ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-8072/18 от 12.11.2019 АС Рязанской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А54-8072/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2019

Постановление изготовлено в полном объеме  18.11.2019

 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В.,                       в отсутствие заявителя – Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области (г. Рязань ОГРН 1146200000099, ИНН 6229990334), заинтересованного лица – государственной жилищной инспекции Рязанской области (г. Рязань,                                       ОГРН 1186234004956, ИНН 6234176681), третьих лиц: администрации                                  города Рязани (г. Рязань, ОГРН 1026201270260, ИНН 6227000292), министерства                                     топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства                       Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209007745, ИНН 6234005020), управления капитального строительства администрации города Рязани (г. Рязань,                                        ОГРН 1086234015581, ИНН 6234064297), общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Единство сервис» (г. Рязань, ОГРН 1136229002667,                         ИНН 6229069420), Тананакина Максима Сергеевича (г. Саратов), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции                        Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.07.2019                           по делу № А54-8072/2018 (судья Котлова Л.И.)

УСТАНОВИЛ:

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области (далее –заявитель, Фонд капитального ремонта) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Рязанской области (далее – заинтересованное лицо, ГЖИ по Рязанской области, инспекция) о признании недействительным предписания № 02-1 об устранении выявленных нарушений                            от 12.09.2018.

При участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  администрации города Рязани (далее – администрация), министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области (далее – министерство), управления капитального строительства администрации города Рязани, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Единство сервис» (далее –                                       ООО «УК «Единство сервис», Тананакина Максима Сергеевича (далее – Тананакин М.С.).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.07.2019                                             по делу № А54-8072/2018 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, ГЖИ по Рязанской области обратилась                      в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать                   в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные        в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела.

В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что сведения                         для включения многоквартирных домов в программу капитального ремонта в адрес администрации города инспекция не представляет, а программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Рязанской области формируют совместно министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области и органы местного самоуправления                            (по городу Рязани – администрация города Рязани).

Податель жалобы указывает на то, что в постановлении, как и во всех предыдущих постановлениях по актуализации программы капитального ремонта от 29.12.2017 № 424, от 31.10.2017 № 271, от 28.12.2016 № 332, от 13.07.2016 № 158, площади домов                                  не указываются, дом № 5 по ул. Семчинская,   г.   Рязань  указывается   с   годом   постройки  –  2015   год,   и невозможно идентифицировать, что именно в постановлении от 28.12.2018 № 422 были учтены сведения по 2-й и 3-й очереди указанного дома.

По мнению инспекции, согласно действующему законодательству способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома определяется только после включения многоквартирного дома в программу капитального ремонта                               и выбранный способ формирования фонда капитального ремонта не влияет на дату наступления обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. В свою очередь,               как установлено в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции  данные о доме № 5 по ул. Семчинская (2-я очередь строительства) актуализированы в программе капитального ремонта постановлением правительства Рязанской области от 28.12.2018                 № 422. Однако указанные изменения в настоящее время в программе не отражены. Соответственно,  у инспекции не имеется оснований для уведомления администрации города Рязани о невыбранном способе формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений дома № 5 по ул. Семчинская, 2-очередь строительства. После включения дома № 5 по ул. Семчинская (2-я очередь строительства) в программу капитального ремонта, в случае непринятия собственниками помещений указанного дома в установленный законом срок решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, инспекция уведомит администрацию города Рязани о необходимости принятия решения, предусмотренного частью 1 стать 11 закона № 70-03 о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Инспекция также поясняет, что вся информация по номерам квартир, по которым Фонду необходимо снять начисления, взята инспекцией из Государственной информационной системы ГИС ЖКХ. Согласно данной информации  Фондом 30.12.2017  размещены лицевые счета по квартирам №№ 1-167 и производятся начисления взносов непосредственно с августа 2017 года, тогда как по квартирам №№ 168-381 (214 квартир) лицевые счета размещены Фондом только 03.04.2018, первый раз начисления                                 по этим квартирам произведены Фондом в марте 2018 года и в апреле 2018 года                           по этим квартирам выставлена задолженность за период с августа 2017 года.                                   В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, выданном администрацией города Рязани 16.06.2017 № 62-29-28-2017 на многоквартирный жилой дом № 5 по ул. Семчинская, 2-я очередь строительства, также указано количество квартир – 214.Следовательно, инспекцией выдано предписание о снятии начислений взносов собственникам помещений 2-й очереди строительства. Таким образом, вывод Фонда о том, что инспекция                                   не обладала сведениями о номерах квартир, по которым Фонду необходимо снять начисления, не соответствует действительности.

Заявитель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции                                               о неисполнимости обжалуемого предписания.

Фонд капитального ремонта в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения,                                     а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Тананакин М.С. в отзыве на апелляционную жалобу поддержал ее доводы.

ГЖИ по Рязанской области в письменных пояснениях поддержала свою позицию по делу.

Администрация, министерство, Управления капитального строительства администрации города Рязани, ООО «УК «Единство сервис» отзывы на апелляционную жалобу не представили.

На основании определения заместителя председателя в соответствии с пунктом              2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                     в связи с отпуском судьи Большакова Д.В. произведена его замена на судью                        Тимашкову Е.Н.

Судебное разбирательство производится с самого начала.

Представители  лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от министерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, в связи с чем  в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки обращения                       Тананакина М.С. (том 8 л.д.73) на основании приказа начальника Государственной жилищной инспекцией Рязанской области № 164 от 12.09.2018 (том 1 л.д. 21-22), жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка.

По результатам проведенной проверки 12.09.2018 составлен акт проверки № 271 (том 1 л.д. 16-18).

В ходе проверки установлено, что постановлением правительства Рязанской области от 12.02.2014 № 26 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Приложением к данной программе является перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Рязанской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, перечень услуг и (или) работ   по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах с указанием планового периода их проведения. В программе указан год постройки каждого многоквартирного дом. Площади многоквартирных домов в программе не указаны.

