ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-10839/18 от 17.06.2020 АС Рязанской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А54-10839/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2020

Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2020

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В., в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Приокская инвестиционная компания» (Тульская область, г. Новомосковск, ОГРН <***>, ИНН <***>), заинтересованного лица – министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области (г. Рязань,                     ОГРН <***>, ИНН <***>), администрации города Рязани                                          (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Приокская инвестиционная компания» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.01.2020 по делу № А54-10839/2018 (судья Стрельникова И.А.),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Приокская инвестиционная компания» (далее – ООО «Приокская инвестиционная компания», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее – Минимущество Рязанской области, министерство) о признании недействительным решения от 17.12.2018 № ММ/3-9680 об отказе исключения объекта недвижимости с кадастровым номером 62:29:0060031:649 из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, начиная с 01.01.2017, обязании исключить объект недвижимости с кадастровым номером 62:29:0060031:649 (адрес: <...>) из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, начиная с 01.01.2017.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области, администрация города Рязани.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.01.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Приокская инвестиционная компания» обжаловало его в апелляционном порядке.

Министерство возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год определен в приказе Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 11.11.2016 № 81-Д «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».

Министерство включило здание с кадастровым номером 62:29:0060031:649, расположенное по адресу: <...>, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год на основании сведений из государственного кадастра недвижимости, наименование данного объекта (по кадастровому паспорту) как офис.

ООО «Приокская инвестиционная компания» принадлежат объекты с кадастровыми номерами: 62:29:0060031:1077, расположен по адресу <...>, HI, 62:29:0060031:1079, расположен по адресу <...>, НЗ, 62:29:0060031:1080, расположен по адресу <...>, Н4. Указанные помещения находятся в здании с кадастровым номером 62:29:0060031:649, расположенном по адресу <...>.

ООО «Приокская инвестиционная компания» 04.12.2018 обратилось в министерство с заявлением от 30.11.2018 (исх. 1240) с просьбой исключить объект недвижимости с кадастровым номером 62:29:0060031:649, расположенный по адресу: <...>, из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, начиная с 1 января 2017 года.

Письмом от 17.12.2018 министерство на основании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) отказало в удовлетворении заявления общества, поскольку на основании информации администрации города Рязани объект включен в Перечень на 2017 год по фактическому использованию – офисное (офис), в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером 62:29:0060031:649 имеет наименование «офисное».

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:                              1) административно-деловые и торговые центры и помещения в них; 2) нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.

Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 данной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации                          пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 НК РФ, на территории Рязанской области принят Закон от 09.10.2014 № 59-ОЗ «О внесении изменений в Закон Рязанской области «О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области», который устанавливает с 01.01.2016 особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно указанному Закону налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Постановлением Правительства Рязанской области от 05.08.2015 № 189 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению (далее – Порядок № 189).

Согласно пункту 4 Порядка № 189 в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений Минимущество Рязанской области в срок не позднее 1 марта года, предшествующего очередному налоговому периоду (в 2015 году – не позднее 15.08.2015), запрашивает информацию об использовании зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Рязанской области, с учетом положений статьи 378.2 НК РФ и положений Закона Рязанской области от 26.11.2003 № 85-ОЗ «О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области» в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области; территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области; муниципальных образованиях Рязанской области – городских округах, городских и сельских поселениях Рязанской области.

Информация, полученная в соответствии с пунктами 4, 5 Порядка № 189, рассматривается межведомственной комиссией по выработке предложений об установлении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее – Межведомственная комиссия).

Межведомственная комиссия создается с целью выработки предложений по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее – объекты недвижимости) для целей налогообложения (пункт 1 Положения о межведомственной комиссии).

В пункте 3 Положения о межведомственной комиссии указано, что межведомственная комиссия для решения поставленной перед ней задачи имеет право: запрашивать в соответствии с действующим законодательством от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления Рязанской области, а также от юридических и физических лиц информацию и документы по вопросам, относящимся к компетенции Межведомственной комиссии; вносить в Минимущество Рязанской области предложения по вопросам организационно-технического обеспечения деятельности межведомственной комиссии; проводить обследования объектов недвижимости.

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области утверждены постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2015 № 8-П.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год в определен в приказе Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 11.11.2016 № 81-Д «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».

Из материалов дела усматривается, что министерство включило объект недвижимости с кадастровым номером 62:29:0060031:649, расположенный по адресу:                       <...>, в Перечень объектов недвижимого имущества,                      в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год на основании сведений из государственного кадастра недвижимости, наименование данного объекта (по кадастровому паспорту) как административно-деловой центр.

