ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-3122/2021 от 26.07.2023 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

2 августа 2023 года

г.Калуга

Дело №А54-3122/2021

Резолютивная часть объявлена 26 июля 2023 года

Полный текст постановления изготовлен 2 августа 2023 года

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,

судей Леоновой Л.В., Лукашенковой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной И.А.,

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Сурат» (ОГРН 1026200872323, ИНН 6227010830, ул.Западная, д.1, лит.А, оф.51, г.Рязань, 390044) –Ершова Д.А. (дов. от 02.05.2023, адвокат);

от Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области (ул. Николодворянская, д.22, г.Рязань, 390000) -Пронина Д.А. (дов от 09.01.2023, диплом);

от общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний Русский Дом" (ОГРН 1056204070130, ИНН 6234020719, ул. Свободы, д.45, г.Рязань, 390000), общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Главгипрогор" (ОГРН 1076234011875, ИНН 6234047439, ул.Свободы, д.45, г.Рязань, 390000), индивидуального предпринимателя Кириллова Александра Сергеевича (ОГРНИП 304622921900127, г.Рязань)- Железняковой З.А. (дов от 01.10.2020, диплом)

от государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Государственный архив Рязанской области" (ОГРН 1076234000149, ИНН 6234035881, ул.Лермонтова, д.9а, г.Рязань, 390027)- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сурат» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.05.2022 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по делу №А54-3122/2021,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью "Сурат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным приказа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области (далее - инспекция) от 27.01.2021 №7 о включении объекта недвижимости, расположенного по адресу г. Рязань, ул. Свободы, д. 45, в перечень объектов культурного наследия.

Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО "Группа Компаний Русский Дом", ООО "Проектный институт "Главгипрогор", индивидуального предпринимателя Кириллова Александра Сергеевича (далее по тексту арендаторы), государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Государственный архив Рязанской области".

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.11.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с решением и постановлением судов, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требования общества о признании недействительным приказа от 27.01.2021 №7.

Податель жалобы указывает, что оснований для включения объекта, находящегося по адресу г.Рязань, ул.Свободы, д.45, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ЕГРОКН), как объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (далее – ОКН), у инспекции не имелось, поскольку заявителями (третьими лицами) были представлены недостоверные и неподтвержденные сведения об объекте, а заявителем в материалы настоящего дела представлены доказательства, что существующий в настоящее время дом №45 по ул.Свободы и домовладение №1139 по ул.Владимирской г.Рязани (переименована в ул.Свободы) не является одним и тем же зданием; отказом в удовлетворении заявленного требования, по мнению кассатора, нарушено его право на проведение капитального ремонта здания, ограничены правомочия собственника спорного объекта; не рассмотрен судами довод общества о неправомерности экспертизы научно-методического совета по вопросу включения объекта в перечень выявленных ОКН.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить решение и постановление судов без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения, указывая на безосновательность доводов общества.

Арендаторы в отзыве на кассационную жалобу также считают ее не подлежащей удовлетворению.

ГБУ Рязанской области "Государственный архив Рязанской области", участвующее в деле, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направило; их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, проверив законность судебных актов по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.

Из материалов дела следует, установлено судами, ООО «Сурат» является собственником нежилого здания общей площадью 221 кв.м. (кадастровый номер 62:29:0080064:1457), расположенного по адресу ул.Свободы, д.45, г.Рязань (далее- здание), что подтверждено выпиской из единого государственного реестра недвижимости, свидетельством о государственной регистрации права от 06.12.2011.

В отношении объекта недвижимости установлены обременения, в том числе, аренда в пользу ИП Кириллова А.С., обществ Группа Компаний «Русский дом» и Проектного института «Роспроект».

05.10.2020 в инспекцию поступили заявления от арендаторов помещений, расположенных в здании, о рассмотрении вопроса о придании объекту недвижимости статуса ОКН, поскольку здание 1868г. постройки является памятником культуры периода ранней эклектики, элементом архитектурного и градостроительного городского ансамбля, является исторически ценным градообразующим объектом, который входит в предмет охраны Исторического поселения регионального значения, которым на основании постановления Правительства Рязанской области от 28.07.2020 №190 признан город Рязань.

К заявлениям приложены историко-архивные материалы по указанному зданию, датированные с 1868 по 1928 годы.

В целях проведения работы по установлению историко-культурной ценности объекта инспекцией 08.10.2020 произведена фото-фиксация объекта, а также 27.10.2020 направлен запрос архивных сведений в ГБУ Рязанской области "Государственный архив Рязанской области", которое представило таковые письмом от 18.02.2021 N Т-564.

По результатам состоявшего 26.01.2021 заседания научно-методического совета по историко-культурному наследию Рязанской области зданию присвоено в совокупности 245 баллов, что послужило основанием для принятия инспекцией 27.01.2021 приказа №7 "О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области", которым "Жилой дом", конец XIX - начало XX вв. (Рязанская область, город Рязань, улица Свободы, дом 45) включен в перечень выявленных ОКН Рязанской области.

Не согласившись с приказом инспекции №7, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, не усмотрел наличие правовых оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, необходимых для признания приказа инспекции незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО «Сурат».