В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 16.02.2015                  № RU62326000-8/2015/PB, выданным администрацией города Рязани, введен                                в эксплуатацию многоквартирный жилой дом с объектами обслуживания, подземной автостоянкой (1-я очередь строительства); фактически общая площадь жилых помещений (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас) – 7234,2 кв.м.

Многоквартирный жилой дом № 5 по ул. Семчинская г. Рязани включен                                     в программу капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области                          при актуализации в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области                 от 28.12.2016 № 332 «О внесении изменений в постановление Правительства Рязанской области от 12.02.2014 № 26 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Год постройки дома, указанный                 в программе, – 2015.

Инспекция в ходе проведения проверки пришла к выводу о том,                                            что многоквартирный жилой дом по адресу ул. Семчинская, д. 5 (2-я очередь строительства), введенный в эксплуатацию 16.06.2017, не мог быть включен                                 в региональную программу капиалъного ремонта общего имущества многоквартирных домов Рязанской области, утвержденную постановлением Правительства Рязанской области от 28.12.2016 № 332, т.к. на момент ее утверждения жилой дом № 5                          по ул. Семчинской (2-я очередь строительства) не существовал.

Имел место жилой дом, сданный в эксплуатацию в 2015 году (1-я очередь строительства), к которому в 2017 году пристроен жилой дом (2-я очередь строительства).

Из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 16.06.2017 № 62-29-28-2017, выданного администрацией города Рязани, следует, что введена в эксплуатацию не часть жилого дома, а многоквартирный жилой дом с объектами обслуживания, подземной автостоянкой (2-я очередь строительства), с сетями и системами инженерно-технического обеспечения: водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации, электроснабжения, наружного освещения, газоснабжения, радиофикации, телефонизации. Общая площадь жилых помещений (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас) –11657,9 кв.м.,  количество зданий – 1.

Таким образом, в программу капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области oт 28.12.2016 № 332 «О внесении изменений    в постановление Правительства Рязанской области от 12.02.2014 № 26 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» включен только многоквартирный жилой дом № 5 по ул. Семчинская г. Рязани по году постройки – 2015 (1-я очередь строительства).

Кроме того, в приложениях к региональной программе капитального ремонта, утвержденных постановлениями правительства Рязанской области от 31.10.2017 № 271, от 29.12.2017   № 424 также внесены сведения по многоквартирному дому № 5                                   по ул. Семчинской с годом постройки – 2015, т.е. 1-я очередь строительства. Фактически дом № 5 по ул. Семчинской с годом постройки 2017 год (2-я очередь строительства) в программу не внесен.

Кроме того, на официальном сайте Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области, расположенном по адресу: http://www.fondkr62.ru/, многоквартирный дом № 5 по ул. Семчинской указан с годом постройки – 2015.                          Общая площадь помещений МКД, указанная на сайте, составляет 7569,90 кв.м.,                          что соответствует площадям 1-й очереди строительства, т.е. фактически в региональной программе капитального ремонта указаны данные многоквартирного дома, введенного                 в эксплуатацию в 2015 году (1-я очередь строительства).

Согласно жилищному законодательству начисление взносов   на капитальный ремонт собственникам и пользователям жилых помещений дома № 5  по ул. Семчинской (2-я очередь строительства), год постройки – 2017, может быть произведено только по истечении одного года с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Иного порядка начисления платы за капитальный ремонт жилищным законодательством не установлено.

В ходе проверки также установлено, что начисление платы за капитальный ремонт собственникам и пользователям многоквартирного дома № 5 по ул. Семчинской                           (2-я очередь строительства), дата ввода в эксплуатацию –16.06.2017, производилось                             с августа 2017 года.

Таким образом, в ходе проверки выявлены нарушения со стороны Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области при начислении платы за капитальный ремонт собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома № 5- (2-я очередь строительства) по ул. Семчинской г. Рязани.

На основании результатов проведения проверки Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области выдано предписание о снятии начислений платы за капитальный ремонт общего имущества в отношении собственников помещений многоквартирного дома № 5 по ул. Семчинской (2-я очередь строительства) за период                        с 01.08.2017 по 31.10.2018. Срок исполнения предписания до 06.11.2018 (том 1 л.д.19-20).

Письмом от 12.09.2018 № ИМ/32-1649 инспекцией в адрес фонда направлены акт проверки от 12.09.2018 № 271, предписание от 12.09.2018 № 02-1 и копия приказа                           от 12.09.2018 № 164.

Не согласившись с предписанием № 02-1 об устранении выявленных нарушений                    от 12.09.2018, Фонд капитального ремонта  обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,                              что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)                     не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права               и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия                              для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие                         их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого  ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Части 1 статьи 65 АПК РФ установлено ,что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган                               или должностное лицо.

Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного    по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них. Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.

Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает                                     у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех               и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем,                       в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ следует, что обязанность по уплате взносов                         на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта                      и включенном в региональную программу при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома               в региональную программу капитального ремонта.

Из части 7 статьи 170 ЖК РФ следует, в случае, если собственники помещений                   в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи,                       не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный                          ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок,               и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений                 в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

В силу положений части 2 статьи 172 ЖК РФ следует, что региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Рязанской области от 18.11.2013                         № 70-03 «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области» (далее – Закон № 70-03) обязанность             по уплате взносов возникает у собственников помещений в многоквартирном доме                      по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем,                  в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 2.1 настоящей статьи.

Частью 2.1 статьи 10 Закона № 70-03 предусмотрено, что обязанность по уплате взносов у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном                     в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает                     по истечении одного года с даты включения данного многоквартирного дома                               в региональную программу капитального ремонта.

В силу положений  части 2 статьи 11 Закона № 70-03 владелец специального счета             в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, справки банка                   об открытии специального счета.

