ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-2897/2021 от 23.08.2021 АС Рязанской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А54-2897/2021

23.08.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тимашковой Е.Н.,  рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Шиловского муниципального унитарного предприятия тепловых и электрических сетей муниципального образования –Шиловский муниципальный район Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.06.2021 по делу № А54-2897/2021 (судья Стрельникова И.А.), принятое в порядке упрощенного производства,

УСТАНОВИЛ:

Шиловское муниципальное унитарное предприятие тепловых и электрических сетей муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, Шиловский район, р. п. Шилово, ОГРН 1026200853140,                          ИНН 6225000882) (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201269269, ИНН 6231010720) (далее – управление) о признании незаконным и отмене постановления от 02.04.2021 о назначении административного наказания по делу № 062/04/9.15-77/2021 об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.06.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции настаивает на том, что управлением допущены нарушения процедуры привлечения его к административной ответственности. Полагает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания совершенного им правонарушения малозначительным является неправомерным.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и АПК РФ об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

От управления в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, основным видом деятельности предприятия является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

Управлением 14.01.2021 с 16 часов 22 минут по 16 часов 42 минут в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты), произведен осмотр Интернет-сайта предприятия по адресу: «https://muptes.wixsite.com/shil/», в результате которого установлено следующее:

1) отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «б» пункта 19 Стандартов, – о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения, не включаемых в плату за технологическое присоединение (и подлежащих учету (учтенных) в тарифах на услуги по передаче электрической энергии), с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов, содержащего информацию о размере таких расходов;

2) отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «в» пункта 19 Стандартов, – о расходах на строительство введенных в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и реализации иных мероприятий инвестиционной программы, на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в соответствии с разделом IX Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004                   № 861 (далее – Правила технологического присоединения);

3) отсутствует информация за 2019 год, предусмотренная абзацами 2 – 5 подпункта «г» пункта 19 Стандартов, а именно:

– о балансе электрической энергии и мощности, в том числе об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемым для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации, об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования, а также о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования;

– о затратах на оплату потерь, в том числе о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях, об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь, о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования, о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости, а также о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;

– о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании;

– о техническом состоянии сетей, в том числе о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению;

4) отсутствует информация, предусмотренная абзацем 6 подпункта «г» пункта 19 Стандартов, – сведения за II – IV кварталы 2020 года, об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;

5) отсутствует информация за 2020 год, предусмотренная абзацем 7 подпункта «г» пункта 19 Стандартов, – о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания напряжением 35 кВ и выше;

6) отсутствует информация, предусмотренная абзацем 8 подпункта «г» пункта 19 Стандартов раскрытия информации, – о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам напряжением ниже 35 кВ с дифференциацией по всем уровням напряжения;

7) отсутствует информация за период с мая по декабрь 2020 года, предусмотренная абзацем 8 подпункта «г» пункта 19 Стандартов, – о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация);

8) отсутствует информация за период с мая по декабрь 2020 года, предусмотренная подпунктом «д» пункта 19 Стандартов, – о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам, работам и услугам субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные по субъектам Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием количества: поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, о сроках и плате по каждому договору; аннулированных заявок на технологическое присоединение, а также выполненных присоединений и присоединенной мощности;

9) отсутствует информация за II – IV кварталы 2020 года, предусмотренная подпунктом «е» пункта 19 Стандартов, – о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), с распределением по уровням напряжения;

10) отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «ж» пункта 19 Стандартов, – о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;

11) отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «о» пункта 19 Стандартов, – о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию: о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов и аукционов), а также о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов и аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок;

12) отсутствует информация за период с мая по декабрь 2020 года, предусмотренная подпунктом «т» пункта 19 Стандартов, а именно: об объеме и о стоимости электрической энергии (мощности) за расчетный период, приобретенной по каждому договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенному с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии, осуществляющим производство электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданным советом рынка, с указанием наименования такого производителя.

По результатам осмотра управлением составлен акт осмотра Интернет-сайта от 14.01.2021.

Уведомлением от 02.02.2021 № 345, направленным по юридическому адресу предприятия и по адресу его электронной почты («muptes@mail.ru»), управление уведомило предприятие о необходимости явки 16.02.2021 в 10 часов 30 минут для составления протокола об административном правонарушении по факту обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Уведомлением от 16.02.2021 № 594, направленным по юридическому адресу предприятия и по адресу его электронной почты («muptes@mail.ru»), управление известило предприятие о том, что составление протокола об административном правонарушении по факту обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, состоится 26.02.2021 в 11 часов 00 минут.