По мнению заявителя, наличие в Перечне помещений 62:29:0060031:1079 и 62:29:0060031:1080 является оправданным, так как это офисные помещения 1 и 2 этажа. Цокольное помещение 62:29:0060031:1078 было построено в 2006 году строительной компанией «Кайман», разделено на несколько машино-мест, которые были проданы жителям близлежащего жилого дома по адресу: Михайловское шоссе, д. 80, корпус 2. Подвальное помещение 62:29:0060031:1077 (адрес: <...>, Н1) было построено в 2006 году строительной компанией «Кайман», разделено на несколько кладовок, часть из которых также была продана жителям жилого дома, а оставшаяся часть кладовок была приобретена ООО «Приокская инвестиционная компания» на торгах в 2014 году в ходе процедуры банкротства строительной компании «Кайман». Помещение 62:29:0060031:1077 согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, определено подвалом. Как указано в правоустанавливающих документах, данное помещение не оборудовано коммуникациями (отсутствует тепло- и водоснабжение), в подвале земляной пол, нет отделки, размещение офиса или иного объекта в нем невозможно. Помещение имеет изолированный вход с обратной части здания, то есть конструктивно отделено от офисных помещений и не сообщается с ними. Заявитель считает, что помещение 62:29:0060031:1077 также не соответствует критериям пункта 1 статьи 378.2 НК РФ и не подлежит налогообложению по кадастровой стоимости. Однако наличие в Перечне всего здания с кадастровым номером 62:29:0060031:649 позволяет налоговым органам трактовать помещение 62:29:0060031:1077 как часть офисного здания и облагать его по кадастровой стоимости, которая на порядок превышает его реальную рыночную стоимость.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из условий, установленных пунктами 3-4 статьи 378.2 НК РФ.

Условия отнесения объектов капитального строительства к недвижимому имуществу, облагаемому налогом на имущество организаций от кадастровой стоимости, приведены в пунктах 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует, что если здание (строение, сооружение) определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.

Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2018 № 309-КГ18-11719.

Факт нахождения помещения с кадастровым номером 62:29:0060031:1077 в здании с кадастровым номером 62:29:0060031:649 подтверждается выписками из ЕГРН, сведениями публичной кадастровой карты и не оспаривается заявителем.

Тот факт, что помещение с кадастровым номером 62:29:0060031:1077 является подвальным, по справедливому суждению суда области, правового значения не имеет, так как каких-либо исключений в части исчисления и уплаты налога на имущество для таких помещений, расположенных в административно-деловых центрах или торговых центрах, законом не предусмотрены.

Как следует из пояснений администрации города Рязани в 2016, 2017, 2018 годах ей направлялись в минимущество Рязанской области сведения об объектах недвижимости для формирования Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В представленных сведениях значился объект недвижимости – нежилое здание (офисное) с кадастровым номером 62:29:0060031:649, расположенное по адресу: <...>. Для подготовки информации в адрес министерства в 2016 году сотрудники администрации выезжали по адресу местонахождения объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером 62:29:0060031:649, расположенного по адресу: <...>. В 2017, 2018 годах осмотр спорного объекта недвижимости проводился работниками префектуры Железнодорожного района и сведения предоставлялись в администрацию г. Рязани. Вывод о фактическом использовании спорного объекта недвижимости был сделан на основании визуального осмотра здания с внешней стороны, фото и видео-фиксация объекта обследования не проводилась, акт осмотра объекта недвижимости не составлялся.

При таких обстоятельствах, с учетом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области о том, что спорный объект недвижимости правомерно был включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017, 2018 и 2019 годы.

Соответствие спорного объекта недвижимости критериям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017-2019 годы, вопреки позиции заявителя, ссылающегося на фактическое использование объекта недвижимости.

Довод заявителя жалобы о том, что положения подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ распространяются только на нежилые помещения, находящиеся в здании, а не на объект недвижимости в целом, отклоняется апелляционной коллегией, как основанный на неверном толковании норм материального права.

С учетом изложенного, судом области обоснованно отказано в удовлетворении требований ООО «Приокская инвестиционная компания» о признании недействительным решения Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 17.12.2018 № ММ/3-9680 об отказе исключения объекта недвижимости с кадастровым номером 62:29:0060031:649 из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, начиная с 01.01.2017.

Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.

Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы суда не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельства и имеющимся доказательствам.

Обществу в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 30.01.2020 № 34.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.01.2020 по делу                                           № А54-10839/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Приокская инвестиционная компания» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.01.2020 № 34.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

    Д.В. Большаков

    Е.В. Мордасов

    В.Н. Стаханова