Частью 4 статьи 11 Закона № 70-03 предусмотрено, что региональный оператор                      в течение пяти рабочих дней с момента поступления сведений (копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решение органа местного самоуправления в отношении многоквартирного дома) о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора представляет в орган государственного жилищного надзора следующие сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора: адрес многоквартирного дома; площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме без учета площадей помещений, относящихся                       к общему имуществу в многоквартирном доме.

Согласно части 5 статьи 11 Закона № 70-О3 (в ред. Закона Рязанской области                        от 11.05.2016 № 21-ОЗ) региональный оператор ежеквартально в срок до тринадцатого числа месяца, следующего за последним месяцем квартала, представляет в орган государственного жилищного надзора следующие сведения:

– сумма начисленных взносов на капитальный ремонт собственникам помещений                   в каждом из многоквартирных домов, формирующих фонды капитального ремонта                       на счете регионального оператора, за отчетный квартал;

– сумма поступивших взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в каждом из многоквартирных домов, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, за отчетный квартал.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона № 70-03 орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 2 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления                                      и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений                          в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта                                   и (или) не реализовали его.

Постановлением правительства Рязанской области от 12.02.2014 № 26                              «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества                  в многоквартирных домах» утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Приложением к данной программе является перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Рязанской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, перечень услуг                        и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах                   с указанием планового периода их проведения. В программе указан год постройки каждого многоквартирного дома. Площади многоквартирных домов в программе                                не указаны.

Как установлено судом, инспекция письмом 19.10.2016 № ИМ/32-3812                     (т. 2 л.д. 38-39) в адрес администрации города Рязани направила перечень многоквартирных домов, включенных в уточненную программу капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области, собственники помещений в которых                             не выбрали способ формирования фонда капремонта и (или) не реализовали его,                                с указанием адресов домов, для принятия решения, предусмотренного частью 1 статьи 11 Закона № 70-03. В данном перечне, под номером 36 был указан дом № 5                                          по ул. Семчинская.

На основании данного уведомления, принято решение (постановление администрации города Рязани от 01.11.2016 № 4756) о внесении изменения                                     в постановление администрации города Рязани от 29.05.2014 № 2245 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок                       не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован», где к перечню многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта    или выбранный ими способ не был реализован, добавлены пункты 2700-2746 (№ 2736 – ул. Семчинская, д. 5).

Письмом от 08.12.2016 № 8/9941 (т. 2 л.д. 17)  Фонд во исполнение требований части 4 статьи 11 Закона № 70 направил  в адрес начальника инспекции Миронова И.С. сведения о многоквартирных дома, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора по решению органов местного самоуправления.  Согласно приложению к данному письму (т. 2 л.д. 18) многоквартирный дом по адресу: Рязань, ул. Семчинская, д. 5. Имеет площадь                            7234, 2 кв.м.

03.11.2016в адрес Государственной жилищной инспекции Рязанской области                      и 08.11.2018 в адрес Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области направлены уведомительные письма о принятом решении, с приложением копии постановления администрации города Рязани от 01.11.2016 № 4756 (т. 2 л.д. 40).

24.01.2017 в адрес администрации города Рязани поступило письмо                                         от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области                              (от 29.12.2016 № 8/10694 (т. 2 л.д. 45)) по вопросу ошибочного включения ряда домов, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта в перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых                          не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный                              ими способ не был реализован, утвержденного постановлением администрации города Рязани № 4756 от 01.11.2016.

Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области 03.02.2017 за № 06/1-11-548-Исх. (т. 2 л.д. 51) управлением энергетики                                               и жилищно-коммунального хозяйства даны пояснения, что администрация города Рязани опирается на информацию, полученную от Государственной жилищной инспекция Рязанской области и, что внесение изменений в приложение к постановлению администрации города Рязани от 29.05.2014 № 2245 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ                                             не был реализован» возможны только после официального уведомления                       Государственной жилищной инспекции Рязанской области органа местного самоуправления о необходимости такого решения.

Письмом от 03.03.2017 № 8/1982 (т. 2 л.д. 50) Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области направил вышеуказанное пояснение в адрес Государственной жилищной инспекции Рязанской области.

Информация от инспекции о том, что ряд домов (в том числе дома № 5                                      по ул. Семчинская) ошибочно включены в перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, утвержденного постановлением администрации города Рязани от 01.11.2016 № 4756, на основании данных полученных от 19.10.2016 № ИМ/32-3812, в адрес администрации города                         Рязани не поступала.

Согласно информации предоставленной управляющей организацией                                 ООО «Управляющая компания «Единство сервис» (т. 2. л.д. 106), многоквартирный жилой дом № 5 по ул. Семчиннской г. Рязани вводился в эксплуатацию очередями                             в период с 2015 года по 2018 год. Количество квартир по каждой очереди указано                           в разрешениях на ввод в эксплуатацию. Номера жилых помещений: 1-я очередь –                               с 1 по 167; 2-я  очередь – с 168 по 382; 3-я очередь – с 382 по 655.

Из ответа Фонда от 03.08.2018 № 3/10243 на запрос жилищной инспекции следует, что дом № 5 по ул. Семчинской г. Рязани был включен в региональную программу капитального ремонта по ее актуализации от 28.12.2016 № 332 и обязанность по уплате взносов возникла у собственников по истечении шести календарных месяцев, начиная                        с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен                          этот многоквартирный дом, т.е. с июля 2017 год.

Как установлено судом в региональной программе капитального ремонта (актуализации от 13.07.2016 № 158, от 28.12.2016 № 332, от 31.10.2017 № 271) указан                                       год постройки – 2015, т.е. год постройки 1-й очереди строительства многоквартирного дома № 5 по ул. Семчинской.

