ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А54-6394/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2022
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2022
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., в отсутствие представителей заявителя– администрации муниципального образования – Ряжский муниципальный район Рязанской области (г. Ряжск, ОГРН <***>, ИНН <***>) и заинтересованного лица – Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.03.2022 по делу № А54-6394/2021 (судья Стрельникова И.А.), принятое по заявлению администрации муниципального образования – Ряжский муниципальный район Рязанской области к Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным отказа в регистрации ОПО по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов, изложенного в уведомлении от 11.06.2021 № 233-2578,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования – Ряжский муниципальный район Рязанской области (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – управление) о признании незаконным отказа в регистрации ОПО по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов, изложенного в уведомлении от 11.06.2021 № 233-2578.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.03.2022 требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что администрацией не представлены доказательства, подтверждающие наличие у нее сооружений, входящих в состав ОПО, на праве собственности или ином законном праве.
От администрации в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 07.06.2021 администрация обратилась в управление с заявлением о предоставлении государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов (далее – ОПО) – сети газоснабжения по ул. Силкина г. Ряжска и сети газоснабжения по ул. Кольцова г. Ряжска.
По результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов управлением 11.06.2021 было выдано уведомление № 233-2578 об отказе в регистрации ОПО, в связи с непредставлением копий документов, подтверждающих наличие сооружений, входящих в состав ОПО, на праве собственности или ином законном праве у администрации.
Не согласившись с указанным уведомлением, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно статье 1 Закона № 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (ОПО) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Опасный производственный объект – это категория объекта, предусмотренная статьей 2 Закона № 116-ФЗ, включенного в реестр опасных производственных объектов. Под безопасностью объектов понимается главным образом защищенность личности и общества от последствий возможных аварий на опасных объектах.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок регистрации ОПО в государственном реестре ОПО и ведения данного государственного реестра установлен в Правилах регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (далее – Правила № 1371).
На основании пунктов 3 и 8 Правил № 1371 регистрацию объектов в государственном реестре и ведение государственного реестра осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Полномочия Ростехнадзора в сфере государственного учета опасных производственных объектов, также определены в Положении о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (пункты 5.2.2.5 и 5.3.5).
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»).
В соответствии с Законом № 116-ФЗ и Правилами № 1371 включение в государственный реестр сведений об опасном производственном объекте и эксплуатирующей его организации носит заявительный характер и связано с началом эксплуатации опасного производственного объекта на законных основаниях (возникновение права собственности, аренды и иных прав).
Пунктом 2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.04.2019 № 140 (далее –регламент), установлено, что заявителями являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.
Из смысла положений регламента следует, что соответствующие данные в государственный реестр может предоставить только то лицо, которое в текущий момент времени является собственником имущества либо его законным владельцем.
Основанием для предоставления государственной услуги является направление (представление) заявителем в территориальный орган Ростехнадзора (по адресу места нахождения заявителя) заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения реестра (пункт 18 регламента).
В силу части 2 пункта 20 регламента для регистрации ОПО в реестре заявитель прилагает к заявлению следующие документы, содержащие сведения, необходимые для формирования и ведения реестра: копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений).
Пунктом 70 регламента установлены основания для принятия решения об отказе по результатам рассмотрения заявления и комплекта документов:
– несоответствие информации, представленной заявителем, сведениям, полученным на основании межведомственных запросов;
– представление комплекта документов не в полном объеме и (или) оформление заявления с нарушением требований регламента;
– несоответствие сведений, содержащихся в документах, предусмотренных регламентом, сведениям, указанным в заявлении.
Судом первой инстанции установлено, что 07.06.2021 администрация обратилась в управление с заявлением о предоставлении государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов – сети газоснабжения по ул. Силкина г. Ряжска и сети газоснабжения по ул. Кольцова г. Ряжска.
Из пояснений администрации усматривается, что указанные объекты завершены строительством в 2020 году и были приняты к бухгалтерскому учету и учтены в составе казны Ряжского городского поселения Ряжского муниципального района Рязанской области.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем сооружения, назначение 1.6, газохимического комплекса, наименование «Сеть газоснабжения по ул. Силкина г. Ряжска», протяженность 790 м, с кадастровым номером 62:14:0010101:496, расположенного по адресу: <...> и сооружения, назначение 1.6, газохимического комплекса, наименование «Сеть газоснабжения по ул. Кольцова г. Ряжска», протяженность 1449 м, кадастровый номер 62:14:0010216:41646, расположенного по адресу: <...> является муниципальное образование – Ряжское городское поселение Ряжского муниципального района.