В соответствии с положениями статей 286 и 288 АПК РФ основаниями для отмены вступивших в законную силу решения и постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа таких оснований не усматривает исходя из следующего.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее- Закон №73-ФЗ) в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона №73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Исходя из особого статуса и ценности такого имущества порядок его вовлечения и использования в гражданском обороте регламентирован гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных актами специального законодательства в области охраны объектов культурного наследия (статья 2 Закона N 73-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.07.2010 № 931-О-О отметил, что отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», положения которого направлены на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры (преамбула).

Право на сохранность объектов культурного наследия является частью конституционного права на доступ к культурным ценностям. Гарантируя гражданам Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, названный Федеральный закон провозглашает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и определяет полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (преамбула, пункт 1 статьи 7, статья 9).

Согласно Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 72).

В силу п. 1 ст. 63 Закона № 73-ФЗ впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено названным Законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 г., сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат названному Закону.

Статьей 64 Закона №73-ФЗ установлен порядок отнесения памятников истории и культуры к объектам культурного наследия соответствующей категории.

Согласно пункту 13 постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся.

Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.

Согласно пункту 2 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 (далее - Инструкция), недвижимыми памятниками истории и культуры являются здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историкокультурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.

В соответствии с пунктами 20, 21 Инструкции вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятников. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны (п. п. 20 и 21 Инструкции).

Законодательство в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) различает понятия: объект культурного наследия- объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Закона N 73-ФЗ); предмет охраны объекта культурного наследия - это особенности (историко-культурные ценности) объекта, являющиеся основаниями для включения его в реестр и подлежащие обязательному сохранению, и влекущие особую защиту) объекта культурного наследия (подп. 6 пункта 2 статьи 18 Закона № 73-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона № 73-ФЗ региональные органы охраны ОКН организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками ОКН в соответствии со статьей 3 Закона № 73-ФЗ.

Объект, обладающий признаками ОКН, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным ОКН со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных ОКН. Выявленный ОКН подлежит государственной охране в соответствии с Законом №73-ФЗ до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр (п. 5 ст. 16.1 Закона N 73-ФЗ).

В целях реализации указанных положений приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года №1905 утвержден Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее – Порядок №1905), который определяет процедуру проведения таких работ.

Согласно пункту 2 Порядка №1905 работа по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, осуществляется самостоятельно физическими и юридическими лицами в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика и представляет собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя: визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта; сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта; изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.

В соответствии с требованиями пунктов 4, 5 данного Порядка заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр должно содержать актуальные и достоверные сведения об объекте, к заявлению о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр прикладываются: сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта); сведения об историко-культурной ценности объекта; иные сведения об объекте (при наличии).

Согласно пункту 3 статьи 16.1 Закона №73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.

Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и такой порядок на территории Рязанской области утвержден постановлением Правительства Рязанской области от 17.08.2016 N 190.

Согласно Порядку №190 установление историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками ОКН, в отношении которого заявлены такие характеристика лицами, обратившимися с соответствующим заявлением в орган охраны ОКН, осуществляется научно-методическим советом, сформированным инспекцией из специалистов в области охраны ОКН, на соответствующем заседании после осуществленного инспекцией сбора документов, сведений и информации об объекте, определенной пунктом 4 Порядка, включая его фотофиксацию.

Правительством Рязанской области в названном Порядке определено, что основанием для принятия научно-методическим советом решения о наличии историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками ОКН, является сумма численных значений критериев историко-культурной ценности, равная двумстам и более баллам.

Из материалов дела следует, установлено судами, что на заседании научно-методического совета 26.01.2021 зданию по адресу г. Рязань, ул.Свободы, д. 45 присвоено в совокупности 245 баллов, в связи с чем 27.01.2021 инспекцией издан оспоренный обществом приказ № 7.

Доводы кассатора об отсутствии у здания, собственником которого он является, историко-культурной ценности, поскольку это иной объект недвижимости, нежели чем тот, в отношении которого имеются архивные справки, судом округа отклоняются как несостоятельные.

В данном случае, приказом №7 оформлен первый этап выявления и установления признаков объекта культурного наследия регионального значения, обладающего историко-культурной ценностью, а именно включение объекта, обладающего признаками ОКН, в перечень выявленных объектов культурного наследия субъекта.

При этом для инициирования органом охраны ОКН такой процедуры Закон №73-ФЗ и названные выше Порядки не требуют согласия собственника объекта.

Решение же о включении выявленного объекта культурного наследия в ЕГРОКН либо об отказе во включении такого объекта в реестр принимается соответствующим органом охраны ОКН после проведения государственной историко-культурной экспертизы в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия (статьи 15,18 Закона № 73-ФЗ).

Утверждение кассатора о нарушении его прав и законных интересов , в том числе о невозможности осуществления капитального ремонта здания, суд округа считает несостоятельным, поскольку такие права ограничены в силу закона с целью сохранения объекта культурного наследия.

Суд округа считает, что суды на законных основаниях отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.

Нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.

Учитывая вышеизложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.05.2022 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по делу №А54-3122/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

Г.А. Стрегелева

Судьи

Л.В. Леонова

Т.В. Лукашенкова