При этом на официальном сайте Фонда многоквартирный дом № 5                                      по ул. Семчинской указан с годом постройки – 2015. Общая площадь помещений МКД,                      на которую производится начисление взносов на капитальный ремонт, указанная на сайте, составляет 7569,90 кв.м, что соответствует площадям 1-й очереди строительства,                          т.е. фактически в региональной программе капитального ремонта указаны сведения                         о 1-й очереди строительства дома, введенной в эксплуатацию в 2015 году.

Согласно разрешению на ввод в эксплуатацию от 17.02.2015                                                     № RU62326000-8/2015/PB администрация города Рязани в лице первого заместителя главы администрации Трушина Владимира Дмитриевича, действующего на основании постановления администрации города Рязани от 09.02.2015 № 438 «О делегировании отдельных полномочий главы администрации города Рязани первому заместителю администрации Трушину В.Д.»   разрешает ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: многоквартирный жилой дом с объектом обслуживания, подземная автостоянка (1 очередь)  по адресу: г. Рязань, ул. Семчинская, д. 5.

В соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию  от 16.06.2017                                       № 62-29-28-2017 осуществлен ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: многоквартирный жилой дом с объектом обслуживания, подземная автостоянка                               (2 очередь)  по адресу: г. Рязань, ул. Семчинская, д. 5.

Согласно разрешению на ввод в эксплуатацию от 01.06.2018 № 62-29034-2018 осуществлен ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: многоквартирный жилой дом с объектом обслуживания, подземная автостоянка (3 очередь)  по адресу:                       г. Рязань, ул. Семчинская, д. 5.

Постановлением Правительства Рязанской области от 12.02.2014  № 26 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Приложением к данной программе является перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Рязанской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, перечень услуг и (или) работ                 по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах с указанием планового периода их проведения. В программе указан год постройки каждого многоквартирного дом. Площади многоквартирных домов в программе не указаны.

Постановлением Правительства Рязанской области от 13.07.2016 № 158 внесены изменения в постановление Правительства Рязанской области от 12.02.2014  № 26                             (в том числе внесены изменения в перечень многоквартирных домов, включенных                         в региональную программу капитального ремонта). В приложении к постановлению                        от 13.07.2016  № 158, в перечне всех многоквартирных домов, расположенных                            на территории Рязанской области, значится многоквартирный дом № 5 по ул. Семчинской г. Рязани с указанием планового периода проведения работ – 2041-2043 года, с даты постройки дома 2015 год. Площадь многоквартирного дома в программе не указана.

Между тем в региональной программе капитального ремонта в редакции постановления Правительства Рязанской области от 13.07.2016 № 158 (и во всех последующих редакциях: от 28.12.2016  № 332, от 31.10.2017 № 271, от 29.12.2017 № 424, от 28.12.2018  № 422) значится дом № 5 по ул. Семчинская г. Рязани с годом постройки – 2015 год. Площадь многоквартирного дома в программе не указана.

Согласно материалам дела инспекция запросом от 26.09.2018 просила министерство топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Рязанской области представить сведения о количестве всех многоквартирных домой, включённых                             в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД,                                         а также площадь жилых и нежилых помещений этих домов по состоянию на 01.10.2018.

В свою очередь,  министерство топливно-энергетического комплекса                                        и ЖКХ Рязанской области на запрос инспекции от 26.09.2018 представило запрашиваемые сведения, из которых следует, что многоквартирный дом № 5 по ул. Семчинской введен                  в эксплуатацию в 2015 году, имеет общую площадь – 7569,8 кв.м.; площадь помещений всего – 7569,8 кв.м; в том числе жилых7234, 2 кв.м.; в том числе нежилых – 335,6 кв.м.

Как пояснил в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель инспекции, в ответе Фонда от 03.08.2018 №3/10243 на запрос жилищной инспекции указано, что дом №5 по ул. Семчинской г. Рязани включен в региональную программу капитального ремонта по ее актуализации от 28.12.2016 № 332 и обязанность по уплате взносов возникла у собственников по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, т.е. с июля 2017 года. Представитель инспекции также указал на то, что  Фонд ссылается на часть 2 статьи 10 Закона № 70-03, которая применима только для домов, изначально включенных в региональную программу, утвержденную постановлением Правительства Рязанской области от 12.02.2014 № 26.

Из пояснений представителя инспекции также следует, что в заявлении Фонда                   о признании предписания от 12.09.2018 № 02-1 недействительным сказано, что дом № 5 по ул. Семчинской г. Рязани был включен в региональную программу капитального ремонта по ее актуализации от 13.07.2016 №158 и обязанность по уплате взносов возникла у собственников в соответствии с частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ, частью 2.1 статьи 10 Закона № 70-03 по истечении одного года с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта, т.е. с августа 2017 года. Фактически же Фондом только в апреле 2018 года в платежных документах собственникам была выставлена задолженность по уплате взносов за предыдущие периоды (с августа 2017 г.) в виде перерасчета. Вместе с тем  дом № 5 по ул. Семчинской (2-я очередь строительства) не мог быть включен в региональную программу капитального ремонта ни по актуализации от 13.07.2016 № 158, ни по актуализации                    от 28.12.2016 № 332, т.к. фактически был построен только в 2017 году и введен                               в эксплуатацию разрешением администрации города Рязани от 16.06.2017                                         № 62-29-28-2017. Из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 16.06.2017                              № 62-29-28-2017, выданного администрацией города Рязани, следует, что введена                        в эксплуатацию не часть жилого дома, а многоквартирный жилой дом с объектами обслуживания, подземной автостоянкой (2-я очередь строительства), с сетями                             и системами инженерно-технического обеспечения: водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации, электроснабжения, наружного освещения, газоснабжения, радиофикации, телефонизации. Общая площадь жилых помещений (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас) – 11657.9 кв.м. Количество зданий – 1.

Как установлено судом,  а также следует из пояснений инспекции, в региональной программе капитального ремонта (актуализации от 13.07.2016 № 158, от 28.12.2016                            № 332, от 31.10.2017 № 271) указан год постройки – 2015, т.е. год постройки 1-й                      очереди строительства многоквартирного дома №5 по ул. Семчинской.

