ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-5164/2021 от 14.03.2022 АС Рязанской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А54-5164/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   14.03.2022

Постановление изготовлено в полном объеме    21.03.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазницей Е.С., в отсутствие представителей заявителя – автономной некоммерческой организации высшего образования «Современный технический университет» (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>) и заинтересованного лица – территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>,              ИНН <***>), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации высшего образования «Современный технический университет» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.01.2022 по делу № А54-5164/2021 (судья Ушакова И.А.), принятое по заявлению автономной некоммерческой организации высшего образования «Современный технический университет» к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области о признании незаконными постановления по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа от 19.05.2021 № 62-АО/2021 и решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 19.05.2021                                № 62-АО/2021,

УСТАНОВИЛ:

автономная некоммерческая организация высшего образования «Современный технический университет» (далее – организация) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области (далее – орган) о признании незаконными постановления от 19.05.2021 по делу об административном правонарушении № 62-АО/2021 о наложении административного штрафа и решения по жалобе на постановление от 19.05.2021 по делу об административном правонарушении                                № 62-АО/2021.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.01.2022 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, организация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции настаивает на ненадлежащем исполнении органом обязанности по доведению до организации информации о необходимости представления первичных статистических данных. Отмечает, что она ранее не привлекалась к административной ответственности за совершение однородного правонарушения. Обращает внимание суда на то, что вмененное ей правонарушение самостоятельно устранено до составления органом протокола об административном правонарушении.

От органа в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что органом 19.05.2021 в отношении организации вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 62-АО/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа 250 00 руб. в связи с  нарушением требований  статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон № 282-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 об утверждении «Положения об условиях предоставления в обязательном порядке статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» (далее – Постановление № 620),  в связи с предоставлением формы № 3-информ за 2020 год 29.04.2021 с нарушением срока представления – 25.03.2021.

Организация  зарегистрирована в качестве юридического лица, согласно сведениям в ЕГРЮЛ основной вид деятельности по ОКВЭД 85.22 – образование высшее; в Едином реестре субъектов малого среднего предпринимательства не значится, является респондентом по форме федерального статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг» и обязана представлять в орган первичные статистические данные на бланке соответствующей формы отчетности в установленный для этого срок.

За 2020 год информация по форме федерального статистического наблюдения                           № 3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг» направлена 29.04.2021.

В связи с этим органом 12.05.2021, в отсутствие законного представителя организации, составлен протокол об административном правонарушении и вынесено определение № 77-АО/2021 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении, которые направлены в адрес организации письмом от 13.05.2021               № 01-65/308 и телефонограммой от 18.05.2021).

Органом 19.05.2021, в отсутствие законного представителя организации, вынесено постановление № 62-АО/2021, согласно которому организация привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением,  организация обратилась с жалобой в орган, определением которого от 09.06.2021 назначено рассмотрение жалобы на  16.06.2021, о чем организация извещена письмом от 09.06.2021 № 01-65/424.

По результатам рассмотрения жалобы  руководителем  административного органа принято решение от 16.06.2021 № 62-АО/2021 об отказе в удовлетворении жалобы.

Не согласившись с постановлением и решением, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

На основании части 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 13.19. КоАП РФ непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 20 000 руб. до 70 000 руб.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 282-ФЗ под первичными статистическими данными понимается документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.

Статьей 4 Закона № 282-ФЗ основным принципом официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.

В силу частей 1 и 2 статьи 6 Закона № 282-ФЗ федеральное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть сплошным (проводится в отношении всех субъектов (объектов) изучаемой совокупности (переписи) и выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности). Способ проведения федерального статистического наблюдения определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.

Из статьи 8 Закона № 282-ФЗ следует, что респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.

Постановлением № 620 утверждено соответствующее Положение, которое в соответствии с пунктом 1 определяет условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.

Пунктом 4 Положения № 620 установлено, что первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 данного положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно пункту 3 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами, созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

В силу пункта 7 Положения № 620 вышеназванные данные предоставляются респондентами на бумажных носителях или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Росстата от 30.07.2020 № 424 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» (далее – Приказ № 424) утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг», которая представляется за 2020 год. Данная форма представляется в срок до 25 марта после отчетного периода.

В соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения спорную форму представляют юридические лица, основной вид экономической деятельности которых относится к следующим группам: в том числе образование высшее (код 85.22). Юридическое лицо заполняет настоящую форму и предоставляет ее в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.

Судом первой инстанции установлено, что организация является юридическим лицом, согласно сведениям в ЕГРЮЛ основной вид деятельности по ОКВЭД 85.22 – образование высшее, в Едином реестре субъектов малого среднего предпринимательства  не значится,  является респондентом по форме федерального статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг» и обязана представлять в орган первичные статистические данные на бланке соответствующей формы отчетности в установленный для этого срок. За 2020 год информация по данной форме направлена 29.04.2021.

Факт несвоевременного представления организацией формы федерального статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг» за 2020 год (форма представлена 29.04.2021 вместо установленного срока представления – 25.03.2020) подтверждается материалами дела и организацией не оспаривается.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о наличии в действиях организации объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Отклоняя довод организации о том, что органом надлежащим образом не исполнена обязанность по доведению до организации информации о необходимости представления первичных статистических данных, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно подпункту «в» пункта 2 Положения № 620 предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением, в том числе, условия о доведении субъектами официального статистического учета форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов в порядке, установленном пунктом 4 Положения № 620.

Пунктом 4 Положения № 620 установлено, что субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.

