ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-3099/2022 от 09.09.2022 АС Рязанской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

         Дело А54-3099/2022

09.09.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Большакова Д.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» на решение Арбитражного суда Рязанской области                   от 29.06.2022 по делу № А54-3099/2022, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье»                       (г. Нижний Новгород, ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603) в лице филиала публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» – «Рязаньэнерго»               (г. Рязань) к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026200957309, ИНН 6228013760) о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2022 № 207-АО/2022 по делу об административном правонарушении (судья Стрельникова И.А.),

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Россети Центр и Приволжье» (далее – ПАО «Россети Центр и Приволжье», общество, заявитель) в лице филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» – «Рязаньэнерго» обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области (далее – Рязаньстат) о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2022 № 207-АО/2022 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ПАО «Россети Центр и Приволжье» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –                КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

На основании пункта 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обжаловало                 его в апелляционном порядке. Указывает, что в силу пункта 5 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008                  № 620, обязанность по назначению должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица, лежит на руководителе. В этой связи, по мнению заявителя, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП РФ, являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, а если такие лица не были назначены – руководитель юридического лица. Отмечает, что юридическим лицом предприняты все меры по недопущению данного правонарушения, а именно, 19.05.2017 по филиалу ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Рязаньэнерго» был издан приказ № 334 «О назначении должностных лиц, ответственных за составление и предоставление отчетных форм в Рязаньстат», в соответствии с которым ответственным должностным лицом за представление информации по форме № 4-ТЕР «Сведения об использовании ТЭР за 2021 год» назначен начальник департамента ЛиМТО (начальник СМиТ). Таким образом, в силу частей 2, 4 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо не подлежит административной ответственности. Также указывает на малозначительность совершенного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ).

Рязаньстат возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ПАО «Россети Центр и Приволжье» несвоевременно представлена статистическая отчетность по форме № 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов» за 2021 год (при сроке предоставления отчетности – 16.02.2022 в Рязаньстат данная отчетность представлена обществом 22.03.2022).

В этой связи 04.04.2022 начальником отдела государственной статистики                       Рязаньстата в присутствии представителя общества – Дорофеева К.В., действующего                на основании доверенности от 01.12.2021 № Д-РЗ/65, в отношении ПАО «Россети Центр и Приволжье» составлен протокол № 174-АО/2022 об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Определением от 04.04.2022 № 177-АО/2022 административным органом назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Центр и Приволжье», а именно, на 14.04.2022 на 10 час. 00 мин. по адресу: г. Рязань, ул. Типанова, д. 4, каб. № 33, в помещении Рязаньстата.

Указанные протокол и определение вручены 04.04.2022 представителю общества Дорофееву К.В., действующему на основании доверенности от 01.12.2021 № Д-РЗ/65.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Рязаньстата в присутствии представителя общества Дорофеева К.В., действующего на основании доверенности от 01.12.2021                     № Д-РЗ/65, 14.04.2022 вынесено постановление № 207-АО/2022 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ПАО «Россети Центр и Приволжье» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ПАО «Россети Центр и Приволжье» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч                          до семидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации.

Объективная сторона правонарушения заключается в в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.

Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, могут выступать как должностные, так и юридические лица.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон № 282-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (часть 9 статьи 8 Закона № 282-ФЗ).

В силу части 3 статьи 6 Закона № 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром – образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление первичных статистических данных (лица, уполномоченного предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации..

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона № 282-ФЗ формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее – Положение).

Пунктом 3 Положения установлено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами – созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Респонденты – граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Респонденты – субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В силу пункта 14 Положения непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.07.2021 № 462 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов» (форма № 4-ТЭР) (приложение № 9).

Периодичность и срок предоставления формы № 4-ТЭР – годовая, с 20 января по    16 февраля.

Материалами дела подтверждается, что в нарушение установленного порядка предоставления статистической информации ПАО «Россети Центр и Приволжье» не предоставило форму № 4-ТЭР за 2021 год в установленный срок, а именно, не позднее 16.02.2022. Соответствующая статистическая информация представлена 22.03.2022.

Таким образом, суд первой инстанции по праву заключил о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Довод общества о том, что в рассматриваемом случае субъектом административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ является должностное лицо заявителя – начальник департамента ЛиМТО (начальник СМиТ), на которого была возложена обязанность по предоставлению соответствующей отчетности по установленной форме, судом апелляционной инстанции признается несостоятельным, поскольку названной нормой права предусмотрена ответственность как должностного лица, так и юридического лица. При этом наличие вины работника юридического лица в совершении правонарушения не свидетельствует об отсутствии вины самого юридического лица, а указывает на отсутствие надлежащего контроля с его стороны за действиями работника.

Довод заявителя о необходимости применения в рассматриваемом случае положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, правомерно отклонен судом на основании следующего.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ статья 2.1 КоАП РФ дополнена  частью 4, согласно которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства привлечения соответствующего должностного лица ПАО «Россети Центр и Приволжье»                                     к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ                                        за несвоевременное представление статистической отчетности по форме № 4-ТЭР                           за 2021 год.

В этой связи суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для применения в рассматриваемом случае положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ.

Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушена, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола                     об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили                        бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу                        об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек. Оснований для замены административного штрафа на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ) не имеется, поскольку отсутствуют условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как отсутствие угрозы интересам государства, с учетом того, что несвоевременное предоставление статистических сведений является препятствием для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических и других общественных процессах в Российской Федерации (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.03.2022 № Ф02-1005/2022 по делу № А33-17672/2021). Административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей назначено обществу в минимальном размере санкции части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Отклоняя довод заявителя о возможности применения в рассматриваемом случае положений о малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ), повторяемый в апелляционной жалобе, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением                      от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10) разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункты 18, 18.1).

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела.

При этом согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации                         от 16.04.2019 № 307-АД18-24091, применение такого правового института как малозначительность не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых действующим законодательством.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит в несвоевременном исполнении возложенной на общество публично-правовой обязанности по представлению статистической информации по форме федерального статистического наблюдения. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.

Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере официального статистического учета, что не отвечает критериям малозначительности.

Доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления № 10, ПАО «Россети Центр и Приволжье» не представило.

В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления                     об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая изложенное, в удовлетворении заявления ПАО «Россети Центр и Приволжье» судом первой инстанции отказано правомерно.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области  от 29.06.2022 по делу № А54-3099/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Судья                                                                                                                      Д.В. Большаков