Аналогичная информация передана предприятию посредством телефонограммы от 16.02.2021 № 599.

Заместителем начальника отдела антимонопольного контроля управления Макарцовой В.С. 26.02.2021 в отношении предприятия в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол                                                 № 062/04/9.15-77/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.

Определением управления от 02.03.2021 рассмотрения дела об административном правонарушении по статье 9.15 КоАП РФ назначено на 16.03.2021 на 14 часов 30 минут.

Определением заместителя руководителя управления от 16.03.2021 (направлено в адрес предприятия 18.03.2021 по его юридическому адресу заказным письмом                           № 80093158381189 и по электронной почте) срок рассмотрения дела                                                 № 062/04/9.15-77/2021 продлен на один месяц (до 16.04.2021). Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 30.03.2021 на 16  часов 00 минут.

Заместителем руководителя управления Кошелевой И.А. (при участии представителей предприятия – Мещеряковой В.Н. (доверенность от 09.03.2021 № 179), Юдиной О.Ю. (доверенность от 09.03.2021 № 178) и  Ефремкиной Е.С. (доверенность от 09.03.2021 № 180)) 30.03.2021 оглашена резолютивная часть постановления о назначении административного наказания по делу № 062/04/9.15-77/2021 об административном правонарушении, в соответствии с которым предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Полный текст постановления о назначении административного наказания по делу № 062/04/9.15-77/2021 об административном правонарушении изготовлен 02.04.2021.

Причем при вынесении постановления управлением установлено, что вменяемое протоколом от 26.02.2021 № 062/04/9.15-77/2021 об административном правонарушении неразмещение на сайте предприятия сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 19 Стандартов, своего подтверждения не нашло. Соответствующая информация размещена на официальном сайте в установленные сроки.

Также в постановлении 02.04.2021 о назначении административного наказания по делу № 062/04/9.15-77/2021 об административном правонарушении управлением отражено, что срок давности привлечения предприятия по статье 9.15 КоАП РФ в связи с несоблюдением требований абзацев 2 – 5 подпунктов «г» и «о» пункта 19 Стандартов на момент рассмотрения дела и вынесения указанного постановления истек.

В остальной части выводы управления о том, что предприятием не соблюдены требования пунктов 3, 5, 10, 12, абзацев 6 – 9 подпункта «г», а также подпунктов «д», «ж» и «т» пункта 19 Стандартов, выявленные и отраженные в акте осмотра Интернет-сайта от 14.01.2021 и протоколе от 26.02.2021 № 062/04/9.15-77/2021 об административном правонарушении, нашли свое подтверждение.

Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

На основании частей 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

За нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.

Объективной стороной правонарушения является нарушение порядка, способов или сроков опубликования информации либо представление заведомо ложной информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

На основании пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ              «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 данного закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии, а также субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

В силу статьи 3 названного закона территориальная сетевая организация –коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим законом, – с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В соответствии с пунктом 1 Стандартов под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом   случаях – предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

В пункте 2 Стандартов сказано, что субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.

Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 настоящего документа; опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий (пункт 3 Стандартов).

Как следует из пункта 5 Стандартов, фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода, прогнозная информация – до начала отчетного периода.

Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, – в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года.

Пункт 10 Стандартов определено, что субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из пункта 12 Стандартов усматривается, что субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию:

а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка);

б) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров, работ и услуг;

в) в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии:

– операционные и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;

– отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года;

– отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования;

г) предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

На основании пункта 19 Стандартов сетевая организация в соответствии со Стандартами обязана раскрывать, в том числе следующую информацию:

– об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии  (абзац 6 подпункта «г»);

– о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания напряжением 35 кВ и выше (абзац 7 подпункта «г»);

– о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам напряжением ниже 35 кВ с дифференциацией по всем уровням напряжения (абзац 8 подпункта «г»);

– о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация) (абзац 9 подпункта «г»);

– о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам, работам и услугам субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные по субъектам Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием количества: поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, о сроках и плате по каждому договору, а также аннулированных заявок на технологическое присоединение; выполненных присоединений и присоединенной мощности (подпункт «д»);

– о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа с распределением по уровням напряжения (подпункт «е»);

– о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения (подпункт «ж»);

– об объеме и о стоимости электрической энергии (мощности) за расчетный период, приобретенной по каждому договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенному с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии, осуществляющим производство электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданным советом рынка, с указанием наименования такого производителя (подпункт «т»).