В ходе рассмотрения дела представитель инспекции ссылался на то,                                  что в программу включена 1-я очередь строительства. Площади дома в программе                        не указаны. Кроме того, пояснил, что на официальном сайте Фонда многоквартирный дом № 5 по ул. Семчинской указан с годом постройки – 2015. Общая площадь помещений МКД, на которую производится начисление взносов на капитальный ремонт, указанная                на сайте, составляет 7569,90 кв.м, что соответствует площадям 1-й очереди строительства, т.е. фактически в региональной программе капитального ремонта указаны сведения                        о 1-й очереди строительства дома, введенной в эксплуатацию в 2015 году. Исходя                        из вышеизложенного, в программу капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области включена только 1-я очередь строительства многоквартирного дома                  № 5 по ул. Семчинская г. Рязани по году постройки – 2015. Таким образом, согласно жилищному законодательству, начисление взносов на капитальный ремонт собственникам и пользователям жилых помещений дома № 5 по ул. Семчинской (2-я очередь строительства), год постройки – 2017, может быть произведено только по истечении одного года с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Иного порядка начисления платы за капитальный ремонт жилищным законодательством не установлено.

Как пояснил представитель инспекции, согласно письму администрации города Рязани от 09.04.2019 № 03/1/1/1-03/1206-исх, сведения о площади жилых и нежилых помещений всех очередей указанного дома были учтены в информационной системе управления региональной программой капитального ремонта после ввода в эксплуатацию 3-й очереди в 2018 году и актуализированы постановлением правительства Рязанской области от 28.12.2018 № 422. По мнению инспекции, на основании изложенного получается, что дом № 5 по ул. Семчинская (2-я очередь строительства) включен                     в программу капитального ремонта при ее актуализации постановлением Правительства Рязанской области от 28.12.2018 № 422. Соответственно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений дома №5 по ул. Семчинской                     (2-я очередь строительства) возникает с 28.12.2019. Соответственно, Фонд вправе производить начисление взносов на капитальный ремонт собственникам помещений                   2-й очереди строительства с 28.12.2019.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Тананакин М.С. ссылался на то, что в рассматриваемом случае имеет место нарушение статьи 170 Закона № 176-ФЗ, статьи 19 Закона № 70-ОЗ, Закона Рязанской области от 11.05.2016 № 21-ОЗ,                                   в соответствии с которыми обязанность по уплате взносов у собственников помещений                    в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении установленного периода (отсрочки для новостроек) с даты включения данного многоквартирного дома                    в региональную программу капитального ремонта.

Танакин М.С. также указал на то, что многоквартирный дом по адресу: г. Рязань, ул. Семчинская дом 5 возводился в три этапа. 1-я очередь строительства, в соответствии                с изменениями от 30.12.2014 № 9 в проектную декларацию предполагал срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося дома в первом квартале 2015 года. Общая проектная площадь указана 7 346,23 кв. м. 2-я очередь строительства,                                   в соответствии с изменениями от 31.03.2017 № 17 в проектную декларацию предполагал срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося дома во втором квартале 2017 года. Вторая очередь была введена в эксплуатацию Разрешением Администрации города Рязани от 16.06.2017 № 62-29-28-2017 (том 8 л.д.75-76), фактическая площадь составила 15 777 кв.м. 3-я очередь строительства, в соответствии с изменениями                           от 29.03.2018 № 13 в проектную декларацию предполагает срок получения разрешения               на ввод в эксплуатацию строящегося дома во втором квартале 2018 года.

Из пояснений Танакина М.С. следует, что в исходящем Фонда капитального ремонта г. Рязани от 03.05.2018 года № 4/5529, в соответствии с постановлением Администрации города Рязани от 01.11.2016 № 4759, указан год постройки 2015, начисления по взносам за капитальный ремонт по лицевым счетам помещений вышеуказанного многоквартирного дома производится с 01.08.2017 года. Сведения, размещенные на официальном сайте Фонда, гласят, что дом введен в эксплуатацию в 2015 году, общая площадь МКД указана 7 569,90 кв.м. (том 8 л.д.74). Однако ему,                               как собственнику квартиры № 315, в 2018 году была выставлена задолженность (в виде перерасчета) в размере 3359 руб. 46 коп. за капитальный ремонт (том 8 л.д.71).

Из материалов дела следует, что Тананакиным М.С. были сделаны запросы в Фонд, вх. от 07.05.2018 № 5257 и от 10.05.2018 № 5431 по данному факту, на что Фонд дал ответ: «В случае, если почтовый адрес вводимых в эксплуатацию секции такой же,                           как и многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта ранее, какие-либо особенности наступления обязанности по уплате взносов собственников помещений в вводимых в эксплуатацию секциях не устанавливаются»           (том 8 л.д.72).

Из письма ГЖИ по Рязанской области от 12.09.2018,  направленному                         Танакину М.С.,  следует многоквартирный жилой дом №5 по улице Семчинская (2-я очередь) не мог быть включен в программу капитального ремонта при актуализации, утвержденную постановлением Правительства Рязанской области от 28.12.2016 № 332, т.к. на момент  ее утверждения указанного дома фактически не существовало (том 8 л.д.73).

ООО «УК «Единство сервис» в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ссылалось на то, что оно осуществляет управление многоквартир­ным жилым домом, расположенным по адресу: г. Рязань, ул. Семчинская, д. 5. Данный многоквартирный жилой дом вводился в эксплуатацию очередями: 1 очередь в 2015 году, 2 очередь                               в 2017 году, 3 очередь в 2018 году. При этом  администрацией города Рязани выдано разрешение на ввод в эксплуата­цию от 16.06.2017 № 62-29-28-2017 многоквартирного жилого дома с объекта­ми обслуживания, подземной автомобильной стоянкой и системами инженерно-технического обеспечения, расположенного по адресу: г. Рязань,                                    ул. Сем­чинская, д. 5 (2-я очередь строительства). Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Рязань, ул. Семчинская, д. 5 включен в региональную программу капитального ремонта в соответствии с постановлением правительства Рязанской области от 13.07.2016.                        В дальней­ших актуализациях программы капитального ремонта, утвержденных                        поста­новлениями правительства Рязанской области, многоквартирный дом № 5                              по ул. Семчинская г. Рязани указан с датой постройки 2015 год.