Из материалов дела следует, что на сайте органа «websbor.gks.ru» размещен перечень статистической отчетности по формам федерального статистического наблюдения, сервис «респонденты» с возможностью регистрации личного кабинета, предусмотрен сервис «система сбора отчетности» (после указания реквизитов организации выводится перечень форм, которые она должна представить в территориальный орган статистики), также на сайте размещены сведения о Приказе                   № 424, которым утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения сведения № 3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг» с указанием срока представления формы за 2020 до 25.03.2021 с перечнем респондентов, обязанных предоставить эту форму.

Сотрудниками отдела статистики труда, образования и инновации 05.03.2021 осуществлялась ручная рассылка уведомлений респондентам после формирования каталога по форме № 3-информ.

Размещение такой информации, согласно установленным нормативным правилам, свидетельствует о надлежащем информировании респондентов.

Законодательство, регулирующее правоотношения в сфере официального статистического учета, не содержит положений о личном информировании каждого хозяйствующего субъекта о проведении в отношении него статистического наблюдения.

Судом установлено, что организация зарегистрирована на сайте 20.11.2015 и в отношении нее предусмотрен перечень обязательных к представлению статистических форм, в том числе формы № 3-информ.

Согласно пункту 1.4 административного регламента, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 27.12.2010 № 685 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции» (действовавшего в спорный период, далее – регламент), результатами исполнения государственной функции являются:

издание приказа Росстата об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению;

направление приказов Росстата об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению федеральным органам государственной власти – субъектам официального статистического учета в одном экземпляре;

тиражирование и доведение до респондентов безвозмездно бланков утвержденных форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению федеральными органами государственной власти – субъектами официального статистического учета.

Юридическими фактами, которыми заканчивается исполнение государственной функции, является приказ Росстата об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.

В соответствии с пунктом 2.2.7 указанного регламента приказы Росстата об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению размещаются на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом бесплатном доступе – 5 календарных дней после подписания приказа.

В силу пункта 3.20 регламента в сроки, установленные пунктом 2.2.7 указанного регламента, структурным подразделением Росстата, ответственным за информационные ресурсы и технологии, приказ об утверждении форм размещается на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу «www.gks.ru».

Приказ № 424 размещен на официальном сайте Росстата в сети Интернет, также представлен в информационно-правовых системах «Консультант Плюс» и «Гарант».

Данный приказ является техническим актом, не относится к нормативным правовым актам, подлежащим государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, принят Росстатом в пределах предоставленных полномочий, введен в действие и опубликован в установленном порядке, и не подлежит размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Обязательность заполнения форм федерального статистического наблюдения и ответственность за не предоставление первичных статистических данных установлена Законом № 282-ФЗ, КоАП РФ и Постановлением № 620.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Между тем материалы дела не содержат надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии у организации обстоятельств, препятствующих надлежащим образом исполнить требования вышеуказанного законодательства.

При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о наличии в действиях организации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений не допущено, порядок привлечения к административной ответственности при вынесении оспариваемого постановления соблюден, размер административного штрафа определен в порядке статьи 4.1 КоАП РФ с учетом степени вины общества в размере санкции, установленной частью  1 статьи 13.19 КоАП РФ

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10) установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно абзацу 3 пункта 18.1 постановления № 10, в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

На исключительность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ указано также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2012 № 14495/11.

Таким образом, нормы о малозначительности правонарушения применяются независимо от состава административного правонарушения, но в исключительных случаях.

Между тем исключительные обстоятельства, позволяющие признать правонарушение малозначительным, в рассматриваемом случае отсутствуют.

Более того, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции правомерно указано на то, что несвоевременное представление формы № 3-информ влечет за собой неблагоприятные  последствия, выражающиеся в искажении статистической информации  по данной форме на региональном и федеральном уровне.

Несвоевременное представление организацией формы № 3-информ привело к срыву установленного графика работы, необходимости одновременной обработки с учетом других форм отчетности и могло повлечь несвоевременное формирование сводных итогов по России в целом.

Угроза охраняемым общественным отношениям связана с препятствиями для осуществления деятельности контролирующего органа и степенью пренебрежения правонарушителя к формальным требованиям публичного права, деяние посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок формирования статистической информации, который должен носить своевременный и устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.

Непредставление статистической отчетности повлекло выгрузку на федеральный уровень недостоверной первичной статистической информации, в результате чего, заинтересованные пользователи статистической информацией были лишены возможности получить статистические данные в достоверном виде, указанные обстоятельства наносят ущерб авторитету органов государственной статистики, что впоследствии негативно отражается на качестве официальной статистической информации и управленческих решениях, принимаемых на ее основе.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении организации к формальным требованиям публичного права.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что признаки малозначительности административного правонарушения отсутствуют, так как в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении  к исполнению своих публично-правовых обязанностей, по соблюдению требований законодательства, а именно предоставление отчетности с нарушением срока более чем на 1 месяц.

С учетом сказанного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований организации.

В отношении довода апелляционной жалобы о ненадлежащем исполнении органом обязанности по доведению до организации информации о необходимости представления первичных статистических данных суд апелляционной инстанции отмечает, что он являлся предметом рассмотрения судом первой инстанции, проверен им и обоснованно отклонен.

Указание организацией в апелляционной жалобе на то, что она ранее не привлекалась к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, а также на то, что вмененное ей правонарушение самостоятельно устранено до составления органом протокола об административном правонарушении, не принимается во внимание суда, поскольку данные обстоятельства учтены при назначении административного наказания.

Все доводы подателя жалобы рассмотрены апелляционной инстанцией, но не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

            Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Рязанской области от 18.01.2022 по делу № А54-5164/2021     оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Е.Н. Тимашкова

Е.В. Мордасов

В.Н. Стаханова