Судом первой инстанции установлено, что решением главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 18.12.2019 № 434 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом «Рязаньэнерго» ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» и предприятием на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно.

Решением главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области по тарифам от 22.12.2020 № 359 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между «Рязаньэнерго» ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» и предприятием на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно.

В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенными на официальном сайте Федеральной налоговой службы, основным видом деятельности предприятия является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

В связи со сказанным предприятие, являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, на основании пункта 2 Стандартов, обязано раскрывать информацию в соответствии с пунктами 3, 5,               10 – 12 и 19 Стандартов.

Факт нарушения предприятием вышеприведенных требований Стандартов подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и предприятием надлежащим образом не опровергнут, ввиду чего суд первой инстанции правомерно указал на наличие в действиях предприятия события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения предприятия от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения требований действующего законодательства в сфере защиты конкуренции.

Между тем доказательств наличия указанных обстоятельств предприятие в материалы дела не представило, равно как доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения в.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности управлением факта совершения предприятием правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.

Наличие у управления полномочий на рассмотрение административного дела, возбужденного по статьей 9.15 КоАП РФ подтверждается частью 1 статьи 23.48 Кодекса.

Отклоняя доводы предприятия, продублированные в апелляционной жалобе, о нарушении управлением процедуры его привлечения к административной ответственности, суд правомерно исходил из следующего.

В силу подпункта «и» пункта 6.1.3 Положения об управлении оно осуществляет контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии, осуществляющими свою деятельность на территории Рязанской области.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 № 764 (далее – Правила № 764), контроль по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях осуществляется Федеральной антимонопольной службой.

В подпунктах «а» – «з» пункта 4 этих правил сказано, что контроль осуществляется в отношении: факта раскрытия информации; источника опубликования информации, избранного субъектом регулирования; сроков и периодичности раскрытия информации; полноты раскрытия информации; порядка уведомления органа по контролю об источниках опубликования информации; форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм; достоверности раскрытой информации, а также порядка раскрытия информации по письменным запросам потребителей товаров и услуг субъектов регулирования, в том числе регистрации письменных запросов, своевременности и полноты их рассмотрения, а также уведомления о результатах их рассмотрения.

Из пункта 7 рассматриваемых правил следует, что контроль применительно к подпунктам «а» – «е» пункта 4 настоящих правил осуществляется в форме систематического наблюдения и анализа информации.

В рассматриваемом случае в ходе систематического наблюдения и анализа информации управлением непосредственно обнаружены достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, что явилось поводом для составления акта и возбуждения дела об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении.

Относительно мнения предприятия о том, что систематическое наблюдение возможно лишь на основании, предусмотренном пунктом 3.3. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением Стандартов, утвержденного приказом ФАС России от 26.06.2012 № 414, суд справедливо отметил, что оно основано на неверном толковании права и противоречит положениям части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.

Причем такая форма контроля как систематическое наблюдение сама по себе предполагает право административного органа осуществлять регулярный мониторинг за исполнением обязательных требований, направленный на выявление правонарушений.

В данном случае имело место непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие признаков правонарушения.

В отношении возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ суд первой инстанции справедливо указал следующее.

На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированным в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10            «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении                    КоАП РФ» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Следовательно, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела.

Судом первой инстанции верно указано на то, что в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства.

Совершенное предприятием правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок раскрытия информации регулируемыми организациями, нарушает права и интересы потребителей, что не отвечает критериям малозначительности.

К тому же материалы дела не содержат надлежащих доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.

При этом, как верно отметил суд, нахождение сотрудников предприятия на больничном в спорный период, само по себе не является исключительным обстоятельством,  являющемся основанием для его освобождения от административной ответственности.

Более того, административное наказание предприятию назначено управлением в размере 100 000 рублей, то есть в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ (200 000 рублей).

В связи со сказанным суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о неправомерности вывода суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания совершенного предприятием правонарушения малозначительным.  

Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.

           Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.06.2021 по делу № А54-2897/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Судья                                                                                                                      Е.Н. Тимашкова