ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-4865/18 от 23.10.2018 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А54-4865/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2018

Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., при участии в судебном заседании от заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1 (Рязанская область, Шиловский район, д. Фролово,ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 28.10.2016), в отсутствие ответчика – администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, Шиловский район, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуадминистрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.08.2018 по делу № А54-4865/2018 (судья Костюченко М.Е.),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области (далее – администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги, принятого по заявлениям от 13.02.2018 № 707 и № 708, оформленного письмом от 14.03.2018 № 935.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17.08.2018 требования удовлетворены, решение администрации, принятое по заявлениям предпринимателя от 13.02.2018 № 707 и № 708, об отказе в представлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», оформленное письмом от 14.03.2018 № 935, признано недействительным; на администрацию возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем осуществления на основании заявлений от 13.02.2018 № 707 и № 708 подготовки, регистрации градостроительных планов земельного участка с кадастровым номером 62:25:0000000:179 и выдачи их заявителю.

Не согласившись с решением суда, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

ИП ФИО1 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направила. Дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:25:0000000:179, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обслуживания зданий, общей площадью 17 300 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 65 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: <...> (свидетельство о государственной регистрации права от 03.09.2013 № 62-МД 703721).

ИП ФИО1 13.02.2018 обратилась в администрацию с заявлениями № 707, № 708 о выдаче градостроительного плана вышеназванного земельного участка в связи с необходимостью реконструкции расположенного на участке здания металлообработки с котельной инв. № 4400.

Администрация направила заявителю письмо от 14.03.2018 № 935, в котором отказала в выдаче градостроительного плана земельного участка, мотивировав невозможностью изготовления топографической съемки, необходимой для разработки градостроительного плана земельного участка, в связи с отказом предпринимателя в доступе на земельный участок для проведения геодезических работ.

ИП ФИО1 17.04.2018 направила главе муниципального образования Шиловский муниципальный район Рязанской области жалобу на отказ в предоставлении муниципальный услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка».

На данную жалобу администрацией дан ответ от 08.05.2018 № 1738, в котором указано на невозможность предоставления муниципальной услуги при отсутствии топографической съемки.

Полагая, что законные основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 62:25:0000000:179 у администрации отсутствовали, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).

Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ.

На основании части 4 статьи 57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с данным Кодексом размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

В силу части 5 статьи 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.

Частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 названной статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.

Из приведенных норм права следует, что основаниями для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка являются: 1) обращение с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка лица, не являющегося правообладателем (часть 5 статьи 57.3 ГрК РФ); 2) отсутствие утвержденной документации по планировке территории, если в соответствии с ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации (часть 4 статьи 57.3 ГрК РФ).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 № 1633/13, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

В градостроительном плане дается характеристика земельного участка и возможность его использования, в том числе и возможность осуществления строительства на нем соответствующих объектов с учетом расположения земельных участков в определенных территориальных зонах и видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Следовательно, градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).

Постановлением администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области от 07.06.2012 № 638 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 2.7 Административного регламента для получения муниципальной услуги заявитель предоставляет заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка.

В примечании к данному пункту указано, что по инициативе заявителя проект чертежа градостроительного плана земельного участка может быть заказан заявителем за счет собственных средств в любую лицензированную проектную организацию. В таком случае представляются проекты чертежей градостроительных планов земельных участков в трех экземплярах на бумажном носителе и одном экземпляре в электронном виде.

В пункте 3.1.3 Административного регламента указано, что основанием для начала процедуры утверждения (в случае разработки градостроительного плана сторонней организацией), разработки градостроительного плана земельного участка является получение сотрудником уполномоченного органа необходимых для оказания муниципальной услуги документов.

Сотрудник уполномоченного органа проверяет проект градостроительного плана (в случае разработки градостроительного плана сторонней организацией) или разрабатывает проект градостроительного плана земельного участка.

Градостроительный план земельного участка готовится в трех экземплярах.

Сотрудник уполномоченного органа готовит проект решения, утверждающего градостроительный план земельного участка, согласно установленной законодательством форме.

Сотрудник уполномоченного органа регистрирует градостроительный план земельного участка в книге регистрации градостроительных планов, уведомляет заявителя по телефону, в письменной форме или с помощью электронной почты (при наличии адреса электронной почты заявителя) об исполнении услуги (пункт 3.1.2 Административного регламента).

Как следует из материалов дела, что 13.02.2018 ИП ФИО1, являющаяся собственником земельного участка с кадастровым номером 62:25:0000000:179, обратилась в администрацию с заявлениями № 707 и № 708 о выдаче градостроительного плана данного земельного участка в связи с необходимостью реконструкции расположенного на нем здания металлообработки.

К заявлениям были приложены копии паспорта заявителя и свидетельств о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 62:25:0000000:179 и здание гаража с условным номером 62:25:00:00000:4387.

Необходимость получения заявителем градостроительного плана земельного участка обусловлена реконструкцией расположенного на участке здания металлообработки, а, следовательно, утверждение документации по планировке территории в данном случае не требовалось.

При таких обстоятельствах спора суд первой инстанции правомерно указал на представление предпринимателем всех необходимых для получения градостроительного плана земельного участка документов и отсутствие в этой связи у администрации оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги.

Ссылка администрации на пункты 23, 24, 28 Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741/пр, предусматривающие то, что чертеж, а в случае необходимости чертежи, градостроительного плана земельного участка выполняются на топографической основе в соответствующем масштабе, и Приложение № 1 к Административному регламенту, согласно которому реквизиты действующей топографической съемки на территорию земельного участка должны прилагаться к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, во-первых, ГрК РФ предусматривает обязанность органа местного самоуправления обеспечить подготовку, утверждение и выдачу градостроительного плана по заявлению обратившегося лица на основании источников, указанных в части 2 статьи 57.3 ГрК РФ, а, во-вторых, из положений ГрК РФ не следует, что отсутствие топографической съемки земельного участка является основанием для отказа в выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка.

Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.08.2018 по делу № А54-4865/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Д.В. Большаков

Е.В. Мордасов

Е.Н. Тимашкова