ООО «УК «Единство сервис» также указывало на то, что в соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона № 70-03 обязанность по уплате взносов у собственников помеще­ний в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истече­нии одного года с даты включения данного дома в региональную программу капитального ремонта. Фонд капитального ремонта произвел начисление взносов на капиталь­ный ремонт собственникам помещений дома №5 по ул. Семчинской г. Рязани (2-я очередь строительства, дата ввода в эксплуатацию 16.06.2017) с 01.08.2017, исходя из того,                      что этот дом включен в региональную программу капитального ремонта                                        при ее актуализации от 13.07.2016 года, в то время как на момент данной актуализации дом №5 по ул. Семченской г. Рязани (2-я очередь строительства) фактически                              не существовал (не был еще построен). В натуре же был построен и существовал                            в действительности только жилой многоквартирный дом, который был сдан                                     в эксплуатацию в 2015 году: 1 -я очередь строительства. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что жилой дом № 5 по ул. Семчинская г. Рязани (2-я очередь строительства), введенный в экс­плуатацию 16.06.2017, не включен в региональную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением правительства Рязанской области от 13.07.2016 №158. Следовательно, Фонд капитального ремонта                   не вправе был начислять вз­носы на капитальный ремонт собственниками помещений дома № 5 по ул. Семчинской г. Рязани (2-я очередь строительства) с 01.08.2017.

Представитель администрации города Рязани в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции дал следующие пояснения по вопросу ошибочного включения ряда домов, в том числе дома №5 по ул. Семчинская, в перечень многоквартирных домов,                  где собственники помещений в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован.

Из пояснений администрации города Рязани (том 2 л.д.34-37) следует,                                что в соответствии с частью 7 статьи 170, частью 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 7 статьи 11 Закона № 70-03 «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории                   Рязанской области» орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления                 и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений                          в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта                                        и не реализовали его. Опираясь на данную информацию, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении                       таких домов на счете регионального оператора.

Из пояснений администрации  (том 2 л.д.34-37) следует, что ГЖИ по Рязанской области 19.10.2016 за № ИМ/32-3812 (том 2 л.д.38-39) в адрес администрации города Рязани направила перечень многоквартирных домов, включенных в уточненную программу капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капремонта и (или) не реализовали его, с указанием адресов домов, для принятия решения, предусмотренного частью 1 статьи 11 Закона №70-03. В данном перечне  под номером 36 был указан дом № 5 по ул. Семчинская (том 2 л.д.38-39).

Как следует из письменных пояснений администрации города Рязани, на основании данного уведомления принято решение (постановление администрации города Рязани                    № 4756 от 01.11.2016) о внесении изменения в постановление администрации города Рязани от 29.05.2014 №2245 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован», где к перечню многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, добавлены пункты 2700-2746 (пункт № 2736 – ул. Семчинская, д.5). При этом 03.11.2016 в адрес Государственной жилищной инспекции Рязанской области (том 2 л.д.40) и 08.11.2018                    в адрес Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области                        (том 2 л.д. 41) направлены уведомительные письма о принятом решении,                                              с приложением копии постановления администрации города Рязани № 4756 от 01.11.2016 (том 2 л.д. 42-44).

Как установлено судом, а также следует из пояснений администрации, 24.01.2017                      в адрес администрации города Рязани поступило письмо от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области (№ 8/10694 от 29.12.2016 – том 2 л.д.45-47)             по вопросу ошибочного включения ряда домов, введенных в эксплуатацию                              после утверждения региональной программы капитального ремонта в перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, утвержденного постановлением администрации города Рязани № 4756                        от 01.11.2016.

Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области 03.02.2017 за № 06/1-11-548-Исх. управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства даны пояснения,  что администрация города Рязани опирается на информацию, полученную от Государственной жилищной инспекция Рязанской области, и что внесение изменений в приложение к постановлению администрации города Рязани от 29.05.2014             № 2245 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора                    в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых                                  в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован» возможны только после официального уведомления Государственной жилищной инспекции Рязанской области органа местного самоуправления о необходимости такого решения (том 2 л.д.48-49).

При этом 03.03.2017 за № 8/1982 Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области направил вышеуказанное пояснение в адрес Государственной жилищной инспекции Рязанской области (том 2 л.д.50).

Как следует из пояснений администрации города Рязани, информация                                  от Государственной жилищной инспекции Рязанской области о том, что ряд домов                            (в том числе дом № 5 по ул. Семчинская) ошибочно включены в перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, утвержденного постановлением администрации города Рязани № 4756                       от 01.11.2016, на основании данных, полученных от 19.10.2016 за № ИМ/32-3812, в адрес администрации города Рязани не поступала.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции администрация ссылалась                  на то, что в жилищном законодательстве многоквартирный дом рассматривается как единый объект, без разделения на секции и подъезды. Фонд капитального ремонта формируется с целью накопления денежных средств собственников на проведение обязательного ремонта общего имущества всего дома согласно утвержденному графику. Уведомлений от Государственной жилищной инспекции Рязанской области                                   в администрацию города Рязани, о включении отдельно секций или подъездов дома № 5 по ул. Семчинская и ул. Песоченская, д. 14, в перечень многоквартирных домов,                           где собственники помещений в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован,                                  не поступало. В свою очередь в положениях части 5.1 статьи 170 ЖК РФ и в части 2.1 статьи 10 Закона Рязанской области № 70-03 четко указывается, что обязанность                              у собственников помещений по уплате взносов на капитальный ремонт                                             в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении определенного срока, т.е. речь идет именно о включенном в программу многоквартирном доме, а не отдельной секции, подъезде и т.д.

