-------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
г. Рязань
Дело №А54-2758/2006
С5
“ 30 “ октября 2006 г.
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 26.10.2006 г.
Арбитражный суд Рязанской области
в составе:
председательствующего:
ФИО1
судей:
ФИО2
ФИО3
при ведении протокола секретарем судебного заседания Феклиной А.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО4, адвокат, доверенность от 26.09.2006 г.; ФИО5, представитель по доверенности от 26.09.2006г.; ФИО6, представитель по доверенности от 25.10.2006г.
от ответчика: ФИО7, главный специалист, доверенность №04-08/446 от 18.01.2006г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Бельковский лесокомбинат» (заявителя по делу)
на решение от "11" сентября 2006 г. по делу №А54-2758/2006 С5
арбитражного суда Рязанской области, принятое судьей Шуман И.В.
по заявлению ОАО «Бельковский лесокомбинат»
к Межрайонной ИФНС России №9 по Рязанской области
о признании незаконным бездействия налогового органа
установил:
ОАО "Бельковский лесокомбинат" (Рязанская область, Касимовский район, р.п. Гусь-Железный) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области (Рязанская область, г. Касимов), выразившегося в непринятии решения о списании задолженности ОАО "Бельковский лесокомбинат" по пеням и штрафам, начисленным по состоянию на 01.11.2001 г. на общую сумму 1955089 руб., связанной с неуплатой налогов и сборов в федеральный бюджет, и обязании Межрайонной ИФНС России №9 по Рязанской области устранить нарушения прав и законных интересов ОАО "Бельковский лесокомбинат" путем списания вышеуказанной задолженности (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда от 11.09.2006 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе заявитель – ОАО «Бельковский лесокомбинат» просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, признать бездействие налоговой инспекции незаконным.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что у налогоплательщика отсутствует право на списание задолженности по пеням и штрафам, поскольку данное право возникает при досрочном гашении задолженности по налогам и сборам в течение четырех лет, момент исчисления которого определен датой вынесения решения о реструктуризации кредиторской задолженности. Кроме того, суд необоснованно счел, что правоотношения, связанные с реструктуризацией, относятся к бюджетным, и не применил нормы НК РФ. Заявитель указывает, что суд не учел то обстоятельство, что реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога, и процедура погашения задолженности связана с графиком погашения задолженности, но не с датой принятия решения о реструктуризации.
В судебном заседании жалоба поддержана заявителем.
Ответчик – Межрайонная ИФНС России №9 по Рязанской области против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным.
Проверив в соответствии со ст.ст.268, 269 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, рассмотрев материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция 20.12.2001г. приняла решение №02-24/543 о реструктуризации кредиторской задолженности Общества по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. Названным решением налогоплательщику предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом по состоянию на 01.11.2001г. с равномерной уплатой задолженности по налогам и сборам с 1 квартала 2002 г. в течение 6 лет, по пеням и штрафам по состоянию на 01.11.2001г. в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам, в том числе по налогам и сборам в сумме 2980200 руб., по пеням и штрафам в сумме 2324900 руб.
Сторонами согласован и налоговым органом утвержден график погашения Обществом реструктурированной задолженности. Согласно утвержденному графику датой начала погашения задолженности определен 1 квартал 2002 года.
20 декабря 2001г. Инспекцией на основании заявления ОАО "Бельковский лесокомбинат" было вынесено дополнительное решение №02-24/543а, которым налогоплательщику дополнительно предоставлено право реструктуризации кредиторской задолженности по пеням и штрафам в размере 134726 руб.
Решением от 30.04.2002г. №08-26/19 в решение №02-24/543 внесены изменения, согласно которым реструктурируемая задолженность по налогам и сборам уменьшена на 863700 руб. и составила 2116500 руб.
Решением от 17.02.2003г. №08-24/08-1116 об изменении решения от 30.04.2002 г. №08-26/19 суммы реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам уменьшены на суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль (24500 руб.), а размер задолженности по налогам и сборам соответственно увеличен на данную сумму. С учетом дополнительных решений размер задолженности по пеням и штрафам по состоянию на 30.04.2002г. составил 2435126 руб. (2324900 руб. - 24500 руб. + 134726 руб. = 2435126 руб.)
Решением от 16.12.2003г. №02-24/30 сумма задолженности по штрафам и пеням (2435126 руб.) в федеральный бюджет, подлежащая реструктуризации уменьшена на задолженность по лесным податям, поступающим в региональный бюджет, и составила 1955089 руб.
По размеру реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам у сторон спора нет.
29.12.2005 г. Общество осуществило последние платежи по реструктуризации и в то же день обратилось к налоговому органу с письмом о списании оставшейся суммы реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам.
Налоговый орган в письмах от 26.01.2006г. № 10-09/1052 и от 25.04.2006г. №10-09/6790 отказал Обществу в списании задолженности, сославшись на несоблюдение одного из условий списания задолженности по пеням и штрафам, установленных п. 5 Порядка проведения реструктуризации: уплата реструктурированной кредиторской задолженности по налогам и сборам произведена за пределами установленного Постановлением № 1002 четырехлетнего срока, исчисляемого с даты принятия налоговым органом решения о реструктуризации.
