ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-9878/2017 от 14.06.2018 АС Рязанской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А54-9878/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   14.06.2018

Постановление изготовлено в полном объеме    15.06.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Большакова Д.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовым А.Р., при участии представителя заинтересованного лица – государственного бюджетного учреждения Рязанской области «Государственный архив Рязанской области» (г. Рязань, ОГРН 1076234000149, ИНН 6234035881) – Хреновой Ю.В. (доверенность от 28.04.2018 № 3), в отсутствие представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Деловые партнеры» (г. Рязань, ОГРН 1076229000374, ИНН 6229057086) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, относительно предмета спора, – главного архивного управления Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201263440, ИНН 6231013061), надлежащим образом извещенных, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Рязанской области «Государственный архив Рязанской области» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.03.2018 по делу № А54-9878/2017 (судья Костюченко М.Е.),

 УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Деловые партнеры» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к государственному бюджетному учреждению Рязанской области «Государственный архив Рязанской области» (далее – учреждение) с заявлением о признании незаконным отказа учреждения в принятии на хранение от общества документов по личному составу в количестве                              65 единиц хранения, выраженных в письме от 29.11.2017 № 317/01-27, а также обязании учреждения безвозмездно принять на хранение от общества документы по личному составу за период с 2007 по 2016 годов в количестве 65 единиц хранения (с учетом принятых судом области уточнений заявленных требований от 23.03.2018 (т. 2, л. 20 – 21)).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено главное архивное управление Рязанской области (далее – управление).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.03.2018 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов выражает несогласие с выводом суда области о том, что обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций документов предусмотрена как для государственных, так и муниципальных архивов. Указывает на злоупотребление правом со стороны конкурсного управляющего, выразившегося в просьбе выставления счета за оказание данной услуги.

От общества в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В обоснование своих возражений указывает на неисполнения учреждением установленной законом обязанности принять его документы на хранение не безвозмездной основе.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.07.2015 по делу № А54-2276/2015 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Конкурсный управляющий общества обратился в учреждение с заявлением о принятии на хранение документов по личному составу за период 2007 – 2016 годов в количестве 65 единиц хранения (т. 1, л. 19 – 20).

В ответ на указанное заявление учреждение направило обществу для подписания проект договора, предусматривающий взимание платы за хранение (т. 1, л. 21 – 23).

В связи с тем, что между сторонами возникли разногласия по вопросу оплаты за услуги по хранению документов, договор подписан не был.

Впоследствии конкурсный управляющий обратился в учреждение с заявлением от 27.11.2017 № ДП-31/И о принятии документов по личному составу в количестве                                      65 единиц на хранение на безвозмездной основе (т. 1, л. 30).

В ответе от 29.11.2017 № 317/01-27 учреждение сообщило заявителю, что документы от ликвидируемых организаций, не являющихся источниками комплектования, архив обязан принимать за плату (т. 1, л.  31).

Полагая, что учреждение необоснованно отказало ему в принятии на хранение документов по личному составу на безвозмездной основе, общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ                         «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон об архивном деле), согласно статье 3 которого  архивное дело в Российской Федерации – это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

Указанная деятельность реализуется через деятельность архива, под которым пунктом 9 указанной статьи понимается учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Государственный архив – это федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (пункт 10 статьи 3 Закона об архивном деле).

Документы по личному составу – это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (пункт 3 статьи 3 Закона об архивном деле).

Статьи 7, 8 и 9 названного Закона классифицируют архивные документы на относящиеся к государственной собственности (федеральной и собственности субъектов), муниципальной и частной собственности.

Согласно части 4 статьи 10 Закона об архивном деле в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.

В силу части 10 статьи 23 Закона об архивном деле при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.

При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Согласно пункту 3.9 Положения «О порядке и сроках хранения документов акционерных обществ», утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 № 03-33/пс, в случае ликвидации общества, если оно имело договор с учреждением системы Федеральной архивной службы России и часть его документов отнесена к составу Архивного фонда Российской Федерации, документы постоянного срока хранения и по личному составу передаются в соответствующий государственный архив.

Если договорных отношений с архивом не имелось, то в этом случае государственный архив обязан принять на хранение только документы по личному составу работников общества. Место хранения остальных документов определятся председателем ликвидационной комиссии или конкурсным управляющим.

Упорядочение архивных документов представляет собой комплекс работ по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел) в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 17 статьи 3 Закона об архивном деле).

В силу пункта 4.4.1 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 № 19, архивные документы принимаются в государственный и муниципальный архивы в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные документы и уникальные документы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств источников комплектования, передающих указанные документы.

При этом документы по личному составу принимаются в государственный и муниципальный архив по согласованным ЭПК описям дел, документов.

Судом установлено, что общество в лице его конкурсного управляющего заявило о передаче на хранение в учреждение только документы по личному составу работников общества за период 2007 – 2016 годов в количестве 65 единиц хранения.

В соответствии с пунктом 4.3 протокола заседания экспертно-проверочной комиссии главного архивного управления Рязанской области от 28.02.2017 № 2/04-04 описи дел по личному составу работников общества в количестве 65 дел согласованы.

Хранение в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых организаций, направлено, прежде всего, на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти, за судебной защитой и т. п.

Архив в силу указанных выше норм права обязан принять на хранение документы по личному составу общества.

Неисполнение же конкурсным управляющим соответствующей обязанности приведет к нарушению прав и законных интересов бывших работников должника, поскольку существенно затрудняет, в частности, процесс получения ими пенсионного обеспечения.

Судом области установлено, что общество, не имея соответствующего договора с учреждением, заявило о передаче на хранение только документов по личному составу работников.

Учреждением было отказано обществу в приеме вышеуказанных документов на безвозмездной основе.

Между тем отсутствие соответствующего договора в данном случае не препятствует возложению на учреждение обязанности принять от заявителя спорные документы.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал незаконным отказ учреждения в принятии на хранение от общества документов по личному составу, в связи с чем правомерно обязал учреждение безвозмездно принять их на хранение.

            Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2016 № 305-ЭС16-4927.

Довод учреждения о том, что документы должны быть переданы обществом не в государственный, а в муниципальный архив, обоснованно отклонен судом области.

Исходя из положений части 10 статьи 23 Закона об архивном деле, законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций как государственными, так и муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.

По смыслу указанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для государственных, так и муниципальных архивов.

            Несогласие учреждения с данным выводом не свидетельствует о неправильном толковании судом области норм материального права.

Ввиду неисполнения учреждением установленной законом обязанности принять на хранение документы не безвозмездной основе ссылка заинтересованного лица на злоупотребление правом со стороны конкурсного управляющего, выразившегося в просьбе выставления счета за оказание данной услуги, является необоснованной.

Отклоняя довод учреждения о том, что оказание услуг по хранению в рассматриваемом случае должно осуществляться на возмездной основе, суд первой инстанции обоснованно указал, что Закон об архивном деле не предусматривает в данном случае выплату учреждениям вознаграждения за хранение.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Рязанской области от 29.03.2018 по делу № А54-9878/2017     оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи                                                                             

Е.Н. Тимашкова

Е.В. Мордасов

Д.В. Большаков