Из пояснений заявителя следует, что постановлением Правительства Рязанской области от 13.07.2016 № 158 были внесены изменения в постановление Правительства Рязанской области №26 от 12.02.2014 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Согласно постановления Правительства Рязанской области №158 от 13.07.2016 многоквартирный дом № 5 по ул. Семчинская был включен в региональную программу, при ее актуализации (указан адрес дома без указания очереди строительства) (том 1 л.д.25-27). При этом 01.11.2016 администрацией принято постановление №4756 «О внесении изменений                        в Постановление администрации города Рязани от 29.05.2014 № 2245 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок                    не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован» (том 1 л.д.28-30).

Согласно указанному постановлению № 4756 в отношении многоквартирного дома № 5 по ул. Семчинская, г. Рязань выбран способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, т.е. Фонда (в постановлении также указан адрес дома без указания очереди строительства) (том 1 л.д. 28-30).

Фонд в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ссылался на то,                          что  поскольку многоквартирный дом № 5 по ул. Семчинская г. Рязань включен                       в региональную программу 13.07.2016, обязанность у собственников помещений                          по оплате взносов на капитальный ремонт возникает в соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона № 70-03 с 13.07.2017. При этом постановление администрации города Рязани                   № 4756 о формировании фонда капитального ремонта принято 01.11.2016. Начисления собственникам помещений в многоквартирном доме №5 по ул. Семчинская  г. Рязань стали производится заявителем с 01.08.2017 без какой - либо разбивки    на очереди строительства.

Заявитель также пояснил, что постановление администрации № 4756                                  о формировании фонда капитального ремонта принято с учетом письма, поступившего от жилищной инспекции (от 19.10.2016 за №ИМ/32-3812 – том 2 л.д. 38-39). В данном письме непосредственно указан перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта. В указанный перечень домов включен дом №5 по ул. Семчинская, г. Рязань. Также ссылался на разъяснения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства                          Российской Федерации (Минстрой России), данные  в письме за № 16545-ЕС/06 от 12.05.2017 (том 2 л.д. 8-9), согласно которым в случае, если почтовый адрес вводимых в эксплуатацию секций такой же, как и многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта ранее, какие-либо особенности наступления обязанности по уплате взносов собственников помещений    в вводимых в эксплуатацию секциях не устанавливаются. В случае, когда вводимым секциям присваиваются новые почтовые адрес, обязанность по уплате взносов собственников помещений введенной секции возникает после ее включения в региональную программу капитального ремонта в порядке ее актуализации. При этом  многоквартирному дому № 5 по ул. Семчинская, г. Рязань вне зависимости   от очереди строительства присвоен единый почтовый адрес.

Из пояснений заявителя следует, что Фондом в адрес жилищной инспекции                          и администрации города Рязани направлено письмо от 29.12.2016 исх. № 8/10694 (том 2 л.д.45-47), в котором Фонд обратил внимание указанных адресатов,                                    что в постановление Администрации города Рязани № 4756 от 01.11.2016, по мнению Фонда, ошибочно включен ряд многоквартирных домов, в том числе д. № 5                                   по ул. Семчинская г. Рязань. В свою очередь,  ответ на данное письмо направлен                        в адрес Фонда только от администрации города Рязани, в котором было указано,                       что решение принято администрацией города Рязани на основании поступившего   от жилищной инспекции письма (от 19.10.2016) (том 2 л.д.45-49). По мнению Фонда,                   им предприняты все возможные меры в рамках имеющихся у заявителя полномочий, с целью решения возникшей ситуации. Заявитель также ссылался на то, что инспекция проигнорировала информацию, направленную заявителем еще 29.12.2016 (том 2                              л.д. 45-47), однако по истечении практически двух лет направило в адрес заявителя предписание с требованием о снятии начислений собственникам помещений по 2-й очереди строительства. Между тем возникшей ситуации в отношении якобы незаконного начисления заявителем взносов на капитальный ремонт собственникам помещений можно было избежать, в случае, если при включении д. № 5 по ул. Семчинская г. Рязань                           в региональную программу была указана секция, номер подъезда дома. К примеру,                     как указал заявитель, в постановлении администрации г. Рязани от 29.05.2014 (в редакции от 11.10.2018) «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых                  в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта            или выбранный способ не был ими реализован» в пункте 1770 и 1771 указан многоквартирный дом №14 по ул. Песоченская с номером подъезда (под 1-2) (под.3),                   в соответствии с постановлением правительства Рязанской области № 26 от 12.02.2014. «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества                       в многоквартирных домах» (в редакции от 15.10.2014), в котором также указаны номера подъездов (том 2 л.д.123).

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке  статьи  71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что возникшая спорная ситуация возникла в результате несогласованных действий, отсутствия надлежащего контроля и непринятия администрацией города Рязани и инспекцией своевременных и надлежащих мер в целях исключения и разрешения выявленного несоответствия.

Как установлено судом, информация о том, что многоквартирный дом № 5                          по ул. Семчинская, г. Рязань возводился в три этапа, не была ни исследована, ни учтена, ни перепроверена уполномоченными лицами. Основанием для включения дома № 5 по ул. Семчинская г. Рязань   в региональную программу администрацией города Рязани послужила лишь информация, полученная от Государственной жилищной инспекции Рязанской области, без проверки  ее обоснованности. Как поясняет администрация города Рязани, внесение изменений  в приложение к постановлению администрации города Рязани от 29.05.2014 № 2245  «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора  в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых    в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта     или выбранный ими способ не был реализован» возможно только после официального уведомления Государственной жилищной инспекцией Рязанской области органа местного самоуправления о необходимости такого решения. Как установлено в ходе судебного разбирательства, до вынесения оспариваемого предписания необходимые изменения  не внесены.