Общество, расценив бездействие налоговой инспекции по непринятию решения о списании задолженности ОАО "Бельковский лесокомбинат" по пеням и штрафам незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции основывался на следующем. Согласно Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 г. №1002 (утв. Приказом МНС России от 30.04.2002г. №БГ-3-29/235) при погашении реструктурированной задолженности в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган МНС России по месту нахождения организации производит полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию) с момента погашения указанной задолженности. В связи с чем двухлетний и четырехлетний сроки гашения задолженности по налогам, дающие право на списание задолженности по пеням и штрафам, исчисляются с даты принятия налоговым органом решения о реструктуризации. Поскольку решение налогового органа о реструктуризации принято 20.12.2001 г., а погашение всей суммы реструктуризированной задолженности по налогам осуществлено Обществом 29.12.2005 г., налогоплательщиком пропущен четырехлетний срок, исчисляемый с даты принятия решения о реструктуризации.
Однако, данные выводы суда первой инстанции апелляционная коллегия считает необоснованными в связи со следующим.
Согласно п. 4 "Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее по тексту - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999г. № 1002, в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
При этом п. 5 названного нормативного акта предусмотрено право налогоплательщика произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, а также установлены порядок и условия списания долга по пеням и штрафам при погашении налогоплательщиком реструктурируемой задолженности в течение 2 и 4 лет. Если организацией в течение 4 лет погашена вся сумма реструктурированной задолженности по налогам и сборам, а также в течение 4 лет уплачивались в полном объеме и своевременно текущие налоговые платежи в федеральный бюджет, предусмотрено полное списание задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с п. 7 указанного Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.
Из приведенных норм следует, что одним из условий списания задолженности по пеням и штрафам является досрочное, то есть до наступления срока погашения задолженности по пеням и штрафам, погашение реструктурированной задолженности по налогам и сборам. Кроме того, досрочное погашение задолженности по налогам и сборам означает досрочное выполнение установленного графика погашения задолженности.
При этом п. 1 Порядка предусмотрено, что задолженность по налогам и сборам, а также задолженность по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом погашаются поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.
Судом установлено, что в соответствии с графиками погашения срок погашения задолженности по налогам и сборам установлен с первого квартала 2002 года.
Само решение о предоставлении отсрочки по платежам (реструктуризации), принимаемое налоговым органом, предоставляет налогоплательщику только право на отсрочку и фиксирует суммы налогов, пеней и штрафов, подлежащие отсрочке, а сам механизм уплаты отсроченных сумм и начисленных процентов заложен в графике погашения задолженности, который утверждается решением и является его неотъемлемой частью. Таким образом, фактически обязанность по уплате платежей возникает у налогоплательщика со срока уплаты установленных в графике платежей. Следовательно, четырехлетний срок, по истечении которого у налогоплательщика возникает право на списание половины долга по пеням и штрафам, должен исчисляться со срока начала уплаты задолженности по графику.
Довод налогового органа о том, что в соответствии с Правилами МНС РФ от 30.04.2002 реструктурированная задолженность должна быть погашена налогоплательщиком в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации, не может быть принят во внимание, поскольку такого условия списания задолженности по пеням и штрафам не установлено Порядком. По смыслу п. 5 Порядка "погашение в течение 4 лет" подразумевает отсчет времени в рамках графика реструктуризации - в рассматриваемом случае с 01.01.2002.
Учитывая, что по настоящему делу срок погашения задолженности (в соответствии с утвержденным графиком) установлен с 01.01.2002г., а последний платеж по реструктуризации был произведен обществом 29.12.2005г., общество погасило всю сумму реструктурированной задолженности в пределах четырехлетнего срока, дающего право на полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Принимая во внимание вышеизложенное, требование заявителя о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области, выразившееся в непринятии решения о списании задолженности ОАО "Бельковский лесокомбинат" по пеням и штрафам, начисленным по состоянию на 01.11.2001 г. на общую сумму 1955089 руб., связанной с неуплатой налогов и сборов в федеральный бюджет, является обоснованным и подлежит удовлетворению. Решение арбитражного суда от 11.09.2006 г. подлежит отмене.
В соответствии со ст.110 АПК РФ при удовлетворении заявления и апелляционной жалобы госпошлина по иску (2000 руб.) и по жалобе (1000 руб.) относится на ответчика. В силу ст. 333.37 НК РФ налоговая инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена, следовательно, обществу государственная пошлина подлежит возмещению из федерального бюджета по п. 5 ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
1. Апелляционную жалобу удовлетворить, решение арбитражного суда Рязанской области от 11.09.2006 г. по делу №А54-2758/2006 С5 отменить.
2. Принять по делу новый судебный акт.
Бездействие Межрайонной ИФНС России №9 по Рязанской области в связи с непринятием решения о списании задолженности ОАО "Бельковский лесокомбинат" по пеням и штрафам, начисленным по состоянию на 01.11.2001г. на общую сумму 1955089 руб., связанных с неуплатой налогов и сборов в федеральный бюджет, проверенное на соответствие постановлению Правительства РФ от 03.09.1999г. №1002, признать незаконным и обязать Межрайонную ИФНС России №9 по Рязанской области устранить нарушения прав и законных интересов ОАО "Бельковский лесокомбинат", вызванные бездействием инспекции.
3. Возвратить ОАО "Бельковский лесокомбинат" из дохода федерального бюджета РФ 2000 руб. госпошлину по заявлению и 1000 руб. по апелляционной жалобе, уплаченных платежными поручениями №694 от 04.07.2006г., №1009 от 26.09.2006г.
4. Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
ФИО1
Судьи:
ФИО2
ФИО3