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями» (далее - Постановление № 897) пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.

Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений
о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия Постановления № 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги,
а с ним и право получения от управляющей организации необходимых сведений.

В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил № 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.

При этом, как было выше сказано, предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ.

Из указанного следует, что ООО «Экоцентр», являясь оператором персональных данных потребителей-физических лиц и осуществляя деятельность по начислению потребителям платы за коммунальные услуги, вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу
о том, что поскольку обработка персональных данных необходима в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент - субъект персональных данных,
а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, то общество вправе запрашивать и получать
у уполномоченных органов сведения о персональных данных потребителей - физических лиц в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора.

В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011
№ 3-ФЗ (далее - Закон о полиции, Закон № 3-ФЗ) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей,
с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии
с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению
в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 17 Закона № 3-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только
в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии
с международными договорами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 предусмотрено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно- справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу части 7 статьи 17 Закона о полиции обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В силу положений части 8 статьи 9 Закона № 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных
в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.

Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2018
№ 1810-О указано на то, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.

Как правильно указано судом, у ООО «ЭкоЦентр», регионального оператора
по обращению с ТКО, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также сведения, необходимые для осуществления ООО «ЭкоЦентр» своей уставной деятельности,
в частности, исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу ТКО,
в целях реализации защиты прав и экономических интересов организации по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством.

На основании изложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод
о том, в данном случае ООО «ЭкоЦентр» вправе обратиться к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сальскому району за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий публичного договора поставки электроэнергии.

Доводы апелляционной жалобы ОМВД по Сальскому району направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Суд первой инстанции на основе полного, объективного и всестороннего исследования доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил совокупность двух условий, необходимых для признания оспариваемых заявителем решений незаконными, поэтому правомерно
удовлетворил заявленные требования. Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не установил оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2023 по делу
№ А53-9334/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий И.Н. Глазунова

Судьи О.Ю. Ефимова

М.В. Соловьева