ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-3747/20 от 19.04.2021 АС Рязанской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А54-3747/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2021

Постановление изготовлено в полном объеме  22.04.2021

 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., при участии                          от заявителя – прокурора Рязанской области (г. Рязань) – Епихиной Т.С. (доверенность                 от 16.04.2021 № 8-15-2021), в отсутствие заинтересованного лица – администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области                    (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>), третьих лиц: министерства природопользования Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>,                                 ИНН <***>), Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры                                   в лице Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры (г. Рязань,                                 ОГРН <***>, ИНН <***>), надлежащим образом извещенных  о времени              и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.02.2021                      по делу № А54-3747/2020 (судья Котлова Л.И.),

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Рязанской области (далее – заявитель) обратился с Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области (далее – администрация, заинтересованное лицо).

Определением от 03.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица,                             не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природопользования Рязанской области (далее – министерство).

Определением от 03.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица,                             не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в лице Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 15.02.2021 по делу                              № А54-3747/2020 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит  решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать                                   в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.

 Прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов,        просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную                    жалобу – без удовлетворения.  

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в лице Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры  в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить                             без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Министерство отзыв на апелляционную жалобу не направило.

В судебном заседании   представитель заявителя поддержал свою позицию по делу.

Представители заинтересованного лица и  третьих лиц в судебное заседание                         не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,                          в связи с чем  в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся                  в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя  заявителя, исследовав                  и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, во исполнение задания прокуратуры области прокуратурой Рязанского района проведена проверка исполнения законодательства                    об охране и использовании недр. Как установлено проверкой, администрацией Рязанского муниципального района правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок не приняты.

В этой связи 25.02.2020 в адрес администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране и использовании недр, которое было рассмотрено 25.03.2020        с участием представителя прокуратуры района и не было удовлетворено.                                      Из ответа администрации Рязанского муниципального района на указанное представление следует, что у органа местного самоуправления в настоящее время отсутствуют полномочия по принятию порядка осуществления муниципального контроля                                за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административных регламентов проведения соответствующих контрольных проверок.

Не согласившись с бездействием администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район, прокуратура Рязанской области обратилась                               в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К бездействию  относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации                              и субъектов Российской Федерации.

На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»      (далее – Закон о недрах) определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования, которые корреспондируют положениям подпункта 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003                          № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления организуют                    и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения,                          а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами                  к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль                         за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ к отношениям, связанным                             с осуществлением муниципального контроля, с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц                               и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Из пункта 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ следует, что под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных                                в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий                         по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля                                        в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации                         и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка                          их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии                        с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Из положений части 2 статьи 6 Закона № 294-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности:

– организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;

– разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 Закона о недрах определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации                    не вправе приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами, вести контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поскольку это иные полномочия, предусмотренные статьей 5 Закона о недрах, и принадлежат они органам местного самоуправления.

В силу положений статьи 1.1 Закона о недрах органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления                    в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Закон № 131-ФЗ.

Согласно статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При этом, как верно отметил суд первой инстанции, отсутствие указания в Законе № 131-ФЗ на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, в том числе на полномочия, перечисленные в статье 5 Закона о недрах, не свидетельствует об отсутствии соответствующих полномочий и контроля как такового, поскольку возможность его осуществления может быть закреплена в иных федеральных законах, в частности, в Законе о недрах.

Кроме того, Закон о недрах разделяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (статьи 4, 16 Закона № 2395-1) и полномочия органов местного самоуправления в данной сфере (статья 5 этого Закона).

Пунктом 5 статьи 5 Закона о недрах предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации                    не вправе приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами, вести контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Суд первой инстанции верно отметил, что необходимость установления органом местного самоуправления такого муниципального контроля в силу приведенных ранее положений статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ следует из Закона о недрах и Закона № 294-ФЗ.

Как следует из материалов дела и администрацией не отрицается, правовые акты                о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, административные регламенты проведения соответствующих мероприятий муниципального контроля, в Рязанском муниципальном районе не приняты, уполномоченный орган не определен.

Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, бездействие администрации Рязанского района выражается в непринятии мер, направленных                        на разработку и утверждение правового акта (отсутствие которого влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права                      и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности), регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах.

Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований                         к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности недропользователей, осуществляющих деятельность на территории Рязанского района, а также возможность причинения вреда окружающей среде.

Оценив представленные в материалы дела доказательства,  суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район, выразившееся в непринятии мер                        по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административных регламентов проведения соответствующих контрольных проверок, не соответствует Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации               от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ                   «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»   и нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за использованием                     и охраной недр, в связи с чем является незаконным.

В силу положений части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения                    по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться в том числе указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав               и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ                                      в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа – незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд должен определить способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, признав бездействие органа местного самоуправления незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения. При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае возложение  обязанности  на орган местного самоуправления разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992  № 2395-1 «О недрах» муниципального контроля за использованием и охраной недр   при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,                                        и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок, направлено на реализацию государственной политики в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр и не нарушает прав местного самоуправления                               на самостоятельное осуществление данной функции в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Более того, возложение   обязанности  на  орган местного самоуправления разработать и утвердить правовой акт не препятствует самостоятельной реализации права органов местного самоуправления избирать форму данного акта, формулировать его содержание в соответствии с действующим законодательством в данной сфере.

Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить,                          что специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления                     в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществле­ния, является Закон № 131-ФЗ.

Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определя­ется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского посе­ления.

В силу частей 3 и 4 статьи 14 Закона № 131-ФЗ за­конами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уста­вом муниципального района                              и уставами сельских поселений за сельскими поселени­ями могут закрепляться                           также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключени­ем вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей ста­тьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей                           ста­тьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских                         по­селений решаются органами местного самоуправления соответствующих                               муници­пальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно положениям Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-03                              «О за­креплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов                   мест­ного значения»  муниципальный контроль в сфере недропользования не относится                   к вопросам местного значения, закрепленным за сельскими поселениями, следователь­но, является компетенцией органов местного самоуправления муниципального райо­на.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, полномочия по разработке                                   и утверждению правового акта, ре­гламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного За­коном о недрах,  возложены на администрацию муниципального образования - Рязан­ский муниципальный район Рязанской области.

Довод апеллянта об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку  основан на неправильном толковании норм права.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы, в том числе о применении Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального                   и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами,                   что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.

При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем  суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены  или изменения оспариваемого судебного акта.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Рязанской области от 15.02.2021 по делу № А54-3747/2020     оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

                   В.Н. Стаханова

                   Д.В. Большаков

                   Е.В. Мордасов