Управлением администрации было выдано уведомление от 11.06.2021 № 233-2578 об отказе в регистрации ОПО по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов со ссылкой на то, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости собственником сооружений, входящих в состав является муниципальное образование – Ряжское городское поселение. По мнению управления, не представлены копии (реквизиты) документов, подтверждающих наличие у администрации прав собственности или иного вещного права на объекты, входящие в состав ОПО.
В силу положений статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 указанного Кодекса.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, будет являться наличие у администрации права на обращение с подобным заявлением в соответствующий орган.
Пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу части 1 статьи 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация (часть 1 статьи 34 Закона № 131-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Закона № 131-ФЗ уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.
Судом первой инстанции установлено, что 18.10.2013 Совет депутатов муниципального образования – Ряжское городское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области принял решение № 13 о ликвидации юридического лица – администрации муниципального образования Ряжского городского поселения Ряжского муниципального района Рязанской области.
В связи с ликвидацией администрации муниципального образования – Ряжское городское поселение Решением Совета депутатов муниципального образования – Ряжское городское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области от 23.12.2013 № 26 исполнение полномочий администрации Ряжского городского поселения с 01.01.2014 передано администрации муниципального образования – Ряжский муниципальный район Рязанской области.
Решением Ряжской районной думы Рязанской области № 47 администрации муниципального образования – Ряжский муниципальный район Рязанской области с 01.01.2014 передано исполнение полномочий администрации Ряжского городского поселения Ряжского муниципального района Рязанской области.
Администрация муниципального образования – Ряжское городское поселение (ИНН <***>) была ликвидирована и прекратила деятельность с 01.01.2014.
В силу статьи 25 Устава Ряжского городского поселения (далее – Устав) структуру органов местного самоуправления составляют: 1) Совет депутатов городского поселения, 2) глава городского поселения.
Совет депутатов является представительным (законодательным) органом Ряжского городского поселения и наделен следующими полномочиями (статья 33 Устава): принятие Устава и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития Ряжского городского поселения, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; определение порядка участия Ряжского городского поселения в межмуниципальном сотрудничестве; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
В связи со сказанным суд первой инстанции пришел к верному выводу, что единственным юридическим лицом Ряжского городского поселения является Совет депутатов, в полномочия которого не входит владение, пользование и распоряжение имуществом Ряжского городского поселения.
Кроме того, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 38 Устава предусмотрено, что к полномочиям администрации Ряжского городского поселения относятся:
– владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
– организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В связи с ликвидацией администрации муниципального образования Ряжского городского поселения Ряжского муниципального района Рязанской области и с целью возможности управления муниципальным имуществом, состоящим в казне Ряжского городского поселения, Советом депутатов муниципального образования – Ряжское городское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области принято решение от 23.12.2013 № 30 об утверждении Положения о порядке управление и распоряжения муниципальным имуществом в муниципальном образовании – Ряжское городское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области (далее – Положение).
В соответствии со статьей 7 Положения администрация муниципального образования – Ряжский муниципальный район Рязанской области обладает полномочиями приобретения в муниципальную собственность и создание имущества в пределах бюджетных ассигнований, обеспечивает осуществление государственной регистрации права собственности на муниципальное имущество, перехода права собственности и сделки с ним, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности муниципального имущества.
Статьей 2 этого же Положения закреплено нахождение в собственности Ряжского городского поселения муниципального имущества.
На основании статьи 4 того же Положения уполномоченным органом в сфере распоряжения имуществом муниципального образовании – Ряжское городское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области является администрация.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные нормативные правовые акты являются доказательством полномочий администрации на управление и распоряжение имуществом Ряжского городского поселения, в связи с чем правомерно удовлетворил требования администрации, признав незаконным отказ управления в регистрации ОПО и на основании пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязав управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации.
Апелляционная жалоба администрации содержит ошибочные выводы о структуре органов местного самоуправления Ряжского муниципального района и Ряжского городского поселения.
Так, на основании статьи 4 Положения администрация Ряжского муниципального района является уполномоченным органом в сфере распоряжения имуществом Ряжского Ряжского городского поселения.
Соответственно полномочия администрации Ряжского муниципального района, предусмотренные статьей 7, прописаны в отношении имущества Ряжского городского поселения, от имени и в интересах которого выступает администрация Ряжского муниципального района.
Администрация Ряжского муниципального района (Заявитель) не является собственником (правообладателем) имущества Ряжского городского поселения, но в силу нормативных правовых актов уполномочена на управление и распоряжение имуществом Ряжского городского поселения.
Таким образом, администрация муниципального образования – Ряжский муниципальный район – является органом, уполномоченным на обращение в органы Ростехнадзора для регистрации ОПО в реестре.
Вследствие сказанного доводы жалобы подлежат отклонению.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.03.2022 по делу № А54-6394/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Е.Н. Тимашкова
Д.В. Большаков
Е.В. Мордасов