Суд первой инстанции справедливо принял во внимание то, что Фондом в адрес жилищной инспекции и администрации города Рязани направлено письмо                          от 29.12.2016 исх. № 8/10694, в котором Фонд обратил внимание указанных адресатов,  что в постановление администрации города Рязани № 4756 от 01.11.2016, по мнению Фонда, ошибочно включен ряд многоквартирных домов, в том числе д. № 5                                   по ул. Семчинская г. Рязань (том 2 л.д.45-47).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не нарушены требования Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Рязанской области № 70-ОЗ.

В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона                              от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)                                и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований                 или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые  к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием                            для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования,                                         то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина)                      может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при вынесении оспариваемого предписания факт нарушения Фондом норм жилищного законодательства                                     и положений Закона Рязанской области № 70-ОЗ жилищной инспекцией установлен                  без исследования обстоятельств наличия в действиях Фонда вины на совершение нарушения и мер, принятых последним с целью его предотвращения.

С учетом  изложенного  суд первой инстанции  справедливо заключил, что  оспариваемое предписание  не соответствует требованиям законодательства, поскольку не имеет полного доказательственного содержания.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю,                      и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа                      и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций жилищной инспекции, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства,                                     в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу                            также в установленный в нем срок.

Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица, которому оно адресовано, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Также при вынесении предписания контролирующему органу необходимо обеспечить соблюдение не только норм законодательства, но и законных интересов нарушителя, не превышая разумно необходимые меры воздействия на него. В числе прочих, подразумевается, что предписание должно быть реально исполнимым. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием                               для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Согласно оспариваемому предписанию заявитель обязан в срок до 06.11.2018 выполнить следующие действия: «В отношении всех собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рязань,                                   ул. Семчинская, д. 5 (2-я очередь строительства) снять начисления платы за капитальный ремонт общего имущества за период с 01.08.2017 по 31.10.2018. Представить документы, подтверждающие исполнение предписания в инспекцию (оборотно-сальдовые ведомости, справки расчетно-кассового центра и т.п.».

В отношении исполнимости данного предписания, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции  представитель заявителя пояснил, что в рассматриваемом случае непонятно в отношении каких пользователей помещений заявитель должен снять начисления по взносам на капитальный ремонт (каких лиц имеет в виду жилищная инспекция). Кроме того, ответчик указывает в предписании о снятии начислений                        по взносам на капитальный ремонт в отношении всех собственников помещений дома № 5 ул. Семчинская, г. Рязань (2-я очередь строительства). Заявитель также указал,                           что в вышеуказанном предписании следовало указать номера квартир, по которым,                     по мнению жилищной инспекции, производятся незаконно начисления. По сути, предписание не содержит четких предписываемых действий.

Из пояснений заявителя также следует, что в рассматриваемом случае, непонятно,  каким образом жилищная инспекция приняла решение о незаконности производимых заявителем начислений собственникам помещений (2-й очереди), если не обладала информацией о номерах квартир, по которым якобы незаконно произведены начисления и которые относятся ко второй очереди строительства.

Как  верно отмечено судом  первой  инстанции, ни акт проверки от 12.09.2018            № 271, ни оспариваемое предписание от 12.09.2018 № 02-1 не содержат сведений относительно того, в чем состояло нарушение, на основании   чего жилищная инспекция пришла к выводу о том, что Фондом неверно производилось начисление платы за капитальный ремонт общего имущества за период с 01.08.2017  по 31.10.2018.                   Каких- либо расчетов    в акте проверки инспекция не привела. Ссылок    на конкретные документы, подтверждающие нарушение, акт проверки также не содержит.

Как справедливо  указал суд первой инстанции, конечной целью вынесенного предписания является устранение и прекращение выявленного нарушения,                               тогда как неисполнимое предписание такие цели не обеспечивает.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель из акта проверки и выданного предписания не мог установить вменяемое ему нарушение и, следовательно, устранить его надлежащим образом; оспариваемое предписание не является реально исполнимым, следовательно, не соответствует закону.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции                  о том, что в рассматриваемом случае жилищная инспекция при вынесении оспариваемого предписания допустила нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации.

Между тем суд рассматривает дело в пределах заявленных требований, оценивает законность предписания на дату его издания и не вправе выходить за пределы предмета спора. В случае приведения администрацией города Рязани издаваемых                             нормативно-правовых актов в сфере региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствие с актуальными                                   и достоверными сведениями (в том числе установленными и подтвержденными документально в ходе судебного разбирательства) лица, участвующие в деле, вправе реализовать свои права на защиту в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу положений части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив,                  что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений                      и действий (бездействия) незаконными.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи                       и совокупности с обстоятельствами дела, суд первой инстанции   правомерно  признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Рязанской области № 02-1 об устранении выявленных нарушений от 12.09.2018, в связи с чем обоснованно  удовлетворил  заявленные требования.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции  также считает, что в рассматриваемом случае у фонда отсутствует вина в выявленном инспекцией  нарушении начислении платы за капитальный ремонт собственникам    и пользователям помещений многоквартирного дома № 5 – (2-я очередь строительства) по ул. Семчинской г. Рязани, поскольку заявителем не нарушены требования  Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Рязанской области                № 70-ОЗ.

Заявленные в апелляционной жалобе инспекции не влияют на законность                           и обоснованность обжалуемого решения, поскольку являлись обоснованием позиции  инспекции    по делу, не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.

Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.

При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем  суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены  или изменения оспариваемого судебного акта.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Рязанской области от 24.07.2019 по делу № А54-8072/2018     оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Рязанской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

                 В.Н. Стаханова

                 Е.В. Мордасов

                 Е.Н. Тимашкова